Понятие финансов, финансовая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 01:10, реферат

Описание работы

Финансы - система сложившихся в обществе экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения валового общественного продукта и национального дохода.
Характерными чертами современных финансов являются следующие:
1) денежная форма;
2) распределительный характер отношений;
3) распределение валового внутреннего продукта (в денежном выражении) через финансовые ресурсы, которые функционируют в фондовой либо не фондовой формах.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Сущность и функции финансов.
Глава 2. Финансовая система.
2.1. Финансовая система и ее субъекты.
2.2. Теоретические концепции государственных финансов и их эволюция.
2.3. Государственный бюджет: пути формирования и использова¬ния.
2.4. Бюджетный дефицит и государственный долг.
2.5. Государственный бюджет как инструмент финансового регулирова¬ния экономики.
Глава 3. Финансовая политика.
3.1. Содержание и виды финансовой политики.
3.2. Виды финансовой политики.
3.3. Финансовый механизм. Его виды на макро и микроуровне.
3.4. Механизм реализации финансовой политики.
3.5. Анализ финансовой политики Узбекистана.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по экономике.doc

— 300.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

 

ТАШКЕНТСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

 

ФАКУЛЬТЕТ «Строительство зданий и сооружений»

 

 

 

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

 

по Экономической теории

 

на тему:

 

ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВ,

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА,

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

 

 

 

Выполнила:

студентка группы 9а-11

Бугатова Ю.А.

 

Приняла:

Финаева Т.М.

 

 

 

 

 

 

 

Ташкент – 2014г.

 

Введение

Глава 1. Сущность и функции финансов.

Глава 2. Финансовая система.

2.1. Финансовая система и ее субъекты.

2.2. Теоретические концепции государственных финансов и их эволюция.

2.3. Государственный бюджет: пути формирования и использования.

2.4. Бюджетный дефицит и государственный долг.

2.5. Государственный бюджет как инструмент финансового регулирования экономики.

Глава 3. Финансовая политика.

3.1. Содержание и виды  финансовой политики.

3.2. Виды финансовой политики.

3.3. Финансовый механизм. Его виды на макро и микроуровне.

3.4. Механизм реализации  финансовой политики.

3.5. Анализ финансовой политики Узбекистана.

Заключение

Список литературы

 

ВВЕДЕНИЕ 

Глава 1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ.

 

Важнейшим инструментом экономической политики и регулирования рыночных отношений выступают финансы. Они стимулируют или, наоборот, ограничивают развитие отдельных отраслей, создают предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий и фирм, повышения их конкурентоспособности на мировом рынке. Финансы выражают отношения экономического базиса - ту часть производственных отношений, которая связана с планомерным формированием, распределением и использованием фондов денежных средств, предназначенных для расширенного воспроизводства и динамичного развития экономики, финансы занимают особое место в экономических отношениях. Финансовые отношения существуют объективно, но имеют конкретные формы проявлений, соответствующие характеру производственных отношений в обществе.

Финансы - обобщающая экономическая категория, которая характеризует процессы денежной природы и денежные отношения в стране и в обществе.

Сущность финансов, закономерности их развития и роль определяются экономическим строем общества, а также природой и функциями государства. Финансовые отношения опосредуют процесс общественного товарного производства. Областью возникновения и функционирования финансов является 2 - я стадия воспроизводственного процесса - распределение валового внутреннего продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте. Значит, важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.

В распределении фонда денежных средств участвует совокупность экономических категорий. Однако специфической особенностью финансов является то, что материальными носителями финансовых отношений являются финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы - это специфическая форма движения денежных средств. Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и Других потребностей общества.

Финансовые ресурсы используются в фондовой, либо не фондовой формах. В условиях рыночной экономики хозяйствующий субъект самостоятельно выбирает форму, государство использует фондовую форму, что является целесообразным для интересов общества в целом, так как это:

- позволяет теснее увязать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями общества;

- обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития общественного производства;

- дает возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы и тем активнее воздействовать на производство.

Финансы - система сложившихся в обществе экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения валового общественного продукта и национального дохода.


Характерными чертами современных финансов являются следующие:

1) денежная форма;

2) распределительный характер  отношений;

3) распределение валового  внутреннего продукта (в денежном выражении) через финансовые ресурсы, которые функционируют в фондовой либо не фондовой формах.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Функции финансов - это специфический способ выражения присущих финансам свойств.

Распределительная функция проявляется в том, что финансы активно участвуют в распределении и перераспределении внутреннего валового продукта и национального дохода между участниками общественного производства, отраслями хозяйства, регионами, сферой материального производства и социально - культурной сферой.

Распределительная функция проявляется в первичном распределении стоимости созданного экономического продукта и формировании первичных доходов, денежных поступлений в различные сферы и секторы экономики.

Финансовые методы распределения распространяются на физических и юридических лиц, являющихся участниками всего воспроизводственного процесса, на все уровни управления экономикой. Он проявляется на общенациональном уровне, на уровне отдельных регионов, на местном уровне.

Контрольная функция проявляется в контроле со стороны общества за производством, распределением и обращением экономического продукта.

Через контрольную функцию можно узнать, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они используются. В условиях рыночных отношений финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства.

 

Глава 2. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА.

 

2.1. Финансовая система и ее субъекты.

Финансы выражают экономические общественные отношения. Отношения проявляются по - разному, имеют свою специфику. Специфические особенности финансовых отношений позволяют объединить их в сферы.

Каждая сфера финансовых отношений имеет звенья.

Взаимосвязь сфер и звеньев финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств, составляют финансовую систему страны.

Финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и хозяйствующих субъектов. Допустимо утверждать, что потребности в финансах есть и у домашнего хозяйства, хотя экономическая наука и практика далеко не всегда рассматривают домашние хозяйства как самостоятельный субъект финансовой системы. Учитывая основные принципы, дальнейшее рассмотрение сфер и звеньев финансовой системы будет проведено без учета домашних хозяйств, однако финансовые связи и потоки в рыночной экономике не обходятся без них.

Финансовую систему можно представить в виде следующей схемы (схема 1).

Необходимость существования финансов хозяйствующих субъектов (предприятий, учреждений, организаций) объясняется потребностью в ресурсах, обеспечивающих их нормальную деятельность. Такая потребность в денежных ресурсах не могла бы быть удовлетворена без финансов. Благодаря финансам в процессе хозяйствования обеспечивается потребность производства в оборотных средствах, в осуществлении инвестиций для расширения основного капитала. Поступающая хозяйствующим субъектам денежная выручка за реализованную продукцию (валовой доход) распределяется таким образом, что удовлетворяются их потребности в различных финансовых ресурсах.

Схема 1

Большое место в составе потребностей в денежных средствах занимают государственные потребности. Государство, благодаря финансам, выполняет важную роль в регулировании экономики, в развитии социально - культурной сферы, в защите окружающей среды, в обеспечении безопасности страны и граждан.

Развитие рыночных отношений, базой которых является частная собственность, невозможно без страхования, которое образует особую сферу финансов. В страховании реализуются общественные и личные потребности в страховой защите от различных неблагоприятных явлений и случайностей. С развитием товарного производства возникает объективная необходимость страховой защиты имущественных интересов каждого собственника. Это достигается с помощью финансовых ресурсов страхования.

Развитие рыночных отношений невозможно представить без системы кредитования. Кредитная система как совокупность кредитно - финансовых институтов аккумулирует свободные денежные капиталы, доходы, сбережения различных субъектов рынка и предо тавляет их в ссуду фирмам, правительству и частным лицам. В системе кредитования образуются своеобразные финансовые отношения, что позволяет выделить их в отдельную сферу.

Финансовая система характеризуется не только составом входящих в нее частей, но и потоками финансовых ресурсов (финансовыми потоками), которые связывают главных субъектов финансовых отношений. Систему взаимных финансовых связей и потоков можно изобразить в следующей упрощенной схеме (см. схему 2).

Схема 2

За каждой из указанных на схеме стрелок стоит множество разнообразных финансовых связей, потоков, отношений.

Финансы - это сфера общественных отношений, которая является объектом политического воздействия. Воздействие на финансы производится посредством финансовой политики. Главная задача финансовой политики - обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.

Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.

Финансовая политика прежде всего направлена на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, так как они материальная база любых преобразований.

В период эволюционного развития общественной жизни и стабильного государственного устройства внутренняя и внешняя финансовая политика решает задачу обеспечения сохранения и упрочения существующей в данном государстве системы общественных отношений. В период революционных изменений политика направлена на формирование новой системы общественных отношений, проявляющейся в радикальном перераспределении финансовых ресурсов.

2.2. Теоретические концепции государственных  финансов и их эволюция

Теоретические истоки современных западных концепций государственных финансов следует искать в работах западных экономистов XIX - начала XX в. Их развитие связано с общими законами движения рыночной экономики и отражает принципиальные изменения в хозяйственном развитии западных государств. До конца 20 - х годов в основе финансовой политики этих государств лежали концепции неоклассической школы. Их основным направлением являлось невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Экономическая действительность конца 20 - х - начала 30 - х годов заставила пересмотреть этот курс как переставший отвечать реальным требованиям жизни.

Под влиянием развития государственно - монополистического капитализма в 30 - 60 - е годы в основу финансовой политики были положены кейнсианские и неокейнсианские доктрины. Финансовая концепция Дж.М. Кейнса исходит из следующих основных положений.

1. Все важнейшие проблемы расширенного воспроизводства следует решать не с позиций изучения предложения ресурсов, как это делали его предшественники, а с позиций спроса, обеспечивающего реализацию ресурсов.

2. Капиталистическая экономика не может полностью саморегулироваться. В условиях огромного обобществления труда и капитала вмешательство государства неизбежно.

Государственное регулирование должно существенно дополнить механизм автоматического регулирования экономики с помощью цен.

3. Экономические кризисы перепроизводства выступают на поверхности явлений как недостаток спроса, поэтому проблему равновесия в экономике следует решать с точки зрения спроса. Для этого Кейнс вводит термин "эффективный спрос", который выражает равновесие между потреблением и производством, доходом и занятостью.

4. Главным инструментом  регулирования экономики является бюджетная политика. На государственный бюджет и финансовую политику в целом возлагаются задачи обеспечения занятости рабочей силы и производственного оборудования.

На основе идеи об "эффективном спросе" была пересмотрена вся финансовая концепция. Основной инструмент правительственного вмешательства в циклическое развитие и преодоление кризисов государственные расходы. Их формирование, структуру и рост Кейнс считал весьма важным фактором достижения "эффективного спроса". Правительственный спрос, обеспеченный налогами и займами, должен оживить предпринимательскую деятельность и привести к росту национального дохода и занятости. Так же как государственные расходы, Кейнс вписывает в движение макропоказателей и налоги, считая, что изменения в налоговой политике существенно влияют на основные компоненты спроса: личное и инвестиционное потребление. Новым является и введенное Кейнсом в теорию государственных финансов положение о необходимости роста государственных расходов, финансируемых с помощью займов.

Информация о работе Понятие финансов, финансовая политика