Понятие государственных закупок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 09:44, реферат

Описание работы

За последние полвека функции государства расширились в значительной степени, в частности, в промышленно развитых странах. Одним из главных рычагов влияния государства на экономику страны является система государственных заказов, закупок товаров и услуг для различных нужд. Государственные закупки занимают довольно ощутимую часть бюджета, поэтому они являются действенным инструментом управления экономикой.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие государственных закупок………………………………………..4
Общие принципы государственных закупок……………………………10
Российские электронные государственные закупки……………………12
Способы размещения заказов на сайтах госзакупок…………………...15
Как получить государственный или муниципальный заказ…………...21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованных источников…………………………………………...25

Файлы: 1 файл

Реферат по госзакупкам.docx

— 45.39 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Понятие государственных закупок………………………………………..4
  2. Общие принципы государственных закупок……………………………10
  3. Российские электронные государственные закупки……………………12
  4. Способы размещения заказов на сайтах госзакупок…………………...15
  5. Как получить государственный или муниципальный заказ…………...21

Заключение……………………………………………………………………….24

Список использованных источников…………………………………………...25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

За последние полвека  функции государства расширились  в значительной степени, в частности, в промышленно развитых странах. Одним из главных рычагов влияния  государства на экономику страны является система государственных  заказов, закупок товаров и услуг  для различных нужд. Государственные  закупки занимают довольно ощутимую часть бюджета, поэтому они являются действенным инструментом  управления экономикой. Организация и управление закупками направлена на получение  необходимого по качеству и количеству сырья, материалов или товаров и  услуг в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика, с  отличным сервисом и, естественно, по выгодной цене. При реализации данной функции власть учитывает интересы всего населения. В большинстве стран одним из основных способов реализации функций власти является размещение государственных и муниципальных заказов.

В России система проведения тендеров начала активное развитие в  конце 90-х годов, поэтому сейчас этот способ государственного регулирования  находится в своем разгаре. Тема очень актуальна и интересна  для изучения.

Госзакупки это хороший способ как для государства – выбрать наиболее эффективный метод удовлетворения государственных нужд, так и для поставщика – получить заказ и шанс рекомендовать себя с лучшей стороны.

 

 

 

 

 

 

 

Понятие государственных  закупок

Государственные закупки  – это совокупность различных  функций и действий, которые ориентированы  на повышение централизованной управляемости, уменьшение расходов государственного бюджета, контроль над материальными  потоками и обеспечение нужд государственных  учреждений1.

Государственные закупки – это приобретение на бюджетные средства товаров, услуг и работ для удовлетворения государственных нужд. Государственные закупки товаров и услуг могут включать в себя приобретение медикаментов, страхование автомобилей, ремонт помещений, строительство госучреждений и т.п. Собственно, государственные закупки охватывают практически все сферы рынка, и государство на этом рынке выступает покупателем. Однако для того, чтобы государственные закупки товаров и услуг не были связаны с коррупцией, произволом властей, во всем мире принято осуществлять закупки для государственных нужд по определенной системе госзакупок, которая регламентируется законодательством. Набор четких правил проведения государственных закупок (госзакупок) позволяет сделать прозрачным расходование средств налогоплательщиков на удовлетворение государственных нужд2.

Госзакупки осуществляются в соответствии со специально разработанными процедурами и правилами, закрепленными в законодательстве.

Органы государственного управления путем закупок осуществляют размещение государственного заказа. Существует несколько определений понятий  государственный и муниципальный  заказ.

Под государственным заказом понимают совокупность заключенных государственных контрактов на поставку товаров или оказанию услуг за счет государственного бюджета. Также государственный заказ может выступать в качестве предложения, которое дается уполномоченной государственной организацией другой организации-поставщику для федеральных и региональных государственных нужд. Например, строительство и ремонт школ, приобретение лекарств для пенсионеров и ветеранов, покупка компьютеров для чиновников, создание и выпуск новых образцов вооружений и военной техники для армии – все это государственные заказы.

Муниципальный заказ – это заказ со стороны органов местного самоуправления и уполномоченных ими муниципальных учреждений на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

В качестве государственных и муниципальных  заказчиков могут выступать органы государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ, или  органы местного самоуправления, или  другие уполномоченные лица. Набор  четких правил проведения государственных  закупок позволяет сделать прозрачным расходование средств налогоплательщиков на удовлетворение государственных  нужд. Государственное регламентирование  позволяет если не избежать, то хотя бы снизить уровень коррупции  и произвола властей.

Лица, которые претендуют на заключение государственного или  муниципального контракта, называются участниками размещения заказов. Они  могут быть как юридическими лицами (с любой организационно-правовой формой и любой формой собственности), так и физическими лицами (в том числе индивидуальные предприниматели)3.

Отношения в сфере осуществления  государственных и муниципальных  закупок регламентируются:

  • Федеральным законом № 94-ФЗ (от 21.07.2005 г.) «О размещении  заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
  • параграфом 4 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (части второй) (№ 14-ФЗ от 26.01.1996);
  • ст. 72, 73 Бюджетного кодекса Российской Федерации (№ 145-ФЗ от 31.07.1998 г.);
  • Федеральным законом № 53-ФЗ (от 02.12.1994 г.) «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»;
  • Федеральным законом № 213-ФЗ (от 27.12.1995 г.) «О государственном оборонном заказе»;
  • Федеральным законом № 135-ФЗ (от 26.07.2006 г.) «О защите конкуренции»;
  • Указом Президента РФ № 305 (от 08.04.1997 г.) «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» (вместе с прилагающимся «Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд»); в части, не противоречащей Федеральному закону от 21.07.2005 N 94-ФЗ;
  • Постановлением Правительства Российской Федерации №26 (от 11.02.2000 г.) «О федеральной системе каталогизации продукции для федеральных государственных нужд»;
  • Постановлением Правительства Российской Федерации №813 (от 28.12.2006 г.)  «О дополнительных требованиях к участникам размещения заказов для нужд обороны страны и безопасности государства»;
  • Распоряжением Правительства Российской Федерации № 236-р (от 27.20.2008 г.) «О перечне товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона»;
  • Постановлением Правительства РФ № 642 (от 04.11.2006) «О перечне товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства»;
  • Постановлением Правительства РФ № 237 (от 17.03.2009 г.) «Об установлении начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства и внесении изменений в перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства»;
  • Постановлением Правительства РФ № 41  (от 23.01.2004 г.) «Об утверждении примерных государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственному оборонному заказу»;
  • Постановление Правительства РФ № 292 (от 15.05.2007 г.) «Об утверждении Положения о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков»;
  • Постановлением Правительства РФ № 1191 (от 29.12.2010 г.) «Об утверждении Положения о ведении реестра государственных и муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальным сайтом в сети Интернет, на котором размещается указанный реестр»;
  • Приказом Минэкономразвития РФ № 646, Казначейства РФ № 21н (от 14.12.2010 г.) «Об утверждении Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом»;
  • Приказом ФАС РФ № 267 (от 27.08.2007 г.) «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках»;
  • приказом Минэкономразвития РФ № 30 (от 28.01.2011 г.) «Об утверждении Порядка проведения плановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков».

Федеральная антимонопольная  служба внесет изменения в 94-ФЗ с  учетом концепции проекта закона «О федеральной контрактной системе» с усиленными элементами контроля в  данной сфере4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общие принципы государственных  закупок

Во многих документах, которые  регулируют государственные закупки, речь идет о том, что отличительной  чертой государственных закупок  от частных является осуществление  закупок на деньги налогоплательщика, а не на свои собственные. На средства налогоплательщика приобретаются  и используются товары и услуги для  его пользы. При этом существуют бюджетные ограничения. Окончательный  бюджет на государственные закупки  и все его дальнейшие изменения  утверждаются законодательным органом.

  • Эффективное расходование средств налогоплательщиков – один из важнейших принципов государственных закупок. Товары, работы и услуги на государственные нужды должны приобретаться на условиях экономии. На сегодняшний день система государственных закупок несовершенна, однако уже сейчас практика показывает, что, благодаря открытому размещению госзаказов на официальном сайте государственных закупок и привлечение максимального числа поставщиков к участию в конкурсе позволяет оптимизировать расходы бюджетных средств. Экономия достигает миллионов рублей. Условия свободной конкуренции при выборе поставщика для госзакупок позволяют сделать управление государственными закупками как никогда эффективным.
  • Принцип равноправия и справедливости ко всем поставщикам. Этот принцип в России осуществляется путем предоставления равных возможностей участия в госзакупках всем поставщикам – унитарным предприятиям и обществам с ограниченной ответственностью, предприятия, принадлежащие российским гражданами открытым акционерным обществам с иностранным капиталом. Конечно, государство устанавливает довольно жесткие требования к качеству товара, наличию лицензий для того, чтобы поставлять товары и услуги мог никто угодно, а надежные поставщики с хорошим качеством продукции. Например,  опыт работы поставщика в определенной области должен быть от 3 до 5 лет, а объем продаж на уровне 500-1000% от объема государственного контракта, высокие требования к квалификации персонала и качеству специального оборудования. Стоит отметить интересный момент – использование торговых и фирменных наименований, ссылок на лицензии и патенты. Использование таких ссылок недопустимо, так как это ограничивает конкуренцию между поставщиками. Например, нельзя в наименовании закупки лекарств указывать: «Аспирин UPSA», нужно «Ацетилсалициловая кислота».
  • Принцип открытости и прозрачности. Госзаказчик, имеющий право на осуществление государственных закупок, обязан опубликовать информацию о проведении торгов на специальном веб портале государственных закупок (т.е. на сайте государственных закупок). Также в СМИ публикуется извещение о проведении мероприятий по закупкам для государственных нужд. Любой поставщик может принять участие в конкурсе на государственные закупки.
  • Принцип подотчетности. Вся письменная отчетность по важным этапам осуществления закупок и принимаемых решений предоставляется заинтересованным органам (проверяющим, общественным организациям, СМИ).
  • Принцип ответственности. Все органы государственной власти, отдельные чиновники несут административную, гражданскую и уголовную ответственность. Контроль за федеральными и государственными закупками осуществляет федеральная антимонопольная служба – ФАС, и в случае сговора при осуществлении госзакупки ответственность несут обе стороны – закупщик и поставщик. Поставщик в данном случае попадает  список недобросовестных поставщиков5.

Российские электронные  государственные закупки

Первый крупный федеральный  проект электронных государственных  закупок стартовал весной 2001 года. По заданию Министерства промышленности, науки и технологий РФ к созданию отечественной системы электронных  торгов для государственных нужд приступили три организации: Институт макроэкономических исследований Минэкономразвития  России, Всероссийский научно-исследовательский  институт межотраслевой информации и Институт прикладной математики им.М.В.Келдыша  РАН (ИПМ).

В 2002 г. была принята программа «Электронная Россия», в рамках которой три министерства — Минпромнауки, Минэкономразвития и Минсвязи — объявили конкурсы на проведение работ по тематике электронных госзакупок.

Конкурс Минпромнауки выиграли упомянутые выше три организации, которые продолжили работу над своим проектом. Одним  из результатов этого проекта  стала созданная в ИПМ система goszakupki.ru, которой посвящен последний  раздел настоящей работы.

Минэкономразвития объявило два конкурса. Первый из них, по обслуживанию электронных  государственных закупок федерального уровня, выиграла фирма «Компьюлинк». Эта фирма разрабатывает портал электронных госзакупок zakupki.gov.ru, который 20 февраля 2006 г. Распоряжением Правительства РФ № 229-р был объявлен официальным сайтом Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов. Второй конкурс Минэкономразвития, по обслуживанию региональных госзакупок, выиграла фирма Парус. Конкурс Минсвязи выиграли фирма Когнитивные технологии и Институт системного анализа РАН.

Множество проектов электронных госзакупок реализуется в регионах как с  участием упомянутых фирм, так и  самостоятельно.

Наряду с сайтами, занятыми непосредственным обслуживанием конкретных конкурсов  госзакупок, в интернете открыт ряд  сайтов, собирающих различные материалы  по данной тематике. В частности, очень  неплохо представлена российская нормативно-правовая база государственных закупок6.

Проведение государственных  закупок происходит по схеме, принятой в законодательстве. В основе проведения государственных закупок лежит система тендеров (открытых конкурсов). Это основной способ госзакупок. Информация о предстоящих, текущих и завершенных конкурсах на проведение государственных закупок в обязательном порядке размещается на официальном сайте государственных закупок (портале государственных закупок). У каждого региона РФ есть свой портал государственных закупок, с помощью которого осуществляется управление государственными закупками. На региональных сайтах госзакупок (веб порталах государственных закупок) вся информация носит открытый характер. Сайты госзакупок (официальных государственных закупок) обычно устроены практически единообразно, что облегчает поставщикам поиск тендера, в котором можно было бы принять участие. На сайте государственных закупок (сайте госзакупок) всегда можно найти актуальную информацию, касающуюся поправок к существующему законодательству. Кроме того, на сайтах государственных закупок размещаются и регулярно обновляются реестры недобросовестных поставщиков и реестры государственных контрактов на закупки для государственных нужд. 
Организаторы конкурсов обязаны на сайте государственных закупок, где был размещен конкурс, объявить его итоги и опубликовать списки участников тендера на государственные закупки, а также официально назвать победителя. На федеральном сайте госзакупок информация всегда должна оставаться актуальной. Для достижения максимальной прозрачности управления государственными закупками на сайте государственных закупок (портале государственных закупок) публикуются суммы заключенных контрактов, ведется учет сэкономленных бюджетных средств. На порталах государственных закупок, как правило, существуют формы вопросов и ответов, благодаря которым поставщики могут получить разъяснения по интересующим их вопросам, касающимся закупок для государственных нужд.

Официальные сайты государственных  закупок – это лучший инструмент привлечения к конкурсам поставщиков, а также способ открытого донесения  информации об управлении государственными закупками. Наиболее эффективно работающие региональные официальные сайты  государственных закупок и федеральные  сайты госзакупок ежегодно награждаются специальными грамотами7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способы размещения заказов на сайтах государственных  закупок

Существует несколько  способов размещения госзаказов в рамках системы государственных закупок. Это открытые и закрытые конкурсы, запрос котировок, закупки из единственного  поставщика, электронные торги.

Кроме того, тендеры бывают одноэтапными и двухэтапными. Их отличает в первую очередь возможность  изменения конкурсных требований к  товарам, услугам или работам. В  ходе одноэтапного тендера, объявленного на портале госзакупок, требования к официальным государственным  закупкам остаются неизменными. Переговоры с поставщиками о закупках федеральных  и государственных не ведутся. В  ходе двухэтапного тендера на официальные  государственные закупки условия  тендера могут претерпеть некоторые  изменения. На первом этапе конкурса на государственные закупки проходят переговоры с поставщиками. Только после этого организатор тендера  на официальные государственные  закупки формулирует точные требования к товарам, услугам и работам, на приобретение которых ориентирован заказчик. Все условия конкурса (и  изменения в них) должны быть отражены в информации на портале государственных  закупок.

Когда проводится открытый конкурс, заказчик не менее чем за тридцать дней до вскрытия конвертов с заявками публикует  конкурсную документацию.

Закрытый конкурс применяется  исключительно в случае размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о которых  составляют государственную тайну. Он проводится по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов. Срок согласования должен занимать не более десяти рабочих дней со дня поступления обращения о согласовании проведения закрытого конкурса8.

Еще один способ размещения государственного заказа, предусмотренный законом 94-ФЗ, — запрос котировок.

 Запрос котировок понимается  способ размещения заказа, при  котором информация о потребностях  в товарах, работах, услугах  для государственных или муниципальных  нужд сообщается неограниченному  кругу лиц путем размещения  на официальном сайте извещения  о проведении запроса котировок  и победителем в проведении  запроса котировок признается  участник размещения заказа, предложивший  наиболее низкую цену контракта. 

Информация о работе Понятие государственных закупок