Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 19:51, реферат
Все страны являются участниками современного мирового хозяйства. Внешнеэкономические связи в своем развитии проходят определенные этапы, смена которых характеризует усиление целостности мирового хозяйства, усложнение содержания международных экономических отношений: от торговли и услуг – к вывозу капитала и последующему создания мирового производства, далее – к формированию единого мирового рынка валют, кредитов, ценных бумаг. Помимо экономических существуют политические, военные, культурные и другие отношения между странами, которые порождают денежные платежи и поступления. Многогранный комплекс международных отношений страны находит отражение в балансовом счете ее международных операций, который по традиции называется платежным балансом
Введение……………………………………………………………………...……..3
1.Сущность и структура платежного баланса государства…………………..….4
2.Необходимость и способы регулирования платежного баланса…………….13
3.Практическая часть работы…………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………….....…....23
Список использованных информационных источников…………………...…..24
При публикации российского платежного баланса, в первую очередь и главным образом, используется формат так называемого «нейтрального представления».
То есть товары, услуги и текущие трансферты объединяются в счете текущих операций, а капитальные трансферты, прямые инвестиции, портфельные инвестиции, финансовые производные, прочие инвестиции и резервные активы − в счете операций с капиталом и финансовыми инструментами. Для обеспечения равенства между счетами, как отмечалось, добавляется статья «Чистые ошибки и пропуски» и выводится общее нулевое сальдо.
Сальдо платёжного баланса – разность между поступлениями из-за границы и платежами за границу.
Положительное сальдо платёжного баланса означает превышение всех платежей в страну над платежами из страны. Отрицательное сальдо платёжного баланса – превышение платежей из страны над платежами в страну. Обычно международные платежи осуществляются в долларах США или евро.
Отрицательное сальдо платёжного баланса постепенно уменьшает валютный резерв страны. Требуется его пополнение за счёт продажи товаров за валюту или получения стабилизационных займов. Но этого не происходит, если платежи производятся в национальной валюте государства.
Если подобный приток капитала осуществляется не через долгосрочные предпринимательские инвестиции (т.е. прямые и портфельные), а через долгосрочные государственные и частные банковские займы и особенно посредством чрезвычайного финансирования и роста внешних обязательств, то это ведет к быстрому увеличению внешнего долга страны и выплат по нему. Страна начинает жить в кредит.
Проведем анализ платежного баланса за 2007 и 2008 гг.
По данным таможенной статистики в 2008 году внешнеторговый оборот России составил 163,3 млрд. долларов США и по сравнению с 2007 годом увеличился на 50,8.
В 2008 г. сальдо торгового баланса сложилось положительное и составило 53,6 млрд. долларов США, что выше аналогичного показателя 2007 года на 20,1 млрд. долларов США. Со странами дальнего зарубежья сальдо торгового баланса составило 45,6 млрд. долларов США (29,1 млрд. долл. США в январе-марте 2007 года), со странами СНГ – 8,0 млрд. долларов США (4,4 млрд. долларов США) .
Экспорт России в 2008 году составил 468,1 млрд. долларов США и по сравнению с прошлым годом увеличился на 33,0%, в том числе в страны дальнего зарубежья – 398,2 млрд. долларов США (рост на 33,1%), в страны СНГ – 69,9 млрд. долларов США (рост на 32,7%).
Увеличение стоимостных объемов экспорта вызвано ростом средних экспортных цен в основном на нефть, нефтепродукты и природный газ.
По данным оценки ЦБ РФ платежный баланс РФ за январь-сентябрь 2009 г. выглядит следующим образом (Таблица 2):
Таблица 2- Оценка платежного баланса РФ по данным ЦБ за январь- сентябрь 2010 г. (млрд.долл. США)
январь-сентябрь 2009 г. (оценка) |
Справочно: | |||
январь-сентябрь |
январь-июнь |
январь-июнь | ||
Счет текущих операций |
32,1 |
93,9 |
17,1 |
64,3 |
Торговый баланс |
74,8 |
155,0 |
43,4 |
101,1 |
Экспорт |
206,3 |
373,6 |
125,7 |
236,8 |
сырая нефть |
69,4 |
133,4 |
40,7 |
85,7 |
нефтепродукты |
32,3 |
64,6 |
18,8 |
38,4 |
природный газ |
27,8 |
51,4 |
17,3 |
35,2 |
прочие |
76,9 |
124,2 |
48,9 |
77,5 |
Импорт |
-131,5 |
-218,6 |
-82,3 |
-135,7 |
Баланс услуг |
-14,2 |
-19,5 |
-8,4 |
-10,9 |
Экспорт |
31,0 |
38,5 |
19,0 |
23,7 |
Импорт |
-45,1 |
-58,0 |
-27,4 |
-34,6 |
Баланс оплаты труда |
-6,2 |
-11,2 |
-3,9 |
-6,7 |
Баланс инвестиционных доходов (проценты, дивиденды) |
-20,5 |
-28,5 |
-13,6 |
-18,5 |
Доходы к получению |
23,2 |
45,1 |
15,3 |
30,5 |
Доходы к выплате |
-43,7 |
-73,6 |
-28,9 |
-48,9 |
Федеральные органы управления |
-0,1 |
-0,4 |
0,2 |
-0,0 |
Доходы к получению |
1,1 |
1,1 |
1,0 |
1,0 |
Доходы к выплате |
-1,3 |
-1,5 |
-0,8 |
-1,0 |
Субъекты Российской Федерации (доходы к выплате) |
-0,0 |
-0,0 |
-0,0 |
-0,0 |
Органы денежно-кредитного регулирования |
5,4 |
14,6 |
3,8 |
9,6 |
Доходы к получению |
5,4 |
14,6 |
3,8 |
9,6 |
Доходы к выплате |
-0,0 |
-0,1 |
-0,0 |
-0,0 |
Банки |
-3,6 |
-5,3 |
-2,9 |
-3,7 |
Доходы к получению |
5,7 |
5,4 |
3,9 |
3,2 |
Доходы к выплате |
-9,4 |
-10,7 |
-6,8 |
-6,9 |
Прочие секторы |
-22,1 |
-37,4 |
-14,7 |
-24,3 |
Доходы к получению |
11,0 |
23,9 |
6,6 |
16,7 |
Доходы к выплате |
-33,1 |
-61,3 |
-21,3 |
-40,9 |
Баланс текущих трансфертов |
-1,8 |
-1,9 |
-0,5 |
-0,8 |
Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами |
-46,1 |
-0,1 |
-22,4 |
9,5 |
Счет операций с капиталом |
0,5 |
0,3 |
0,4 |
0,2 |
Финансовый счет (кроме резервных активов) |
-46,6 |
-0,4 |
-22,8 |
9,3 |
Обязательства ('+' – рост, '-' – снижение) |
14,3 |
135,8 |
-1,1 |
93,8 |
Федеральные органы управления |
-0,5 |
-5,4 |
0,5 |
-3,0 |
Портфельные инвестиции |
0,4 |
-4,1 |
1,2 |
-2,0 |
выпуск |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
погашение |
-2,2 |
-4,4 |
-1,1 |
-3,3 |
корпусов |
-0,9 |
-2,7 |
-0,4 |
-2,4 |
купонов |
-1,3 |
-1,7 |
-0,7 |
-0,9 |
реинвестирование доходов |
1,1 |
1,2 |
0,7 |
0,8 |
вторичный рынок |
1,6 |
-1,0 |
1,6 |
0,5 |
Ссуды и займы |
-0,9 |
-1,2 |
-0,7 |
-0,9 |
Просроченная задолженность |
0,0 |
-0,1 |
0,0 |
-0,1 |
Прочие обязательства |
-0,0 |
-0,0 |
-0,0 |
-0,0 |
Субъекты Российской Федерации |
0,2 |
0,0 |
0,2 |
-0,1 |
Органы денежно-кредитного регулирования |
13,1 |
1,4 |
7,8 |
-5,0 |
Банки |
-33,3 |
36,8 |
-28,3 |
26,7 |
Прочие секторы |
34,7 |
103,1 |
18,7 |
75,3 |
Прямые инвестиции |
30,1 |
53,7 |
16,2 |
39,4 |
Портфельные инвестиции |
3,7 |
-1,4 |
1,9 |
4,8 |
Ссуды и займы |
1,0 |
50,9 |
0,6 |
31,3 |
Прочие обязательства |
0,1 |
-0,2 |
0,1 |
-0,2 |
Активы, кроме резервных ('+' – снижение, '-' – рост) |
-60,9 |
-136,2 |
-21,8 |
-84,5 |
Органы государственного управления |
-2,5 |
-1,8 |
-2,4 |
-1,9 |
Ссуды и займы |
-1,0 |
0,2 |
-1,0 |
0,2 |
Просроченная задолженность |
-1,1 |
-1,0 |
-1,0 |
-1,0 |
Прочие активы |
-0,4 |
-1,0 |
-0,4 |
-1,2 |
Органы денежно-кредитного регулирования |
0,0 |
-0,0 |
0,1 |
-0,1 |
Банки |
-7,8 |
-38,2 |
15,7 |
-14,5 |
Прочие секторы |
-50,6 |
-96,3 |
-35,1 |
-68,0 |
Прямые и портфельные инвестиции |
-37,5 |
-43,7 |
-26,1 |
-32,3 |
Наличная иностранная валюта |
-0,6 |
1,9 |
-1,1 |
1,0 |
Торговые кредиты и авансы |
3,5 |
0,5 |
3,5 |
-0,3 |
Задолженность по поставкам на основании межправительственных соглашений |
-2,6 |
-0,3 |
-2,6 |
-0,6 |
Своевременно не полученная экспортная выручка, не поступившие товары и услуги в счет переводов денежных средств по импортным контрактам, переводы по фиктивным операциям с ценными бумагами |
-15,9 |
-31,5 |
-10,3 |
-21,4 |
Прочие активы |
2,5 |
-23,2 |
1,4 |
-14,2 |
Чистые ошибки и пропуски |
-7,9 |
-8,1 |
-4,4 |
-3,1 |
Изменение валютных резервов ('+' – снижение, '-' – рост) |
21,8 |
-85,7 |
9,7 |
-70,7 |
Сильные колебания сальдо по текущим операциям (в ту или другую сторону) вызывают неблагоприятные для страны последствия. Так, резкое увеличение положительного сальдо создает базу для быстрого роста денежной массы и тем самым стимулирует инфляцию, а резкое увеличение отрицательного сальдо вызывает, «обвальное» падение обменного курса, что вносит хаос во внешнеэкономические операции страны. Поэтому, когда речь идет о равновесии платежного баланса, то в центре внимания оказывается прежде всего дефицит текущего платежного баланса (если он образовался) и сильные колебания его сальдо.
Государство регулирует
платежный баланс страны. Существует
несколько методов
Запрет или ограничения на перевод за рубеж доходов по иностранным инвестициям и денежным трансфертам частных лиц, резкое сокращение безвозмездной помощи, вывоза краткосрочного и долгосрочного капитала и др. В краткосрочном плане прямой контроль дает положительный эффект. В долгосрочном плане эффект от этих мер противоречив, так как создает «тепличный режим» для местных производителей, снижает интерес иностранных инвесторов к стране из-за запрета на перевод их доходов, возникают трудности с привлечением иностранных специалистов, создаются препятствия для расширения за рубежом товаро- и услугопроводящей сети для отечественных экспортеров.
Нацелена на решение внутриэкономических задач, но в качестве побочного эффекта улучшается и состояние платежного баланса. Считается, что традиционные для дефляционной политики последствия – снижение объема производства, инвестиций и доходов – ведут к сокращению импорта и росту резервных мощностей для наращивания экспорта. Дефляция уменьшает экспорт и увеличивает импорт, т. к. при дефляции повышается обменный курс национальной валюты, что увеличивает возможности импортеров.
Они помогают государству регулировать равновесие платежного баланса. Различают кратко-, средне- и долгосрочное воздействие изменений в обменном курсе на платежный баланс. Часто в первые месяцы после сильного падения курса национальной валюты торговый баланс не меняется и даже может происходить его ухудшение. Спустя некоторое время ситуация с торговым балансом обычно меняется: экспорт возрастает, а импорт сокращается.
Направленно на регулирование валютного курса и платежного баланса путем воздействия на международное движение капитала, с одной стороны, и динамику внутренних кредитов, денежной массы, цен, совокупного спроса – с другой.
Это политика государства, банков, направленная на регулирование структуры валютных резервов путем включения в их состав разных валют с целью обеспечить международные расчеты, проведение валютной интервенции и защиту от валютных потерь. Эта политика обычно осуществляется путем продажи нестабильных валют и покупки более устойчивых.
Валютный курс как прямо, так и косвенно влияет на стабильность экономики и макроэкономическое равновесие. Манипулирование валютным курсом может оказать существенное влияние на внешнеторговые операции в стране. Так, например, заниженный курс национальной валюты выгоден экспортерам, а завышенный курс удешевляет импорт.
Таким образом государство вырабатывает разнообразные способы воздействия на определенные статьи платежного баланса и на его состояние в целом. Мировой опыт регулирования платежного баланса свидетельствует о трудностях одновременного достижения внешнего и внутреннего равновесия национальной экономики. Это усиливает две тенденции – партнерство и разногласия – во взаимоотношениях стран с активным и пассивным платежным балансом.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Задача 1.
Составить баланс финансовых ресурсов и затрат:
Финансовые ресурсы |
сумма |
Затраты |
сумма |
Прибыль гос-х предприятий и организаций |
20,3 |
Капитала вложения |
80,2 |
НДС, акцизы |
31,7 |
Расходы на управление |
18,4 |
Прибыль негосударственных предприятий и организаций |
46,1 |
Геолога разведочные работы |
9,6 |
амортизация |
19,8 |
Капитальный ремонт |
7,1 |
Кредиты банков |
16,5 |
Расходы на социально-культурные мероприятия |
9,4 |
Налоги с населения |
12,7 |
Прирост материальных оборотных средств |
48,9 |
Прочие поступления |
11,3 |
Прочие расходы |
28,6 |
Реализация облигаций |
21,8 |
______ |
___ |
Отчисления государственных и негосударственных предприятий и организаций на социальные нужды |
16,7 |
______ |
___ |
Итого |
196,9 |
Итого |
202,2 |
Дефицит |
5,3 |
___ |
__ |
Баланс |
202,2 |
Баланс |
202,2 |
Вывод: Снижения расходов можно добиться следующими способами:
- снизить расходы на управление.
- предложить выгодные цены на облигации.
- снизить прочие расходы.
Задача 2.
Составить баланс доходов и расходов населения:
Доходы |
Сумма |
Расходы |
Сумма |
Получение заработной платы |
1237,3 |
Продано торгующими организациями товаров населению за наличный расчет |
1001,2 |
Страховые возмещения |
10,4 |
Оплата бытовых услуг |
112,3 |
Премии |
111,7 |
Прирост вкладов в банках |
28,7 |
Выигрыши |
4,8 |
Покупка облигаций и других ценных бумаг |
15,1 |
Получено процентов по вкладам |
1,0 |
Взносы по страхованию |
20,4 |
Получено ссуд на жилищное строительство |
28,7 |
Уплачено налогов и сборов |
113,6 |
Дивиденды |
7,3 |
Возврат ссуд на жилищное строительство |
6,9 |
Выручка от продажи вещей через комиссионные магазины |
16,1 |
Оплата жилищно-коммунальных расходов |
107,4 |
Пенсии и пособия |
221,3 |
Взносы в детское учреждение |
18,7 |
Стипендии |
16,8 |
Расходы населения на отдых и лечения |
79,9 |
Прочие доходы населения |
37,6 |
Расходы на оплату услуг транспорта |
43,2 |
Продано населением сельхоз продукции |
67,1 |
Расходы на культурно просветительские цели |
52,8 |
_____ |
____ |
Оплата услуг связи |
20,1 |
_____ |
____ |
Прочие расходы на оплату услуг |
16,8 |
_____ |
____ |
Взносы в общественные и кооперативные организации |
17,3 |
_____ |
____ |
Участие в долевом строительстве жилья |
22,3 |
_____ |
____ |
Прочие расходы |
4,8 |
Итого |
1742,2 |
Итого |
1681,5 |
_____ |
____ |
Превышение доходов над расходами |
60,7 |
Баланс |
1742,2 |
Баланс |
1742,2 |