Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 11:02, реферат
Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут эффективно развиваться. Малый бизнес осваивает новые сегменты рынка, решает проблемы самореализации граждан и занятости населения в сочетании с гарантированными налоговыми поступлениями в бюджеты всех уровней.
Мировой опыт свидетельствует, что малое предпринимательство в цивилизованных формах является важным условием оздоровления не только национальной экономики, но всей общественной жизни государства.
Поэтому в силу объективных причин и факторов на современном этапе социально-экономических преобразований в России вопросы поддержки и развития предпринимательства, и в первую очередь малого бизнеса, неизбежно должны выдвигаться в центр государственной политики.
Продолжение курса реформ требует, чтобы развитие МП и частной инициативы в нашей стране стало общегосударственной доктриной проводимых социально-экономических преобразований, оснащенной четким механизмом реализации - со своим исполнительным органом, законодательной базой и ресурсным обеспечением. Подлинная цель экономических реформ - достижение экономического роста, создание эффективной экономики, обеспечивающей высокий уровень жизни населения, реальное и равноправное участие России в мировом экономическом сообществе. Для этого, прежде всего, необходимо разработать концепцию государственной политики в отношении малых предприятий, ориентированную на обеспечение национальных интересов и достижение целей социально-экономических реформ путём эффективного использования деловых возможностей сектора малых предприятий.
Представляется целесообразным ввести уточнения в такие понятия, как государственная политика в отношении малых предприятий и государственная поддержка и развитие малых предприятий.
Государственная политика в отношении малых предприятий, прежде всего, отражает поведение государства по отношению к малых предприятий как к одному из элементов экономики страны.
Государственная поддержка малых предприятий представляет собой сознательное создание государственными структурами экономических и правовых условий, стимулов для развития малых предприятий, а также вложение в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях.
Качественные и количественные критерии оценки результативности достижения поставленных целей необходимо заранее определить на прогнозируемые периоды. Для получения значимых результатов деятельности сектора малых предприятий необходимо в ближайшие два года обеспечить устойчивый рост числа малых предприятий с доведением их общего количества до 2,5-3,5 млн. с суммарной численностью занятых около 30 млн. Через 4-5 лет желательно достигнуть уровня 4-4,5 млн. малых предприятий с количеством занятых около 45-50 млн. человек, которые обеспечивают примерно 40% производства национального ВВП. Это будет соответствовать плотности в 25-28 малых предприятий на одну тысячу человек населения в стране (с учётом положительной демографической ситуации), что гораздо ниже нынешнего среднего уровня в развитых странах.
Эти цели не могут быть достигнуты, если государство не будет стимулировать изменения в общественном сознании, ориентацию его на жизненные интересы и ценности среднего класса, формирование позитивного отношения различных слоев и групп населения к предпринимательской деятельности, причем не только как к источнику удовлетворения потребности в продуктах и услугах, но и как к возможному пути своей собственной жизни. Необходимо помочь человеку сделать сознательный выбор - стать предпринимателем или остаться наемным работником, инвестировать средства в производство или использовать их для личного потребления.
Большое значение имеет также развитие позитивного самосознания предпринимателей исходя из принципов социальной ответственности и деловой этики. Только в этом случае предприниматели, работающие в сфере малого бизнеса, могут вырасти в самостоятельную социально-активную группу со специфическими общими интересами, способную стать опорой государства и неотъемлемым элементом гражданского общества.
При этом следует учитывать, что государство и бизнес имеют специфические функции и цели.
Государственная политика в отношении и предпринимательской деятельности в целом, и малого бизнеса в частности может быть эффективной только тогда, когда ее ориентация совпадает с внутренним вектором развития самого предпринимательства. Поддержка со стороны государства не может быть ничем иным, как именно поддержкой процесса саморазвития бизнеса, направленной на смягчение или устранение препятствий для этого саморазвития, с использованием широкого набора инструментов и стимулов в достижении тех общих социально-экономических целей, которые каждый предприниматель в отдельности (да и определенные корпоративные и профессиональные группы предпринимателей) перед собой, как правило, не ставят.
С точки зрения предпринимателя государство должно создать условия, в которых он сможет эффективно достигать своих целей, прежде всего экономических (максимизация прибыли, эффективность инвестиций, собственное благополучие, победа над конкурентами, минимизация риска, защита собственности и личности и т.п.).
С точки зрения государства предприниматель призван обеспечить реализацию целей и интересов более высокого порядка (рост общественного благосостояния, поддержание занятости, социально-политическая стабильность, укрепление национальной безопасности и экономической мощи и т.п.)- Именно в области пересечения целей и интересов государства и бизнеса может осуществляться эффективная государственная политика.
Главным принципом государственной поддержки малых предприятий должно стать создание преимущественно экономических и правовых условий нормального ведения рыночного хозяйствования. Государственная поддержка должна выражаться в формировании экономических и правовых условий, стимулов для саморазвития и конкурентоспособности малых предприятий с учетом отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей и традиций, а также зарубежного опыта. Важнейшие задачи государственной поддержки малых предприятий заключаются в том, чтобы обеспечить малым предприятиям равные права, минимизировать разрыв в условиях хозяйственных возможностей между малыми и более крупными предприятиями в конкурентном рыночном соревновании, создать равные возможности ведения предпринимательской деятельности в условиях свободы выбора ее форм и методов проявления самостоятельности и предприимчивости.
Успешное развитие малых предприятий возможно лишь при наличии политической воли государства сформировать благоприятные социальные, экономические, правовые, политические и другие условия, поддержание и укрепление которых, в свою очередь, обеспечивается широкомасштабным развитием малого бизнеса.
Представляется, что в условиях переходного периода государственная поддержка малых предприятий должна носить стимулирующий, селективный характер, не приводящий к разбалансировке рыночных механизмов. Иными словами, государство должно, прежде всего, поддерживать жизнеспособные хозяйственные структуры малых предприятий, деятельность которых совпадает с целями и направлениями развития общества, государственной социально-экономической политики.
Малые предприятия в своей деятельности должны опираться, прежде всего, на собственные силы, свои материальные и финансовые ресурсы. В этом случае государственная поддержка не будет носить характера поощрения иждивенчества, и рассматриваться как нечто постоянное или как основной источник повышения конкурентоспособности и роста рентабельности.
Формирование целостной системы государственно-общественной поддержки малых предприятий - сложный и длительный процесс, однако уже сейчас можно сформулировать основные ее задачи, принципы и ограничения. Основу развитой системы государственной поддержки малых предприятий должны составлять следующие блоки:
- самостоятельная
- действенные
- система специализированных институтов, обеспечивающих разработку и реализацию государственной политики, направленной на поддержку малых предприятий, включая органы государственной власти и управления, общественные объединения и организации предпринимателей, специализированные объекты инфраструктуры поддержки МП, созданные и действующие при участии государственного и частного капитала (фонды, кредитные, страховые и гарантийные учреждения, технологические парки, бизнес - инкубаторы, промышленные зоны и полигоны, учебные, консультационные, информационные, лизинговые, обслуживающие структуры и т.д.);
- государственные программы,
в том числе специальные
- необходимое для реализации мер поддержки малых предприятий ресурсное (производственные площади, земельные участки, оборудование) и финансовое обеспечение (в том числе бюджетные ассигнования в достаточном объеме) наряду с созданием условий и механизмов для привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций в сферу малых предприятий, а также радикальным усовершенствованием налоговой системы.
При формировании системы государственной поддержки малых предприятий необходимо обеспечить:
- предоставление дополнительных возможностей для сектора малых предприятий, обеспечивающих ему преодоление специфических трудностей и проблем, объективно присущих данному сектору экономики (особая чувствительность к текущей конъюнктуре, менее благоприятные условия доступа к факторам производства, медленные темпы накопления капитала и его недостаточность для входа на рынок и т.д.);
- открытость как при
формировании государственной
- гибкость системы приоритетов
и разнообразие форм
- учет национальных и
исторических особенностей, в том
числе на региональном уровне,
поощрение ремесел, народных промыслов,
артельных и семейных форм
организации
Заключение
На сегодняшний день в нашей стране продолжается активная политика по внедрению малого бизнеса в экономику России. Развитие малого бизнеса благоприятно воздействует на общее состояние экономики, уровень ВВП и общего благосостояния людей.
Важнейшие социальные факторы:
1. развитие малого бизнеса
способствует постепенному
2. занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности.
3. объективно неизбежная
реструктуризация экономики
4. сектор малого бизнеса
способен создавать новые
В то же время, ограниченность доступа к кредитным ресурсам, недостаток стартового капитала и оборотных средств, дефицит средств на расширение производства – вот те финансовые проблемы, с которыми сталкивается малый бизнес. Поэтому финансовая поддержка наряду с формированием правовых и институциональных механизмов содействия малому бизнесу является одной из наиболее востребованных форм государственной поддержки.