Особенности построения финансовых систем зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 00:27, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной мной темы для курсовой работы (“Особенности современного развития финансовых систем развитых стран ”) неоспорима. В условиях рыночной экономики, когда товарно-денежные отношения приобретают всеохватывающий характер, финансы представляет собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов.

Содержание работы

2 Введение ...............................................................................................................
.. 2 1. Понятие финансовой системы и ее структуры...............................................
. 3 2. Современные тенденции развития финансовых систем развитых стран.....
. 9 а) Финансовая система ФРГ. ............................................................................
.. 9 б) Финансовая система США .........................................................................
.. 15 в) Финансовая система Японии........................................................................ 21 Заключение..........................................................................................................
.. 28 Список используемой литературы......................................................................

Файлы: 1 файл

яп,сша и фрг.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

 САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ

ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Особенности построения финансовых систем зарубежных стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2015

 

Содержание

2 Введение ...............................................................................................................

.. 2 1. Понятие финансовой системы  и ее структуры...............................................

. 3 2. Современные тенденции развития  финансовых систем развитых стран.....

. 9 а) Финансовая система ФРГ. ............................................................................

.. 9 б) Финансовая система США .........................................................................

.. 15 в) Финансовая система Японии........................................................................ 21 Заключение..........................................................................................................

.. 28 Список используемой литературы...................................................................... 29

 

 

 

Введение

Актуальность выбранной мной темы для курсовой работы (“Особенности современного развития финансовых систем развитых стран ”) неоспорима. В условиях рыночной экономики, когда товарно-денежные отношения приобретают всеохватывающий характер, финансы представляет собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов. Финансы неотъемлемая часть денежных ресурсов. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Устройство государственных финансов имеет особо важное значение в федеративном государстве, поскольку оно не только определяет материальную основу экономического регулирования и социальной политики, но и обеспечивает сбалансированное разделение властных полномочий и ответственности разных уровней государственного управления и, тем самым устройство самой федерации. Опыт построения и функционирования финансовой системы развитых стран, на данном этапе представляет интерес для нашей страны. Поэтому изучение финансовой системы развитых стран целесообразно, с точки зрения возможного использования некоторых ее моментов в устройстве государственных финансов России. Целью данной работы является рассмотрение особенностей финансовой системы таких развитых стран как Германия, США и Япония .

 

1. Понятие финансовой  системы и ее структуры

4 Понятие финансовой  системы является развитием более  общего определения "финансы". Финансы — историческая категория. Они появились одновременно с  возникновением государства при расслоении общества на классы. Термин finansia возник в XIII – XV вв. в торговых городах Италии и обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств. Таким образом, данный термин отражал, во-первых, денежные отношения между двумя субъектами, т.е. деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть и финансов); во- вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями; в-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств – бюджет (следовательно, можно сказать, что эти отношения носили фондовый характер); в-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата. Таковы основные признаки финансов. По ним безошибочно можно выделить финансы из всей совокупности денежных отношений. Например, денежные отношений, возникающие между гражданами и розничной торговлей (даже в условиях регулирования государством розничных цен), нельзя отнести к финансам, так как государство здесь регулирует денежные отношения гражданско-правовым методом, для которого характерной чертой является равноправие субъектов (равенство их прав и обязанностей), объединенных данными отношениями.5 Таким образом, финансы – это всегда денежные отношения, но не любое денежное отношение - всегда финансовое отношение. Исходя из вышесказанного, можно сформулировать общее определение финансов. Финансы — это экономические отношения, связанные с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода. Финансовая система представляет собой совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить государству осуществление своих политических и экономических функций, и состоит, с одной стороны, из государственных финансов, а с другой — из финансов частных предприятий, корпораций, монополий. На современном этапе государственная финансовая система в развитых зарубежных странах включает четыре звена: государственный бюджет; местные финансы; специальные внебюджетные фонды и финансы государственных предприятий. Ведущим звеном государственных финансов выступает государственный бюджет. По своему материальному содержанию — это главный централизованный фонд денежных средств государства. Государственный бюджет — основное средство перераспределения национального дохода. Через это звено финансовой системы перераспределяется до 40% национального дохода страны. В госбюджете сосредоточиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении общегосударственные расходы. В нем находят органическую увязку основные финансовые институты — налоги, внутренние займы, расходы. Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90% и более общей суммы его доходов. За государственным бюджетом в странах с развитой рыночной экономикой закреплены главные налоги — подоходный налог с физических лиц, налог на6 прибыль корпораций, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины. Из государственного бюджета производятся и основные расходы на: военные цели, вмешательство в экономику, содержание государственного аппарата, социальные расходы, субсидии и кредиты развивающимся странам. Государственный бюджет в силу своего положения тесно связан с другими звеньями финансовой системы. Он выступает координирующим центром, оказывающим в условиях рыночной экономики необходимую им помощь. Эта помощь в форме бюджетных субсидий, кредитов, гарантий обеспечивает нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы, решение ими возложенных на них задач. Следующим по своему значению финансовым звеном является система местных финансов. В современных условиях под влиянием развития производительных сил, научно-технического прогресса происходит повышение роли и влияния местных органов власти. Растут масштабы местного хозяйства, их связь и зависимость от крупного капитала, рас- ширяются и усложняются функции местных властей. Все это усиливает значение местных финансов, повышает их роль и удельный вес в финансовой системе. Местные финансы охватывают широкую группу второстепенных налогов (в основном поимущественных), систему местного кредита, специальных фондов. Центральное место в этом звене принадлежит местным бюджетам, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Структура местных финансов определяется государственным устройством и соответствующим административным делением государства. В США, например, в состав местных финансов входят бюджеты штатов, графств, муниципалитетов с закрепленными за ними расходами, источниками доходов; в ФРГ — бюджеты земель, общин. На долю местных бюджетов в федеративных государствах приходится от 40 до 50% всех7 ресурсов общегосударственной финансовой системы, в унитарных государствах — около 30%. В современных условиях это звено финансовой системы все больше используется в экономических целях, для регулирования хозяйственных процессов. С этой целью значительная часть средств местных бюджетов направляется на развитие экономической и социальной инфраструктуры. Особое финансовое звено образуют специальные правительственные фонды, которые имеют определенную самостоятельность, отделены от государственного бюджета и управляются непосредственно центральными, а в отдельных случаях — и местными властями. К ним относятся фонды социального страхования, различные целевые фонды, а также государственные и полугосударственные финансово-кредитные учреждения. Первоначальной задачей этих фондов являлось финансирование отдельных целевых мероприятий. Впоследствии они приобретают значение резерва, к которому правительства прибегают в случаях финансовых затруднений, т.е. используются для повышения маневренности финансовой системы. В отличие от государственных бюджетов специальные фонды подлежат значительно меньшему контролю со стороны парламентов, что облегчает их использование и повышает заинтересованность правительств в их росте. Самостоятельное финансовое звено образуют финансы государственных предприятий. Его возникновение связано с развитием государственного сектора в экономике ряда стран Западной Европы (Великобритания, Франция, Италия, ФРГ, Австрия) — процессом, который получил наиболь- шее распространение после второй мировой войны. Его главной задачей является оказание поддержки частному хозяйству путем сохранения и развития важных отраслей производства, которые в силу своей специфики имеют низкую рентабельность и тем самым невыгодны для предпринимательства (железнодорожный, воздушный транспорт, электроэнергетическая, газовая, угольная промышленности и т.п.).8 Государственные предприятия, таким образом, представляют собой попытку разрешить противоречие между частнопредпринимательскими интересами и общенациональными экономическими проблемами. В то же время финансы государственных предприятий — это звено финансовой системы, посредством которого государство участвует в первичном распределении национального дохода, аккумулируя в своих руках часть дохода, создаваемого на этих предприятиях. Государственные предприятия имеют закрепленные за ними основные и оборотные фонды, находятся на самостоятельной смете и осуществляют регламентированные законом взаимоотношения с государственным бюджетом. В зависимости от типа предприятия они обладают различной степенью автономности, производственной и финансовой самостоятельности. Второй сферой финансовой системы развитых зарубежных стран выступают финансы частных предприятий, корпораций, монополий, которые возникают в ходе экономической деятельности и обеспечивают процесс производства и получения прибыли. Они материализуются в виде денежного капитала, различных денежных фондов предприятия. В связи с тем, что деятельность предприятий осуществляется на основе индивидуального кругооборота капитала, эти денежные фонды носят обособленный, децентрализованный характер. В то же время государство имеет непосредственные взаимоотношения с финансами частных предприятий. Они выражаются в виде взимания платежей в государственный бюджет, формирования амортизационного фонда, регламентации кредитных отношений, предоставления государственных субсидий. Частные предприятия составляют подавляющую часть материального производства, на них приходится главная доля создаваемого валового внутреннего продукта и национального дохода. Поэтому государство использует различные методы (в т.ч. финансовые) для стимулирования деятельности этих предприятий, роста их накоплений, различных денежных9 фондов, связанных с ускорением научно-технического прогресса, созданием резервов, повышением квалификации работающих. Государство устанавливает льготный режим налогообложения прибыли, систему ускоренной амортизации, предоставляет в ряде случаев бюджетные кредиты, оказывает другие формы финансовой поддержки. В свою очередь частные предприятия своими платежами участвуют в формировании доходной базы государственного бюджета, других государственных фондов. С учетом вышеизложенного можно расширить определение финансовой системы. Каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а эта система в целом — совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Другими словами, финансовая система — это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

 

2. Современные  тенденции развития финансовых  систем развитых стран. а) Финансовая система ФРГ.

 Финансовая  система Германии состоит из  трех звеньев: федерального бюджета; региональных (земельных) бюджетов; местных  бюджетов (более 11 тыс. общин). Кроме  того, в финансовую систему входят  специальные правительственные и внебюджетные фонды, Фонды Федеральной железной дороги и Федеральной почты, государственных предприятий, органов социального страхования, федерального ведомства по труду. Вся страна разбита на финансовые округа. Связующим звеном между бюджетом федерации и бюджетами земель являются высшие финансовые дирекции. Они объединяют несколько финансовых округов. Формально все звенья бюджетной системы самостоятельно10 составляют бюджет, взимают налоги, сборы, расходуют средства на выполнение функций, подпадающих под их юрисдикцию. Бюджетный год в ФРГ совпадает с календарным. Федеральный бюджет состоит из запланированных расходов и запланированных расходов федерации. Доходы формируются путем аккумуляции налоговых и неналоговых платежей. Налоговые поступления составляют четыре пятых всех доходов бюджета. Неналоговые поступления складываются из прибыли государственных предприятий и рентных платежей. К неналоговым также относится многомиллиардная прибыль Немецкого федерального банка. Меньшее значение имеют поступления процентных выплат за предоставленные межгосударственные кредиты, доходы от участия в капитале. Расходы федерального бюджета обеспечивают функционирование традиционных сфер деятельности федерации, земель и общин. 19 марта 2007г. федеральное статистическое ведомство впервые опубликовало данные о финансовом имуществе госсектора, в который входят федерация, федеральные земли, коммуны, их отдельное имущество, а также объединения целевого назначения. На конец 2005г. общая сумма государственного финансового имущества составляла 229 млрд. евро. Наибольший удельный вес у федерации (31% или 71,5 млрд. евро). Финансовое имущество федеральных земель оценивается в 54,5 млрд. евро (24%), а коммун – в 46,7 млрд. евро (20%). Отдельное имущество федерации составляет 27,9 млрд. евро (12%), федеральных земель – 10,1 млрд. евро (4%), коммун – 2,5 млрд. евро (1%). Сюда относится также отдельное имущество объединений целевого назначения (6,7 млрд. евро или 3%), а также отдельное имущество фондов и предприятий государственного сектора (8,7 млрд. евро или 4%). Основная часть государственного финансового имущества состоит из предоставленных кредитов (83,7 млрд. евро или 37%). Наличные деньги и денежные вклады имеют объем в 58 млрд. евро (25%), а11 ценные бумаги – 11,3 млрд. евро (5%). Прочие долговые обязательства, которые невозможно статистически подразделить, оцениваются в 75,8 млрд. евро (33%). При исполнении бюджетного плана федеральное правительство обязано выполнить решение законодателей, но оно осуществляет расходы только в том случае, если они легитимизированы другими специальными законами (например, законом о заработной плате государственных служащих). Контроль за исполнением бюджета осуществляется в виде “сопровождающего” и “последующего” контроля. “Сопровождающий” проводится Федеральной счетной палатой - независимым постоянным действующим органом государственного финансового контроля. При “последующем” контроле этот орган составляет отчет о результатах ревизии, который становится основой для проведения парламентского контроля. Кругооборот бюджета заканчивается одобрением бундестагом и бундесратом отчета об исполнении бюджета, который составляется Министерством финансов и рассматривается Федеральной счетной палатой. В первом полугодии 2007 года суммарный баланс центрального, федерального и муниципального бюджетов Германии оказался положительным. Общая сумма профицита составила 1,2 миллиарда евро, или 0,1 процента от ВВП. За тот же период прошлого года Германия получила дефицит бюджета в 23 миллиарда евро. Бюджет Германии вышел в плюс впервые после объединения Западной и Восточной ее частей в 1990 году. Причиной улучшения ситуации стала благоприятная конъюнктура и повышение налога на добавленную стоимость с 16 до 19 процентов в начале 2007 года. Согласно новому прогнозу институтов, в 2008 году реальный ВВП вырастет на 2,2%. и что государственный бюджет должен быть сбалансирован и что профицит бюджета в 2008 году – 0,3% от ВВП. Ожидается, что Европейский центральный банк повысит процентные ставки до 4,25% во второй половине 2008 года. Ключевая процентная ставка в12 настоящее время составляет 4,0%. А так же на 2008 г. запланирована правительственная реформа налогообложения предпринимателей. Согласно проекту реформы, общий налог на доход компаний будет сокращен до 29,83% по сравнению с 38,65% в настоящее время. В 2008 году рост экспорта, как ожидается, замедлится до темпов 6,5% по сравнению с весенним прогнозом 8,1%. Как ожидается, импорт повысится на 6,9% в 2008 году. Предыдущий прогноз предполагал рост импорта в 2008 году на 8,4% после роста на 11,1% в 2006 году. Институты ожидают роста потребительских цен на 2,0% в 2008 году. Институты сообщили, что их прогноз действителен при условии, что цены на нефть в 2007 и 2008 годах составят в среднем 80 долларов за баррель и что евро будет торговаться около 1,40 доллара США. Согласно проекту, представленному 11 сентября 2007года министром финансов Пеером Штайнбрюком, общие расходы федерального бюджета в следующем году должны составить 283,2 миллиарда евро, что на 4,7 процента выше уровня текущего года. Налоговые поступления в бюджет, по мнению экспертов, достигнут 237,1 миллиарда. Сумма новых кредитов составит 12,9 миллиарда. Еще 33,2 миллиарда правительство планирует получить из других источников. Основные правила функционирования финансовой системы Германии закреплены в Финансовой конституции ФРГ, которая является самым крупным разделом Основного закона страны. Этот документ регулирует отношения между федерацией, землями и общинами, гарантируя их устойчивость и предотвращая негативное воздействие политической конъюнктуры (например, в результате смены кабинетов). Главной целью финансовой конституции является достижение единого (и высокого) жизненного стандарта на территории всей страны, для чего государство перераспределяет ресурсы и предоставляет общественные блага в равной13 мере всем территориям. Под перераспределением понимают совокупность финансовых отношений между звеньями бюджетной системы. Другими словами, при перераспределении ресурсов происходит реализация “механизма финансового выравнивания”, который воплощает на практике идеи бюджетного федерализма. В Германии существует два вида финансового выравнивания: вертикальное и горизонтальное. При вертикальном выравнивании федеральный центр перераспределяет регионам часть своих финансовых ресурсов. Так, в 1999г. из федерального бюджета регионам было перечислено примерно 26 млрд. марок в виде субсидий. Около 6,4 млрд. марок в форме специальных выплат предоставлено городам-землям Берлину, Гамбургу и Бремену. Девять из 16 земель ( в том числе 5 западных) получают федеральные субсидии (ежегодно около 1,5 млрд. марок) в связи с непропорционально высокими расходами на политическое управление. Горизонтальное выравнивание состоит в помощи более богатых земель (западных: Бавария, Баден-Вюртемберг) менее богатым (восточным: Саксония) и базируется на двух показателях - финансовой силе и выравнивании. Первый показывает величину собираемых землями налогов, а в отдельных случаях корректируется с учетом их особых финансовых потребностей (например, необходимости содержать порты, которыми пользуются все земли). Второй показатель отражает соотношение доходов, получаемых землей, и численности ее населения (здесь также не обходится без корректировок, учитывающих, например, размеры городов, поскольку считается, что финансовые потребности жителей мегаполисов существенно выше и они играют важную роль в жизни жителей окрестностей). В результате горизонтального выравнивания даже в самой бедной земле уровень финансовой обеспеченности достигает 99,5% среднегерманского. Между тем наиболее сильные федеральные земли - Баден-Вюртемберг, Бавария и Гессен - выступили против такого перераспределения, так как оно14 не стимулирует эффективную экономическую политику. Федеральный конституционный суд вынес решение об отмене механизма горизонтального выравнивания к концу 2004г. Важным звеном финансовой системы ФРГ являются специальные фонды. Главным из них является Фонд социального страхования, который объединяет большое количество автономных фондов, охватывающих различные виды страхования. Общей для всех фондов социального страхования является мобилизация доходов из трех источников: обязательных отчислений, взносов предпринимателей и субсидий из федерального бюджета. Наибольший удельный вес имеют отчисления предпринимателей. Фонды социального страхования занимаются страхованием от несчастных случаев, на случай болезни, пенсионным страхованием рабочих и служащих, не работающих по найму. Система пенсионного обеспечения Германии построена на двух принципах финансового обеспечения граждан в старости: перераспределительном и накопительном. С 1990-х г. пенсионная система реформируется путем введения накопительной части. Чтобы не допустить бедности в старости, вводятся базисные (минимальные) пенсии, финансируемые из налоговых поступлений. Индексироваться в зависимости от динамики заработной платы пенсии не будет. Пенсионная реформа продлится до 2030г., она не носит революционного характера, но пенсионная система подвергается серьезной трансформации. Страхование и выплаты по безработице осуществляются федеральным ведомством занятости. Страховые отчисления обязательны для рабочих и служащих независимо от их доходов. Безработные получают пособие, которое зависит от общего трудового стажа, размеров последней заработной платы, возраста, наличия детей. Безработные, “снятые” со страхования по безработице, т.е. уже потерявшие право на пособие, получают выплату по безработице. Размер выплаты для безработных, имеющих детей, - 58%, для безработных без детей - 56% от прежних доходов.15

 

 б) Финансовая  система США

Современная система государственных финансов США состоит из:  Финансовой системы федерации;·  Финансовых систем 50 штатов;·  Финансовых систем 12,7 тыс. административных, хозяйственно -· предпринимательских, культурно-просветительных и других местных подразделений (графств, муниципалитетов, таун-шипов, сельских, школьных, специальных округов и т.п.);  специальных фондов;· Каждое подразделение государственного управления (федерация, штаты, местные органы) самостоятельно составляет и утверждает свой бюджет, разрабатывает и осуществляет налоговую политику, управляет долгом. Бюджеты штатов не входят в федеральный бюджет, а местные бюджеты - в бюджет штатов. Бюджетный год федерального правительства начинается с 1 октября и завершается 30 сентября следующего года, а большинства штатов - начинается 1 июля и заканчивается 30 июня следующего года. При этом свыше половины штатов практикуют составление бюджета на два года. В большей части местных административных единиц бюджетный год совпадает с календарным Центральное место в системе государственных финансов США занимает финансовая система федерации и федеральный бюджет. За федеральными органами закреплены расходы общенационального значения (на военные цели, международные дела; на финансовую поддержку каких-либо отраслей и секторов национального хозяйства; на содержание федерального государственного аппарата; на управление федеральным государственным долгом и т.п.). На долю властей штатов и местных органов приходится значительная часть государственных расходов, связанных с финансированием социальных нужд местного хозяйства, административного аппарата. Что касается доходов, то основным источником доходной части16 бюджета являются налоговые поступления. Причем, в доходах федерального бюджета преобладают прямые налоги, в доходах штатов – косвенные, а в доходах местных органов власти – поимущественные налоги. Согласно отчету, представленному министерством финансов США в 11 октября 2007 г, дефицит бюджета в 2007 финансовом году, который закончился 30 сентября, сократился на $85 млрд. по сравнению с прошлогодним показателем и составил $163 млрд. Дефицит бюджета практически совпал c прогнозом Бюджетного управления Конгресса США, которое оценивало этот показатель в $161 млрд. Как сообщило министерство финансов США в своем отчете, сумма налоговых поступлений в 2007 финансовом году составила $2,568 трлн., а расходы бюджета достигли $2,731 трлн. В целом, дефицит бюджета по итогам года составил 1,2% ВВП страны. В прошлом финансовом году он был равен 1,9% ВВП. В США бюджеты регулируются через систему дотаций и отчислений. Движение ресурсов происходит одновременно по четырем каналам: из федерального бюджета – в бюджеты штатов и местные бюджеты; из бюджетов штатов – в местные бюджеты; из местных бюджетов – в бюджеты штатов; между местными бюджетами. Федеральный бюджет в США по форме представляет собой регулярно утверждаемую подробную смету всех правительственных расходов и доходов, распределяемых по источникам поступлений, основным направлениям и программам расходования средств. Под бюджетными доходами в США обычно понимается денежная сумма налоговых поступлений и других платежей, собранная с населения и предприятий федеральным правительством через федеральные или местные власти. Структура расходной и доходной частей федерального бюджета претерпевает ежегодные изменения. В США все 50 штатов формально наделены автономными правами в области финансов. Они самостоятельно составляют, утверждают и исполняют свои бюджеты, которые ни по доходам, ни по расходам не входят17 в федеральный бюджет страны. В известной мере они самостоятельны в определении объема бюджетов, структуры расходов и доходов. Федеральные власти не уполномочены прямо контролировать бюджеты штатов. Власти штатов не отчитываются перед федерацией о состоянии финансов и бюджета. В большинстве штатов составление бюджета находится в ведении главы исполнительной власти и осуществляется подчиненным ему финансовым органом. При этом смету расходов разрабатывают бюджетные и финансовые бюро, а смету доходов – налоговые и другие органы. Проект бюджета направляется в местные законодательные органы. Основным источником доходов бюджетов штатов, как и федерального бюджета, являются налоговые поступления. В состав расходов местных бюджетов более половины их общей суммы приходится на долю затрат, связанных с финансированием государственной налоговой школы. Кроме того, значительная доля средств ежегодно выделяется на финансирование содержания дорог, коммунального и городского хозяйства, противопожарной охраны, лечебных и других учреждений. Важное место в системе государственных финансов принадлежит специальным фондам США, которые функционируют обособленно как самостоятельные финансово – кредитные учреждения. Они представляют собой совокупность денежных ресурсов, имеющих селевое назначение. Доходы этих фондов формируются за счет налоговых и не налоговых поступлений, также за счет средств федерального бюджета. Наиболее значительными являются фонды социального страхования. К основным общенациональным системам (фондам) социального страхования и обеспечения относятся страхование по старости, по случаю потери кормильца и страхование здоровья. Кроме того, существует страхование по безработице, по временной нетрудоспособности и, наконец, система государственной помощи престарелым, инвалидам и нуждающимся. В дополнение к этому имеются весьма урезанные системы семейных пособий,18 которые частично финансируются федерацией, но находятся в ведении властей штатов и местных органов. Право на получение пенсии по старости в США в полной сумме возникает лишь у лиц, достигших 65 лет и имеющих необходимый стаж страхования. Пособия по страхованию здоровья выплачиваются лицам по достижении 65 лет. Фонд пособий по безработице формируется за счет взносов предпринимателей (в размере незначительного процента к фонду заработной платы). Также в США в зависимости от целей использования выделяют следующие специальные фонды: - экономические фонды, предназначенные для регулирования хозяйственной жизни. К ним относятся инвестиционные, конъюнктурные, фонд перестройки и развития и т. д. Средства этих фондов направляются на финансирование честных компаний и малорентабельных государственных предприятий, особенно в периоды циклических кризисов. Помощь представляется в форме безвозмездных субсидий и льготных кредитов; - научно – исследовательские фонды, используемые для финансовой поддержки научных исследований в промышленности, строительстве, а также содержание государственных научных центров, осуществляющих разработку фундаментальных исследований; - военно – политические фонды – резервы, находящиеся главным образом в распоряжении президента США, за счет которых финансируются дополнительные целевые мероприятия имеющие особую важность. В США к ним относятся конфиденциальные (секретные) фонды федерального бюджета. Из них финансируют секретные крупномасштабные научно – технические проекты. - Прочие фонды19 Таким образом, специальные фонды США имеют целевой характер и формируются за счет налоговых и неналоговых поступлений и за счет средств федерального бюджета. Президент Джордж Буш направил 5 февраля 2007г в конгресс США проект федерального бюджета на 2008 финансовый год (начинается 1 октября текущего года) в размере 2,9 трлн долларов. Президент США Джордж Буш заявил что расходы американской администрации, предусмотренные бюджетом на 2008-й финансовый год, будут направлены на обеспечение обороны и войн в Ираке и Афганистане, внутренние расходы на необоронные цели будут ограничены. Как сообщила газета "Вашингтон пост", в проекте бюджета на 2008-й финансовый год администрация Дж. Буша предложила увеличить расходы на оборону на 10 процентов, то есть общий объем расходов на оборону достигнет 481 млрд долларов США. Кроме того, как сообщил официальный источник, Дж. Буш также стремится получить согласие Конгресса на выделение до конца 2008 года в общей сложности 245 млрд долларов на удовлетворение военных расходов в Ираке и Афганистане Согласно прогнозам Административно-бюджетного управления (АБУ) Белого дома, благодаря усилиям нынешней администрации дефицит средств в государственной казне будет последовательно сокращаться в течение следующих четырех лет, сообщает ИТАР-ТАСС. Предполагается, что к 2012 году он исчезнет полностью, и бюджет будет сверстан с профицитом в размере 61 млрд долларов. Добиться этого правительство собирается главным образом за счет поддержания стабильного экономического роста, уменьшения стоимости военной операции в Ираке и сокращения расходной части бюджета. 2006 год Соединенные Штаты закончили с дефицитом бюджета, равном 248 миллиардов долларов.20 В проекте предусмотрены расходы на оборону на 2008 год в размере 481,4 миллиарда долларов, а также дополнительные расходы на войну в Ираке и Афганистане в размере 93,4 миллиарда долларов в текущем году, 141,7 миллиарда долларов - в 2008 году и 50 миллиардов - в 2009 году. Согласно выкладкам Белого дома с учетом новых цифр, общие расходы США на войну в Ираке и Афганистане за период с 2003 по 2009 год составят 661,9 миллиарда долларов. Общие расходы на противоракетную оборону (ПРО) в проекте бюджета составляют 8,9 миллиарда долларов, из них 310 миллионов долларов выделяется на строительство базы ПРО в Европе. Предложенный Бушем проект оборонного бюджета на 2008 год включает также увеличение численности сухопутных сил США с нынешних 482 тысячи до 547 тысяч военнослужащих к 2012 году. Одновременно Буш включил в бюджет увеличение численности войск морской пехоты США с нынешних 175 тысяч до 202 тысяч к 2011 году, а также увеличение численности войск специального назначения дополнительно на 13 тысяч военнослужащих к 2013 году. Проект оборонного бюджета предусматривает также выделение 14,2 миллиарда на строительство новых военных судов, включая строительство первого атомного авианосца нового класса. Кроме того, Буш запросил у конгресса 135 миллионов долларов на программу оснащения баллистических ракет морского базирования "Трайдент" обычными (неядерными) боеголовками. Между тем, как полагают специалисты Бюджетного управления конгресса США, планы исполнительной ветви власти, предполагающие сохранение в силе ранее введенных налоговых послаблений и после 2010 года, не приведут к ликвидации дефицита. Как утверждают эксперты законодательной ветви власти, такие замыслы способны увенчаться только тем, что к 2012 году дефицит бюджета будет составлять 146 миллиардов долларов. Однако, считают в конгрессе, отказ от сохранения после 2010 года налоговых послаблений дат возможность исполнить бюджет в 2012 году с21 профицитом в размере 170 миллиардов долларов, если сохранится экономический рост. Также Буш запросил у конгресса $951 миллион на создание нового пилотируемого космического корабля Орион, на котором американские астронавты смогут совершить полет на Луну. При этом в запросе Буша предусмотрены еще $1 миллиард 200 миллионов на создание ракеты- носителя Ares-1, которая будет выводить пилотируемый корабль Орион на орбиту. Буш включил в проект бюджета $1,513 миллиарда на пропаганду и улучшение имиджа США за рубежом в 2008 году. Эти расходы призваны обеспечить для США "победу в войне идей" через "улучшение понимания миром Соединенных Штатов".

 

 в) Финансовая система Японии

 Финансовая  система Японии состоит из  бюджета центрального правительства (общий счет), бюджетов местных  властей и специальных счетов, включающих как специальные фонды  так и счета предприятий, служб, корпораций, принадлежащих центральным и местным органам власти. Бюджетный год в Японии продолжается с 1 апреля по 31 марта. Доходы и расходы бюджета имеют определенную группировку, включающую разделы, статьи и параграфы. Доходы подразделяются на 7 разделов, 11 статей и 43 параграфа, расходы - на 13 разделов, 41 статью и 242 параграфа. Подготовка проекта бюджета осуществляется министерством финансов и его департаментами. Другие министерства и ведомства готовят предложения относительно объема и структуры своих бюджетов, а также по некоторым другим финансовым вопросам и не позднее 31 августа направляют соответствующие документы в бюджетный департамент министерства финансов.22 С сентября по декабрь бюджетный департамент рассматривает поступившие материалы и на их основе разрабатывает проект бюджета. Проект направляется для согласования в Управление экономического планирования, а затем - на рассмотрение кабинета министров. После внесения поправок, в январе правительство представляет проект бюджета на рассмотрение парламента. После обсуждения в бюджетной комиссии парламент утверждает бюджет в виде закона. Согласно Конституции Японии парламенту принадлежит исключительное право распоряжаться государственными финансами. Исполнение бюджета осуществляется министерством финансов и иными министерствами и ведомствами. Кассовое обслуживание бюджета производят Японский банк и его отделения. Министерства и ведомства в пределах установленных им расходов представляют в Министерство финансов свои платежные сметы, которые министерством рассматриваются и утверждаются. Далее копии смет направляются в Японский банк и последний осуществляет соответствующие операции. Контроль за расходованием утвержденных ассигнований проводится поквартально в форме отчетов министерств и ведомств. Контролеры министерства финансов изучают полученные отчеты, проверяют данные и составляют общий отчет об исполнении бюджета по доходам и расходам. Общий отчет представляется правительству, которое, в свою очередь, отправляет его на рассмотрение ревизионного бюро. После того как ревизионное бюро даст заключение, отчет утверждается правительством и передается на рассмотрение и утверждение в парламент. Доходная часть бюджета Японии состоит из налоговых и неналоговых поступлений. По сравнению с другими странами доля неналоговых поступлений в Японии достаточно высока. Сюда входят доходы от арендной платы, продажи земельных участков и другой недвижимости, пени. штрафы, доходы от лотерей, займы и т.п.23 Налоговая система Японии характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать каждый орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы в законодательных актах. Всего государственных налогов в Японии двадцать пять. Налоги взимаются прямые и косвенные. Основу бюджета составляют прямые налоги. К прямым налогам относятся подоходный налог с юридических и физических лиц, налог на имущество, на наследство, на доходы от операций с ценными бумагами и некоторые другие. Физические лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок - 10, 20, 30, 40 и 50% от суммы дохода. При определении необлагаемого минимума учитывается семейное положение налогоплательщика. Кроме того, от уплаты налога освобождаются средства, затраченные на лечение. У среднестатистического японца может освобождаться от подоходного налога более 30% его доходов. Налог на имущество уплачивают и юридические, и физические лица по ставке 1,4% от стоимости имущества. Переоценка имущества производится один раз в три года. В объект налогообложения входят: все недвижимое имущество, земля, проценты по банковским депозитам. При приобретении или продаже имущества, то есть в момент перехода собственности от одного владельца к другому, также уплачиваются налоги. К косвенным налогам также относятся акцизы на спиртное, табачные изделия, нефть, газ, бензин; акцизы за услуги: за проживание в гостинице, питание в ресторанах. К этой же группе относятся таможенные пошлины. “Особенность Японии заключается в том, что показатель удельного веса государственных расходов в ВНП страны является одним из наименьших среди показателей развитых стран Огромную часть расходов государственного бюджета составляют социальные расходы. А среди них - пенсии по старости и инвалидности Японское правительство обращает большое внимание на создание24 достойного уровня жизни лицам пожилого возраста. Это связано с тем, что численность данной категории постоянно растет и к 2055г., согласно правительственному прогнозу, лица старше 65 лет составят 40,5% населения. Кроме того, из-за роста продолжительности жизни и увеличения периода трудовой активности этой категории населения, а также нехватки молодой рабочей силы пожилые люди станут важным компонентом рынка труда. В Японии граждане старше 65 лет составляют 20,1% населения. Далее следуют Италия (19,7%) и Германия (18,8%). Старение Японии идет угрожающими темпами: еще в 2000г. граждане старше 65 лет составляли чуть больше 17%. Тогда Япония занимала по этому показателю второе место, уступая Италии. Пенсионная система Японии достаточно сложна и многослойна. Средствами государственного бюджета обеспечивается 1/3 выплат базовой пенсии. Остальное выплачивается за счет различных пенсионных фондов. За счет бюджета финансируется в Японии так называемое общественное вспомоществование. Оно охватывает тех, кто сам не может обеспечить минимальный уровень жизни. Такая помощь предоставляется на основе Закона о гарантиях прожиточного минимума и выплачивается по семи номинациям: на повседневные нужды, образование, жилье, медицинское обслуживание, материнство, по безработице, на похороны. Реализуя программу научно-технического прогресса, правительство Японии увеличивает государственные ассигнования на НИОКР. Особое внимание, уделяемое науке и образованию, объясняется тем, что они превратились в главный структурный фактор экономического роста. В составе расходов на науку 13% составляют ассигнования на социальные науки, а 87% - на естественные и технические. В ближайшие годы намечено ликвидировать существующий перекос в финансировании. За счет государственного бюджета финансируются дорожное строительство, работы по развитию авиационного и железнодорожного25 транспорта, системы связи, расходы по ликвидации последствий стихийных бедствий и т.п. Что касается военных расходов, то их уровень в Японии, по сравнению с другими развитыми капиталистическими странами, достаточно низкий. Военные расходы в Японии не выходят за пределы 1% ВВП. В апреле 2007 года Парламент Японии одобрил проект бюджета страны на 2007-2008 финансовый год в размере 702 млрд. долл. (82,9 трлн иен), парламент подготовил почву для самого большого за всю историю страны сокращения новых займов. Проект бюджета, общий размер которого на 4% превышает объем бюджета текущего финансового года в размере 79,69 трлн иен (674,8 млрд долл.), был представлен администрацией японского премьер- министра Синдзо Абэ. Согласно одобренному проекту, выпуск новых правительственных облигаций в финансовом году планируется в размере 25,43 трлн иен (215,1 млрд долл.), что стало минимальным объемом с 1997-1998 финансового года, когда этот показатель составлял 18,5 трлн иен (156,6 млрд долл.), и на 15,2% ниже аналогичного показателя текущего финансового года. Ожидается, что объем налоговых поступлений в 2007-2008 финансовом году составит 53,47 трлн иен (452,8 млрд долл.). В проекте бюджета Японии увеличен объем затрат на оборонный сектор, в частности на противоракетную оборону, в связи с оценкой потенциальной угрозы для страны со стороны Серверной Кореи, однако сокращены затраты на экономическую помощь иностранным государствам и общественные сооружения. В Японии всего насчитывается 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков, районов, каждый из которых имеет самостоятельный бюджет. Доходная часть местных бюджетов состоит из налоговых и неналоговых поступлений.26 Закон о местных налогах определяет их виды и предельные ставки, в остальном управление ведется местными органами власти. Всего в стране 30 местных налогов. В Японии специальные фонды являются составной частью специальных счетов. В 80-е годы насчитывалось 12 специальных фондов. К ним относятся страховые, пенсионные, сберегательные и некоторые другие фонды. В силу ряда причин в Японии сложилось четкое разграничение сфер приложения капитала: частного - в производственную сферу, государственного - в инфраструктуру. Поэтому в Японии государственный сектор не выступает серьезным конкурентом ни в одной из областей производства, и его функционирование по существу полностью подчинено интересам частных корпораций. Госсектор в Японии невелик. Американский исследователь Р.Сэмюэльс называет Японию страной “государственной политики без государственной собственности”. Среди акционерных компаний и паевых товариществ много некоммерческих учреждений: институты и лаборатории, занятые фундаментальными исследованиями и гуманитарными науками; японский фонд экономического сотрудничества, фонд поддержки искусств, центр научно-технической информации, японский фонд культурного обмена. Во многих акционерных компаниях и паевых товариществах государство (в лице главы соответствующего министерства) - единственный или главный акционер, но в среднем доля участия правительства в их капитале составляет 38,3% В госсекторе экономики Японии на местном уровне действует около 8300 предприятий, из них 3650 - казенные: водопровод, газо- и теплоснабжение, канализация, городской транспорт, больницы. Остальные - акционерные и паевые, занятые строительством и эксплуатацией27 муниципального жилья, платных автомобильных дорог, портовых сооружений, крытых рынков. Среди главных функций государственных предприятий отсутствует функция участия в материальном производстве, занимающая важное место в деятельности госсектора ведущих стран Западной Европы. В ряде отраслей существуют государственные и полугосударственные предприятия. Однако основное направление их функционирования - не производственная деятельность, а проведение научных исследований и разработок, оказание финансовой и технической помощи в целях рационализации и ускорения технического прогресса, а также разработка различных организационных вопросов. Главная особенность регулирования государственных предприятий в Японии состоит в том, что за их работу отвечает не какая-то одна регулирующая инстанция, а целая иерархия хозяев. У казенных предприятий есть общий верховный хозяин - парламент. Он принимает решения по планам и исполнению специальных счетов центрального бюджета, в которые оформлены балансы этих предприятий. Парламент утверждает цены, планы развития, объемы и источники финансирования и программы использования прибыли. Помимо этого есть непосредственные хозяева: у монетного двора, издательства и спиртовой монополии - министерство финансов; у почты и почтовых сберкасс - министерство связи и т.д. Кроме того, министерство финансов отвечает за выдачу бюджетных кредитов. При изменении отпускных цен (тарифов) требуется обязательное согласие Управления экономического планирования, которое отвечает за то, чтобы эти тарифы не стали причиной общей дестабилизации цен. Правительственная финансовая инспекция проверяет периодически состояние дел на предприятиях.

 

28 Заключение

 Финансовая  система это совокупность финансовых  отношений, связанных с товарообменом. Финансовая система позволяет наиболее эффективно достичь одной из главных целей, ради которых создавалось государство – разделение труда. На современном этапе выделяют четыре основных составляющих финансовой системы: государственный бюджет, местные финансы, финансы государственных предприятий и специальные правительственные фонды. Но помимо этих составляющих у каждой развитой страны есть свои особенности, которые позволили ей достигнуть на современном этапе оделенных высот. Поэтому изучение финансовой системы развитых стран представляет интерес для российских специалистов в области экономики и финансов.

 

29 Список используемой  литературы 1. Финансы - Под ред. Поляка  Г.Б. - М., ЮНИТИ-ДАНА, 2007 2. Финансово-кредитные  системы зарубежных стран: Учебное пособие -Рудый К.В.. -М.: Новое знание, 2003. 3. Мировые финансы / Пер. с англ. - м.: Дека, 1998 4. Особенности современных финансовых систем развитых стран - Туруев И.Б.. -М.: МАКС-Пресс. 5. www.polpred.com – Полпред справочники 6. www.fin.org.ua – Финансовый портал

 


Информация о работе Особенности построения финансовых систем зарубежных стран