Понятие государственного долга и его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей курсовой работы – рассмотрение вопроса о погашении внешнего и внутреннего государственного долга. Задачами данной работы являются следующие: изучение роли и значения государственного долга Российской Федерации, также проблем управления государственным долгом и поиск путей их решения. Основная задача в рассмотрении данного вопроса – выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение государственного долга (его типы, причины возникновения, способы погашения и т.д.).

Файлы: 1 файл

Реферат финансы и кредит.docx

— 26.86 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.

      Интерес  к данной теме обусловлен тем, что в настоящее время проблема  государственного долга это ключ  к макроэкономической стабилизации  в стране. От ее решения зависят  состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность  национальной валюты, уровень процентных  ставок, инфляции, инвестиционный климат. Кроме того, принимая во внимание  попытки наших международных  кредиторов использовать долговую  проблему для политического давления  на Россию, грамотное урегулирование  государственного долга становится  фактором национальной безопасности  и условием проведения самостоятельной  внешней, да и внутренней политики.

      Корни многих  сегодняшних проблем в России (спада производства, инфляции, неустойчивости  рубля, кризиса неплатежей) уходят  в существовавшую ранее централизованную  систему хозяйствования и ее  наследие - монополизм и техническую  отсталость. Также придется уделить  внимание кризису 90-х годов, ведь  его последствия Россия пожинает и по сей день.

     Все знают, что рыночная экономика предполагает  наличие развитой финансовой  системы, представляющей собой совокупность  финансовых отношений и регулирующих  их институтов. Финансовый механизм  занимает одно из важнейших  мест в структуре любого государства. Через него государство и предприятия образуют и используют фонды денежных средств, которые необходимы для их деятельности. Но как добиться максимальной эффективности работы этого механизма именно в нашей стране?

      В последнее  время интерес финансистов к  проблемам дефицита федерального  бюджета значительно возрос по  причине стремительного роста  объемов государственного долга. Критическая величина расходов  на его обслуживание при, казалось  бы, приемлемом с макроэкономической  точки зрения размере бюджетного  дефицита в последние три года  заставляют искать первопричины  подобной неблагоприятной динамики.

     Цель настоящей  курсовой работы – рассмотрение  вопроса о погашении внешнего  и внутреннего государственного  долга. Задачами данной работы  являются следующие: изучение роли  и значения государственного  долга Российской Федерации, также  проблем управления государственным  долгом и поиск путей их  решения. Основная задача в рассмотрении  данного вопроса – выявления  наиболее значительных проблем  в функционировании бюджетного  механизма и рассмотрение государственного  долга (его типы, причины возникновения, способы погашения и т.д.).

 

 

  1. Понятие государственного долга и его виды.

 

     Национальный, или государственный, долг – это общая накопленная сумма всех положительных сальдо бюджетов федерального правительства за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране. Различают внешний и внутренний государственный долг.

     Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны, так как, во-первых, государственный займ – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита; во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки величины государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита. Именно поэтому в этой работе следует посвятить целую главу данному вопросу.

     Государственный долг и его рост сильно влияют на функционирование экономики. В этом плане видятся две опасности: возможность банкротства нации и опасность переложения долгового бремени на будущие поколения. В настоящее время государственный долг занимает особое место среди болевых проблем современной бюджетной политики России.

     Существенной проблемой для бюджетной системы становится также практически неуправляемый и неконтролируемый рост объемов облигационных займов субъектов Федерации. Последствия этого могут превзойти аналогичные тенденции роста ГКО, поскольку территориальные займы выпускаются в основном под залог имущества и земли.

    Основополагающим для всех классификаций долга является деление его на внешний и внутренний долг. Внутренний и внешний долги имеют существенные социальные отличия: внешний долг ассоциируется (и практически означает) с долгом человека, задолжавшего другим людям (долг страны другим странам); внутренний долг – это долг самим себе. И тот, и другой вид долгов – объективная реальность общественных отношений.

     Принципиальная классификация государственного долга по типу кредитора имеет следующий вид:

  • внутренний долг (органам кредитно-денежного регулирования, коммерческим банкам, другим членам государственного сектора, прочим финансовым учреждениям);
  • внешний долг (международным организациям, органам управления зарубежных государств, прочая внешняя задолженность, включая банковские ссуды и авансы, кредиты поставщиков).

     Классификация долга по типу долгового обязательства имеет важное аналитическое значение, так как она выявляет типы долговых активов и характеризует типы активов, которым располагают кредиторы:

  • внутренний долг (долгосрочные облигации, краткосрочные облигации и векселя, долгосрочные ссуды, не отнесенные к другим категориям, краткосрочные ссуды и векселя, не отнесенные к другим категориям);
  • внешний долг (аналогично перечню статей внутреннего долга).

     В категорию "государственный долг" включаются все признанные долги Российской Федерации. Задолженность, формирующая государственный долг, возникает в результате заимствования в денежной форме, выпуска долговых обязательств для оплаты принятых на себя долгов других экономических субъектов, "безденежного" выпуска долговых обязательств. Погашение накопленного долга может происходить различными способами: денежными выплатами, обменом долгового обязательства на налоговые освобождения, отказом от уплаты, аннулированием задолженности кредиторов, принятием задолженности другим органом и др.

     Государственный долг оценивается по номинальной стоимости, так как он представляет собой сумму непогашенных обязательств, выплачиваемую при наступлении срока выплаты. Долг – это состояние (запас), а не движение (поток), так как он оценивается на определенную дату, а ее изменение в определенном периоде (между датами) происходит за счет чистого заимствования (заимствование минус погашение).

     В соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 97 Бюджетного кодекса Российской Федерации) в состав государственного долга включаются:

  • кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  • договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
  • соглашения и договоры, в т.ч. международные, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

     Величина государственного долга в национальной части внешней задолженности зависит от динамики обменного курса. Если в период между датами определения величин задолженности обменный курс изменился, то переоценка суммы внешнего долга, выраженного в иностранной валюте, в рубли служит одним из факторов изменения общей величины государственного долга. Это особенно важно в связи с тем, что структурно государственный долг складывается из двух частей: основной долг (капитальный) и непогашенный долг (текущий), включающий кроме основного еще и проценты на долговые суммы. К этому надо добавить, что государственный долг - это не только объем заимствований госорганов, но и долги внебюджетных фондов всех уровней государственного управления. Капитальный включает в себя всю совокупность долговых обязательств государства на определенную дату; текущий состоит из платежей по обязательствам, которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде.

     Необходимо также учитывать и федерально-региональную структуру государственного долга. На практике различают государственный долг, образовавшийся в результате бюджетной задолженности федерального правительства. Собственно этот долг и фигурирует во всех оценках ситуации с госзаимствованиями. Но более правильно было бы говорить о консолидированном, государственном долге, включающем задолженность региональных и муниципальных органов власти.

     Закон Российской Федерации "О государственном внутреннем долге РФ" (1993 г.) определил разделение госдолга на две основные части (в основном по валютному кредитованию) – на внешний и внутренний долг, в связи с чем валютные заимствования и возникающие в связи с этим обязательства относятся к внешнему долгу, а рублевые заимствования – к внутреннему долгу.

 

 

    1. Внешний долг Российской Федерации

 

     Внешний долг Российской Федерации - обязательства, возникающие в иностранной валюте.

     В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

  • номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;
  • объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;
  • объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.

    Структура государственного внешнего долга по состоянию на 19 декабря 2013 года:

 

Наименование

Сумма, млн. долларов США

Эквивалент, млн. ЕВРО

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией)

55834,6

41012,7

Задолженность перед членами Парижского клуба

161,8

118,8

Задолженность перед кредиторами — не членами Парижского клуба

1061,2

779,5

Задолженность бывшим странам СЭВ

943,6

693,1

Коммерческая задолженность бывшего СССР

22,1

16,2

Задолженность перед международными финансовыми организациями

1587,2

1165,9

Задолженность по внешним облигационным займам

40658,3

29865,1

Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа)

5,5

4,1

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

11394,9

8370


 

 

    1. Внутренний долг Российской Федерации

 

     Внутренний долг Российской Федерации - обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации.

      В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:

  • номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
  • объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
  • объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации;
  • объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие Бюджетного Кодекса.

 

     Объем государственного внутреннего долга    на 2013 год:

 

По состоянию на

Всего

01.01.2011

3 546,4

01.01.2012

4 064,3

01.01.2013

  1. 358,4

Информация о работе Понятие государственного долга и его виды