Имущество
кооператива первоначально складывается
из паевых взносов его членов, которые
не идентичны долям в уставном капитале
хозяйственных обществ и товариществ.
Права члена в отношении кооператива отнюдь
не обусловлены величиной его пая. Так,
независимо от величины пая каждый член
кооператива имеет один голос на общем
собрании участников (п. 4 ст. 110 ГК, ч. 3 п.
2 ст. 15 Закона «О производственных кооперативах»).
Распределение прибыли и ликвидационного
остатка между членами кооператива обычно
производится в соответствии с их трудовым
участием (п. 4 ст. 109 ГК, п. 1 ст. 12 Закона
«О производственных кооперативах»). В
случае образования неделимого фонда
пай и вовсе перестает соответствовать
доле в имуществе кооператива. При выходе
из кооператива его член имеет право лишь
на выплату ему пая, но никак не на выплату
доли во всем имуществе.
Члены кооператива
несут субсидиарную ответственность по
всем его обязательствам в порядке и размерах,
установленных уставом и законом о производственных
кооперативах (п. 2 ст. 107 ГК).
Система
кооперативных органов состоит из общего
собрания его членов (высший орган), наблюдательного
совета (образование которого, в отличие
от АО, не обязательно) и исполнительных
органов: правления и (или) председателя
(ст. 110 ГК). Обязательным для кооперативов
является принцип комплектования его
органов только из числа членов, что чересчур
категорично.
2.4. Государственные и муниципальные
предприятия
Государственные
и муниципальные предприятия как особая
разновидность коммерческих организаций.
Специфика этих субъектов гражданского
права состоит в том, что их имущество
находится соответственно в государственной
или муниципальной собственности и принадлежит
такому предприятию на праве хозяйственного
ведения или оперативного управления
(п. 1 ст. 113 ГК). Поэтому они являются единственным
видом коммерческих юридических лиц, которые
имеют не право собственности на принадлежащее
им имущество, а вторичное вещное право.
Государственные и муниципальные предприятия
являются унитарными, а их имущество неделимо
и не может быть распределено по вкладам.
Таким образом, государственным (муниципальным)
предприятием называется юридическое
лицо, учрежденное государством либо органом
местного самоуправления в предпринимательских
целях или в целях выпуска особо значимых
товаров (производства работ или оказания
услуг), имущество которого состоит в государственной
(муниципальной) собственности.
Учредительными
документами государственных и муниципальных
предприятий являются решение собственника,
как правило, его представителя в лице
соответствующего органа Министерства
имущественных отношений и устав.
Имущество
государственного унитарного предприятия
находится в федеральной собственности,
является неделимым и не может быть распределено
по вкладам (долям, паям), в том числе между
работниками предприятия. В состав имущества
предприятия не может включаться имущество
иной формы собственности.
Природа
государственных и муниципальных предприятий
находит свое выражение в их фирменном
наименовании, которое должно содержать
указание собственника их имущества. Другие
средства индивидуализации государственных
и муниципальных предприятий не отличаются
от аналогичных средств иных коммерческих
организаций.
В отличие
от других предпринимательских юридических
лиц, органы управления государственных
и муниципальных предприятий, как правило,
носят единоличный характер. Возглавляет
предприятие руководитель (генеральный
директор, директор), который назначается
на должность и освобождается от должности
собственником либо уполномоченным собственником
органом и им подотчетен (п. 4 ст. 113 ГК),
В настоящее
время правовое положение государственных
и муниципальных предприятий определяется
ГК, а также рядом специальных нормативных
актов, принятых по поводу отдельных разновидностей
этих юридических лиц. Различают:
Унитарные предприятия, основанные на
праве хозяйственного ведения
Такое предприятие
создается по решению уполномоченного
на то государственного органа или органа
местного самоуправления (для муниципальных
предприятии) и существует за счет самостоятельно
извлеченной прибыли. При этом собственник
имущества предприятия, основанного на
праве хозяйственного ведения, не отвечает
по обязательствам такого предприятия,
за исключением случаев субсидиарной
ответственности по обязательствам обанкротившегося
вследствие его указаний юридического
лица.
Характер
имущественной обособленности рассматриваемого
предприятия определяется содержанием
права хозяйственного ведения в соответствии
со ст. 295 ГК. Собственник имущества унитарного
предприятия имеет широкие полномочия
по вопросам его деятельности.
До государственной
регистрации унитарного предприятия,
основанного на праве хозяйственного
ведения, его собственник обязан полностью
оплатить уставный фонд. Следовательно,
поэтапное формирование уставного фонда
для унитарных предприятий, в отличие
от других коммерческих организаций, не
допускается.
Унитарные предприятия, основанные на
праве оперативного управления
Правовое
положение унитарного предприятия, основанного
на праве оперативного управления (федерального
казенного предприятия), весьма специфично.
С одной стороны, казенное предприятие
создается для производства продукции
(выполнения работ, оказания услуг) и, следовательно,
осуществляет коммерческую деятельность.
С другой стороны, оно может осуществлять
свою хозяйственную деятельность за счет
бюджетных средств, выделенных федеральной
казной. Таким образом, правоспособность
казненного предприятия занимает промежуточное
положение между правоспособностью коммерческой
и некоммерческой организаций, т.е. такое
юридическое лицо может быть условно охарактеризовано
как «предпринимательское учреждение».
Унитарное
предприятие, основанное на праве оперативного
управления, создается по особому решению
Правительства Российской Федерации на
базе имущества, находящегося в федеральной
собственности (п. 1 ст. 115 ГК).
Кроме рассмотренных
видов существуют еще некоммерческие
организации, которые не преследующие
цели извлечения прибыли в качестве основной
цели своей деятельности и не распределяющие
прибыль между своими участниками (п. 1
ст.50 ГК).
Заключение
В заключение необходимо
подчеркнуть, что юридические лица — особые
образования, обладающие рядом специфических
признаков, образуемые и прекращающиеся
в специальном порядке. Основной правовой
формой такого коллективного участия
лиц в гражданском обороте и является
конструкция юридического лица.
Все юридические
лица в России проходят государственную
регистрацию, подавляющее их большинство
имеет печати и открывает счета в банках,
однако все эти внешние атрибуты не отражают
сущности юридического лица.
Отмечают
четыре основополагающих признака, каждый
из которых необходим, а все в совокупности
— достаточны, чтобы организация могла
быть признана субъектом гражданского
права, т. е. юридическим лицом. Это: организационное
единство юридического лица; обособленное
имущество, которое создает материальную
базу деятельности такого образования;
принцип самостоятельной гражданско-правовой
ответственности юридического лица; возможность
от своего имени приобретать и осуществлять
гражданские права и нести обязанности,
а также выступать истцом и ответчиком
в суде.
Правоспособность
юридического лица возникает в момент
его создания, который приурочен к его
государственной регистрации и прекращается
в момент исключения его из единого государственного
реестра юридических лиц.
Таким образом, категория юридических
лиц — это социально-экономическая реальность,
складывающаяся в результате определенных
общественных преобразований. Закон закрепляет
организационно-структурные, имущественные
и функциональные особенности, определяет
правовой статус, порядок создания, реорганизации
и ликвидации юридических лиц.
Список
литературы:
1. Закон РФ
«О товарных знаках, знаках обслуживания
и наименованиях мест происхождения
товаров» от 23 сентября 1992 г.//Ведомости
РФ. – 1992. - №42.
2. Комментарий
к Гражданскому кодексу Российской
Федерации части первой (постатейный).
3. Постановление
Пленума Верховного Суда РФ
и Пленума Высшего Арбитражного
Суда РФ «О некоторых вопросах
применения Федерального закона
«Об акционерных обществах» от
2 апреля 1997 г. (с изменениями от 5
февраля 1998 г.) № 4/8 // Сборник постановлений
Пленумов Верховных Судов СССР
и РСФСР (Российской Федерации) по
гражданским делам. - М., 1999.
4. Федеральный
закон «О профессиональных союзах,
их правах и гарантиях деятельности»
от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ // СЗ РФ. 1996. №
3. Ст. 148.
5. Федеральный
закон «Об акционерных обществах»
от 2 апреля 1997 г. (с изменениями от
5 февраля 1998 г.) № 4/8
7. Федеральный
закон «Об обществах с ограниченной
ответственностью».
8. Аграновский А. Новый закон
о государственной регистрации юридических
лиц: старое явление // Закон. – 2001. - № 12.
– С.105 – 109.
9. Конституция РФ.
10. Богданова М.С. О понимании
юридической ответственности в современных
условиях // Юрист. 1997. № 7. - С. 38 - 45.
11. Е.В. Протас. Гражданское право.
Учебник. Москва, 2009.
12. Бушев А.Ю., Скворцов О.Ю. Акционерное
право. - М., 1997.
13. Витрянский В. Понятие и формы
гражданско-правовой ответственности
юридических лиц // Закон. – 2001. - № 12. –
С. 3 – 13.
14. Геммерлинг Г., Ломакин О.,
Шленов Ю. Ваше дело. Практический курс
предпринимательства. – М., 1997.
15. Гражданское право России.
16. Предпринимательское
право. – М., 2002.
18. Римское частное
право. Учебник / Под ред. проф. И. Б. Новицкого,
И. С. Перетерского. - М., 1994.
1
Бусыгин В.А. Предпринимательство. – М.:
Дело, 1999. – С. 134.
1Витрянский
В. Понятие и формы гражданско-правовой
ответственности юридических лиц // Закон.
– 2001. - № 12. – С. 5.
2Духно
Н.А., Ивакин В. И. Понятие и виды юридической
ответственности //Государство и право.
- 2000. - №6. – С. 13.
1
Гражданское право. Ч. 1. / Под ред А.Г. Калпина
и А.И. Масляева. – М.: Юрист, 1997. – С. 129.
1
Бусыгин В.А. Предпринимательство. – М.,
1999. – С. 142.
1
Гражданское право: Учебник. Ч.1. Изд. 3-е,
перераб. и доп. / Под ред. А.П. Сергеева
и Ю.К. Толстого. – М., 2001. – С. 169.
1
Предпринимательское право. – М.: Юрист,
2002. – С. 152.
2
Федеральный закон «Об обществах с ограниченной
ответственностью» / Под ред. А.А. Игнатенко,
С. Н. Мовчана. Комментарий. - М, 1999. – С.
144.
1
Бусыгин В.А. Предпринимательство. – М.,
1999. – С. 146.
1Бушев
А.Ю., Скворцов О.Ю. Акционерное право. -
М., 1997. – С. 93.
2
Постановление Пленума Верховного Суда
РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда
РФ «О некоторых вопросах применения Федерального
закона «Об акционерных обществах» от
2 апреля 1997 г. (с изменениями от 5 февраля
1998 г.) № 4/8 // Сборник постановлений Пленумов
Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской
Федерации) по гражданским делам. - М., 1999.
- С. 337.
3
Федеральный закон «Об акционерных обществах»
от 2 апреля 1997 г. (с изменениями от 5 февраля
1998 г.) № 4/8 // Сборник постановлений Пленумов
Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской
Федерации) по гражданским делам. - М., 1999.