Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 21:10, контрольная работа
Термин «Политический режим» появился в 1960-1970 гг. Именно в эти годы в юридической литературе появились издания в которых этот термин употребляется, (например Денисов), и разрабатывается его понятие, (например Петров) – эти авторы подробно разрабатывали и развивали тему сущности и формы государства, хотя их точки зрения по вопросу о «Политическом режиме» не совпадали.
1. Политический режим: понятие, признаки, виды. 3
2. Правовое регулирование принципы административного процесса. 15
3. Найдите гипотезу, диспозицию, санкцию. 16
Список литературы. 17
Вариант № 8.
Понятие политический режим. Термин «Политический режим» появился в 1960-1970 гг. Именно в эти годы в юридической литературе появились издания в которых этот термин употребляется, (например Денисов), и разрабатывается его понятие, (например Петров) – эти авторы подробно разрабатывали и развивали тему сущности и формы государства, хотя их точки зрения по вопросу о «Политическом режиме» не совпадали.
Так Денисов А.И. в своей работе подробно останавливается на вопросах типы государства, сущность государства. Рассматривает точки зрения на государство с глубокой древности до современных дней.
В разделе: «Форма государства» он дает определение форме государства: «Под формой государства понимается в широком смысле образ правления и государственное устройство, а в узком смысле – только форма правления».
Политический режим
он к «Форме государства» не относит.
О нем
Денисов пишет следующее: «От формы правления
государственного устройства отличается
политический режим. Термин политический
режим в теории государства и права, применяется
для обозначения любой классовой сущности
государства, и в этом смысле он тождественен
термину диктатура, либо того или иного
метода осуществления классового господства».
Спустя несколько лет появляется работа Петрова, в которой он уделяет много места вопросам методологии и объяснению основных категорий государства с точки зрения философии. Петров вводит термин политический режим в триаду формы государства.
«Под формой государства понимают организацию политической власти в государстве, взятию в единстве ее трех основных элементов (или сторон) – формы правления, формы государственного устройства и политического режима».
Понимая так форму государства, он дает определение ее трех элементов: «Форма правления – это организация верховной власти в государстве, характеризующаяся ее источником и принципами взаимоотношения органов власти между собой и с населением.
Форма государственного
устройства – это административно
территориальная и национально
государственная организация вл
Политический режим – это конкретное проявление государственной организации, выражающаяся в состоянии и характере демократии и политической свободы в обществе.
Эта точка зрения стала ведущей в теории государства и права, но не единственной. Понимание политического режима в кругах теоретиков государства и права, как бы образовало два лагеря: один из них придерживается мнения, что политический режим относится к форме государства, и в этом близок к Петрову, а другой – относит политический режим к сущности государства, и в этом схож с Денисовым.
Виды политических режимов. Политический режим является одним из важнейших составных формы государства. Теоретики государства и права выделяют политических режимов несколько видов, подразделяя их на две большие категории, а именно демократические и недемократические.
Демократические режимы. Демократия - (от древнегреческого DEMOS - народ и CRUTOS - власт) - народовластие - это одна из основных форм устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству; идеал общественного устройства: свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность и т.д.; социальное и политическое движение за народовластие. С момента возникновения демократия связана с государством, а значит с принуждением, и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу.
Демократический режим -
характеризуется высокой
Характерные черты демократического режима: 1) Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми. Под “соревновательными” понимается наличие различных групп или индивидуумов, свободных выставлять свою кандидатуру. Выборы не будут соревновательными, если одни группы (или индивидуумы) имеют возможность участвовать, а другие её лишены. Выборы считаются честными, если нет махинаций и есть специальные механизм честной игры. Выборы бывают нечестными, если бюрократическая машина принадлежит одной партии, даже если эта партия относится терпимо к другим партиям во время выборов. Используя монополию на средства массовой информации, стоящая у власти партия может влиять на общественное мнение до такой степени, что выборы нельзя уже назвать честными. 2) Периодическая выборность основных органов государства. Правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство. ВЛатинской Америке, например, выборы проводятся часто, но многие латиноамериканские страны находятся вне демократии, т.к. наиболее распространенный способ смещения президента - военный переворот, а не выборы. Поэтому, необходимое условие демократического государства - лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок, смена правительства должна происходить в результате выборов, а не по желанию некоего генерала.
3) Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства. Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства.
4) Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве. В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную.
При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решения путем консенсуса или большинством голосов. Первая демократия в мире в Древних Афинах осуществляла прямую демократию с помощью собраний, в которых участвовало 5-6 тысяч человек.
Важным каналом участия
Демократические государства различны,
но все они имеют общие
Есть разные формы правления демократических режимов. Достаточно распространенными формами республиканского правления являются президентская республика и парламентская республика.
Отличительным признаком президентской республики является то, что президент в ней одновременно выступает и главой государства, и главой правительства. Пожалуй, самый яркий пример президентской демократии – это США. Исполнительная власть сконцентрирована в руках одного правителя, т.е. у президента США, который регулярно через каждые 4 года избирается всем народом. Президент назначает членов кабинета министров, которые подотчетны только ему, а не парламенту. Вот сущность президентского правления. Это отнюдь не означает, что президент- диктатор. Президент не имеет законодательных полномочий. Вся законодательная власть принадлежит высшему законодательному органу США - конгрессу (палате представителей и сенату).
При исполнении своих полномочий президент США в определенной ограничен властью конгресса. Конгресс решает вопросы бюджета, имеет право отменить любые назначения президента США (право вето ) и, наконец, конгресс вправе начать процесс “импичмента”, т.е. досрочного отстранения президента от власти ( за измену, за нарушение Конституции и другие преступления ).
Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность перед парламентом. Парламент осуществляет по отношению к правительству ряд функций: формирует и поддерживает его; издает законы, принимаемые правительством к исполнению; утверждает государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства; осуществляет контроль над правительством и в случае необходимости может выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов. В современном мире есть три главных типа парламентских режимов.
Первый может быть описан как однопартийное большинство в парламенте, т.е. когда одна политическая партия постоянно настолько сильна, чтобы образовать правительство. Иногда такое правление называют “Вестминистерской моделью”, имея ввиду Британский парламент, в котором взятой партии достаточно 50 % голосов, чтобы образовать правительство на весь срок выборов.
Второй тип - это парламентская коалиционная система, когда кабинет министров формируется на основе коалиции (соглашения) различных партий, из которых ни одна не имеет абсолютного большинства в парламенте. Коалиции могут быть долговременными (бывшая ФРГ) и недолговременными (Италия).
Третий тип парламентского режима
часто называют консенсуальным. Он
был предложен одним из современных
политологов Лайбхартом. Он предложил
концепцию консенсуального
Допустим, в Бельгии, где фламандцы
составляют менее 15 % бельгийского населения
и где при парламентском или
президентском правлении
Современная демократия - это представительство интересов, а не сословий. Все граждане в демократическом государстве, как участники политической жизни равны. Равенство это двоякого рода - равенство перед законами и равенство политических прав. Современное демократическое государство - это государство правовое, в котором на практике осуществлено разделение трех властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан.
Недемократические режимы делятся на два типа: тоталитарный авторитарный.
Тоталитаризм.
Понятие тоталитаризма происходит
от латинских слов
“TOTALITAS”- цельность, полнота и “TOTALIS”
- весь, полный, целый. Обычно под тоталитаризмом
понимают политический режим, основанный
на стремлении руководства страны подчинить
уклад жизни людей одной, безраздельно
господствующей идее и организовать политическую
систему власти так, чтобы она помогала
реализации этой идеи. Тоталитарными являются режимы, при которых:
1) есть массовая партия (с жесткой,
полувоенной структурой, претендующая
на полное подчинение своих членов символам
веры и их выразителям - вождям, руководству
в целом), эта партия срастается с государством
и концентрирует в себе реальную власть
в обществе; 2) партия организована не демократическим
способом - она строится вокруг лидера.
Власть идет вниз - от лидера, а не вверх
- от масс. 3) доминирует роль идеологии.
Тоталитарный режим - это идеологический
режим, где всегда есть своя “ Библия”.
Идеология режима отражается также в том,
что политический лидер определяет идеологию.
Он в течение суток может изменить свое
решение, как это случилось летом 1939 года,
когда советские люди неожиданно узнали,
что нацистская Германия больше не является
врагом социализма. Наоборот, её система
объявлялась лучшей, чем ложные демократии
буржуазного Запада. Эта неожиданная интерпретация
поддерживалась в течение двух лет до
вероломного нападения нацистской Германии
на СССР.
4) тоталитаризм строится на монопольном
контроле производства и экономики, а
также на подобном контроле всех других
сфер жизни, включая образование, средства
массовой информации и т.д. 5) при тоталитаризме
существует террористический полицейский
контроль. Полиция существует при разных
режимах, однако, при тоталитаризме полицейский
контроль террористичен в том смысле,
что никто не станет доказывать вину, чтобы
убить человека. Все вышеперечисленные
характеристики профессор из Хайденберга
Карл
Фридрих (совместный труд К.Фридриха и
его молодого польского коллеги
Збигнева Бжезинского “Тоталитарная
диктатура и автократия”,1956 г.) называет
“синдромом”. Наличие одной или нескольких
из этих характеристик еще недостаточно
для того, чтобы система стала тоталитарной.
Например, существуют режимы, где полиция
осуществляет террор, однако они не тоталитарны,
вспомним Чили: в начале правления президента
Пиночета 15 тысяч человек погибло в концлагерях.
Но Чили не тоталитарное государство,
потому что там отсутствовали другие “синдромы”
тоталитаризма: не было массовой партии,
не было “священной” идеологии, экономика
оставалась свободной и рыночной. Правительство
лишь частично контролировало образование
и средства массовой информации. В определении
Фридриха есть одно слабое место. Может
ли тоталитарная система изменяться и
эволюционировать? Фридрих и Бжезинский
утверждали, что тоталитарный режим не
меняется, его лишь можно уничтожить извне.
Они уверяли, что все тоталитарные государства
погибают, как погиб нацистский режим
в Германии. В последствие жизнь показала,
что этот аспект ошибочен. Тоталитарные
режимы способны меняться, эволюционировать.
После смерти Сталина СССР изменился.
Правление Брежнева Л.И. заслушивает критики.
Однако нельзя сказать, что они одинаковы.
Это так называемый пост тоталитаризм.
Пост тоталитарный режим - это система,
когда тоталитаризм теряет часть своих
элементов и как бы размывается и ослабляется
(например,
СССР при Хрущеве Н.С.), Итак, тоталитарный
режим следует подразделять на чисто тоталитарный
и пост тоталитарный. В зависимости от
господствующей идеологии тоталитаризм
обычно подразделяют на коммунизм, фашизм
и национал- социализм. Коммунизм (социализм)
в большей степени, чем другие разновидности
тоталитаризма, выражает основные черты
этого строя, поскольку предполагает абсолютную
власть государства, полное устранение
частной собственности и, следовательно,
всякой автономии личности. Несмотря на
преимущественно тоталитарные формы политической
организации социалистической системе
присущи и гуманные политические цели.
Так, например, в СССР резко повысился
уровень образования народа, стали доступными
доля него достижения науки и культуры,
была обеспечена социальная защищенность
населения, развивалась экономика, космическая
и военная промышленность и т.д., резко
сократился уровень преступности, к тому
же на протяжении десятилетий система
почти не прибегала к массовым репрессиям. Фашизм
- право- экстремистское политическое
движение, возникшее в обстановке революционных
процессов, охвативших страны Западной
Европы после первой мировой войны и победы
революции в России. Впервые он был установлен
в Италии в 1922 г. Итальянский фашизм тяготел
к возрождению величия Римской империи,
установлению порядка, твердой государственной
власти. Фашизм претендует на восстановление
или очищение “народной души”, обеспечение
коллективной идентичности на культурной
или этнической почве. К концу 30-х годов
фашистские режимы утвердились в Италии,
Германии, Португалии, Испании и ряде стран
Восточной и Центральной Европы. При всех
своих национальных особенностях фашизм
везде был одинаков: он выражал интересы
наиболее реакционных кругов капиталистического
общества, оказывавших фашистским движениям
финансовую и политическую поддержку,
стремящихся использовать их для подавления
революционных выступлений трудящихся
масс, сохранения существующего строя
и осуществления своих имперских амбиций
на международной арене. Третья разновидность
тоталитаризма национал- социализм. Как
реальный политический и общественный
строй он возник в Германии в 1933 г.
Цель: мировое господство арийской расы
и социальное предпочтение - германская
нация. Если в коммунистических системах
агрессивность направлена прежде всего
вовнутрь - против собственных граждан
(классового врага), то в национал- социализме
- вовне, против других народов. И все же
тоталитаризм - исторически обреченный
строй. Это общество
- самоед, не способное к эффективному
созиданию, рачительному, инициативному
хозяйствованию и существующее главным
образом за счет богатых природных ресурсов,
эксплуатации, ограничения потребления
большинства населения. Тоталитаризм
- закрытое общество, не приспособленное
к современному качественному обновлению,
учету новых требований непрерывно изменяющегося
мира. Авторитаризм. Одним из наиболее
распространенных в истории типов политической
системы является авторитаризм. По своим
характерным чертам он занимает как бы
промежуточное положение между тоталитаризмом
и демократией. С тоталитаризмом его роднит
обычно автократический, не ограниченный
законами характер власти, с демократией
- наличие автономных, не регулируемых
государством общественных сфер, особенно
экономики и частной жизни, сохранение
элементов гражданского общества. Авторитарной
политической системе присущи следующие
черты: 1) Автократизм (самовластие) или
небольшое число носителей власти. Ими
могут быть один человек (монарх, тиран)
или группа лиц (военная хунта, олигархическая
группа и т.д.). 2) Неограниченность власти,
её не подконтрольность гражданам, при
этом власть может править с помощью законов,
но их она принимает по своему усмотрению. 3)
Опора (реальная или потенциальная) на
силу. Авторитарный режим может не прибегать
к массовым репрессиям и пользоваться
популярностью среди широких слоев населения.
Однако он обладает достаточной силой,
чтобы в случае необходимости по своему
усмотрению использовать силу и принудить
граждан к повиновению. 4) Монополизация
власти и политики, недопущение политической
оппозиции и конкуренции. При авторитаризме
возможно существование ограниченного
числа партий, профсоюзов и других организаций,
но лишь при условии их подконтрольности
властям. 5) Отказ от тотального контроля
над обществом, невмешательство во вне
политические сферы и прежде всего в экономику.
Власть занимается главным образом вопросами
обеспечения собственной безопасности,
общественного порядка, обороны, внешней
политикой, хотя она может влиять ни на
стратегию экономического развития, проводить
достаточно активную социальную политику,
не разрушая при этом механизмы рыночного
самоуправления. 6) Рекрутирование политической
элиты путем введения в состав выборного
органа новых членов без проведения дополнительных
выборов, путем назначения сверху, а не
конкурентной электоральной борьбы. Исходя
из вышеизложенного, авторитаризм- политический
режим, при котором неограниченная власть
сконцентрирована в руках одного человека
или группы лиц, не допускающих политическую
оппозицию, но сохраняющую автономию личности
и общества во вне политических сферах.
Авторитаризм вполне совместим с уважением
всех других, кроме политических, прав
личности. Слабые стороны авторитаризма:
полная зависимость политики от позиции
главы государства или группы высших руководителей,
отсутствие у граждан возможностей предотвращения
политических авантюр или произвола, ограниченность
политического выражения общественных
интересов. Достоинства авторитарного
режима: высокая способность обеспечивать
политическую стабильность и общественный
порядок, мобилизовывать общественные
ресурсы на решение определенных задач,
преодолевать сопротивление политических
противников.
В Европе (Великобритания, Норвегия, Дания,
Бельгия, Люксембург, Испания) монархии
в принципе являются парламентскими демократиями.
Но когда говорят о монархизме, как о подтипе
авторитарных государств, то имеют ввиду
монархии в наименее развитых странах,
где монархи являются действительными
правителями (Иордания, Марокко, Саудовская
Аравия). Военное правление: военные берут
власть и правят страной. Политическая
деятельность либо вообще запрещена, либо
ограничена. В современных условиях пост
социалистических стран “чистый” авторитаризм,
не опирающийся на активную массовую поддержку
и некоторые демократические институты,
едва ли может быть инструментом прогрессивного
реформирования общества и способен превратиться
в криминальный диктаторский режим личной
власти.