Пенсионный фонд Российской Федерации, особенности его формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 19:03, курсовая работа

Описание работы

Актуальностью темы рассмотренной в курсовой работе выявляются в том, что государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы РФ. Кроме того они представляют собой одну из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели.
Крупнейшим из внебюджетных социальных фондов является Пенсионный фонд РФ, на его долю приходится 75% от всех внебюджетных средств. Он представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общие положения пенсионного фонда Российской Федерации
1.1 История становления ПФР
1.2 Пенсионный фонд РФ: сущность, задачи, функции
Глава 2. Анализ формирования и использования средств Пенсионного фонда
2.1 Формирование средств Пенсионного фонда РФ в 2013 - 2015 гг.
2.2 Использование средств Пенсионного фонда РФ в 2013 - 2015 гг.
Глава 3. Совершенствование деятельности Пенсионного фонда РФ на перспективу
3.1 Проект бюджета Пенсионного фонда РФ на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг."
3.2 Проблемы и перспективы развития пенсионной системы РФ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ку.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)
 

Содержание

Введение

Глава 1. Общие положения  пенсионного фонда Российской Федерации

1.1 История становления  ПФР

1.2 Пенсионный фонд РФ: сущность, задачи, функции

Глава 2. Анализ формирования и использования средств Пенсионного  фонда

2.1 Формирование средств Пенсионного фонда РФ в 2013 - 2015 гг.

2.2 Использование средств  Пенсионного фонда РФ в 2013 - 2015 гг.

Глава 3. Совершенствование  деятельности Пенсионного фонда  РФ на перспективу

3.1 Проект бюджета  Пенсионного фонда РФ на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг."

3.2 Проблемы  и перспективы развития пенсионной  системы РФ

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

Введение

Актуальностью темы рассмотренной в курсовой работе выявляются в том, что государственные  внебюджетные фонды являются составной  частью финансовой системы РФ. Кроме того они представляют собой одну из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели.

Крупнейшим  из внебюджетных социальных фондов является Пенсионный фонд РФ, на его долю приходится 75% от всех внебюджетных средств. Он представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств.

Таким образом, цель нашего исследования заключается  в том, чтобы рассмотреть роль формирования и использования средств Пенсионного Фонда РФ в обеспечении финансовой стабильности, а так же перспективы его развития.

Исходя из цели, ставились и решались следующие  задачи:

· История становления ПФР,

· Изучить теоретические  основы организации Пенсионного  фонда РФ, рассмотреть задачи и функции Фонда;

· Проанализировать источники формирования и направления  использования средств Пенсионного  фонда РФ;

· Выделить проблемы развития Пенсионного Фонда РФ

· Осветить перспективные  направления в использовании  средств Пенсионного Фонда РФ.                                                                                                                            

 

Предметом исследования является Пенсионный фонд РФ.

Объектом исследования выступает теоретические основы организации Пенсионного фонда РФ, анализ формирования и использования его средств. Субъектом исследования является Российская Федерация.

Источниками информации при написании курсовой работы послужили: учебные пособия, а также законодательные  акты, указы Президента и постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты Пенсионного Фонда России, а также государственная статистическая отчетность и ведомственная отчетность Пенсионного Фонда России. Кроме того, были внимательно изучены и переработаны публикации периодической печати, в том числе в специализированных изданиях, посвящённые данной теме.

Курсовая работа изложена на страницах машинописного  текста, включает в себя введение, 3 главы, заключение, списка литературы, 3 приложений. Библиографический список составляет литературных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общие положения пенсионного  фонда Российской федерации

1.1 История становления  ПФР

В связи с  постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 6.07.92 № 3209-1 «О создании в порядке эксперимента единой пенсионной службы в Московской области» в 1992 году в Московской области на базе регионального Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации впервые произошло объединение основных функций по пенсионному обеспечению (сбор, аккумуляция страховых взносов, финансирование расходов на выплату государственных пенсий, назначение, перерасчет, выплата пенсий).

В целях перехода к работе в новых условиях между  руководителями районных (городских) администраций  Московской области и Управляющим Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Московской области были заключены Договоры о взаимодействии и сотрудничестве по социальным вопросам на период эксперимента. Создание пенсионных отделов в структуре Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Московской области было осуществлено в течение октября - ноября 1992 года Соловьёв А. К., Бурнашов Р. А., Данилов В. Д. и др., «Экономические предпосылки пенсионной реформы»// Пенсия , 2001 №4..

Созданная в  Московской области модель управления пенсионным обеспечением населения получила название «единая пенсионная служба». В дальнейшем этот термин стал общепринятым при определении структуры, объединяющей все функции по пенсионному обеспечению от сбора, аккумуляции страховых взносов, финансирования пенсионных средств до их расходования - назначения (перерасчета), выплаты и доставки государственных пенсий.                     

Постановлением  Верховного Совета Российской Федерации  от 11.05.93 № 4901-1 «О ходе выполнения постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 6 июля 1992 года «О создании в порядке эксперимента единой пенсионной службы в Московской области» итоги этого эксперимента были подведены, одобрены и в результате поставлен вопрос о создании рабочей группы на уровне Верховного Совета Российской Федерации по подготовке предложений об организации в Российской Федерации единой федеральной службы пенсионного обеспечения.

В дальнейшем опыт Московской области получил свое развитие. В некоторых субъектах  Российской Федерации органы государственной власти в инициативном порядке, но уже не в форме эксперимента, а на постоянной основе стали передавать функции по назначению и выплате пенсий Пенсионному фонду Российской Федерации. Осуществлялась эта передача путем заключения соответствующих соглашений между администрацией субъекта Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации. К сентябрю 2000 года единые пенсионные службы действовали в 22 субъектах Российской Федерации.

В 2000 году был  принят Указ Президента Российской Федерации от 27.09.2000 № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации», которым было предусмотрено закрепить за Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами полномочия по выплате государственных пенсий и рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в течение 2001 года заключить с Пенсионным фондом Российской Федерации соглашения о передаче территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации полномочий по назначению и выплате государственных пенсий, материально-технической базы, обеспечивающей реализацию указанных полномочий, а также переводе лиц, занимающихся вопросами назначения и выплаты государственных пенсий, на работу в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

В целях проведения организационных мероприятий в  переходный период (2001 год) Пенсионным фондом Российской Федерации разработаны: проект типового соглашения, являющегося  базовым документом по координации деятельности отделений ПФР в переходный период, план действий по передаче полномочий по назначению и выплате государственных пенсий от органов социальной защиты населения, рекомендации по формированию организационной структуры Отделения ПФР и его органов, типовые положения о территориальных органах ПФР, нормативы численности специалистов, занятых назначением, выплатой пенсий и оценкой пенсионных прав застрахованных лиц, нормативы оснащения органов ПФР средствами вычислительной и организационной техники, методические рекомендации по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности по выплате пенсий, по вопросам перевода работников региональных органов социальной защиты населения в систему ПФР и другие документы Сажина М. А., Конышева А. Н. , «Пенсионная реформа в России: страхование или социальная помощь?»// Вопросы экономики, 2001 №7.

По состоянию  на 01.07.2001 во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 27.09.2000 № 1709 Пенсионный фонд фонда Российской Федерации заключил соглашения о передаче полномочий по назначению и выплате государственных пенсий с 60 субъектами Российской Федерации. Было образован 930 учреждений со статусом юридического лица, в том числе: 856 управлений ПФР, 71 отдел ПФР и 3 Центра по выплате пенсий, в которых обслуживалось свыше 14,6 млн. пенсионеров. Всего к концу 2001 года органы исполнительной власти 81 субъекта Российской Федерации подписали соглашения в соответствии с данным Указом.

С принятием  Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» было предусмотрено, что обязательное пенсионное страхование осуществляется страховщиком, которым являетя Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы стали составлять единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. В частности, за Пенсионным фондом Российской Федерации закреплены функции, в соответствии с которыми его органы обязаны назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, а также предусмотренные законодательством Российской Федерации другие виды пенсий, социальные пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

1.2 Пенсионный  фонд РФ: сущность, задачи, функции

В целях государственного управления финансами пенсионного  обеспечения в РФ был создан Пенсионный фонд (ПФ). Фонд создан на основании Постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. Однако данный Фонд начал действовать с 1 января 1992г. Деятельность его регулируется Положением о Пенсионном фонде от 27 декабря 1991г.

Существует  множество точек зрения на определения термина "Пенсионный фонд".

Пенсионный  фонд РФ представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения  денежных средств, используемых главным  образом для осуществления выплат различным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий, пенсий по инвалидности, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат .Такой точке зрения придерживаются ученые П.Н. Шуляк и Н.П. Белотелова.

Другой точке  зрения придерживается А.С. Нешитая .Пенсионный фонд РФ, по ее мнению, - это централизованный фонд пенсионного обеспечения населения.

Согласно экономическому словарю Пенсионный фонд РФ представляет собой самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее государственное управление финансами пенсионного обеспечения.

В соответствии с Законом РФ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ субъектами обязательного  пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страховщики, страхователи и застрахованные лица.

Пенсионный  фонд РФ (ПФР) является самостоятельным  финансово-кредитным учреждением, подотчетным  правительству РФ и осуществляющий свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г. №2122-I. ПФР осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ. Денежные средства фонда являются федеральной собственностью и не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Общий бюджет ПФР составляет 1/3 Федерального бюджета РФ. В ПФР входят региональные отделения, создаваемые по решению правления фонда для осуществления государственного управления финансами пенсионного обеспечения в республиках, входящих в состав РФ, автономных областях, округах, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге. Фонд и его региональные отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием, расчетные, валютные и иные счета в банках [15, с 211].

Основными задачами Пенсионного фонда являются : 

целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов, связанных с социальной защитой населения;

организация работы по взысканию с работодателей  и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

капитализация средств Фонда, а также привлечение  в него добровольных взносов физических и юридических лиц;

контроль за своевременным и полным поступлением в Фонд страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

проведение  научно-исследовательской работы в  области государственного пенсионного  страхования;

разъяснительная работа среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции фонда.

Фонд может  принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых  и нетрудоспособных граждан и  др.

ПФР осуществляет следующие основные функции:

получение от плательщиков страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий;

организацию банка  данных по плательщикам страховых взносов  в Пенсионный фонд РФ;

индивидуальный  учет поступающих в Пенсионный фонд РФ от работающих граждан обязательных страховых взносов, имея в виду в дальнейшем увеличение размеров государственных пенсий за счет вносимых гражданами средств;

межгосударственное  и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции  Пенсионного фонда.

В приложениях 1 Мудраков В.И., «Принципы построения «идеального» негосударственного пенсионного фонда»// Пенсия, 2003 №3. и 2 Кузнецов А. В., Ордин О. В., Пенсионная реформа в России, модель общего равновесия. - М.: Изд-во РПЭИ, 2001. предложены общая и подробная схемы организационной структуры Пенсионного фонда Российской Федерации.

Пенсионный  фонд является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладая  рядом особенностей:

- фонд запланирован  органами власти и управления, и имеет строгую целевую направленность;

- денежные средства фонда используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

- формируется  в основном за счет обязательных  отчислений юридических и физических  лиц;

- страховые  взносы в фонды и взаимоотношения,  возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

- на отношения,  связанные с исчислением, уплатой  и взысканием взносов в фонд, распространено большинство норм  и положений Налогового Кодекса  РФ;

- денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

- расходование  средств из фонда осуществляется  по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (Правление фонда).

Руководство Пенсионного  фонда России осуществляет Правление  и его постоянно действующий  орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках  в составе РФ, отделения в национально - государственных и административно-территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств.

Кроме ПФ РФ вопросами пенсионного  обеспечения занимаются Министерство труда и социального развития РФ (назначает и перераспределяет размеры пенсий), Министерство связи (доставляет пенсии), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными деньгами). Бюджет ПФ РФ и смета расходов (включая фонд оплаты труда), а также отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждается законодательным органом. В законе о бюджете ПФ РФ утверждается общая сумма доходов, в том числе по источникам, общая сумма расходов - по направлениям.

Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово- кредитным  учреждением, однако эта самостоятельность  имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Как уже было сказано выше, ПФ РФ организует мобилизацию и использование средств фонда в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

В настоящее время в  России используется так называемая накопительная система пенсионного обеспечения Сажина М. А., Конышева А. Н. , «Пенсионная реформа в России: страхование или социальная помощь?»// Вопросы экономики, 2001 №7.

При такой системе взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе  за счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, а накапливаются, инвестируются и приносят доход до тех пор пока плательщик не выходит на пенсию. Все сбережения плательщика и весь его инвестиционный доход, полученный на эти сбережения, являются его личной собственностью, которая и обеспечит выплату пенсии.

Пожилой человек при данной системе не зависит ни от государства, ни от молодого поколения. В этом случае не может быть пенсионной уравниловки, в то же время экономика получает огромные ресурсы для долгосрочных вложений. В ряде случаев управление пенсионными деньгами остается за государством, но часто эту обязанность берут на себя и частные компании. Может существовать даже система конкурирующих друг с другом негосударственных пенсионных фондов.

Основные принципы, по которым  все большее число стран переходит  с распределительной системы  на накопительную, следующие Лазаревский  А. А., Сушкевич А. Г., «Наизнанку и вверх  ногами (Пенсионная реформа в России на фоне зарубежного опыта)»// Финансы и кредит, 2006 №3.:

а) при накопительной пенсионной системе существует прямая связь  между тем, сколько человек зарабатывал, и тем, какой будет размер его  пенсии. Деньги на пенсионных счетах - собственность граждан, а не государства, поэтому надежность пенсионного обеспечения в накопительной системе повышается;

б) демографическая ситуация в мире сегодня такая, что на одного человека преклонного возраста постепенно приходится все меньшее число  работающих.

в) накопительная  система повышает норму сбережений в стране, что очень важно для ускорения экономического роста, тем более что основной фактор, определяющий низкий уровень пенсий в Российской Федерации - состояние экономики и производительности труда.

Таким образом, результатом десятилетнего развития Пенсионного фонда является создание достаточно прочной системы пенсионного обеспечения населения, при которой такой важной задачей занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный для этого государственный институт, занимающийся только непосредственно данной задачей, и использующий только собственные средства не входящие в какой-либо бюджет.

Глава 2. Анализ формирования и использования средств Пенсионного 

фонда

2.1 Формирование  средств Пенсионного фонда РФ в 2013- 2015 гг.

Пенсионный  фонд, как и все другие внебюджетные фонды, является участником бюджетного процесса. Особенности формирования бюджета фонда обусловлены его  спецификой и заключаются в следующем. Бюджет Пенсионного фонда РФ -- форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

В составе бюджета  Пенсионного фонда Российской Федерации  отдельно учитываются суммы страховых  взносов на накопительную часть  трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета Пенсионного фонда, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии.

Денежные средства обязательного пенсионного страхования  хранятся на счетах фонда, открываемых  в учреждениях Центрального банка  РФ, а при отсутствии учреждений последнего -- на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством РФ.

На покрытие дефицита Пенсионного фонда в 2013-2015 годах предполагается направить  из федерального бюджета около 3 триллионов рублей, говорится в материалах, размещенных на сайте правительства РФ.

На заседании 6 июля кабинет министров рассмотрит вопрос об основных характеристиках  бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.

Средства федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета Фонда в 2013 году учтены в объеме 1 триллион 9,9 миллиарда рублей, в 2014 году - 861,6 миллиарда рублей, в 2015 году - 897,5 миллиарда рублей.

 Доходы бюджета  Фонда на 2013 год определены в  сумме 6 триллионов 188,3 миллиарда  рублей, на 2014 год - 6 триллионов 620,8 миллиарда рублей, на 2015 год - 7 триллионов 186,1 миллиарда рублей. Расходы бюджета Фонда на 2013 год определены в сумме 5 триллионов 924,8 миллиарда рублей, на плановый период 2014 и 2015 годов расходы составят соответственно: 6 триллионов 413,4 миллиарда рублей и 6 триллионов 850,4 миллиарда рублей.

Объемы межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджету  Фонда на финансовое обеспечение  обязательств федерального бюджета  на выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий и других социальных выплат, финансируемых за счет средств федерального бюджета, которые администрируются Фондом, составят в 2013 году 1 триллион 913 миллиардов рублей, в 2014 году 2 триллиона 123,6 миллиарда рублей, в 2015 году 2 триллиона 263,7 миллиарда рублей.

Среднегодовой размер трудовой пенсии в 2013 году составит 10,190 тысячи рублей, что составляет 164,2% от прожиточного минимума пенсионера. Средний размер социальной пенсии в  прогнозный период будет поддерживаться на уровне не ниже прожиточного минимума пенсионера, отмечается в материалах. 
Кроме того, на заседании правительства будут рассмотрены основные характеристики бюджета Фонда социального страхования РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.   
      В материалах отмечается, что доходы бюджета фонда прогнозируются в 2013 году в размере 586,99 миллиарда рублей, в 2014 году - 659,60 миллиарда рублей, в 2015 году - 717,67 миллиарда рублей. Расходы бюджета фонда прогнозируются в 2013 году в сумме 599,26 миллиарда рублей, в 2014 году - 646,75 миллиарда рублей, в 2015 году - 701,34 миллиарда рублей. 
       
      Межбюджетные трансферты бюджету ФСС из федерального бюджета прогнозируются на 2013 год в сумме 128,21 миллиарда рублей, на 2014 год - 134,08 миллиарда рублей и на 2015 год - 134,28 миллиарда рублей. 
       
      Средства федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета ФСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством прогнозируются на 2013 год в сумме 33,47 миллиарда рублей, на 2014 год - 57,31 миллиарда рублей и на 2015 год - 58,11 миллиарда рублей. 
          
      Министры также заслушают вопрос об основных характеристиках бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2013-2015 годы. 
       
      Общий объем доходов бюджета фонда на 2013 год планируется в сумме 1 триллион 51,5 миллиарда рублей, на 2014 год – 1 триллион 212,8 миллиарда рублей, на 2015 год – 1 триллион 428 миллиардов рублей.

Формирование  доходов бюджета фонда будет  обеспечиваться в основном за счет страховых взносов на ОМС работающего населения и страховых взносов на ОМС неработающего населения.

Межбюджетные  трансферты из федерального бюджета  будут направляться на компенсацию  выпадающих доходов в связи с  установлением пониженных тарифов  страховых взносов на ОМС для отдельных категорий плательщиков. 
       
      На 2013 год межбюджетные трансферты из федерального бюджета предусматриваются в сумме 50,4 миллиарда рублей, на 2014 год - 18,8 миллиарда рублей, на 2015 год - 1 миллиард рублей. Уменьшение межбюджетных трансфертов на указанные цели в 2015 году объясняется переходом большинства "льготных" плательщиков страховых взносов на полный тариф (5,1%).

Расходы бюджета  ФОМС на 2013 год планируются в сумме 1 триллион 51,5 миллиарда рублей, на 2014 год – 1 триллион 212,8 миллиарда рублей, на 2015 год – 1 триллион 428 миллиарда рублеЙ

2 Использование  средств Пенсионного фонда РФ  в 2013 - 2015 гг.

При подготовке бюджета Пенсионного фонда РФ на 2013-2015гг. возникли разногласия между  Министерством труда и социального  развития России и Министерством финансов, сообщил источник РБК в социальном ведомстве.

Социальные  ведомства не согласны с предложением Минфина по снижению уровня индексации пенсий в 2013-2015гг. При этом, Минтруд  и ПФР поддерживают предложения  Минфина по увеличению тарифа страховых взносов для самозанятого населения (индивидуальные предприниматели, фермеры, адвокаты и проч.). Цель данной инициативы - сформировать пенсионные права этой группы населения в размере, адекватном их доходам, привязав их пенсионные платежи к 40% от уровня средней заработной платы по стране с тарифом 22%.

Кроме того, Минфин предлагает увеличить минимальный  стаж, дающий право на трудовую пенсию, с 5 до 10 лет. С этим предложением социальные ведомства согласны, отмечая, что  существенной экономии это не даст.

При этом Минтруд  выступает за поэтапное введение дополнительного тарифа страховых  взносов для страхователей, имеющих  работников на вредных и опасных  производствах в 2013г. - 2-4% в зависимости  от категории рабочего места, в 2014г. - 4-6% , в 2015г. - 6-9%. В Минтруде и ПФР уверены, что эта мера даст двойной эффект. Во-первых, позволит уменьшить дефицит бюджета ПФР на 120 млрд руб. в 2015г. Во-вторых, послужит стимулом для работодателей к сокращению и модернизации рабочих мест с вредными и опасными условиями труда.

В социальных ведомствах считают, что снижение дефицита пенсионной системы в 2013г. на 318 млрд руб., а к 2015г. - на 424 млрд руб. даст перевод 4 из 6% тарифа страхового взноса из накопительной  части в распределительную с  одновременным формированием корпоративных и профессиональных пенсионных систем.

Сегодня формирование пенсионных прав в распределительной  системе идет более высокими темпами  по сравнению с доходностью от  средств пенсионных накоплений: за период 2004-2011гг. индексация страховой части составила 337%, инфляция в Российской Федерации - 215%, доход от инвестирования средств пенсионных накоплений государственной управляющей компанией  (средства т.н. молчунов, их 76% от общего числа граждан, имеющих средства пенсионных накоплений по ОПС) - 149%, результаты  негосударственными пенсионными фондами - 159%.

Еще одной мерой, предлагаемой социальными ведомствами, является непролонгация льготных тарифов  страховых взносов после завершения периода действия этих льгот (2014-2015гг.).

Ранее Минфин выступил категорически против идеи об отмене накопительной части пенсии. "Если мы сейчас увеличиваем за счет накопительной  системы распределительную, мы залезаем в карман следующих поколений. К  тому же в перспективе из-за демографии распределительная система не выживет", - сообщил журналистам глава ведомства Напомним, в соответствии с посланием президента РФ  о бюджетной политике в 2013-2015гг. правительство РФ должно представить предложения по параметрам развития пенсионной системы не позднее сентября 2012г. Соответствующие параметры должны быть учтены в проекте бюджета на 2013г. и на плановый период 2014-2015гг. Разработанные параметры призваны обеспечить надежность пенсионной системы и долгосрочную сбалансированность с учетом демографических изменений в структуре населения.

 

 

 

 

Глава 3. Совершенствование деятельности Пенсионного фонда РФ на

перспективу

3.1 Проект бюджета  Пенсионного фонда РФ на 2013 г. и на плановый

период 2014 и 2015 гг."

1. Утвердить  основные характеристики бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Фонд) на 2013 год:

1) прогнозируемый  общий объем доходов бюджета  Фонда в сумме 6 343 331 552,8 тыс.  рублей, из них 5 761 462 361,2 тыс. рублей  в части, не связанной с формированием  средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 2 959 989 245,9 тыс. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 5 551 298,2 тыс. рублей;

2) общий объем  расходов бюджета Фонда в сумме 6 088 728 194,1 тыс. рублей, из них 5 821 948 049,2 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации в сумме 1 074 300,0 тыс. рублей;

3) предельный  объем профицита бюджета Фонда  в сумме 254 603 358,7 тыс. рублей, в  том числе предельный объем  дефицита бюджета Фонда в части,  не связанной с формированием  средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в сумме 60 485 688,0 тыс. рублей и предельный объем профицита бюджета Фонда в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в сумме 315 089 046,7 тыс. рублей.

2. Утвердить  основные характеристики бюджета Фонда на плановый период 2014 и 2015 годов:

1) прогнозируемый  общий объем доходов бюджета  Фонда на 2014 год в сумме 6 894 721 410,0 тыс. рублей, из них 6 214 917 646,4 тыс. рублей в части, не  связанной с формированием средств  для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 3 082 149 636,5 тыс. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 6 030 489,5 тыс. рублей, и на 2015 год в сумме 7 787 416 081,4 тыс. рублей, из них 6 995 789 069,5 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 3 509 130 953,3 тыс. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме

6 552 707,7 тыс. рублей;

2) общий объем  расходов бюджета Фонда на 2014 год в сумме 6 722 394 551,0 тыс. рублей, из них 6 376 894 846,0 тыс. рублей  в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации в сумме 74 100,0 тыс. рублей, и на 2015 год в сумме 7 431 542 013,2 тыс. рублей, из них 6 995 798 157,0 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации в сумме

74 100,0 тыс. рублей;

3) предельный объем профицита бюджета Фонда на 2014 год в сумме 172 326 859,0 тыс. рублей, в том числе предельный объем дефицита бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в сумме 161 977 199,6 тыс. рублей и предельный объем профицита бюджета Фонда в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в сумме 334 304 058,6 тыс. рублей, и предельный объем профицита бюджета Фонда на 2015 год в сумме 355 874 068,2 тыс. рублей, в том числе предельный объем дефицита бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в сумме 9 087,5 тыс. рублей и предельный объем профицита бюджета Фонда в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в сумме 355 883 155,7 тыс. рублей.

3. Установить, что  в 2013 году источником финансирования  дефицита бюджета Фонда в части,  не связанной с формированием  средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, является изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета Фонда в течение 2012 года по состоянию на 1 января 2013 года в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий.

4. Установить, что  в 2014 году источником финансирования  дефицита бюджета Фонда в части,  не связанной с формированием  средств для финансирования накопительной  части трудовых пенсий, является  изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета Фонда в течение 2013 года по состоянию на 1 января 2014 года в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий.

5. Установить, что  в 2015 году источником финансирования дефицита бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, является изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета Фонда в течение 2014 года по состоянию на 1 января 2015 года в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий.


Заключение

На основании проведенного исследования сделаем следующие  выводы:

1.Основные характеристики  проекта бюджета ПФР на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов ориентированы на своевременное и в полном объеме обеспечение установленных выплат, дальнейшее повышение уровня материального положения пенсионеров, увеличение размеров пенсий.

2.Рост доходов бюджета  ПФР с 2009 по 2011 год составит 47,9 %, а расходы увеличатся на 43,4 %. При этом в части, не связанной  с формированием средств для  финансирования накопительной части  трудовых пенсий, доходы вырастут  на 46,4 %, а расходы - на 45,6 процента.

3.По отношению к  ВВП доходы и расходы ПФР  составят, соответственно, в 2009 году 6,3 % и 5,7 %, 2010 году - 6,9 % и 6,29 %, в 2011 году - 7,0 % и 6,31 %. Таким образом,  удельный вес доходов и расходов  на пенсионное обеспечение в  объеме ВВП имеет тенденцию к росту.

4.Проект бюджета сбалансирован  по доходам и расходам с  учетом финансирования его дефицита  за счет средств федерального  бюджета. В то же время объем  средств федерального бюджета  на покрытие дефицита бюджета  Фонда в распределительной составляющей постоянно увеличивается: в 2009 году - 133713689,6 тыс. рублей (4,7 % от общей суммы расходов по распределительной составляющей бюджета), в 2010 году - 262836420,6 тыс. рублей (7,2 %), в 2011 году - 384090952,7 тыс. рублей (9,2 процента). Согласно указанному Федеральному закону тарифы уплаты страховых взносов страхователями-работодателями с 2008 года сокращены на страховую часть трудовой пенсии с 10,0 % до 8,0 % и увеличены на накопительную часть с 4,0 % до 6,0 % (за работника 1967 года рождения и младше с доходов до 280,0 тыс. рублей в год - базовый тариф отчислений от фонда заработной платы для расчета страховых взносов), что, соответственно, увеличит дополнительную нагрузку на федеральный бюджет.

7. Параметры, предусмотренные  Законопроектом, позволяют увеличить размер социальной пенсии на конец 2009 года до 4176 рублей, на конец 2010 года - до 4591 рубля, на конец 2011 года - до 5029 рублей, среднегодовой размер трудовой пенсии по старости в 2009 году составит 5461 рубль, в 2010 году - 6961 рубль, в 2011 году - 7879 рублей, что позволит обеспечить решение задач.

На основе выводов  можно сделать следующие предложения:

· О принятии в ближайшей  перспективе мер по формированию стратегии развития пенсионной системы  в Российской Федерации, предусматривающей реальную возможность ее функционирования на основе страховых принципов и снижения зависимости от поступления средств федерального бюджета.

· увеличение размера  отчислений на финансирование накопительной  части трудовой пенсии;

· определения статуса ПФР с учетом современного состояния системы пенсионного обеспечения;

· скорейшего введения профессиональных пенсионных систем;

· возложения функций  контроля за уплатой страховых взносов  на обязательное пенсионное обеспечение  и взыскания недоимки и пеней по указанным платежам на 1 администрирующий орган;

· разработки правового  механизма работы органов ПФР  со страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование в случае непредставления страхователями сведений персонифицированного учета;

 

Список литературы

 

 


Информация о работе Пенсионный фонд Российской Федерации, особенности его формирования