Пенсионный фонд РФ: проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - определение состояния и перспектив развития пенсионного фонда РФ как ведущего института социальной защиты. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- описать структуру, и состояние пенсионного фонда РФ;
- проследить динамику и перспективы развития пенсионного фонда России;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………...
ГЛАВА 1.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ …………………………………………………
1.1. Пенсионный фонд РФ: структура, особенности, значение….
1.2. Нормативно-правовая база регулирования пенсионного фонда в России………………………………………………
ГЛАВА 2. Особенности развития пенсионного фонда в российских условиях………………………………………………
2.1. Анализ развития пенсионного фонда РФ с 1990 г. по 2001г.
2.2.
Анализ развития пенсионного фонда РФ с 2002 г. по 2008г.
2.3. Анализ современного состояния исследуемого объекта с 2009 г. по настоящий момент………………………………..
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………
3.1. Основные проблемы пенсионного фонда в Российской Федерации……………………………………………………
3.2. Перспективы развития пенсионного фонда в Российской Федерации……………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая..docx

— 63.35 Кб (Скачать файл)

Федеральным законом от 23.12.2003 №185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные  акты Российской Федерации в части  совершенствования процедур государственной  регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», вступившим в силу с 1 января 2004 года, изменен порядок  регистрации страхователей в  органах страховщика (Пенсионного  фонда Российской Федерации) и исключена  обязанность страхователя сообщать в территориальные органы ПФР  сведения о принятом в установленном порядке решении о ликвидации (реорганизации) организации, об изменении учредительных документов и учетных реквизитов организации, места ее нахождения.

Право на получение государственной  поддержки в виде софинансирования дополнительных страховых взносов имеют лица, вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов (в сумме не менее 2000 рублей в год. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что на протяжении 18 лет деятельности Пенсионного фонда государство, анализируя ошибки и проблемы пенсионного обеспечения, вводит новые законы и дополнения к существующим законам, тем самым повышая уровень благосостояния населения страны, нуждающегося в пенсионном обеспечении. д) в период с 1 октября 2008 года до 1 октября 2013 года. Правовой базой преобразований послужило принятие пакета Федеральных законов: Федерального закона от 15 декабря 2001 г. "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Федерального закона от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Это полностью соответствует конституционной норме (ч. 2 ст. 39

 

Конституции РФ) о том, что  государственные пенсии устанавливаются  только законом. В целом можно сделать вывод, что цели, сформулированные в Законе 1990 г., - создать в стране единую пенсионную систему, обеспечить стабильность достигнутого уровня пенсионного обеспечения и его повышение, не были выполнены. Фактически, вопреки Закону, реализовывались иные, противоположные цели - минимизировать пенсионные расходы, создать и закрепить пенсионные привилегии для тех, кто во власти и обслуживает ее интересы, т.е. аппарата управления. Преднамеренная девальвация пенсионной системы осуществлялась в основном двумя методами - консервацией минимального размера пенсии по старости (он фактически не повышался) и упразднением в то же время регулярной полной индексации пенсионных выплат в связи с ростом цен, она была заменена мизерными компенсационными выплатами всем пенсионерам в равной твердой сумме. Низкая эффективность данного закона потребовала принятия новых эффективных федеральных законов и реформирования правового обеспечения пенсионной системы в России в целом, которое продолжается и в настоящее время. Главной проблемой любой пенсионной системы традиционно является несбалансированность доходной и расходной частей пенсионного бюджета. В результате этого финансово-ресурсная обеспеченность выплаты пенсий к середине восьмидесятых годов снизилась настолько, что для проведения очередного незначительного повышения размера пенсии потребовалось привлекать дополнительные средства.

 

 

 

 

ГЛАВА2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

            2.1.  Анализ развития пенсионного фонда РФ с 1990 г. по     2001 г.

1992 год: Первые шаги  по организации процесса назначения  и выплаты пенсий. В Московской области на базе регионального отделения ПФР впервые произошло объединение основных функций по пенсионному обеспечению: сбор, аккумуляция страховых взносов, финансирование расходов на выплату государственных пенсий и назначение, перерасчет, выплата пенсий.Созданная в Московской области модель управления пенсионным обеспечением населения получила название «единая пенсионная служба». Из «пилотного» этот проект вскоре стал массовым. В 2000 году единые пенсионные службы действовали в 22 субъектах Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» 2000 года рекомендовано субъектам РФ передать полномочия по выплате государственных пенсий Пенсионному фонду. По состоянию на 1 июля 2001 года во исполнение Указа Президента Российской Федерации Пенсионный фонд заключил соглашения о передаче полномочий по назначению и выплате государственных пенсий с 60 субъектами Российской Федерации. Было образовано 930 учреждений системы ПФР со статусом юридического лица, в том числе 856 управлений ПФР, 71 отдел ПФР и 3 центра по выплате пенсий, в которых уже обслуживалось свыше 14,6 млн. пенсионеров.Так формировалась единая централизованная система органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

1995 год:   Создание системы индивидуального учета

Инновационный проект индивидуального (персонифицированного) учета сведений о пенсионных правах каждого гражданина был начат Пенсионным фондом Российской Федерации в 1995 году с согласия Правительства  Российской Федерации в пяти субъектах  Российской Федерации. Показатели, определяющие пенсионные права граждан, стали  фиксироваться не в момент их обращения  за назначением пенсии, как было до 1995 года, а в реальном времени  их трудовой деятельности. Персональные данные накапливаются и хранятся в Пенсионном фонде Российской Федерации  в электронной форме с применением  современных средств защиты информации. Данные персонифицированного учета  в «пилотном» режиме стали использоваться для назначения пенсий с 1998 года. К 2000 году работающее население страны было полностью охвачено персонифицированным  учетом.* Система переучета стала  информационной и технологической  платформой всех последующих изменений  в пенсионной системе. Сегодня в  ней накоплено более 12 терабайт информации. Система персонифицированного учета позволила решить одну из главных задач пенсионной реформы – включение гражданина Российской Федерации в процесс формирования своей будущей пенсии путем его информирования о состоянии индивидуального лицевого счета и предоставления права на выбор перевода накопительной части в управляющую компанию или НПФ.

 

2.2. Анализ развития  пенсионного фонда РФ с 2002 г.  по 2008г.

 

2002 год: Реформа пенсионной  системы России

К 2001 году функции по назначению и выплате пенсий окончательно перешли  к Пенсионному фонду, и он стал объединять все основные функции  по пенсионному обеспечению. Теперь по вопросам назначения, перерасчета, выплаты пенсий граждане стали обращаться не в органы социальной защиты, как  раньше, а в Пенсионный фонд. С 1 января 2002 года запущен механизм преобразований пенсионной системы. Принятие пакета пенсионных законов* открыло дорогу для формирования в стране современной и эффективной пенсионной системы, способной обеспечить старшему поколению достойные условия жизни. Впервые в истории в основу пенсионной системы России были положены страховые принципы. Существовавшая распределительная система начисления пенсий была дополнена накопительной частью пенсии и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином. Размер пенсии в новой пенсионной модели определяется, прежде всего, не стажем работника, как было до 2002 года, а его реальным заработком и размером отчислений в ПФР, производимых работодателем. Это дает возможность гражданам самим влиять на размер своей будущей пенсии. Принятыми законами было предусмотрено, что обязательное пенсионное страхование осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. В его обязанности, наряду с индивидуальным учетом сведений о гражданах, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования, вошло назначение, перерасчет, индексация всех видов пенсии и обеспечение ее своевременной выплаты, управление и контроль за инвестированием пенсионных накоплений граждан. Однако с введением ЕСН функция администрирования страховых взносов перешла к Министерству по налогам и сборам. Федеральные законы от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» и от 24 февраля 2002 г. № 111-ФЗ«Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»

2004 год: Создание клиентских  служб Пенсионного фонда.

Новые принципы работы пенсионной системы потребовали внедрения  новых стандартов взаимодействия с  гражданами. В отделениях ПФР начали создаваться самостоятельные отделы по работе с обращениями граждан, а в территориальных управлениях  – специализированные группы по приему населения. Это позволило регламентировать сам процесс приема населения, повысить ответственность специалистов за консультацию и выданные рекомендации, организовать учет и ежедневный анализ обращений  граждан. В то же время Пенсионный фонд искал способы для повышения  эффективности этой работы и новые  варианты развития взаимодействия с  населением. В результате было принято  решение о создании клиентских служб, которые должны были существенно  повысить качество и скорость обслуживания обратившихся граждан. В том числе  – за счет использования современных  технологий: информационные автоматы, электронные очереди, прием населения  по принципу «одного окна» и т.д. Первые клиентские службы появились  в Республике Татарстан, в Республике Башкортостан и в Республике Бурятия. Уже в 2004 году начался процесс  создания и развития клиентских служб  во всех территориальных органах  ПФР. К 2005 году клиентские службы действовали  практически во всех регионах России.

2005 год: Новые функции.  Социальные выплаты.

В 2005 года на Пенсионный фонд были возложены функции по начислению и выплате гражданам ежемесячных  денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Со временем к ним прибавилась  функция назначения и выплаты  дополнительного ежемесячного материального  обеспечения инвалидам и ветеранам  Великой Отечественной войны  и их вдовам. Для учета прав граждан  на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной  социальной помощи.

2007 год: Новые функции.  Материнский капитал.

На Пенсионный фонд Российской Федерации возложена выдача государственных  сертификатов на материнский (семейный) капитал и выплата средств  капитала. Изначально предполагалось, что первые деньги на реализацию сертификата  на МСК будут направляться не ранее 2010 года, поскольку закон не предусматривал возможность распоряжения средствами МСК до достижения трехлетнего возраста второго ребенка. Однако в конце 2008 г. в связи со сложной экономической ситуацией законодательно было принято решение направлять средства материнского (семейного) капитала на погашение жилищных кредитов семьи, независимо от возраста ребенка. В кратчайшие сроки ПФР провел всю необходимую подготовительную работу, и уже в январе 2009 года этот процесс был запущен.

2008 год: Новые функции.  Программа государственного софинансирования пенсии.

В октябре 2008 года ПФР начал  принимать заявления от граждан  о вступлении в Программу. С 1 января 2009 года стартовал второй этап Программы, в рамках которого участники приступить к платежам на накопительную часть своей будущей трудовой пенсии. За первый год участники Программы перечисли в фонд своей будущей пенсии 2,5 миллиарда рублей. Все взносы, поступившие от граждан, взносы работодателей, уплаченные в пользу своих сотрудников, а также взносы государства на софинансирование Пенсионный фонд сначала разносит по индивидуальным лицевым счетам россиян-участников Программы, а затем передает их в управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды по выбору граждан.  В марте 2010 года Пенсионный фонд Российской Федерации запустил «прямую линию» по вопросам участия в Программе государственного софинансирования пенсии. Цель проекта – предоставить гражданам максимально полную информацию о Программе, ответить на часто задаваемые вопросы как потенциальных, так и уже действующих участников Программы.

 

2.3. Анализ современного состояния исследуемого объекта с 2009 г. по настоящий момент.

 

2009-2010 гг.: Дальнейшее совершенствование  пенсионной системы.

Летом 2009 года были приняты  новые пенсионные законы, которые  с 1 января 2010 года в значительной степени  изменили российскую пенсионную систему. Перед Пенсионным фондом, получившим ряд дополнительных функций, встали новые серьезные задачи. Так, единый социальный налог (ЕСН) заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, в федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. При этом функция администрирования взносов в ПФР и ФОМС передана от налоговых органов ПФР. В кратчайшие сроки было разработано и внедрено программное обеспечение, необходимое для эффективного взаимодействия со страхователями, разработаны формы и регламенты отчетности. Новое законодательство определило ряд мер, направленных на искоренение бедности среди пенсионеров – валоризацию пенсий (переоценку расчетного пенсионного капитала с учетом «советского» трудового стажа) и введение социальной доплаты до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе. ПФР в считанные месяцы произвел перерасчет пенсий 36 миллионов пенсионеров в связи с валоризацией, причем у 11,6 миллионов пенсионеров сведения о трудовом стаже были дополнены на основе индивидуальной работы с людьми и архивными документами. Совместно с органами социальной защиты регионов территориальные органы ПФР определили уровень материального обеспечения пенсионеров (с учетом всех видов регулярных социальных выплат). 5,1 миллиона человек получили федеральную либо региональную доплату к пенсии, в результате чего уровень их доходов стал не ниже прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания. С 2006 года бюджет ПФР возрос более чем в 3 раза и в 2010 году составит 4,7 триллиона рублей, а это 10,8% ВВП страны. На повестке второй этап модернизации российской пенсионной системы – реформа накопительного компонента трудовой пенсии. В новой пенсионной системе работодатели являются страхователями (плательщиками страховых взносов), работники - застрахованными лицами, а Пенсионный фонд Российской Федерации - страховщиком, осуществляющим администрирование страховых взносов.Работодатели являются ключевыми участниками пенсионной системы Российской Федерации, уплачивая с фонда оплаты труда средства на будущее пенсионное обеспечение своих сотрудников. На финансирование пенсионных страховых взносов работодатель обязан уплачивать до 20 % (по состоянию на 2010 г., а с 2011 г. пенсионная часть возрастет до 26 %) от фонда заработной платы предприятия. Эти взносы распределяются между тремя составляющими трудовой пенсии – базовой, страховой и накопительной.

Информация о работе Пенсионный фонд РФ: проблемы и перспективы развития