Перспективы развития форм и методов государственной финансовой поддержки малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 11:02, реферат

Описание работы

Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут эффективно развиваться. Малый бизнес осваивает новые сегменты рынка, решает проблемы самореализации граждан и занятости населения в сочетании с гарантированными налоговыми поступлениями в бюджеты всех уровней.
Мировой опыт свидетельствует, что малое предпринимательство в цивилизованных формах является важным условием оздоровления не только национальной экономики, но всей общественной жизни государства.

Файлы: 1 файл

Реферат финансы.docx

— 42.77 Кб (Скачать файл)

Поэтому в силу объективных причин и факторов на современном этапе социально-экономических преобразований в России вопросы поддержки и развития предпринимательства, и в первую очередь малого бизнеса, неизбежно должны выдвигаться в центр государственной политики.

 

 

 

 

2  Перспективы финансирования  малых предприятий

 

Продолжение курса реформ требует, чтобы развитие МП и частной инициативы в нашей стране стало общегосударственной доктриной проводимых социально-экономических преобразований, оснащенной четким механизмом реализации - со своим исполнительным органом, законодательной базой и ресурсным обеспечением. Подлинная цель экономических реформ - достижение экономического роста, создание эффективной экономики, обеспечивающей высокий уровень жизни населения, реальное и равноправное участие России в мировом экономическом сообществе. Для этого, прежде всего, необходимо разработать концепцию государственной политики в отношении малых предприятий, ориентированную на обеспечение национальных интересов и достижение целей социально-экономических реформ путём эффективного использования деловых возможностей сектора малых предприятий.

Представляется целесообразным ввести уточнения в такие понятия, как государственная политика в отношении малых предприятий и государственная поддержка и развитие малых предприятий.

Государственная политика в отношении малых предприятий, прежде всего, отражает поведение государства по отношению к малых предприятий  как к одному из элементов экономики страны.

Государственная поддержка малых предприятий  представляет собой сознательное создание государственными структурами экономических и правовых условий, стимулов для развития малых предприятий, а также вложение в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях.

Качественные и количественные критерии оценки результативности достижения поставленных целей необходимо заранее определить на прогнозируемые периоды. Для получения значимых результатов деятельности сектора малых предприятий  необходимо в ближайшие два года обеспечить устойчивый рост числа малых предприятий с доведением их общего количества до 2,5-3,5 млн. с суммарной численностью занятых около 30 млн. Через 4-5 лет желательно достигнуть уровня 4-4,5 млн. малых предприятий с количеством занятых около 45-50 млн. человек, которые обеспечивают примерно 40% производства национального ВВП. Это будет соответствовать плотности в 25-28 малых предприятий на одну тысячу человек населения в стране (с учётом положительной демографической ситуации), что гораздо ниже нынешнего среднего уровня в развитых странах.

Эти цели не могут быть достигнуты, если государство не будет стимулировать изменения в общественном сознании, ориентацию его на жизненные интересы и ценности среднего класса, формирование позитивного отношения различных слоев и групп населения к предпринимательской деятельности, причем не только как к источнику удовлетворения потребности в продуктах и услугах, но и как к возможному пути своей собственной жизни. Необходимо помочь человеку сделать сознательный выбор - стать предпринимателем или остаться наемным работником, инвестировать средства в производство или использовать их для личного потребления.

Большое значение имеет также развитие позитивного самосознания предпринимателей исходя из принципов социальной ответственности и деловой этики. Только в этом случае предприниматели, работающие в сфере малого бизнеса, могут вырасти в самостоятельную социально-активную группу со специфическими общими интересами, способную стать опорой государства и неотъемлемым элементом гражданского общества.

При этом следует учитывать, что государство и бизнес имеют специфические функции и цели.

Государственная политика в отношении и предпринимательской деятельности в целом, и малого бизнеса в частности может быть эффективной только тогда, когда ее ориентация совпадает с внутренним вектором развития самого предпринимательства. Поддержка со стороны государства не может быть ничем иным, как именно поддержкой процесса саморазвития бизнеса, направленной на смягчение или устранение препятствий для этого саморазвития, с использованием широкого набора инструментов и стимулов в достижении тех общих социально-экономических целей, которые каждый предприниматель в отдельности (да и определенные корпоративные и профессиональные группы предпринимателей) перед собой, как правило, не ставят.

С точки зрения предпринимателя государство должно создать условия, в которых он сможет эффективно достигать своих целей, прежде всего экономических (максимизация прибыли, эффективность инвестиций, собственное благополучие, победа над конкурентами, минимизация риска, защита собственности и личности и т.п.).

С точки зрения государства предприниматель призван обеспечить реализацию целей и интересов более высокого порядка (рост общественного благосостояния, поддержание занятости, социально-политическая стабильность, укрепление национальной безопасности и экономической мощи и т.п.)- Именно в области пересечения целей и интересов государства и бизнеса может осуществляться эффективная государственная политика.

Главным принципом государственной поддержки малых предприятий  должно стать создание преимущественно экономических и правовых условий нормального ведения рыночного хозяйствования. Государственная поддержка должна выражаться в формировании экономических и правовых условий, стимулов для саморазвития и конкурентоспособности малых предприятий  с учетом отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей и традиций, а также зарубежного опыта. Важнейшие задачи государственной поддержки малых предприятий  заключаются в том, чтобы обеспечить малым предприятиям равные права, минимизировать разрыв в условиях хозяйственных возможностей между малыми и более крупными предприятиями в конкурентном рыночном соревновании, создать равные возможности ведения предпринимательской деятельности в условиях свободы выбора ее форм и методов проявления самостоятельности и предприимчивости.

Успешное развитие малых предприятий  возможно лишь при наличии политической воли государства сформировать благоприятные социальные, экономические, правовые, политические и другие условия, поддержание и укрепление которых, в свою очередь, обеспечивается широкомасштабным развитием малого бизнеса.

Представляется, что в условиях переходного периода государственная поддержка малых предприятий  должна носить стимулирующий, селективный характер, не приводящий к разбалансировке рыночных механизмов. Иными словами, государство должно, прежде всего, поддерживать жизнеспособные хозяйственные структуры малых предприятий, деятельность которых совпадает с целями и направлениями развития общества, государственной социально-экономической политики.

Малые предприятия в своей деятельности должны опираться, прежде всего, на собственные силы, свои материальные и финансовые ресурсы. В этом случае государственная поддержка не будет носить характера поощрения иждивенчества, и рассматриваться как нечто постоянное или как основной источник повышения конкурентоспособности и роста рентабельности.

Формирование целостной системы государственно-общественной поддержки малых предприятий - сложный и длительный процесс, однако уже сейчас можно сформулировать основные ее задачи, принципы и ограничения. Основу развитой системы государственной поддержки малых предприятий  должны составлять следующие блоки:

- самостоятельная законодательная  и нормативная база, определяющая  специфические условия деятельности субъектов малых предприятий, регулирующая формы и методы его государственной поддержки и процедуры принятия решений;

 

- действенные правоприменительные  механизмы, гарантирующие соблюдение  законности и равноправие представителей  МП во всех отношениях с  органами власти и другими  хозяйствующими субъектами; обеспечение  безопасности и защиты предпринимателей  от криминальных действий;

 

- система специализированных  институтов, обеспечивающих разработку  и реализацию государственной  политики, направленной на поддержку малых предприятий, включая органы государственной власти и управления, общественные объединения и организации предпринимателей, специализированные объекты инфраструктуры поддержки МП, созданные и действующие при участии государственного и частного капитала (фонды, кредитные, страховые и гарантийные учреждения, технологические парки, бизнес - инкубаторы, промышленные зоны и полигоны, учебные, консультационные, информационные, лизинговые, обслуживающие структуры и т.д.);

- государственные программы, в том числе специальные программы, непосредственно ориентированные  на оказание поддержки малым  предприятиям, и иные программы  социально-экономического развития  регионов (реструктуризация промышленности, конверсия предприятий ВПК, государственные  инвестиции в отраслевое и  региональное развитие, поставки  для государственных нужд, решение  проблем занятости, миграции населения  и т.д.), которые должны включать меры по привлечению сектора малых предприятий  к их реализации;

- необходимое для реализации мер поддержки малых предприятий  ресурсное (производственные площади, земельные участки, оборудование) и финансовое обеспечение (в том числе бюджетные ассигнования в достаточном объеме) наряду с созданием условий и механизмов для привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций в сферу малых предприятий, а также радикальным усовершенствованием налоговой системы.

При формировании системы государственной поддержки малых предприятий  необходимо обеспечить:

- предоставление дополнительных возможностей для сектора малых предприятий, обеспечивающих ему преодоление специфических трудностей и проблем, объективно присущих данному сектору экономики (особая чувствительность к текущей конъюнктуре, менее благоприятные условия доступа к факторам производства, медленные темпы накопления капитала и его недостаточность для входа на рынок и т.д.);

- открытость как при  формировании государственной политики (на основе согласования интересов  всех заинтересованных сторон  и использования механизмов обратной  связи), так и при ее реализации (наличие полной и гласной информации  о содержании конкретных мер  государственной поддержки и  условий доступа к ним; установление  открытых процедур распределения  средств при участии представителей деловых кругов; публичная отчетность о состоянии малых предприятий, использовании выделенных на его поддержку средств, деятельности соответствующих государственных институтов);

- гибкость системы приоритетов  и разнообразие форм государственной  поддержки, предполагающую концентрацию  усилий на оказании малым предприятиям  специфических мер поддержки  применительно к различным этапам  их деятельности, особенностям каждой  отрасли и региона, специфическим  характеристикам отдельных групп  предпринимателей;

- учет национальных и  исторических особенностей, в том  числе на региональном уровне, поощрение ремесел, народных промыслов, артельных и семейных форм  организации предпринимательской  деятельности, сезонных работ, самозанятости и др.

                                  

  Заключение

    На сегодняшний день в нашей стране продолжается активная политика по внедрению малого бизнеса в экономику России. Развитие малого бизнеса благоприятно воздействует на общее состояние экономики, уровень ВВП и общего благосостояния людей.

Важнейшие социальные факторы:

1. развитие малого бизнеса  способствует постепенному созданию  широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно  обеспечивающих собственное благосостояние  и достойный уровень жизни, являющихся  основой социально-экономических  реформ, гарантом политической стабильности  и демократического развития  общества.

2. занятие малым бизнесом  является не только источником  средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности.

3. объективно неизбежная  реструктуризация экономики вынуждает  все большее число граждан  заняться самостоятельной предпринимательской  деятельностью.

4. сектор малого бизнеса  способен создавать новые рабочие  места, а следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

В то же время, ограниченность доступа к кредитным ресурсам, недостаток стартового капитала и оборотных средств, дефицит средств на расширение производства – вот те финансовые проблемы, с которыми сталкивается малый бизнес. Поэтому финансовая поддержка наряду с формированием правовых и институциональных механизмов содействия малому бизнесу является одной из наиболее востребованных форм государственной поддержки.

 

 

 

Список литературы

 

    1. О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ. Федеральный закон РФ от 12 мая 1995 г. № 88 – ФЗ.
    2. О государственной поддержке малого предпринимательства в Костромской области. Закон Костромской области от 26 мая 1999 г. № 171 – ЗКО //Северная правда. – 1999.- 16 июня
    3. Об областной целевой программе «Поддержка и развитие малого предпринимательства в Костромской области на 2007-2008 годы». Закон Костромской области от 20 декабря 2007 г.- № 239 – ЗКО. // Северная правда. – 2007. – 10 января.

 

 

 

 


Информация о работе Перспективы развития форм и методов государственной финансовой поддержки малого бизнеса