Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 15:35, реферат
Некоммерческие виды деятельности (исключая государственный сектор) получили значительное развитие в странах с налаженной рыночной экономикой. Некоммерческая форма организации библиотек, музеев, больниц, учебных заведений, театров, разнообразных благотворительных фондов, профессиональных объединений позволяет сочетать частную инициативу с общественно-полезной деятельностью. Подобное развитие объясняется не только налоговыми льготами, которыми пользуются производители общественных благ. При льготировании государство дифференцированно подходит к разного рода организациям, главный критерий здесь - степень общественной полезности оказываемых услуг. Государство также субсидирует определенные организации для оказания услуг населению.
1. Содержание некоммерческих организаций
2. Содержание и организация финансов некоммерческих организаций и учреждений
3. Особенности управления финансами некоммерческих организаций
Содержание
1. Содержание некоммерческих организаций
2. Содержание и организация финансов некоммерческих организаций и учреждений
3. Особенности управления финансами некоммерческих организаций
1. Содержание некоммерческих организаций
Принципиальная возможность создания
и функционирования некоммерческих организаций
(далее по тексту - НКО) предусмотрена Гражданским
Кодексом Российской Федерации (далее
по тексту - ГК), где даны общие условия
создания и функционирования НКО.
Согласно
ст. 50 ГК под НКО понимается организация
(юридическое лицо), не имеющая извлечение
прибыли в качестве основной цели своей
деятельности и не распределяющая полученную
прибыль между своими участниками.
В той же
ст. 50 ГК указано, что юридическое лицо,
являющееся НКО, может создаваться в форме
потребительского кооператива, общественной
или религиозной организации (объединения),
учреждения, благотворительного и иного
фонда, а также в других формах, предусмотренных
законом.
Положениями
ГК установлено, что НКО может осуществлять
предпринимательскую деятельность, т.е.
самостоятельную, осуществляемую на свой
риск деятельность, направленную на систематическое
получение прибыли от пользования имуществом,
продажи товаров, выполнения работ или
оказания услуг.
При этом необходимо
отметить следующее. Согласно ст. 2 ГК предпринимательскую
деятельность может осуществлять лицо,
зарегистрированное в качестве ведущего
предпринимательскую деятельность в установленном
законом порядке. И хотя основным квалифицирующим
признаком НКО является отсутствие получения
прибыли в качестве основной цели своей
деятельности, тем не менее в ГК предусмотрена
для НКО возможность осуществления предпринимательской
деятельности, т.е. деятельности, приносящей
прибыль.
Этот момент
следует раскрыть подробнее. Коммерческая
организация априори создаётся и функционирует
в целях получения прибыли, естественно
при соблюдении требований законодательства
в виде лицензирования определённых видов
деятельности, ограничения либо прямого
запрета на определённые виды деятельности
(свободная реализация наркотиков, содержание
притонов и т.п.), иных законодательных
ограничений (запретов). Акционеры (участники,
пайщики) коммерческой организации могут
принять три решения относительно полученной
организацией прибыли - во-первых, реинвестировать
прибыль в организацию в целях её развития
либо покрытия полученных ранее убытков;
во-вторых, распределить прибыль между
собой в виде дивидендов или иным образом;
в-третьих, часть прибыли реинвестировать,
а часть прибыли распределить между собой.
Для НКО, в отличие
от коммерческой организации, осуществление
предпринимательской деятельности допускается
лишь постольку, поскольку эта деятельность,
во-первых, служит достижению целей, ради
которых НКО создана, и, во-вторых, соответствует
целям создания данной НКО.
Например, если
НКО учреждена и действует в целях изучения
и сохранения каких-либо объектов исторического
и культурного наследия (старинных монастырей,
крепостей, археологических объектов
и т.п.), то изготовление и реализация научных
или рекламных брошюр, пропагандирующих
указанные объекты и способствующих поддержанию
и увеличению интереса специалистов и
общественности к изучению и сохранению
данных объектов, является предпринимательской
деятельностью, направленной к достижению
целей, ради которых НКО создана, и соответствующей
целям создания данной НКО.
Если же НКО,
учреждённая в целях изучения и сохранения
каких-либо объектов исторического и культурного
наследия, вместо описанных выше брошюр
начнёт продавать бытовую электронику,
то такая предпринимательская деятельность
явно не будет направленной к достижению
целей, ради которых НКО создана, и соответствующей
целям создания данной НКО.
Детальное
регулирование вопросов создания и функционирования
НКО дано в Федеральном законе от 12.01.1996
№ 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»
(далее по тексту - Закон 7-ФЗ).
В частности, согласно ст. 2 Закона 7-ФЗ
НКО могут создаваться для достижения
социальных, благотворительных, культурных,
образовательных, научных и управленческих
целей, в целях охраны здоровья граждан,
развития физической культуры и спорта,
удовлетворения духовных и иных нематериальных
потребностей граждан, защиты прав, законных
интересов граждан и организаций, разрешения
споров и конфликтов, оказания юридической
помощи, а также в иных целях, направленных
на достижение общественных благ.
Соответственно,
НКО не может быть учреждена в целях осуществления
запрещённых законом видов деятельности,
например, в целях пропаганды наркотиков,
пропаганды расовой или национальной
вражды и т.п.
2. Содержание и организация финансов некоммерческих организаций и учреждений
В основном
некоммерческая деятельность определяется
необходимостью производства и обеспечения
общественными товарами, благами и услугами.
Производство определенных видов общественных
товаров государство принимает на себя
в связи со значительными выгодами переливов.
Некоммерческие
виды деятельности (исключая государственный
сектор) получили значительное развитие
в странах с налаженной рыночной экономикой.
Некоммерческая форма организации библиотек,
музеев, больниц, учебных заведений, театров,
разнообразных благотворительных фондов,
профессиональных объединений позволяет
сочетать частную инициативу с общественно-полезной
деятельностью. Подобное развитие объясняется
не только налоговыми льготами, которыми
пользуются производители общественных
благ. При льготировании государство дифференцированно
подходит к разного рода организациям,
главный критерий здесь - степень общественной
полезности оказываемых услуг. Государство
также субсидирует определенные организации
для оказания услуг населению. Действия
государства по финансированию общественных
потребностей через некоммерческие организации
объясняются большей их гибкостью и оперативностью
по оказанию услуг населению. Финансовый
механизм использования возможных прибыли
или дохода от некоммерческих видов деятельности,
например в США, устанавливает, что они
не распределяются среди членов организации,
либо лиц, причастных к контролю над ней.
Прибыль или доход направляются или на
развитие организации, или лицам, пользующимся
ее услугами (больными, учащимися, нуждающимися
гражданами и т.д.).
Материальной
основой деятельности некоммерческих
учреждений, организаций являются фонды
непроизводственного назначения, которые
имеют натуральную и денежную формы. Фонды
в натуральной форме приобретаются организациями
и учреждениями как товары в порядке купли-продажи
за определенную цену и в процессе потребления
утрачивают свою стоимость. Созданные
на этой основе блага и услуги имеют лишь
потребительскую стоимость, но стоимостью
не обладают, она утрачивается при потреблении
и тем самым завершается использование
части национального продукта, создаваемого
некоммерческими организациями и учреждениями.
Формы движения непроизводственных фондов,
осуществляемые в процессе создания нематериального
продукта и услуг, а также условия их воспроизводства,
имеют отраслевые особенности. В этом
виде деятельности применяется главным
образом умственный труд высокой квалификации,
поэтому в затратах, как правило, главное
место занимает оплата труда. Нематериальный
продукт не подлежит накапливанию, его
нельзя превратить в запас, но он имеет
денежную оценку, равную сумме затрат
учреждения, организации.
Методами ведения
хозяйственной деятельности некоммерческой
деятельности является сметное финансирование
- при безвозмездности оказываемых услуг
и благ, а при возмездности - на началах
хозрасчета и самоокупаемости. В условиях
рынка все больше организаций переходят
на начало коммерческого расчета - реализуют
оказываемые услуги по ценам спроса с
образованием достаточных накоплений
для саморазвития.
Сметное финансирование
- предоставление денежных средств из
государственного бюджета для покрытия
расходов организаций и учреждений, не
имеющих собственных доходов. Объем, целевое
направление и распределение бюджетных
ассигнований на содержание учреждений
непроизводственной сферы определяются
сметой расходов. В сметном порядке финансируются
учреждения образования здравоохранения,
социального обеспечения, органы государственной
власти, государственного управления
и обороны, часть учреждений науки, искусства,
культуры. При сметном финансировании
некоторых учреждений могут быть использованы
дополнительные источники обеспечения
затрат, направлены взносы и платежи потребителей
услуг. Денежные средства, предоставляются
в соответствии с ассигнованиями и отражаются
в финансовом плане учреждений - смете
расходов, потребляются на приобретение
основных фондов, материальных запасов,
оплату услуг, выплату заработной платы,
другие хозяйственные нужд.
Хозрасчетный
метод ведения хозяйства применяется
в учреждениях и организациях, затраты
которых возмещаются из выручки от реализации
нематериальных услуг и благ. Сюда относятся:
учреждения образования и здравоохранения,
работающие на платной основе, отраслевые
научно-исследовательские институты,
некоторые учреждения искусств, зрелищные
предприятия. Этот метод используют предприятия
некоммерческих организаций и учреждений.
Предприятия производят различные денежные
расходы, связанные с деятельностью: реализуя
блага и услуги, они получают выручку;
превышение доходов над расходами образует
накопления.
Метод самоокупаемости
затрат предусматривает организацию хозяйственной
деятельности на основе услуг за плату,
цена которых определяется применительно
к объему расходов без накоплений. Этот
метод применяется в организациях, оказывающих
платные услуги в области культурно-просветительной
деятельности, организации свободного
времени и т.д. (курсы и школы по приобретению
бытовых, профессиональных навыков и знаний,
изучения иностранных языков, национальных
клубов по интересам).
3. Особенности управления финансами некоммерческих организаций
Управление
финансами некоммерческих организаций
по аналогии с коммерческими включает
такие основные элементы, как финансовое
планирование, оперативное управление
и финансовый контроль. Однако специфика
некоммерческих организаций, обусловленная
основной целью их деятельности, определяет
особенности функционирования отдельных
элементов системы управления финансами
в этих организациях.
Механизм финансового
планирования некоммерческих организаций
различается в зависимости от их организационно-правовых
форм. Планирование финансовых ресурсов
бюджетных учреждений осуществляется
в соответствии с принципами сметного
финансирования. При этом в смете доходов
и расходов бюджетного учреждения отражаются
как средства, получаемые из бюджетов
соответствующих уровней и внебюджетных
фондов, так и доходы от предпринимательской
и иной деятельности, приносящей доход.
Планирование
бюджетных ассигнований производится
на основе оперативно-сетевых показателей
и норм расходов, установленных либо в
законодательном порядке (например, минимальный
размер оплаты труда, ставки единого социального
налога), либо рассчитанных финансовыми
органами. Оперативно-сетевые показатели
различаются в зависимости от типа учреждения:
койка, койко-день, врачебное посещение
- в учреждениях здравоохранения, учащийся
- в школах и учреждениях среднего профессионального
образования, студент - в высших учебных
заведениях и т.п. Планирование внебюджетных
средств производится раздельно в разрезе
их видов: целевые средства и безвозмездные
поступления; средства от предпринимательской
и иной приносящей доход деятельности,
включая доходы от оказания платных услуг;
средства, полученные от государственных
внебюджетных фондов; валютные средства.
Доходы от оказания платных услуг, являющиеся
основным видом внебюджетных средств
большинства бюджетных учреждений, определяются
на основе прогнозирования количества
платных услуг, которые будут оказаны
в планируемом году, и цены (оплаты) единицы
предоставленной услуги.
Направления
использования финансовых ресурсов (и
бюджетных, и внебюджетных средств) определяются
в разрезе подразделений функциональной,
ведомственной и экономической классификации
расходов бюджетов РФ, определенных Федеральным
законом от 05.08.2000 № 115-ФЗ «О бюджетной
классификации Российской Федерации».
В соответствии с бюджетным законодательством
смета доходов и расходов утверждается
главным распорядителем бюджетных средств
или распорядителем бюджетных средств.
В отличие от
бюджетных учреждений некоммерческие
организации иных организационно-правовых
форм по аналогии с коммерческими организациями
отражают объемы финансовых ресурсов
и направления их использования в финансовом
плане, конкретная форма которого определяется
уставными документами организации. Финансовый
план может быть представлен в форме баланса
доходов и расходов либо в виде сметы доходов
и расходов, имеющей, в отличие от сметы
доходов и расходов бюджетного учреждения,
два дополнительных раздела, отражающих
взаимоотношения с бюджетной системой
и расчеты с кредитными организациями.
Бюджетные ассигнования в финансовом
плане некоммерческой организации отражаются
единой суммой в виде субсидий или субвенций,
получаемых в рамках федеральной целевой
программы либо в виде средств на оплату
товаров, работ и услуг, выполняемых организациями
по государственным или муниципальным
контрактам. Планирование бюджетных ассигнований
производится на основе заявок на участие
в федеральной целевой программе либо
конкурсе на размещение государственного
муниципального контракта и соответствующих
расчетов. Планирование других видов финансовых
ресурсов производится в порядке, аналогичном
для коммерческих организаций. Утверждается
финансовый план высшим органом управления
некоммерческой организации.
При составлении
финансовых планов некоммерческих организаций
всех организационно-правовых форм применяются
методы финансового планирования, используемые
и коммерческими организациями: экстраполяции,
нормативный, индексный, балансовый. Особенностью
применения нормативного метода в финансовом
планировании в бюджетных учреждениях
является обязательность использования
норм и нормативов, установленных в законодательном
порядке, либо расчетных норм, установленных
финансовыми органами.
Оперативное
управление финансами некоммерческих
организаций предполагает анализ отклонений
фактических финансовых показателей от
плановых для принятия адекватных управленческих
решений по выполнению заявленных целей
и задач деятельности организации. Получаемая
в ходе анализа информация служит основанием
для внесения изменений в финансовые планы
некоммерческих организаций. Порядок
внесения изменений в смету доходов и
расходов бюджетных учреждений регулируется
бюджетным законодательством. Бюджетный
кодекс РФ определяет основания, по которым
могут быть внесены изменения в бюджетные
назначения. К ним относятся введение
режима сокращения расходов бюджета при
невыполнении доходной части бюджета;
использование доходов, фактически полученных
при исполнении бюджета сверх утвержденных
законом; перемещение бюджетных ассигнований
главным распорядителем (распорядителем)
бюджетных средств. Решение о внесении
изменений в сметы доходов и расходов
учреждений принимается либо главным
распорядителем (распорядителем) бюджетных
средств в предела предоставленных ему
полномочий (например, при перемещении
бюджетных ассигнований между получателями
бюджетных средств), либо органом, исполняющим
бюджет (по остальным основаниям), после
внесения соответствующих изменений в
сводную бюджетную роспись. Изменения
в смету доходов и расходов бюджетного
учреждения вносятся главным распорядителем
(распорядителем) бюджетных средств, утвердившим
смету.
Порядок внесения
изменений в финансовые планы некоммерческих
организаций иных организационно-правовых
форм определяется ими самостоятельно
на основе анализа исполнения финансовых
планов и не регулируется законодательством.
Эти изменения вносятся высшим органом
управления некоммерческой организации,
утвердившим финансовый план.
Бюджетные учреждения охвачены всеми формами финансового контроля как внутреннего, так и внешнего. Предварительный контроль осуществляется в основном главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств, а также финансовыми органами при проверке правильности составления и утверждения смет доходов и расходов. При этом контролируются обоснованность планирования всех показателей сметы, их соответствие показателям утвержденного бюджета. Текущий контроль проводится как бухгалтерскими и финансовыми службами бюджетных учреждений, так и органами, осуществляющими исполнение бюджетов. Бухгалтерии учреждений осуществляют контроль в процессе подготовки платежных документов к оплате с точки зрения правильности их оформления и законности совершаемых операций; финансовые или казначейские органы проверяют соответствие представленных документов утвержденным сметам доходов и расходов, лимитам бюджетных обязательств, заключенным договорам на выполнение работ (оказание услуг) для осуществления расходов бюджета. Последующий контроль исполнения сметы доходов и расходов проводится главными распорядителями бюджетных средств, финансовыми, казначейскими органами, органами государственного финансового контроля, создаваемыми представительными и исполнительными органами государственной власти либо органами местного самоуправления. При этом проверяются законность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными сметами доходов и расходов, сохранность денежных средств и материальных ценностей, организация и постановка бухгалтерского учета. При осуществлении последующего контроля применяются основные методы финансового контроля: проверка, ревизия, анализ финансово-хозяйственной деятельности.
Информация о работе Особенности управления финансами некоммерческих организаций