План Полсона и последующие меры правительства США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

Предшественником финансового кризиса 2008 года был ипотечный кризис в США, первые признаки которого появились в 2006 году в форме снижения числа продаж домов и в начале 2007 года переросли в кризис высокорисковых ипотечных кредитов (англ. subprime). Довольно быстро проблемы с кредитованием ощутили и надёжные заёмщики. Постепенно кризис из ипотечного стал трансформироваться в финансовый и затронул не только США. Котировки на фондовых рынках резко снизились. Для компаний существенно сократились возможности получения капиталов при размещении ценных бумаг. К началу 2008 года кризис приобрёл мировой характер и постепенно начал проявляться в повсеместном снижении объёмов производства, снижении спроса и цен на сырьё, росте безработицы.

Содержание работы

1. Истоки и причины
1.1 Высокие цены на сырьевые товары
1.2 Ипотечный кризис в США 2007 года
1.3 Инновации на финансовом рынке
1.4 Образование финансовых пузырей
1.5 Альтернативные взгляды на кризис
2.Кризис в мировом автопроме
3. План Полсона и последующие меры правительства США
4. Обвал на фондовых рынках
5. Крах крупнейших инвестиционных банков США
6. Совместные действия финансовых и политических властей
6.1 Кредиты МВФ
7 Начало экономического спада в Евросоюзе
8 Кризис в отдельных странах
8.1 Австралия
8.2 Бразилия
8.3 Грузия
8.4 Индия
8.5 Исландия
8.6 Казахстан
8.7 Канада
8.8 Китай
8.9 Латвия
8.10 Литва
8.11 Новая Зеландия
8.12 Россия
8.13 Сингапур
8.14 Тайвань
8.15 Украина
8.16 Эстония
8.17 Япония
8.18 Греция
8.19 Швеция
9. Последствия
9.1 Экономические последствия. Глобальная рецессия
9.2 Политэкономические и геополитические последствия
9.3 Самоубийства, связанные с кризисом
10. Прогнозы
10.1 Прогноз МВФ
Список литературы

Файлы: 1 файл

Мировой финансовый кризис 2008 г..doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

Банковская неделя 6 — 10 октября 2008 года принесла исторически максимальное падение индексов на торговых площадках США: Dow Jones Industrial Average упал до 7882,51 и закрылся на 8451,19. The Financial Times сравнивала обвал фондового рынка в пятницу 10 октября 2008 года с 10 октября 1938 года: «На утренних торгах в пятницу падение индекса S&P 500 за десятилетие было почти идентичным его падению за десятилетие в ту же дату в 1938 году.»

Обвал фондового рынка  в октябре 2008 года стал рекордным  для рынка США за последние 20 лет, для рынка Японии — за всю историю.

5. Крах крупнейших  инвестиционных банков США

«Пять ведущих инвестиционных банков США прекратили свое существование в прежнем качестве: Bear Stearns был перепродан, Lehman Brothers обанкротился, Merrill Lynch перепродан, Goldman Sachs и Morgan Stanley сменили свою вывеску, перестали быть инвестиционными банками в связи с особыми рисками и необходимостью получить дополнительную поддержку Федеральной резервной системы»

6. Совместные действия финансовых и политических властей

8 октября 2008 года все  ведущие центробанки мира, исключая  ЦБ Японии и России, приняли  беспрецедентное решение об одновременном  снижении процентных ставок. Ключевая ставка Федеральной резервной системы США (ФРС) была снижена с 2 % до 1,5 %; также на 0,5 процентного пункта были снижены ставки Банка Канады, Банка Англии, Банка Швеции, Национального банка Швейцарии и Европейского центробанка (ЕЦБ). Такое решение было расценено обозревателями как признание глобального характера кризиса, требующего координированных действий ведущих экономик. На следующий день примеру последовали Финансовые регуляторы Южной Кореи, Тайваня и Гонконга, также снизившие основные учётные ставки.

10 октября, собравшиеся  на совещание в Вашингтоне  министры финансов и главы  центральных банков стран Клуба  семи (представлявший Россию А. Кудрин был приглашён на рабочий ужин «восьмёрки») утвердили антикризисный план, заменивший собой традиционное для подобных встреч итоговое коммюнике, заявив, что они предпримут «неотложные и исключительные действия». Принятый «семёркой» план из 5 пунктов предусматривал «использовать любые имеющиеся средства, чтобы поддерживать системно важные финансовые институты, не допуская их краха» и иные меры, уже осуществлявшиеся к тому времени правительствами стран-участниц.

12 октября 2008 года лидеры 15 стран Евросоюза на встрече,  прошедшей в Париже, договорились  ввести систему государственных  гарантий для кредитов, привлекаемых банками, а также обеспечить поддержку финансовым институтам, которые столкнулись с проблемами: гарантии должны предоставляться по межбанковским кредитам на срок до 5 лет; правительства получат право поддерживать банки, покупая их привилегированные акции; системообразующие банки, столкнувшиеся с трудностями, будут рекапитализироваться за счёт бюджетных средств.

13 октября 2008 года Европейский  центробанк (ЕЦБ), Банк Англии и  ЦБ Швейцарии пообещали, что  по договору о валютном свопе  с Федеральной резервной системой (ФРС) США предоставят «долларовое фондирование в размере, необходимом для удовлетворения спроса» в 2008 и 2009 годы. В тот же день британский премьер-министр Гордон Браун призвал к созданию «нового Бреттон-Вудса».

14 октября 2008 года правительство США объявило «план спасения», предусматривающий выделение 250 миллиардов долларов на стабилизацию финансовой системы, часть которых, а именно 125 миллиардов, пойдёт на покупку долей в девяти крупнейших американских банках, в частности: Bank of America Corp, Wells Fargo, Citigroup, JPMorgan Chase & Co, Goldman Sachs, Morgan Stanley и Bank of New York Mellon Corp. План предусматривает беспрецедентную в истории США частичную национализацию частных банков, что сам Генри Полсон назвал «предосудительным», но необходимым для оживления экономики.

14 ноября 2008 года лидеры  стран Группы двадцати (G20) собрались на антикризисный саммит. По итогам рабочего заседания участники саммита приняли декларацию, содержащую, в частности, общие принципы реформирования финансовых рынков, реорганизации международных финансовых институтов, обязательство воздерживаться от применения протекционистских мер в последующие 12 месяцев (пункт 13 Декларации саммита). По мнению газеты «Ведомости» от 17 ноября 2008 года, конкретные меры, содержащиеся в приложении к декларации и направленные на укрепление прозрачности финансовых систем и продуктов и унификацию регулирования в разных странах к 31 марта 2009 года, суть «высокоприоритетные пожелания, не имеющие прямого действия».

23 ноября 2008 года в  Лиме завершился саммит лидеров  стран-членов организации Азиатско-Тихоокеанского  экономического сотрудничества, которые  признали, что в ближайшей перспективе  снижение темпов роста мировой  экономики является «неизбежным».

4 декабря 2008 года ЕЦБ и Банк Англии значительно понизили базовые процентные ставки: руководство ЕЦБ снизило ставку до 2,5 % с 3,25 %, хотя ожидалось сокращение до 2,75 %; Банк Англии снизил базовую ставку на 1 процентный пункт — ставка опустилась до 2 %, самого низкого уровня за всю историю существования Банка Англии с 1694 года. Мера была предпринята перед лицом назревающей угрозы дефляции.

2 апреля 2009 г. состоялся саммит большой двадцатки в Лондоне, на котором был принят План действий по выходу из глобального финансового кризиса. В частности, одной из наиболее серьёзных мер стало решение о значительном увеличение ресурсов МВФ — до 750 млрд. долларов США, поддержка новых ассигнований СПЗ в размере 250 млрд.

долларов США.

6.1. Кредиты МВФ

МВФ полностью поддержал  меры правительств, предпринимаемые с целью борьбы с экономическим кризисом. Организация активно включилась в процесс кредитования пострадавших стран.

В октябре 2008 года Беларусь запросила кредит на 2 млрд. долларов. 12 января 2009 года МВФ выделил кредитную линию в размере 1,6 млрд. СПЗ сроком до 11 апреля 2010 года. После ряда противоречивых сообщений со стороны Пакистана 24 ноября 2008 года МВФ выделил стране кредитную линию в размере 5,2 млрд. СПЗ сроком до 23 октября 2010 года.

Крупнейший в 2008 году кредит МВФ в размере 11 млрд. СПЗ был выделен Украине. Кредитная линия была выделена 5 ноября 2008 года сроком на 2 года. Лишь немногим меньший кредит получила Венгрия — 10,5 млрд. СПЗ (выдан 6 ноября 2008 года, срок оплаты 5 апреля 2010 года).

В числе должников также Исландия (1,4 млрд. СПЗ), Сербия (351 млн. СПЗ), Латвия (1,5 млрд. СПЗ), Армения (368 млн. СПЗ).

7. Начало экономического спада в Евросоюзе

Во Франции в начале января 2008 года возник скандал вокруг банка Société Générale, трейдер которого в течение 2007 года с использованием механизма маржинальной торговли открыл позиции на индексы европейских бирж на общую сумму около 50 млрд евро, что примерно в 1,5 раза больше капитализации банка. В результате резкого падения фондовых рынков, по открытым позициям возникли убытки около 5 млрд. евро. 18 января 2008 года операции объявили мошенническими и все позиции были закрыты, что спровоцировало волну распродаж на фондовых рынках.

В Дании спад ВВП составил 0,6 % в первом квартале 2008 года. Эстония показала спад 0,9 % во втором квартале после 0,5 % в первом, в результате страну поглотила рецессия. В Латвии падение на 0,2 % во втором квартале после 0,3 % в первом, в результате также произошла рецессия. Швеция показала нулевой рост во втором квартале. Экономика Европейского союза сократилась на 0,1 % во втором квартале.

В еврозоне в целом промышленное производство упало на 1,9 процента в мае, это самое большое падение со времен кризиса 1992. Продажи европейских автомобилей упали на 7,8 % в мае по сравнению с предыдущим годом. Объём розничных продаж упал на 0,6 % в июне по сравнению с маем и на 3,1 % по сравнению с предыдущим годом. Германия была единственной страной из четырёх самых больших экономических систем в еврозоне, которая зарегистрировала увеличение производства в июле, хотя размер прироста и резко снизился. Во втором квартале объём экономики еврозоны уменьшился на 0,2 процента.

Ирландия в течение первого квартала 2008 года сообщила о сокращении ВВП на 1,5 %, это был рекордный спад с 1983 года. Однако Центральный статистический офис Ирландии сообщил о росте ВНП около 0,8 %, в Ирландии правительство считает ВНП более точным признаком определения состояния экономики. ВВП Ирландии сократился во втором квартале на 0,5 %, в результате Ирландия первый член еврозоны, который вошёл в рецессию.

Испанская строительная компания Martinsa-Fadesa объявила о банкротстве, так как ей не удалось рефинансировать задолженность в 5,1 млрд. евро. Во втором квартале цены на недвижимость в Испании упали на 20 процентов. В регионе Кастилия — Ла-Манча все ещё не проданы приблизительно 69 % всех зданий, построенных за прошлые три года. Deutsche Bank ожидает 35-процентное падение цен на недвижимость в Испании к 2011. Премьер-министр Испании, Хосе Луис Сапатеро, обвинил Европейский центральный банк в усугублении ситуации из-за поднятия процентных ставок.

Хотя Испания избежала спада  в первой половине 2008 года, уровень  безработицы в стране увеличился на 425,000 за последний год, достигнув 9,9 %. Продажи автомобилей в Испании упали на 31 % в мае. Спад производства достиг 5,5 % в мае. Снижение розничных продаж в Испании достигло 7,9 % в июне по сравнению с предыдущим годом. В июне продажи продуктов питания снизились на 6,8 %. По сообщению ассоциации испанских производителей автомобилей ANFAC, продажи новых автомобилей в июле упали на 27,5 % по сравнению с предыдущим годом. Во втором квартале экономика Испании выросла на 0,1 %, что является самым низким показателем за 15 лет.

В Германии розничные продажи упали на 1,4 % в июне 2008 года; во втором квартале германская экономика показала спад на 0,5 процента.

В Италии Fiat объявил о закрытии заводов и временных увольнениях на заводах в Турине, Мельфи, Имоле и Сицилии. Итальянская экономика сократилась на 0,3 % во втором квартале 2008.

В Нидерландах объём промышленного производства в мае упал на 6 %.

Другие члены еврозоны встретили  спад в их экономике во втором квартале: французская экономика сократилась на 0,3 %; экономика Финляндии снизилась на 0,2 %; в Нидерландах показала нулевой рост во втором квартале.

28 сентября, нидерландско-бельгийский  банк Fortis был частично национализирован с наличным вливанием от стран Бенилюкса, составляющих €11,2 миллиардов. В июне, компания объявила о распродаже со скидкой активов, чтобы получить €5 миллиардов, для улучшения ликвидности организации. Однако, этого оказалось недостаточно.

9 октября 2008 года министр  финансов Соединённого Королевства А. Дарлинг использовал полномочия, предоставляемые правительству антитеррористическим законом Anti-Terrorism, Crime and Security Act 2001 для замораживания активов исландского банка Landsbanki Islands на территории страны. Кризис в Великобритании, по мнению политических обозревателей, способствовал осенью 2008 года значительному росту рейтинга премьер-министра Г. Брауна, действия которого, направленные на спасение банковской системы, стимулирование бизнеса и спроса получили одобрение как в Британии, так у руководства иных стран. 23 января 2009 года национальное статистическое ведомство Великобритании сообщило о том, что в четвёртом квартале 2008 года ВВП Великобритании сократился на 1,5 % по сравнению с предыдущим кварталом, что означало официальное вхождение британской экономики Великобритании в рецессию: падение ВВП в четвёртом квартале 2008 года составило 1,5 %, в третьем квартале того же года снижение составило 0,6 %.

В начале декабря 2008 года Статистическое управление Евросоюза  сообщило, что ВВП еврозоны в третьем  квартале 2008 года снизился на 0,2 %, как и в предыдущем квартале: европейская экономика вошла в период рецессии впервые за 15 лет.

По данным Евростата, опубликованным в феврале 2009 года, промышленное производство в Евросоюзе в декабре 2008 года снизилось на 11,5 % в годовом выражении и на 2,3 % по сравнению с ноябрем, в еврозоне — на 12 % и 2,6 % соответственно, что является абсолютным рекордом: подобного не наблюдалось с 1986 года, когда начала вестись общеевропейская статистика.

8. Кризис в отдельных странах

8.1. Австралия

Ханс Редекер, текущий  руководитель BNP Paribas, заявил, что Австралии придётся генерировать 4 % своего ВВП, для покрытия выплат иностранным держателям своих активов. Правительство Австралии будет выступать гарантом по всем банковским вкладам в финансовых организациях страны, сообщило AFP со ссылкой на заявление премьер-министра Австралии Кевина Радда. В случае банкротства одного из банков возмещение по вкладам будет производиться без каких-либо ограничений. Кроме того, Австралия также будет гарантировать все краткосрочные долговые обязательства своих банков, работающих на международном рынке.

В период сентября — октября 2008 австралийский доллар был девальвирован на 23 %, предприняты меры по вливанию в экономику до 7,3 млрд. американских долларов с целью стимулирования потребительского спроса. Также Резервный банк Австралии предпринял снижение ставки рефинансирования.

Падение цен на акции (в том числе и акции австралийских  компаний) вызвало значительные убытки австралийских пенсионных фондов.

Уменьшение спроса на сырье со стороны промышленности Китая, и падение мировых цен, негативно сказалось на добывающей промышленности Австралии.

Кризис также создал давление на рынок труда. 25 октября 2008 министр  иммиграции Австралии Крис Эванс  заявил о том, что в связи с  кризисом, возможно будет сокращена  иммиграционная квота на 2009 год, составлявшая ранее до 160—190 тыс. чел. в год при населении Австралии в 21 млн. чел. Однако, спустя несколько дней, Крис Эванс отказался от этих мер под давлением компаний и профсоюзов добывающей промышленности штата Западная Австралия.

В декабре 2008 департамент иммиграции Австралии составил «критический список» из нескольких десятков особо остродефицитных специальностей, заявления на иммиграцию по которым будут рассматриваться в приоритетном порядке.

Несмотря на негативные факторы, по прогнозам МВФ и Резервного банка  Австралии, прогнозируется рост экономики до 2 % в 2009 году, тогда как большинство западных экономик будут находиться в состоянии рецессии.

8.2. Бразилия

В декабре 2008 президент  Бразилии подписал указ о формировании «суверенного фонда благосостояния»  суммой до 6 млрд. долл., финансируемого за счёт профицита госбюджета (составляющего до 3,8 % ВВП). Целью фонда является обеспечение инвестиций для бразильских компаний в условиях краха внешних источников кредитования.

Информация о работе План Полсона и последующие меры правительства США