Планирование затрат и себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 18:06, доклад

Описание работы

В финансовом планировании применяются две схемы формирования плановой себестоимости – по элементам затрат и по калькуляционным статьям. В первом случае затраты организации группируются по принципу однородности, независимо от места их возникновения и назначения. Например, элемент материальные расходы должен включать сумму всех расходов как на основные, так и на вспомогательные материалы, как используемые в производстве, так и в управлении, на этапе реализации. Во втором случае, затраты группируются по центрам ответственности, а внутри – по статьям затрат.

Файлы: 1 файл

шпора.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

Планирование  затрат и себестоимости продукции

Себестоимость продукции – денежное выражение затрат организации, связанных с ее производством и реализацией, стоимостная оценка потребленных в ходе этого процесса трудовых, материальных и иных ресурсов.

 Следует четко отличать себестоимость единицы продукции и себестоимость всего объема продукции, произведенной за конкретный период. В текущей деятельность первоначально формируется второй показатель, а первый рассчитывается на его основе в ходе анализа. В ряде методов планирования используется обратная последовательность: за основу принимается себестоимость единицы продукции себестоимость всего объема рассчитывается путем ее умножения на натуральный объем производства

В финансовом планировании применяются две схемы формирования плановой себестоимости – по элементам затрат и по калькуляционным статьям. В первом случае затраты организации группируются по принципу однородности, независимо от места их возникновения и назначения. Например, элемент материальные расходы должен включать сумму всех расходов как на основные, так и на вспомогательные материалы, как используемые в производстве, так и в управлении, на этапе реализации. Во втором случае, затраты группируются по центрам ответственности, а внутри – по статьям затрат. При планировании необходимо учитывать, что часть расходов относится непосредственно на конкретный продукт, а другая относится ко всей произведенной и реализованной за период продукции или расходы отчетного периода.

Планирование  затрат предприятия производится в следующей последовательности:

  1. Прямые материальные и трудовые затраты носят переменный характер, поэтому их объем рассчитывается обычно исходя из планируемого количества производимой продукции, норм расхода этих затрат по отдельным видам материальных ресурсов и группам производственного персонала , а также цен на материалы и тарифных ставок. Таким образом определяются материальные расходы не только по основным материалам, но и по ряду вспомогательных материалов, объем потребления которых также находится в прямой зависимости от объема производства. Однако, большая часть расходов по вспомогательным материалам связана с обслуживанием производственных помещений и оборудования и непосредственно не зависит от объемов производства. Такие расходы включаются в состав общепроизводственных.
  2. Общепроизводственные расходы включают затраты, необходимые для обеспечения производства, но не относящиеся к конкретному виду продукции. Они привязаны к конкретному периоду времени и потому имеющие постоянный характер (практически не зависят от изменений объема производства). Кроме расходов на вспомогательные материалы, они также включают оплату труда вспомогательных рабочих (по ремонту оборудования. уборке цеха) и персонала управления производством, амортизацию оборудования, коммунальные платежи и т.п. При этом каждая позиция может иметь свою методику расчета:

по вспомогательным  материалам – через норматив таких  расходов на единицу натурального или  стоимостного показателя прямых затрат, например, на 1 кг основного материала  или 1 час работы оборудования;

по ремонтным  работникам – исходя из количества единиц оборудования, норм ремонтных  работ на единицу оборудования и  на 1 рабочего, разряда работ и  тарифных ставок;

по уборщикам  – исходя из размера производственных площадей, норм уборки на 1 работника, разряда и тарифных ставок;

по управленческому  персоналу – исходя из штатной  численности и штатного оклада, которые  могут пересматриваться с учетом изменения норм управляемости и  с учетом эффективности управления производством;

по амортизации – исходя из стоимости имущества и норм амортизации;

по коммунальным платежам – исходя из количества и  мощности осветительных и иных приборов, размера площадей и тарифов на электроэнергию и отопление.

  1. Определение с/с произведенной продукции с учетом остатков НЗП- поскольку не вся продукция проходит к отчетной дате полный цикл производства, то часть производственных расходов будет приходиться на незавершенное производство и наоборот, к началу отчетного периода часть расходов уже была осуществлена и находилась в остатках незавершенного производства на начало периода. Поэтому себестоимость произведенной за период продукции рассчитывается:  плановые производственные затраты + Остаток НЗП на начало периода –остаток НЗП на конец периода.
  2. Определение общехозяйственных Рх- к ОПР свойственно много из того, что мы отметили в п.2, однако они включают административные расходы, связанные с обеспечением управления на уровне организации в целом, а также налоги, уплачиваемые организацией. Если по окончании месяца общехозяйственные расходы принятии списывать на основное производство, то себестоимость произведенной за период продукции будет рассчитываться:  плановые производственные затраты (п.1+п.2+п.4) + Остаток НЗП на начало периода – Остаток НЗП на конец периода.
  3. Определение с/с проданной продукции с учетом остатков ГП на складе. Продукция, реализованная в отчетный период может включать как произведенную в этот период, так и находившуюся к его началу на складе. Наоборот, часть произведенной продукции по итогам конкретного периода может и должна остаться на складе, чтобы обеспечивать ритмичные продажи в следующий период. Поэтому себестоимость проданной за период продукции рассчитывается:  Себестоимость произведенной продукции за период + Остаток готовой продукции на начало периода – Остаток готовой продукции на конец периода.
  4. Определение коммерческих Рх: планирование коммер. Рх производится обычно исходя из величин объемов продаж по видам продукции и нормативов таких расходов на единицу продукции, устанавливаемых по данным отчетных периодов с возможными поправками в зависимости от экономической ситуации или установок руководства. При этом часть таких расходов является прямыми, а часть косвенными, поэтому они могут иметь разные схемы формирования. Косвенные коммерческие расходы определяются по предприятию в целом и могут рассчитываться методами которые мы описывали на втором этапе.
  5. Определение с/с проданной продукции: определяется как сумма с/с проданной продукции рассчитанной на 5 этапе и величины коммер. Рх. Полная с/с = С/с прод. Продукции + коммер. Рх. На основе расчета последнего показателя можно определить средние затраты предприятия на 1 рубль проданной продукции, для чего полная себестоимость проданной продукции делится на выручку от продаж. Себестоимость единицы проданной продукции можно определить путем деления общего объема аналогичных затрат по виду продукции на натуральный объем продаж. Однако это требует предварительного распределения косвенных расходов между видами. При этом следует учитывать, что: 1)распределение общепроизводственных затрат производится пропорционально доле вида продукции в общем объеме прямых затрат;2)распределение общехозяйственных затрат производится пропорционально доле вида в себестоимости проданной продукции;3)распределение косвенных коммерческих расходов между видами продукции пропорционально доле вида в общей сумме затрат, рассчитанных на предыдущих этапах. Возможны и иные схемы распределения затрат.

Основы  ценообразования

 В условиях рыночной  экономики успех любого коммерческого  предприятия во многом зависит от правильного определения цен на реализуемые товары и услуги.  Цена – это количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель купить единицу товара или услуги. Уровень цен в условиях рыночной экономики определяется соотношением спроса и предложения на данный товар. Устанавливая базовые цены, организация пытается заложить в них определенный уровень рентабельности, но иногда применяются и убыточные цены. При определении цены продукции, выпускаемой предприятием, следует учитывать следующие факторы:  уровень потребительского спроса на эту продукцию; эластичность спроса, сложившегося на рынке этой продукции; возможность реакции рынка на изменение выпуска предприятием этой продукции;  меры государственного регулирования ценообразования; уровень цен на аналогичную продукцию предприятий - конкурентов.

Существует 2 системы методов  формирования цен на товары РУ: 1) Затратные  методы ценообразования основаны преимущественно  на учете издержек производства и  реализации продукции: 

- метод полных издержек:  Ц = ПС + Р * ПС;

-метод маржинальных издержек:  Пороговая Цена = ПерЗатраты+ Норма  маржи-го Дх* ПерЗ;

- Метод рентабельности инвестиций: Ц = ПерЗ + (ПостЗ + Источники Финанси-я)/ Объем продаж.

2) параметрические методы–  основаны на учете технико-экономических параметров товаров:

- Метод удельной цены: Цнового товара = Ц аналаги-го  тов * Цн товара/ Ц анала-го товара.

- Бальный метод: Цн = Ца * Балл нового товара / Б анало-го  товара.

-Регрессионный метод  : Ц = f (Х1; Х2;Х3…Хn).

Ценовая политика фирмы – важнейшая часть маркетинговой  политики и должна учитывать ее стратегические цели:  проникновение на новый  рынок;  расширение рынка продукции, выпускаемой предприятием;  сегментация  рынка продукции;  разработка новых  видов продукции или модификация уже существующей.

Достичь указанных  стратегических целей невозможно без  активных мер в области ценообразования. Обычно выделяются следующие типовые  ценовые стратегии:

1) Стратегия  премиального ценообразования может  быть использована в случае, если продукция обладает определенными свойствами, которые имеют преимущественное значение для покупателей в данном сегменте рынка.

2)Стратегия  ценового прорыва направлена  на получение большей массы  прибыли за счет увеличения  объема продаж и захваченной доли рынка. При этом цена продукции, устанавливаемая в рамках такой стратегии, вовсе не обязательно должна быть низкой по абсолютной величине. Она низка только по отношению к потребительским свойствам продукции, ее необходимости для покупателей и ценам аналогичных конкурирующих видов продукции. Реализация такой ценовой стратегии возможна лишь в случае: - когда предприятие обладает более эффективной технологией или дешевыми ресурсами, чем предприятия - конкуренты, и может увеличивать объемы производства с более низкими затратами; - когда предприятие только вступает на рынок и объемы его продаж еще малы, а потому крупным конкурентам нет смысла реагировать на это аналогичным снижением цен на свою широко продаваемую продукцию; - когда покупатели на данном рынке особенно сильно реагируют на снижения цен даже без доказательства соответствующего качества продукции.

3)Нейтральное  ценообразование используется предприятиям, действующим на рынке, где:  покупатели весьма чувствительны  к уровню цен продукции предприятия, что не благоприятствует премиальному ценообразованию;  предприятия - конкуренты жестко отвечают на любую попытку изменить сложившиеся пропорции продаж на рынке, что делает опасной стратегию ценового прорыва.

4 вопрос

В процессе управления коммерческой деятельностью организации большое внимание уделяется планированию выручки от продажи продукции (работ, услуг). Оно необходимо для определения плановых прибыли и платежей в бюджет. От обоснованности расчета плановой выручки во многом зависит реальность всех других финансовых показателей. В ходе планирования выручки от продаж используется следующая информация, накапливаемая отделами и службами организации:

категории покупателей  и уровень спроса на продукцию,

география сбыта;

конкуренция и  качество продукции в сравнении с продукцией конкурентов;

 эластичность спроса и ценовая политика;

 зависимость продаж от общеэкономических условий;

объемы продаж продукции за ряд периодов и их сезонные колебания;

динамика цен  за ряд периодов (в т.ч. в сравнении  с инфляцией);

сложившийся уровень  прибыльности;

производственные  мощности.

Отправной точкой планирования выручки является прогноз  натуральных объемов продаж по видам  продукции. Для прогнозирования  здесь обычно используются следующие  методы:

           Экспертный метод основан на усреднении сведений, полученных путем опроса специалистов данного предприятия, предприятий-покупателей, дистрибьюторских фирм, внешних консультантов. Объем продаж получается как средневзвешенная величина всех имеющихся оценок с учетом их повторяемости и использования поправочных коэффициентов. Например.

N = (O + 4*M + P) / 6,

где O, M, P - оптимистическая, средняя (наиболее вероятная) и пессимистическая оценки экспертов 

N=å ОПi * di

где ОПi - одна из оценок экспертов;

di - процент повторяемости данной оценки среди всех оценок. Так как любой прогноз носит вероятностный характер, можно определить т.н. доверительный интервал объема продаж по формуле:

 
Этот метод применяется в тех  случаях, когда определяется объем  продаж новой продукции. Эвристическим  методом можно определить также  изменение тенденции продаж уже  известной продукции под влияние  внешних факторов. В этом случае он используется совместно с расчетно-аналитическим методом. Основным фактором точного прогнозирования здесь является квалификация и информированность экспертов.

^ Расчетно-аналитический метод заключается в том, что на основе анализа достигнутого уровня продаж за прошлые периоды прогнозируется их уровень на будущий период. Иное название – трендовый метод. Объем продаж рассчитывается путем умножения показателя текущего периода на темп роста, полученный из ретроспективного анализа или материалов специальной статистической выборки.

ОПпл = ОПтек * t

t = ОПтек / ОПпред  и   или 

где Nтек и Nпред – величины показателя в предыдущем и текущем периоде;

t – средний  темп роста, полученный либо  по данным статистики либо  экспертным путем;

t– t– цепные темпы роста за ряд периодов;

t– t– или темпы роста по ряду аналогичных объектов. 

Метод пробных продаж получил наибольшее распространение сегодня в нашей стране. Устанавливая цену, учитывающую затраты на производство и минимальный уровень прибыли, организация выпускает на рынок продукцию и постепенно наращивает выпуск от периода к периоду в случае ее полного потребления. Неудачи являются поводом уточнить требования рынка и сформировать информационную базу для будущего планирования.

Плановая выручка  может быть рассчитана двумя способами:

1) путем прямого счета;

2) расчетный  метод.

^ Метод прямого счета основан на гарантированном спросе. Это наиболее достоверный метод планирования выручки, когда план выпуска и объем продаж продукции заранее увязаны с потребительским спросом, известны необходимый ассортимент и структура выпуска, установлены соответствующие цены. Такие возможности возникают в условиях краткосрочного планирования на основе заранее заключенных договоров на поставку. При этих условиях выручку от продажи можно определить путем умножения объема производства продукции конкретного вида на цену единицы продукции с последующим обобщением по предприятию в целом.

Расчетный способ.В условиях рыночных отношений большинство предприятий не имеет гарантированного спроса на весь объем произведенной продукции, предприятия вынуждены проводить ежедневную работу по расширению рынка для своей продукции. В этих условиях для планирования выручки применяется

Планирование  выручки от продажи продукции  может осуществляться на предстоящий  год, квартал и оперативно. Годовое планирование выручки возможно при стабильной экономической ситуации. В нестабильной ситуации оно затруднено и неэффективно, поэтому приходится использовать квартальное планирование.  
Выручка от продажи продукции за какой-либо период определяется по формуле:

Информация о работе Планирование затрат и себестоимости продукции