Понятие и значение финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 22:37, курсовая работа

Описание работы

Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Финансы являются неотъемлемой частью экономических отношений, а финансовый контроль – неотъемлемой частью финансов. Поэтому сейчас происходят значительные изменения как в задачах финансового контроля, так и в оценке его значении. Необходимость финансового контроля, его сущность и значение определяются Конституцией Российской Федерации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………...……..…………...1
1. Понятие и значение финансового контроля………………………..………….2
2. Формы и виды государственного и муниципального
финансового контроля……………………………..……………………………...5
3. Субъекты государственного и муниципального финансового контроля…...7
Заключение…………………………………………………………………….….11
Список литературы…………………………………………………….…………12

Файлы: 1 файл

Гос. и мун. фин. контроль.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Государственные и муниципальные финансы»

 

 

 

 

 

Выполнил студент                                

 

 

Проверил

__________________________________

(должность, ученая степень,  ученое звание)

 

 

 

 

 

 

 

г. Нягань , 2012 г.

Содержание

Введение………………………………………………………...……..…………...1

1. Понятие и  значение финансового контроля………………………..………….2

2. Формы и  виды государственного и муниципального 

финансового контроля……………………………..……………………………...5

3. Субъекты государственного и муниципального финансового контроля…...7

Заключение…………………………………………………………………….….11

Список литературы…………………………………………………….…………12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных  рычагов. Финансы являются неотъемлемой частью экономических отношений, а финансовый контроль – неотъемлемой частью финансов. Поэтому сейчас происходят значительные изменения как в задачах финансового контроля, так и в оценке его значении. Необходимость финансового контроля, его сущность и значение определяются Конституцией Российской Федерации.

Проблема переориентации финансового контроля, его адаптация  к новым условиям является, на мой  взгляд, одной из основных на сегодняшний  день. Потому что он касается как государства (так как с его помощью государство увеличивает собираемость налогов), так и предприятия, организации и учреждения (которые с помощью финансового контроля  могут сократить свои расходы, увеличивая таким образом свою прибыль).

В своём реферате я хочу рассмотреть финансовый контроль, понять формы, виды и его классификацию не только на государственном уровне, но так же и на уровне муниципального образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1. Понятие и значение финансового  контроля

Государственный и муниципальный финансовый контроль представляет собой институт Общей части финансового права. Эта позиция является общепризнанной в науке финансового права. В то же время некоторые ученые отмечают только специфические виды финансового контроля, осуществляемые различными органами в бюджетной, налоговой, кредитной, страховой и других сферах. В науке существует обоснованная позиция, относящая финансовый контроль к подотрасли финансового права. Государственный и муниципальный финансовый контроль является составной частью финансового контроля и одним из видов государственного контроля. Контроль необходимо рассматривать в качестве одной из форм управленческой деятельности, т. е. как самостоятельную функцию управления, имеющую целевую направленность, определенное содержание и способы его осуществления. Подобное понимание финансового контроля присуще большинству развитых стран мира и закреплено в международных документах.

Финансовый  контроль служит формой реализации контрольной  функции финансов и с позиций  финансового права призван в первую очередь охранять и обеспечивать права государства и муниципальных образований. Финансовый контроль имеет стоимостное выражение, поэтому он осуществляется во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает все этапы финансовой деятельности государства, муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций. Указом Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» установлено, что государственный финансовый контроль включает в себя контроль за:

  • исполнением федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов,
  • организацией денежного обращения,
  • использованием кредитных ресурсов,
  • состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов,
  • предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Контроль — это правовая конструкция, призванная обеспечить строгое и неукоснительное исполнение законов, соблюдение правовой дисциплины органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.

Сущность  и назначение контроля состоят:

  • в наблюдении за деятельностью подконтрольного субъекта;
  • в получении объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины на этом субъекте;

2

  • в выявлении причин и условий, способствующих правонарушениям;
  • в принятии мер по привлечению к ответственности нарушителей законности и дисциплины.

Финансовый  контроль является способом организации  обратных связей, благодаря которым  государственные или муниципальные органы получают информацию о ходе выполнения принятых ими нормативных правовых актов. Установление контроля над финансовой деятельностью является одним из направлений финансовой политики государства.

Специфика государственного и муниципального финансового контроля зависит и от сфер финансовой деятельности, в которых он осуществляется: бюджетной, налоговой, кредитной, страховой сфер, сфер денежного обращения и валютного регулирования, аккумулирования, распределения и использования финансов предприятий и др.

Объектами государственного и муниципального финансового контроля являются движение денежных средств  в процессе аккумулирования, распределения  и использования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы.

Предметом государственного и муниципального финансового контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, операции с бюджетными средствами, бухгалтерская документация и т. д.

Субъектами  государственного и муниципального финансового контроля являются государственные и муниципальные органы, а также негосударственные организации и учреждения, которые наделены полномочиями проводить мероприятия по проверке соблюдения финансового законодательства.

Подконтрольными субъектами выступают Российская Федерация в целом, субъекты РФ и муниципальные образования, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, предприятия, учреждения и физические лица, совершающие или опосредующие финансовые операции. В системе правоотношений, складывающихся в сфере государственного и муниципального финансового контроля, эти лица становятся адресатами властных предписаний, что и обусловливает необходимость контроля за выполнением установленных правил поведения.

Цель государственного и муниципального финансового контроля может быть определена как обеспечение законности и эффективности публичной финансовой деятельности. Наиболее очевидно это выражается в проверке соблюдения различных финансово-правовых режимов: налоговых режимов, режимов валютных ограничений, иммунитета бюджета и т. д.

Финансовый  контроль за законностью распространяется и на совершение финансовых действий (операций), установленных не только запрещающими нормами. Например, подконтрольными  являются требования о предоставлении органами исполнительной власти, органами местного самоуправления всей информации,

3

необходимой для  осуществления парламентского контроля законодательным (представительным) органам, представительным органам местного самоуправления в пределах их компетенции по бюджетным вопросам.[2] Однако целью государственного и муниципального финансового контроля не является воздействие на правовой режим осуществления каких-либо финансовых операций, поскольку выполнение законных требований органов финансового контроля не должно препятствовать или делать невозможным аккумулирование, распределение или использование денежных фондов государства и муниципальных образований. Выполнение основной цели государственного и муниципального финансового контроля — обеспечение законности и эффективности финансовой деятельности — осуществляется путем решения определенных задач, зависящих от проводимой государством финансовой политики:

  • обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов;
  • обеспечение надлежащего контроля над формированием государственных доходов и рациональным их использованием;
  • улучшение взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;
  • проверка выполнения Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями функций по аккумулированию, распределению и использованию соответствующих финансовых ресурсов;
  • проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями организациями и физическими лицами;
  • проверка целевого использования бюджетными получателями и распорядителями выделенных бюджетных средств;
  • проверка финансовой деятельности предприятий, учреждений, организаций;
  • проверка осуществления субъектами финансового права денежных расчетов и правил ведения кассовых операций;
  • обеспечение соблюдения правил совершения операций с валютой и валютными ценностями;
  • пресечение и предупреждение правонарушений в финансовой сфере.

Эффективность финансового контроля со стороны  государства и муниципальных образований во многом зависит от качества организации учета в стране — бухгалтерского, бюджетного, налогового, ведения валютных операций и т. д. Таким образом, основными направлениями финансового контроля являются проверка соблюдения субъектами финансового права законодательства и обеспечение целесообразности финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

 

4

Однако сферой осуществления финансового контроля следует считать не только финансовую деятельность государства и муниципальных образований, но также и финансовую деятельность физических и юридических лиц, связанную с публичными интересами.

 

2. Формы и виды государственного  и муниципального финансового  контроля

Форма финансового контроля — это способ конкретного выражения и организации контрольных действии.

Под формой финансового  контроля можно понимать и отдельные  аспекты проявления сущности контроля в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий. В финансово-правовой теории и практике осуществления финансового контроля традиционно выделяются следующие его формы: предварительный, текущий и последующий. Однако некоторые ученые не выделяют текущий финансовый контроль в качестве самостоятельной формы, аргументируя свою позицию тем, что такие формы финансового контроля, как предварительный и последующий, осуществляются в ходе текущей деятельности контролируемых объектов и выражают содержание текущей оперативной работы соответствующих органов; текущий контроль — это повседневно проводимый предварительный или последующий финансовый контроль. Данный подход не вполне отражает многообразие форм финансового контроля и не соответствует действующему законодательству. Суть вопроса об обособлении текущего финансового контроля заключается в степени обобщения, в том числе по объекту контроля.

Классификация финансового контроля:

  1. По времени проведения выделяют:

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций — в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) по финансовым вопросам; оценки финансовых разделов бизнес-планов предприятий; прогнозирования поступлений налоговых платежей в бюджеты и т. д. Важное значение предварительный контроль имеет при оценке экономических, правовых и политических последствий финансовых законопроектов; при введении в действие новых финансово-правовых норм, регулирующих финансовую деятельность хозяйствующих субъектов. Предварительная реализация государством или муниципальным образованием своих контрольных функций имеет большое значение для предупреждения правонарушений и способствует укреплению финансовой дисциплины. Результаты предварительного финансового контроля внешне могут быть оформлены в виде экспертных заключений по проектам соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, смет государственных и муниципальных предприятий, по проектам нормативных правовых актов всех уровней, затрагивающих бюджетные расходы или иные вопросы публичной финансовой деятельности. Так, ст. 195 БК РФ[3] устанавливает предварительный финансовый контроль, осуществляемый Счетной палатой РФ относительно бюджетных документов: проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год

Информация о работе Понятие и значение финансового контроля