Пенсионная система РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 16:05, доклад

Описание работы

Приступая к радикальным экономическим реформам Республика Казахстан испытала необходимость реформирования и системы пенсионного обеспечения. Со вступлением в силу с января 1998 года в Казахстане Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» начала свой отчет новая пенсионная реформа. До 1998 года система пенсионного обеспечения в Республике Казахстан основывалась на принципе солидарности поколений, когда выплата текущим поколениям осуществлялись за счет отчислений работающих. В каждой стране используется собственная модель пенсионного обеспечения.

Файлы: 1 файл

Статья 2.docx

— 24.55 Кб (Скачать файл)

Пенсионное обеспечение  относиться к числу приоритетных направлений социальной защиты населения, а именно затрагивает те вопросы, которые постоянно находятся  в поле зрения правительства любого государства.

Пенсионная реформа является актуальным для многих стран мира. В разных странах пришли к осознанию необходимости изменений, поэтому к настоящему времени накоплен значительный опыт проведения реформ пенсионного обеспечения.

Приступая к радикальным  экономическим реформам Республика Казахстан испытала необходимость реформирования и системы пенсионного обеспечения. Со вступлением в силу с января 1998 года в Казахстане Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» начала свой отчет новая пенсионная реформа. До 1998 года система пенсионного обеспечения в Республике Казахстан основывалась на принципе солидарности поколений, когда выплата текущим поколениям осуществлялись за счет отчислений работающих.

В каждой стране используется собственная модель пенсионного  обеспечения. В основном, используются комбинированные модели, отличия которых заключаются в доминировании одного из институтов: государственного социальное обеспечение в старости, обязательное пенсионное страхование или добровольное пенсионное страхование.

В настоящее время в мировой практике существуют две гипотетические модели построения пенсионных систем: распределительная (солидарная) и накопительная (сберегательная).

Распределительная (солидарная) модель устанавливает зависимость  размера пенсии от стажа, уровня оплаты труда, суммы страховых взносов  и т.д.; при этом пенсия образуется по следующему принципу: последующее  поколение финансирует предыдущее, и собранные страховые взносы, уплачиваемые работодателями и гражданами, целиком расходуются на выплату  пенсий в текущий отрезок времени. Пенсия в распределительных системах имеет социальную природу, и ее выплата  обязательно гарантируется государством. Солидарность поколений, с одной  стороны, обеспечивает относительную  простоту управления финансовыми резервами  пенсионной системы, но, с другой стороны, увеличивает зависимость данной модели от других социально-экономических  факторов и, главным образом, демографических. При данной модели уровень благополучия пенсионеров будет целиком и  полностью зависеть от экономического благополучия именно этого поколения, на которое они уже никак не могут повлиять. Каждому участнику  солидарной пенсионной системы, как  правило, гарантируется по достижении пенсионного возраста пенсия установленного размера, определяемого величиной  заработной платы и совокупным трудовым стажем.

Накопительная (сберегательная) модель - полная противоположность  распределительной. Пенсионное обеспечение по старости в данном варианте представляет собой долгосрочный инвестиционный процесс, где изначально происходит уплата взносов и наращивание пенсионного капитала посредством отдачи от пенсионных инвестиций в экономику, а уже затем происходит выплата накопленных средств в виде пенсий. Таким образом, размер пенсий напрямую зависит от отчислений в соответствующие фонды за период трудовой деятельности и дохода от их инвестирования. Накопительная система отличается от распределительной тем, что она менее чувствительна к проблемам старения населения. Каждый человек формирует себе пенсию сам.

 

Одной из самых новаторских пенсионных систем в мире считается чилийская  пенсионная система, опыт которой использовался  различными странами (в том числе  и Казахстаном). Исходя из схемы этой модели, ответственность за формирование пенсионных накоплений переносится на работающих граждан. У каждого из них существует свой пенсионный счет, ежемесячно пополняющийся взносами в размере 10% от заработной платы. В дальнейшем перечисленные средства капитализируются частной управляющей компанией по выбору гражданина.   

Следует отметить, что в Чили существует два основных типа получения пенсий: пожизненная рента (страховая компания выплачивает пособие застрахованному  лицу до конца его жизни) и программированный  уход на пенсию (пенсионные выплаты  осуществляются по определенной схеме, оговоренной с застрахованным лицом).  

Пенсионный возраст в Чили наступает  в 60 лет у женщин и в 65 у мужчин. Однако есть вариант досрочного выхода на пенсию при условии достаточных для этого накоплений.  

Опыт чилийских реформаторов не был использован полностью при  переходе к накопительной системе  пенсионного обеспечения в Казахстане. В отличие от Чили, где за пенсионные взносы в равной мере отвечает и  государство, и работодатель, и сам  работающий, в Казахстане отчисления в пенсионный фонд осуществляет работодатель. За сотрудником остается право выбора финансового института, в который  будут инвестированы его пенсионные средства. Также каждый гражданин  имеет возможность увеличения своих  пенсионных средств за счет добровольных взносов. Более того, были введены  добровольные профессиональные пенсионные взносы, материально поддерживающие людей, занятых во вредных производствах. В результате реформы экономика  Казахстана приобрела дополнительного  инвестора - пенсионные фонды, и получила шанс на рост бюджета за счет сохранения пенсионных накоплений в экономике  страны и освобождения государства  от порой непосильной ноши пенсионных выплат.

Американская модель пенсионного  обеспечения, отличается не только масштабами активов, но и многообразием типов  пенсионных систем. Основой пенсионного обеспечения в США более 60 лет служила главная государственная пенсионная система (Social Security), построенная по распределительному принципу. Однако за последние десятилетия стремительно развивались частные системы пенсионного обеспечения, которые своими масштабами практически достигли уровня второй национальной пенсионной системы. Уже сегодня большее число американцев имеет возможность получения не одного, а двух-трех и более источников пенсионного дохода. В США существует 3 основных вида частных пенсионных систем: частные пенсионные планы по месту работы (планы с установленными выплатами и планы с установленными взносами), личные пенсионные счета и  аннуитеты, т.е. ежегодная рента (организуется страховыми компаниями). В отличие от государственной пенсионной системы, частные пенсионные системы носят добровольный характер.

Распределительная система государственного пенсионного обеспечения в основном выполняет социальную функцию, а  построенные по накопительному принципу пенсионные системы служат источником долгосрочных инвестиций в экономику  страны. Путем использования накопительных  схем в США функционируют не только пенсионные фонды, но и другие институты, играющие важную роль в социальной сфере и в экономическом росте  страны.   

Пенсионный возраст в США одинаков для обоих полов и, согласно нынешнему закону, начинается с 65,5 лет.

Пенсионная система Великобритании имеет два уровня:

Первый уровень - система государственного страхования. Данный компонент представляет собой обеспечиваемую государством фиксированную сумму, которая гарантирует  минимальную (базовую) пенсию (Basic State Pension). С апреля 2002г. введена вторая государственная пенсия (State Earnings Related Pension Scheme, SERPS), зависящая от уровня заработной платы. Государственные пенсии формируются за счет обязательных взносов работодателя и работника. Взносы аккумулируются в Национальном страховом фонде. Из этих средств оплачиваются текущие пенсионные обязательства. Если средств Национального страхового фонда для выплат не хватает, то государство берет недостающую сумму из налоговых сборов. Тем, у кого доход ниже установленного уровня, государство выплачивает гарантированную минимальную пенсию из суммы налоговых сборов [8].

Государственный пенсионный возраст  в настоящее время составляет 65 лет для мужчин и 60 для женщин.

Вторым уровнем является система  негосударственного пенсионного обеспечения.

К негосударственным пенсиям относятся  профессиональные пенсионные планы  и персональные пенсионные планы.

Профессиональные пенсии назначаются  работодателем или группой работодателей. Осуществляется это для вознаграждения работников, для привлечения на предприятие  новых кадров и их удержания, для  получения налоговых льгот и  для повышения имиджа в глазах общественности. Денежные средства направляются в пенсионный фонд, где они накапливаются, инвестируются и выплачиваются в виде дополнительных пенсий. Сохранность вложенных средств гарантируется системой вторичного страхования. Размер пенсий и другие условия определяются правилами пенсионного плана. Фонд имеет налоговые льготы при соблюдении определенных условий. Пенсионный фонд отделен от работодателя.

Персональные пенсии формируются  независимо от работодателя. Работник, при желании индивидуально накапливает  будущую пенсию в страховой компании. Применяются схемы с установленными выплатами, когда пенсия равна части  последнего годового дохода за год  участия, и с установленными взносами, когда пенсия зависит от сформированного  индивидуального счета и нормы  аннуитета. В первом случае инвестиционный риск несет работодатель, во втором - работники.

Германская модель пенсионной системы  имеет три составляющие: обязательное государственное страхование, добровольное производственное страхование и  частное страхование.

При обязательном пенсионном страховании  удержание взносов и выплата  пенсий осуществляются в едином информационном режиме, по единой системе персонифицированного учета. Средства не накапливаются: сегодняшние  работники платят сегодняшним пенсионерам.

Если первая составляющая пенсионной системы Германии основана на обязательности отчислений части заработной платы  работника и доплаты государства, то вторая и третья составляющие предполагают добровольное участие - в одном случае работодателя, а в другом самого работника при стимулирующих мерах государства.

Добровольное производственное страхование  основано на том, что предприятие  поручает банку, страховому или фондовому  обществу накапливать взносы, перечисляемые  работодателем в размере части  заработной платы, оговоренном с  работником.

Частное страхование предполагает внесение частным лицом за самого себя средств на формирование будущей  пенсии. Кроме того, на 100 единиц добровольного  взноса работниками надбавка государства  составляет 15% [26].

Популярность частного страхования  в Германии постоянно растет, в  нем участвуют все социальные группы. Дело в том, что немцы доверяют банкам и им нравится независимость  от социальных программ правительства. Сумма отчислений дело исключительно  самого плательщика. Договор пенсионного  страхования заключается напрямую с банком. Выплаты могут производиться  как со дня достижения пенсионного  возраста пожизненно, так и на протяжении оговоренного договором периода. Часть выплат можно завещать членам семьи. При частном страховании все денежные вложения возвращаются с процентами [31]. Кредитные организации разрабатывают и предлагают работодателям и частным лицам различные накопительные программы. Работник может присоединиться к программе работодателя либо напрямую участвовать в капитале предприятия. Все банки имеют негосударственные пенсионные фонды.

В модели пенсионного обеспечения, действующей в Японии, доминирует финансируемое из бюджета государственное  социальное обеспечение, в то время  как другие институты играют роль дополнительных систем социальной защиты населения. В настоящее время  пенсионная система Японии имеет  два основных уровня. Первый уровень - это базовые пенсии, на которые  имеют право все жители страны независимо от уровня доходов, национальности и рода деятельности. Базовые пенсии разделяются на пенсию по старости(при условии достижения 65 лет и наличия страхового стажа), инвалидности и потери кормильца. Дополнительно к базовой наемные работники получают государственные и профессиональные пенсии (второй уровень).       

Согласно различным исследованиям  Япония является "стареющим" государством, что неизбежно понесет за собой  увеличение расходов на выплату пенсий.  В связи с этим вопросы реформирования пенсионной системы становятся всё более актуальными.

Пенсионный возраст в  Японии варьируется в зависимости  от суммы получаемых гражданами пенсионных выплат. Так, при выходе на пенсию в 60-64 года граждане получают пенсию в  сокращенном виде, а при продолжении  трудовой деятельности размер их пенсии увеличивается ежегодно.      

Из обширного зарубежного  опыта видно, что накопительные  системы пенсионного обеспечения  населения получают все большее  распространение и являются эффективным  инструментом, способствующим экономическому росту стран. Финансовые институты, построенные по накопительной схеме, гармонично сосуществуют с введенными ранее государственными распределительными пенсионными программами. Благодаря  пенсионным реформам граждане по всему  миру уже сегодня получили возможность  участия в формировании своих  будущих пенсионных накоплений путем  инвестирования их в различные финансовые институты.

 

 

      Мировой опыт свидетельствует, что общими для большинства национальных пенсионных систем особенностями развития являются следующие:

        - довольно длительный период совершенствования конкретных моделей и накопления значительных финансовых ресурсов, актуарно сбалансированных с долгосрочными обязательствами по выплате пенсий;

       - высокий пенсионный возраст – в среднем 65 лет, что позволяет работникам приобрести большой стаж и значительные накопления в рамках системы пенсионного страхования;

       - соблюдение четкой законодательно регламентируемой прямой зависимости размеров пенсий от совокупных размеров уплаченных взносов.

Информация о работе Пенсионная система РК