Пенсионный фонд Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение Пенсионного фонда Российской Федерации как составной части системы социальных внебюджетных фондов.
В соответствии с темой курсовой работы ставятся следующие задачи:
изучить функции, цели и задачи Пенсионного фонда РФ,
рассмотреть порядок формирования и использования доходов бюджета Пенсионного фонда РФ,
охарактеризовать взаимоотношения между Пенсионным фондом и плательщиками единого социального налога,
представить проблемы и перспективы развития Пенсионного фонда.

Содержание работы

Введение 3
1. Эволюция Пенсионного фонда Российской Федерации. 5
1.1. История становления пенсионного обеспечения в России. 5
1.2. Развитие Пенсионного фонда Российской Федерации. 8
2. Пенсионный фонд РФ на современном этапе развития 12
2.1. Организационно-правовые основы деятельности фонда. 12
2.2. Цели и задачи фонда. 16
3. Проблемы и перспективы развития Пенсионного фонда РФ. 19
Заключение 23
Список литературы 25

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 98.74 Кб (Скачать файл)

     Пенсионный  фонд РФ может принимать участие  в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

     Работа  Пенсионного фонда РФ проявляется  в выполнении ряда функций.

     Функции Пенсионного фонда  РФ:

     1. Фискальная – аккумулирование денежных средств граждан страны для финансирования государственных мероприятий пенсионного обеспечения.

     2. Перераспределительная – обеспечение граждан страны, нуждающихся в материальной поддержке, государственными пенсиями по старости, инвалидности, потери кормильца, за выслугу лет, а так же дополнительным пенсионным обеспечением.

     3. Контрольная – отображение сложившихся в стране условий функционирования государственной пенсионной системы и уровня материальной поддержки пенсионеров.

     Работа  Пенсионного фонда РФ, как финансового  института, состоит в перераспределении  финансовых средств из источников, установленных российским законодательством, на проведение мероприятий государственного пенсионного страхования. 
 
 

3. Проблемы и перспективы развития Пенсионного фонда РФ 

     Состояние пенсионной системы России оценивается  экспертами как нестабильное. С начала старта пенсионной реформы - 1 января 2002 г. - система обязательного пенсионного  страхования накопила ряд проблем. Говоря о сложностях развития этой системы, в качестве первой проблемы выделяется нарастающий дефицит  Пенсионного фонда (ПФР). Как говорилось выше, дефицит российской пенсионной системы только по трудовым пенсиям в 2008 году составил 384,1 млрд. рублей, в 2009 году – 521,0 млрд. рублей, в 2010 году – 656,0 млрд. рублей.

     В качестве второй проблемы обозначается снижение размера пенсий, т.к. реформа  и снижение тарифов идут за счет снижения размеров пенсий. Размер пенсий анализируется при помощи коэффициента замещения, который показывает, насколько  пенсия покрывает предыдущий заработок.

          Таблица 3 - Расчет коэффициента замещения заработной платы пенсий на 2007-2010 годы

Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в целом по экономике, руб. 12 920 15 304 17 723 20 395
Среднегодовой размер пенсии, руб. 3 284 3 928 4 760 5 098
Коэффициент замещения  25,4% 25,7% 26,9% 25,0%
 

     В 1995г. этот коэффициент составлял 39,8%, то есть был почти равен норме  Конвенции МОТ, согласно которой  коэффициент замещения должен составлять 40%. В 1998 г. коэффициент замещения  был равен 37,9%, в 2005 г. коэффициент  замещения составил 27,5%. На 2006 г., коэффициент  замещения составил 25%. В период с 2007 по 2010 г.г. коэффициент замещения изменялся в пределах от 25,0% до 26,9%.

     В качестве следующей проблемы можно  выделить снижение доли пенсионного  страхования в системе обязательного  пенсионного страхования в той  страховой части пенсии, которая  зависит от заработка и стажа. И как следствие, приводит к увеличению прямых выплат в виде базовых выплат пенсий, не зависящих от зарплаты и  стажа.

     К проблемным аспектам развития обязательного  пенсионного страхования была отнесена низкая доходность по средствам, как  оставшимся в Пенсионном фонде, так  и переданным управляющим компаниям, составляющая 4% годовых. Причем негосударственные  пенсионные фонды предоставляют  доходность от 4 до 17%. В настоящее  время уровень инфляции "перекрывает" уровень доходности.

     По  оценкам Министерства финансов РФ, уже к 2015 году пенсионная система  России будет переживать серьезнейший кризис, связанный с уравниванием численности работающего и неработающего  населения. К тому времени даже для  поддержания сегодняшнего уровня пенсий государству придется привлекать дополнительные средства в размере 2% ВВП.

     Возможно, дефицит бюджета ПФР (Пенсионного  фонда России) придется компенсировать за счет, так называемого, человеческого  фактора или, другими словами, повысить возрастной пенсионный порог. Иного  способа закрыть столь крупные  бюджетные дыры в министерстве пока не находят.

     Безусловно, сохранять систему социального  страхования с огромным нарастающим  дефицитом – это нелепица. Но отказ от социального страхования  – это далеко не единственный выход. Ведь можно просто устранить проблему дефицита – и продолжать реформу  дальше. Как альтернатива возврату к прямым выплатам пенсий из федерального бюджета возможно восстановление финансирования и финансовой устойчивости социального страхования.

     Во  всем мире пенсионные системы, характеризуемые  многочисленными национальными  особенностями, которые обусловлены  процессами исторического развития и влиянием тех или идей, переживают в настоящее время период осмысления и подвергаются постоянной трансформации, направленной на совершенствование  возложенных на них функций. Поэтому  слепое заимствование опыта других стран при реформировании системы  пенсионного обеспечения в России является достаточно бесперспективным. Более продуктивным представляется анализ этого опыта с целью  выявления подходов, которые позволяют  наиболее эффективно решать возложенные  на пенсионную систему задачи не только в настоящее время, но и в перспективе.

     Факторами, обеспечивающими стабилизацию финансового  положения Пенсионного фонда, будут  служить:

  • более жесткая привязка размера пенсионных выплат к величине поступлений в Пенсионный фонд;
  • учет ожидаемой продолжительности жизни пенсионера при назначении пенсии и стимулировании более позднего выхода на пенсию через систему условно-накопительных и именных накопительных счетов;
  • обеспечение более четкого разграничения обязательств по финансированию страховых пенсий и других пенсионных выплат между Пенсионным фондом России и другими источниками, включая федеральный бюджет и социальные внебюджетные фонды;
  • увеличение сбора страховых взносов в результате внедрения системы условно-накопительных и именных накопительных пенсионных счетов.

     Для повышения финансовой устойчивости Пенсионного фонда предлагается провести ряд дополнительных мероприятий:

  • повысить собираемость пенсионных взносов, главным образом за счет расширения базы плательщиков и значительного повышения доли отчислений, уплачиваемой непосредственно работником;
  • оптимизировать технику доставки пенсий, используя современные технологии, что должно привести к ускорению оборачиваемости пенсионных средств, уменьшению задержек с выплатой пенсий, сокращению расходов на доставку.

     Также необходимо провести серию комплексных  расчетов и дополнительных исследований вариантов дальнейшего реформирования пенсионной системы и по их результатам  пересмотреть основные параметры переходного  периода – его начало и окончание, последовательность дальнейших шагов, ставки отчислений, направляемых на финансирование накопительных пенсий и при разработке законодательных актов основываться на результатах этих исследований.

 

     

Заключение

     Экономические преобразования, проводимые в России, не могут не вызывать неблагоприятных  социальных последствий, тяжесть которых  наиболее остро воспринимается гражданами, имеющими фиксированные доходы, прежде всего пенсионерами. В нашей стране около 37 миллионов престарелых, инвалидов  и членов семей, потерявших кормильца, поэтому проблема совершенствования  пенсионной системы приобретает  социально-политическую значимость.

     В настоящее время  сфера пенсионного обеспечения  характеризуется наличием большого числа острых проблем, требующих  неотложного решения. Существующая пенсионная система является обременительной  для экономики и в то же время  не обеспечивает даже минимальные потребности  значительных по численности слоев  населения, охваченных пенсионным обеспечением. Основными ее недостатками являются:

     -финансовая нестабильность;

     -слабая дифференциация  пенсионного обеспечения в зависимости  от трудового вклада;

     -неоправданно большой  удельный вес льготных пенсий:

     -отсутствие социально-справедливого  механизма повышения размеров  пенсий в связи с ростом  стоимости жизни.

     В работе использовались экономико-математические и статистические методы, по результатам  исследования можно прогнозировать, что негативные демографические тенденции в России, последствия экономического кризиса в ближайшее десятилетие потребует чрезвычайных усилий государства по обеспечению функционирования различных систем пенсионного обеспечения. Уже сейчас взносы предприятий и организаций в социальные внебюджетные фонды предельно высоки и не могут быть существенно увеличены без негативных социальных и экономических последствий.

В то же время доходы 15 – 20 % экономически активного населения значительно  превышают средние доходы, и при  выходе на государственную пенсию обеспеченность этой социальной группы значительно  падает.

     В сложившихся условиях совершенно неизбежной становиться  глубокая реформа пенсионной системы  в Российской Федерации с включением в нее, в частности, такого общепризнанного  в мировой практике института  как негосударственное пенсионное обеспечение. Организационной основой  для негосударственного пенсионного  обеспечения в Российской Федерации  должны выступать негосударственные  пенсионные фонды, то есть организации  с правом юридического лица на введение исключительно пенсионного вида деятельности. Хочется верить, что  эта, а так же другие инновации, внесенные  и вносимые в нормативную базу пенсионного обеспечения, помогут  выбраться пенсионной системе из кризиса и существенно улучшить положение всех нуждающихся в  поддержке государства.

     В заключение можно  прийти к выводу, что работа Пенсионного  фонда РФ имеет довольно сложную  и разветвленную систему, но к  сожалению не всегда эффективную, и  еще не один год потребуется чтобы  сбалансировать данную систему и  привести ее в равновесие. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

  1. Конституция РФ от 12.12.93.
  2. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.98. №145-ФЗ.
  3. Закон "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.01. №173-ФЗ.
  4. Закон "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" от 15.12.01 №167-ФЗ.
  5. Закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" от 29.12.2006 №256-ФЗ.
  6. Закон "О Бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" от 21.07.2007. №182-ФЗ.
  7. Закон "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" от 30.04.2008 № 56-ФЗ.
  8. Кричевский, Н. Реквием по соцстраху. Пенсионный фонд [Электронный ресурс]/Н.Кричевский//Финансы. – 2010. - №2. Код доступа: http://www.tden.ru.
  9. Листопадов, В. Государство спешит залезть в карманы к пенсионерам [Текст]/В.Листопадов//Вопросы экономики, 2010. - №5. – с.7-8.
  10. Титов, Д. Откуда взять деньги на пенсии [Текст]/ Д.Титов// Экономика и жизнь. – 2010. - №8. – с.4-5.
  11. Официальный сайт Пенсионного Фонда РФ [Электронный ресурс].   Код доступа: http://www.pfrf.ru/
  12. Войнов, А.В. Государственные финансы и региональное развитие [Текст] / А.В. Войнов // Вопросы экономики, 2009, № 3. – С. 15-22.
  13. Амелина, Е.В. Исчисление и уплата взносов в Пенсионный фонд РФ индивидуальными предпринимателями [Текст]/ Е.В. Амелина //Бухгалтерский учет.- 2009.- № 4.-С.33-34.

Информация о работе Пенсионный фонд Российской Федерации