Понятие, источники, элементы и показатели предпринимательского дохода
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 22:50, курсовая работа
Описание работы
Целью написания данной курсовой работы является определение
экономической сущности понятий «доход предприятия», «предпринимательский
доход» и анализ формирования и распределения дохода конкретного объекта
исследования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 4
раскрыть понятия дохода и прибыли, описать их виды;
рассмотреть классификацию источников доходов;
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Понятие, виды и источники предпринимательского дохода 5
1.1. Понятия дохода и прибыли, их виды 5
1.2. Источники предпринимательских доходов 10
1.3.Проблема предпринимательского дохода в трудах великих экономистов 12
Глава II. Состав дохода предприятия, показатели рентабельности 17
2.1. Состав прибыли предпринимателя 17
2.2. Состав дохода предприятия 21
2.3. Система показателей рентабельности 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Файлы: 1 файл
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ростовский государственный строительный университет»
Институт экономики и управления
Кафедра экономической теории и предпринимательства
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине Микроэкономика
Тема: «Понятие, источники, элементы и показатели предпринимательского дохода»
Выполнила студентка ИЭиУ 1 курса группы ФК-132
Орехова Наталья Алексеевна
Руководитель работы к. э. н. доц. Лыкова Олеся Александровна
К защите______________________________________________________________
(дата, роспись, руководитель)
Курсовая работа защищена с оценкой______________________________________
Ростов-на-Дону
2013 г.
2
СОДЕРЖАНИЕ
С.
ВВЕДЕНИЕ
3
Глава I. Понятие, виды и источники предпринимательского дохода
5
1.1. Понятия дохода и прибыли, их виды
5
1.2. Источники предпринимательских доходов
10
1.3.Проблема предпринимательского дохода в трудах великих экономистов
12
Глава II. Состав дохода предприятия, показатели рентабельности
17
2.1. Состав прибыли предпринимателя
17
2.2. Состав дохода предприятия
21
2.3. Система показателей рентабельности
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
30
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы исследования обуславливается тем, что
доходы организации - это основные факторы, влияющие на получение прибыли и,
следовательно, на величину налогов, уплачиваемых от нее.
Доход – это достаточно сложная и противоречивая экономическая категория,
выполняющая многообразные функции. С одной стороны, доходы являются
слагаемым элементом национального дохода страны, источником постоянного роста
материального и духовного уровня жизни общества и образования финансовых
ресурсов государств, с другой стороны, они выступают в качестве конечного
результата работы отдельных предприятий, служат источником их дальнейшего
развития, улучшения финансово-хозяйственной деятельности фирм.
Степень разработанности проблемы.
Проблемы предпринимательства
находятся в центре внимания специалистов по экономической теории практически
несколько столетий. Особое внимание им уделяли А. Смит, К. Маркс, Ж.-Б. Сэй, Ж.
Бодо и многие другие. Круг исследуемых вопросов был достаточно широк - это и
сущность предпринимательства и предпринимательского труда, отношение
предпринимательства к другим факторам производства, взаимодействие его с
государством, природа предпринимательского дохода, социально-экономические
изменения в предпринимательстве в связи с научно-техническим прогрессом.
Проблемой предпринимательского дохода также занимаются российские ученые-
экономисты, такие как Соколова С.В., Скамай Л.Г., Тарасевич Е.И., Поляк Г.Б.,
Шеремет А.Д.
Целью написания данной курсовой работы является определение
экономической сущности понятий «доход предприятия», «предпринимательский
доход» и анализ формирования и распределения дохода конкретного объекта
исследования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
4
раскрыть понятия дохода и прибыли, описать их виды;
рассмотреть классификацию источников доходов;
проанализировать постановку проблемы предпринимательского дохода
в трудах великих экономистов;
определить состав прибыли предпринимателя;
определить состав дохода предприятия;
дать общую характеристику показателям рентабельности.
Методологическая и эмпирическая база исследования состоит из научных
источников: данных и сведений из книг, журнальных статей, научных отчетов и
семинаров.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении
обосновывается актуальность темы исследования, определяются цель, задачи и
предмет исследования. В заключении сформулированы основные результаты
курсового исследования.
5
Глава I. Понятие, виды и источники предпринимательского дохода
1.1Понятия дохода и прибыли, их виды
Для управления финансовыми ресурсами, планирования их и финансовых
результатов деятельности необходимо разграничить такие категории, как доход и
прибыль. Оба этих понятия характеризуют уровень эффективности предприятия,
результаты и источники производственной, инвестиционной, финансовой
деятельности и выполняют определенные функции в формировании и
распределении дохода от этих видов деятельности.
Категория «доход» связана в основном с капиталом предприятия и
представляет собой все денежные поступления от реализации продукции, работ,
услуг, от прочей реализации, от внепроизводственной деятельности. Получение
дохода приводит к увеличению активов и обусловливает рост собственного
капитала.
В период перехода к рыночным отношениям в экономической практике
формирования финансовых результатов предприятий встречаются различные
толкования показателей дохода и прибыли. Толковые словари трактуют доход как
поток денежных средств, поступающих в распоряжение предприятия или
отдельного лица
в результате распределения национального дохода. При
определении сущности валового дохода как финансовой категории зарубежные
авторы исходят из такого понятия, как превышение выручки от реализации над
материальными затратами в составе себестоимости реализованной продукции. То
есть, в мировой трактовке, термин «валовый доход» выражает вновь созданную
стоимость или чистую продукцию предприятия. Он является основным источником
финансовых ресурсов, поэтому в нем реально отражаются такие важные стороны
деятельности, как снижение материалоемкости, трудоемкости продукции. В
российской практике понятие «валовый доход» охватывает все денежные средства,
в различных формах поступающие в распоряжение предприятия от всех видов
деятельности.
1
1
Куликов, Л.М. Экономическая теория – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2010
6
Выручка от реализации в большинстве случаев называется валовым доходом
от реализации продукции, а общая сумма поступлений от всей деятельности –
валовым доходом предприятия. Он является финансовым результатом,
отражающимся в балансе предприятия. Валовый доход состоит из следующих
частей:
1. суммы денежных средств, полученных от реализации товаров (разность
между ценой продажи товаров (товарооборотом) и ценой их приобретения).
Эта часть валового дохода представляет собой торговую надбавку;
2. поступлений за оказанные услуги и выполненные работы (подгонка
верхней одежды, раскрой тканей, доставка товара и др.);
3. прочих доходов от неосновной деятельности (сальдо расходов и доходов от
внереализационных операций, реализации излишков оборудования,
передачи
временно
неиспользуемых
помещений
и
объектов
мелкорозничной сети в аренду, доходы от ценных бумаг и др.)
Основой валового дохода являются денежные накопления предприятия.
Денежные накопления формируются не только в виде поступлений от
результатов деятельности предприятия, но и в виде амортизационных отчислений,
резервных и других специальных фондов. Хотя амортизационные отчисления
учитываются как расходы, но в процессе деятельности предприятия они служат
источниками финансирования основных фондов. Резервные и другие специальные
фонды поступают в распоряжение предприятия вместе с чистой прибылью. В
совокупности все эти поступления наиболее полно характеризуют доходность
предприятия и его денежные накопления. Денежные накопления характеризуются
потоком наличности, соответствующим прибыли, налогом на добавленную
стоимость, отчислениями на социальное, медицинское и другое страхование,
амортизационными и другими отчислениями. Основную часть денежных
накоплений составляет прибыль.
2
2
URL: http://www.uamconsult.com/book_721_chapter_35_Glava_7.html
7
В общем виде прибыль (profit) определяется как разность между совокупной
выручкой (валовым доходом) (total revenue) и совокупными издержками (total cost):
TR – TC = П,
3
(1.1)
где TR (total revenue) – совокупная выручка (доход);
TC (total cost) - совокупные издержки;
П (profit) – прибыль.
На объем прибыли существенно влияют внешние (независимые от
предприятия) факторы, такие как политическая стабильность, состояние экономики,
демографическая ситуация, конъюнктура рынка, темпы инфляции, процент за
кредит, и внутренние факторы, такие как объем валового дохода, размер издержек
обращения, производительность труда, скорость оборачиваемости товаров, наличие
собственных оборотных средств и эффективность использования основных фондов.
Рассматривая прибыль как экономическую категорию, необходимо выделить
ее следующие виды:
1. Валовая (балансовая) прибыль (Рисунок 1)
2. Прибыль от реализации продукции и оказании услуг и работ, т.е. от основной
деятельности
3. Прибыль от инвестиционной деятельности
4. Прибыль от финансовой деятельности
5. Прибыль от реализации основных фондов и иного имущества предприятия
6. Внереализационные доходы и расходы
7. Прибыль, облагаемая налогом
8. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия («чистая прибыль»)
4
3
Нуреев, Р.М. Курс Микроэкономики, Изд Норма, Москва, 2008
4
Соколова, С.В. Основы экономики, стер. – М.: 2008
8
В зарубежной экономической литературе встречаются такие понятия, как
экономическая и бухгалтерская прибыль, предпринимательский доход,
маржинальный доход.
Рис. 1 - Распределение валовой прибыли
5
Экономическая прибыль определяется как альтернативная прибыль в
предпринимательской деятельности, куда включается возможная заработная плата
предпринимателя-собственника и членов его семьи, участвующих в деятельности
предприятия и не получающих заработную плату; возможные доходы от иного
использования финансовых ресурсов.
Рис. 2 – Максимизация прибыли в условиях совершенной конкуренции
6
5
Борисов, Е. Ф. Основы экономики: Учебное пособие / Е. Ф. Борисов. – М.: Юрайт – Издат, 2009
6
Нуреев, Р.М. Курс Микроэкономики, Изд Норма, Москва, 2008
Валовая прибыль
арендная
плата
благотворительность
и иные фонды
чистая
прибыль
процент
за кредит
налоги
подготовка
кадров
социальные
фонды
личный доход
бизнесмена
накопление
экология
9
Целью деятельности практически любой фирмы является максимизация
прибыли (Рисунок 2 и 3) , представляющей собой разность между выручкой от
реализации (совокупным доходом) и издержками производства. И хотя фирма
стремится к максимизации прибыли, вполне возможна ситуация, когда она (в
краткосрочном периоде) будет работать, не получая прибыли или неся убытки, или
вообще на некоторое время прекратит производство. Все зависит от соотношения
дохода и издержек, величина которых определяется объемом выпуска, который
выбирает фирма.
Рис. 3 – Максимизация прибыли в условиях чистой монополии
7
Отсюда важнейшая задача фирмы – нахождение, выбор оптимального объема
производства. Делает это фирма, сопоставляя совокупный доход, который может
быть получен при разных объемах производства, с соответствующими этим
объемам издержками.
8
7
Нуреев, Р.М. Курс Микроэкономики, Изд Норма, Москва, 2008
8
URL: http://www.bibliotekar.ru/economika-dlya-yuristov/62.htm
10
1.2 Источники доходов
Самым желанным аспектом ведения бизнеса, к которому стремится любой
предприниматель, является получение прибыли. Однако доход, который получает
компания в результате ведения своей деятельности, не всегда является прибылью.
Доходом компании являются средства, полученные в результате мероприятий,
направленных на реализацию основного вида продукции и услуг компании, а также
мероприятий, не являющихся профильным направлением деятельности данной
организации. К непрофильному виду деятельности компании можно отнести: сдачу
в аренду помещений, оборудования и излишков материальных ценностей
предприятия.
9
Прибылью предприятия называется часть дохода от деятельности
предприятия, оставшаяся после покрытия расходов, связанных с производством
реализованной продукции и услуг, а также уплаты налогов.
В целях определения эффективности различных подразделений предприятия,
разработана классификация источников дохода предприятия. Данная методика
позволяет определить объемы и источники прибыли, полученные предприятием за
расчетный период. Также данные виды классификаций используются в
бухгалтерской отчетности, при составлении налоговых деклараций.
Для определения источников получения доходов вся деятельность
предприятия разделяется на:
1. Основную или операционную деятельность (производство и реализация
продукции, работ и услуг предприятия);
2. Финансовую деятельность (получение кредитов и выдача их другим
предприятиям);
3. Участие предприятия в деятельности других компаний;
4. Операции предприятия на финансовых рынках;
5. Чрезвычайные статьи (операции, не являющиеся характерными для
деятельности предприятия).
9
URL:
http://yourideas.ru/istochniki-polucheniya-pribyili-predpriyatiem.html
11
Такое деление весьма важно, поскольку оно позволяет определить, каков удельный
вес доходов, полученных как от основной деятельности предприятия, так и из
других источников, в особенности из таких, которые вообще не являются
характерными для деятельности данного предприятия и не могут рассматриваться
как постоянный источник получения его доходов.
10
Таким образом, в системе
финансового управления необходимо иметь определенные показатели. (Рисунок 4)
Рис. 4 – Показатели доходов и прибыли
11
Получение прибыли происходит из двух основных источников: доход,
произведенный в результате реализации продукции предприятия, либо
предоставления услуг; внереализационные доходы.
К основным видам доходов фирмы можно отнести: продажу товаров, услуг,
проведение специализированных работ, средства, полученные в результате продажи
имущества или прав на аренду. Данные виды деятельности должны составлять
основные источники получения прибыли. Фирмы, по сути, создаются для ведения
данных видов деятельности.
10
Фролова, Т.А. Экономика предприятия: конспект лекций, Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009
11
Ломакин, В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008
Показатели
доходов и
прибыли
Прибыль от
основной
деят-ти
Чистая
выручка
Валовая
прибыль
Прибыль (убыток) до
уплаты налога
Прибыль от
финансовой
деят-ти
Чистая прибыль
(чистый убыток)
Чрезвычайные
прибыли
Прибыль от
хоз. деят-ти
12
К внереализационным видам доходов предприятия можно отнести получение:
процентов, пени, штрафов, дивидендов, платы за сданную в аренду собственность
предприятия и др.
Для увеличения доходов предприятия, и как следствие прибыли, можно
использовать ряд методов: повышение объемов выпускаемой продукции,
увеличение сети оптовых и розничных продаж; производство дополнительных
вспомогательных товаров, дополняющих свойства основной продукции; повышение
качества продукции; улучшение обслуживания клиентов; проведение рекламных
компаний.
Главным принципом любой деятельности успешного предприятия должен
оставаться принцип круговорота всех имеющихся материальных и финансовых
ресурсов предприятия. От того, насколько эффективно они будут использоваться,
напрямую будет зависеть итоговая прибыль.
1.3Проблема предпринимательского дохода в трудах великих экономистов
Прибыль, как важнейшая категория рыночной экономики, является объектом
экономической теории. Однако до сих пор продолжаются дебаты об ее сущности,
механизме формирования и формах. Рассмотрим проблемы предпринимательского
дохода в трудах великих экономистов.
К.Маркс в «Капитале» представил схему производства прибавочного продукта
или прибавочной стоимости. В процессе производства рабочий создает своим
трудом стоимость большую, чем стоимость необходимого продукта. Продукт,
произведенный рабочим сверх необходимого продукта, называется прибавочным, а
его стоимость – прибавочной стоимостью. По Марксу, эта прибавочная стоимость и
является прибылью, а ее источником является неоплаченный прибавочный труд
наемных рабочих.
12
Иными словами, в основе марксистской трактовки прибыли
лежит эксплуатация наемных рабочих. В прибавочной стоимости присутствуют и
эксплуатация наемного труда, и доход на капитал, и плата за землю, и
вознаграждение предпринимателя за риск, новаторство и организацию
12
Маркс, К. Капитал. Критика политической экономии, 4 том
13
производства. Часть прибыли, получаемой в результате хозяйственной
деятельности, является
доходом владельца
средств производства
или
предпринимателя как организатора производства. Согласно теории Маркса,
предпринимательский доход – превращенная форма прибыли, представляющая
собой вознаграждение капиталиста.
А.Смит в своих трудах писал: «Лишь только в руках частных лиц начинают
накопляться капиталы, некоторые из них, естественно, стремятся использовать их
для того, чтобы занять работой трудолюбивых людей, которых они снабжают
материалами и средствами существования в расчете получить выгоду на продаже
продуктов их труда или на том, что эти работники прибавили к стоимости
обрабатываемых материалов»
13
.
В этом положении четко выражен исторический
процесс возникновения капитализма. Смит говорил, то из созданной трудом и
определяемой количеством этого труда стоимости товара рабочему достается в виде
заработной платы лишь некоторая часть. Остальная часть добавленной трудом
стоимости представляет собой прибыль капиталиста-предпринимателя. В некоторых
случаях часть ее он должен отдать в виде земельной ренты, часть – в виде ссудного
процента, если использовал заемный капитал.
Смит называл прибылью всю разницу между добавленной трудом стоимостью
и заработной платой и в этих случаях имел в виду прибавочную стоимость. В других
случаях Смит понимал под прибылью остаток после уплаты ренты, а также
процента, и тогда прибылью называл предпринимательский доход капиталиста.
По мнению Р. Хизрича и М. Питерса, в XVIII в. предприниматель
(антрепренер) — это лицо, заключившее с государством контракт с заранее
оговоренной стоимостью. Такой человек берет на себя всю полноту финансовой
ответственности за выполнение условий контракта, но если ему удается уложиться в
сумму, меньшую оговоренной, то разницу он присваивает себе. Как утверждают
Хизрич и Питере, первым ученым-экономистом, разработавшим одну из первых
концепций предпринимательства, является Ричард Кантильон, по определению
13
Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов, Глава VI «О составных частях цены
товаров»
14
которого предприниматель — это человек, действующий в условиях риска. Можно
утверждать, что Кантильон является родоначальником тезиса о предпринимателе
как о хозяйствующем субъекте, который принимает на себя обязанность несения
различных рисков из-за неопределенности исхода экономической деятельности. Р.
Кантильон отличал функцию представления капитала от предпринимательской
функции.
Интерес представляет мнение Ж. Бодо о том, что предприниматель — это
лицо, несущее ответственность за предпринимаемое дело. Это человек, который
планирует, контролирует, организует и владеет предприятием. Оперируя
современными понятиями, это лицо, совмещающее функции собственника капитала
и управляющего им. При этом Ж. Бодо указывал на необходимость освоения
капиталистом новых знаний для развития своего предприятия.
Значительный вклад в становление теории предпринимательства внес
французский ученый Жан Батист Сэй, который, изучив фундаментальный труд А.
Смита «Богатство народов», изложил свою точку зрения на сущность и функции
предпринимательства. В «Трактате по политической экономии» Сэй большое
внимание уделяет такой персоне, как предприниматель, «которая отныне не сойдет
со страниц экономической теории». Сэй рассматривал доходы как плату за
производительные услуги, оказываемые каждым из трех факторов производства.
Если у А. Смита на первом месте стоял предприниматель-земледелец, то у Сэя —
промышленный предприниматель. По его мнению, именно промышленники, а не
капиталист в собственном смысле слова, не земледелец или рабочий, «почти всегда
пассивный», ведут производство и господствуют в области распределения
богатства. «Значительное влияние на распределение богатств, — пишет Сэй, —
оказывает способность индустриальных предпринимателей. В одной и той же
области промышленности предприниматель — умный, деятельный, человек знаний
и порядка — приобретает богатство, между тем как другой, не одаренный такими же
качествами или натолкнувшийся на неблагоприятные обстоятельства, разоряется».
14
Ж.Б. Сэй дает оригинальное толкование сущности предпринимателя: это, считает
14
Сэй, Ж.-Б. Трактат по политической экономии
15
он, экономический агент, который комбинирует факторы производства,
«перетаскивает» ресурсы из сферы низкой производительности и прибыльности в
области, в которых они могут дать наибольший результат (прибыль, доход).
Следовательно, предпринимательство — это экономическая деятельность,
осуществляемая посредством постоянного комбинирования факторов, направленная
на эффективное использование всех ресурсов и получение наивысших результатов.
Сэй, как и А. Смит, был сторонником свободного предпринимательства. Он
указывал на активный, инновационный характер предпринимательства, связанный
не только с поиском, но и с необходимостью создания новых комбинаций факторов
производства. Эта точка зрения Сэя является наиболее продуктивной и
привлекательной
для
многих
представителей
современных
теорий
предпринимательства, особенно И. Шумпетера и П. Друкера.
Важнейшее значение для развития современного предпринимательства имел
вывод ученых-экономистов XVIII—XIX вв. о том, что предприниматель — это
собственник капитала, владелец собственного дела, управляющий им, часто
совмещающий, особенно на первой стадии функционирования собственного
капитала (дела), собственнические функции с личным производительным трудом.
Приведенные в трудах классиков мотивы предпринимательства — получение
прибыли (дохода) путем производства продуктов (выполнения работ) и их
реализации потребителям с учетом спроса — можно рассматривать как основы
общеэкономической функции предпринимательства. Таким образом, классики
экономической теории первыми определили одно из важнейших свойств
предпринимательства — рисковый характер этой деятельности.
15
Поэтому, чтобы
добиться успехов при реализации предпринимательских проектов, необходимо
научиться предвидеть риск и заранее разработать меры по предупреждению его
последствий. Вот почему столь важно мнение ученых о том, что добиться успехов в
предпринимательской
деятельности
может
индивидуум,
обладающий
необходимыми
знаниями.
Ученые-классики
предупреждают,
что
15
Лапуста М.Г., Поршнев А.Г., Старостин Ю.Л., Скамай Л.Г. Предпринимательство, Учебник, Москва,
Инфра-М
16
предпринимательского успеха могут добиться только специалисты в определенной
отрасли экономики, люди знающие, умные, деятельные, дисциплинированные,
обладающие личностными качествами, которые позволяют справляться с неизбежно
возникающими неблагоприятными условиями для ведения бизнеса, т.е. умеющие
преодолевать сопротивление окружающей среды (особенно внешней, которая
зачастую бывает по отношению к предпринимателям весьма агрессивной).
16
В настоящее время существует масса трудов ученых с их теориями о том, кто
такой предприниматель, что такое предпринимательский доход и что является его
источниками. Однако до сих пор продолжаются споры о сущности, механизме
формирования и формах прибыли.
16
URL:
http://www.pravo.vuzlib.org/book_z1784_page_2.html
17
Глава II. Состав дохода предприятия, показатели рентабельности
2.1 Состав прибыли предпринимателя
Прибыль предпринимателя – один из самых дискуссионных вопросов в
российской оценочной практике. Что такое прибыль предпринимателя? Как ее
определять?
В профессиональной литературе содержатся близкие по смыслу определения
прибыли предпринимателя:
«Прибыль предпринимателя – это установленная рынком цифра, отражающая
сумму, которую предприниматель ожидает получить в виде премии за
использование своего капитала, инвестированного в строительный проект. Прибыль
предпринимателя является в основном функцией риска и зависит от конкретной
рыночной ситуации».
«Предпринимательская прибыль – расчетная величина предпринимательского
стимула (дохода, вознаграждения) или прибыли (убытков) девелопера».
«Прибыль инвестора – предпринимательский доход, представляющий собой
вознаграждение инвестору за риск, связанный с реализацией строительного
проекта».
17
Как видно из этих определений, в основном величину прибыли предпринимателя
связывают с доходом девелопера (прим. Девелопер – предприниматель,
занимающийся созданием новых объектов недвижимости).
Все расходы девелопера условно можно разделить на следующие группы:
– приобретение и подготовка земельного участка;
– консалтинговые услуги и услуги экспертных организаций;
17
Тарасевич, Е.И. Оценка недвижимости. СПб.: СПбГТУ
18
– проектирование;
– подключение к сетям поставщиков коммунальных услуг;
– строительство основного объекта;
– строительство элементов благоустройства, внешних сетей и сопутствующих
объектов;
– услуги риэлторов;
– обслуживание заемных средств;
– текущие затраты девелопера (содержание аппарата, аренда офиса и т. п.).
18
Все эти затраты осуществляются в разные периоды выполнения девелоперского
проекта, при этом их объем в разные периоды может существенно различаться.
Доходы также поступают неравномерно. Кроме того, возможны различные
варианты реализации проекта (и, соответственно, схемы получения дохода), такие
как продажа объекта целиком по окончании строительства; продажа объекта по
частям (отдельными помещениями); сдача объекта в аренду и сдача объекта в
аренду с дальнейшей продажей объекта, заполненного арендаторами, инвестору.
Период осуществления девелоперского проекта может быть существенным.
Согласно данным участников рынка, срок осуществления большинства проектов
обычно составляет 2–4 года (Таблица 1).
Таблица 1
Информация о сроках реализации девелоперских проектов
19
Сегмент рынка
Средний срок осуществления проекта, лет
Жилищное строительство
3
Складская недвижимость
2-2,5
Различные сегменты
4
18
Оценка недвижимости / Под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. М.: Финансы и статистика
19
Межрегиональный информационно-аналитический бюллетень «Индексы цен в строительстве» Вып. 60
19
За столь длительный срок стоимости объектов недвижимости и строительства
существенно меняются, причем темпы изменения этих показателей могут быть
различными. За период строительства могут измениться не только цены, но и сам
рынок: допустим, поменяется законодательство, появятся конкурирующие проекты.
Это, как и другие факторы, способно оказать существенное влияние на финансовый
результат проекта. Наиболее распространенным показателем, используемым при
принятии девелоперами решений, является внутренняя норма доходности.
Внутренняя норма доходности (internal rate of return, IRR) — норма дисконта, при
которой величина приведенных эффектов равна приведенным капиталовложениям.
Ниже приведен расчет данного показателя на основании фактических данных о
реализации девелоперского проекта в сегменте жилищного строительства.
Пример. Внутренняя норма доходности девелоперских проектов.
В качестве примера рассмотрим показатели девелоперского проекта в
сегменте жилищного строительства, осуществленного в 2008–2009 гг. в одном из
областных центров Северо-Западного федерального округа. Основные параметры
проекта представлены в таблице 2. Распределение затрат и доходов по периодам
осуществления проекта представлены на рисунках 5 и 6. Сводные данные по
затратам на строительство объекта приведены в таблице 3.
Таблица 2
Основные параметры девелоперского проекта
20
20
Межрегиональный информационно-аналитический бюллетень «Индексы цен в строительстве» Вып. 60
20
На основании представленных выше данных была рассчитана внутренняя
норма доходности (IRR), которая составила 17,6 % в квартальном выражении (около
70 % в годовом).
Рис. 5 - Распределение затрат по периодам осуществления проекта (в ценах
соответствующих периодов)
21
Прибыль предпринимателя может определяться на основе разных источников
информации и нормироваться к различным показателям (стоимость строительства
или все затраты по проекту, включая стоимость земельного участка).
Рис. 6 - Распределение доходов по периодам осуществления проекта (в ценах
соответствующих периодов)
22
21
Межрегиональный информационно-аналитический бюллетень «Индексы цен в строительстве» Вып. 60
22
Межрегиональный информационно-аналитический бюллетень «Индексы цен в строительстве» Вып. 61
21
При выполнении расчетов затратным подходом необходимо использовать тот
же алгоритм (порядок) расчетов, что и при определении прибыли предпринимателя,
или выполнять необходимые корректировки данного показателя. Особенно важно
соблюдать это правило при использовании внешних источников информации.
Таблица 3 Сводные данные о фактической стоимости строительства
23
2.2 Состав дохода предприятия
Доход – это достаточно сложная и противоречивая экономическая категория,
выполняющая многообразные функции. С одной стороны, доходы являются
слагаемым элементом национального дохода страны, источником постоянного роста
материального и духовного уровня жизни общества и образования финансовых
ресурсов государств, с другой стороны, они выступают в качестве конечного
результата работы отдельных предприятий, служат источником их дальнейшего
развития, улучшения финансово-хозяйственной деятельности фирм.
Именно доходы являются основным источником развития материально-
технической базы предприятия, пополнения собственных оборотных средств,
обеспечения социальных потребностей коллектива, фактором стабильности
существования и прогресса организации.
Доход – чрезвычайно распространенное, широко применяемое и в то же время
крайне многозначное понятие, употребляемое в разнообразных значениях. В
23
Межрегиональный информационно-аналитический бюллетень «Индексы цен в строительстве» Вып. 61
22
широком смысле слово обозначает любой приток денежных средств или получение
материальных ценностей, обладающих денежной стоимостью.
Доходами организации признается увеличение экономических выгод в
результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или)
погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за
исключением вкладов участников (собственников имущества).
24
Доходы организации в зависимости от их характера, условий получения и
направлений деятельности подразделения на несколько видов. (Рисунок 7)
Рис. 7 - Классификация доходов организации
25
Доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продажи
продукции и товаров, а также поступления, связанные с выполнением работ и
оказанием услуг.
Операционные доходы представляют собой либо систематические доходы
периода, как правило, извлекаемые из правообладания активами данной
организации, либо нерегулярные доходы по реализации активов данной
организации.
24
Поляк, Г.Б. Финансы. Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008
25
Борисов, Е. Ф. Основы экономики: Учебное пособие / Е. Ф. Борисов. – М.: Юрайт – Издат, 2009
Доходы
организации
Доходы от
обычных видов
деятельности
Чрезвычайные
доходы
Внереализацион
ные доходы
Операционные
доходы
23
Внереализационные доходы представляют собой нерегулярные доходы
периода. К группе внереализационных доходов относят: штрафы, пени, неустойки за
нарушение условий договоров; активы, полученные безвозмездно, в том числе по
договору дарения; поступления в возмещение причиненных организации убытков;
прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; суммы кредиторской и
депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; курсовые
разницы; сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов).
К чрезвычайным доходам относятся доходы, возникающие как последствия
чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия,
пожара, аварии и т.п.). К чрезвычайным доходам, в частности, относятся: страховое
возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания
непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т. п.
Безусловно, доминирующими по значимость являются доходы от обычных видов
деятельности – именно они дают основной вклад в формирование конечного
финансового результата.
26
2.3 Система показателей рентабельности
Эффективное функционирование предприятия достигается за счет
рациональной организации текущей производственной, коммерческой, финансовой
и организационно-управленческой видов деятельности. Важнейшими показателем,
отражающим конечные финансовые результаты деятельности предприятия, является
рентабельность.
Для предприятия становится чрезвычайно важным знать, насколько его
производственная деятельность эффективна. Это можно оценить на основе
определения доходности его деятельности и способности использовать активы. Эта
оценка делается с помощью показателей рентабельности и оборачиваемости
активов.
Наиболее часто используемые показатели представлены в таблице 4.
26
Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организаций» (ПБУ 9/99)
24
Таблица 4
Показатели рентабельности
27
коэффициент рентабельности всех
активов предприятия
(рентабельность активов)
ROA =
Чистая прибыль за период
Средняя величина активов за период
× 100%
коэффициент
рентабельности реализации
(рентабельность продаж)
ROS =
Чистая прибыль
Выручка
× 100%
рентабельность собственного
капитала
𝑅𝑂𝐸 =
Чистая прибыль
Собственный капитал
× 100%
Рентабельность – относительный показатель экономической эффективности.
Рентабельность комплексно отражает не только степень эффективности применения
материальных, трудовых и финансовых ресурсов, но и использование природных
богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к
активам, ресурсам или потокам, ее формирующим. Может выражаться как в
прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несет в себе
каждая полученная денежная единица. Рентабельность является результирующим
показателем эффективности деятельности любой компании.
При определении рентабельности следует придерживаться положения четырех
«Р»: ресурсы – расходы – работа – результаты. (Рисунок 8)
Рис. 8 - Взаимосвязь функционирования и результатов предприятия
28
27
Артамонов В.С., Попов А.И., Иванов С.А. Экономическая теория. СПб.: Питер, 2010
28
Магомедов, А. М. «О методике расчета рентабельности» // Электронный научный журнал. – 2011- № 7
25
В процессе проведения анализа рассчитывают различные показатели
рентабельности, которые можно свести в несколько групп. (Рисунок 9)
Рис. 9 – Классификация показателей рентабельности
29
Коэффициент рентабельности продаж позволяет определить, сколько прибыли
компания имеет с каждого рубля выручки от реализации товаров, работ или услуг.
Данный показатель рассчитывают как в целом, так и по отдельным товарным
позициям.
Коэффициент рентабельности прямых затрат характеризует эффективность затрат,
т.е. какую прибыль получает компания с каждого рубля понесенных прямых затрат.
Показатели рентабельности капитала или его частей позволяют судить об
эффективности вложений в ту или иную деятельность.
Для обоснованных выводов по результатам расчета коэффициентов
рентабельности необходимо также принимать во внимание следующее:
Временной аспект – коэффициенты рентабельности статичны, отражают
результативность работы отдельного отчетного периода и не учитывают
перспективную отдачу от долгосрочных инвестиций, поэтому при переходе на
новые технологии их значения могут ухудшаться. В таких случаях необходимо
оценивать
показатели
рентабельности
в
динамике.
Несопоставимость расчетов – числитель и знаменатель рентабельности выражены
в «неравноценных» денежных единицах. Прибыль отражает текущие результаты, а
сумма капитала (активов) складывалась в течение нескольких лет, является книжной
29
Шеремет, А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. - М.: "ИНФРА - М", 2009
Показатели
рентабельности
коэффициенты
рентабельности
продаж
коэффициент
рентабельности капитала
и его частей
коэффициенты
рентабельности
затрат
26
(учетной) и не совпадает с текущей оценкой. Поэтому для принятия решений
необходимо учитывать также индикаторы рыночной стоимости компании.
Проблема риска – высокая рентабельность быть может достигнута ценой
рискованных действий, поэтому параллельно для полноценного анализа
эффективности деятельности компании анализируют структуру текущих затрат,
коэффициенты финансовой устойчивости, операционный и финансовый рычаги.
30
Показатели
рентабельности
характеризуют эффективность
работы
предприятия в целом и доходность различных направлений его деятельности:
основной и производственной, предпринимательской, инвестиционной. Они
предназначены для оценки общей эффективности вложения средств в предприятие.
Низкая рентабельность означает, что организация зарабатывает прибыли
неадекватно малые своему масштабу. (Под масштабом подразумеваются активы
компании – совокупность зданий, земли, оборудования, средств, связанных в
оборотных активах). Для низкорентабельных компаний становится вероятным
сокращение, что может затронуть интересы как менеджмента, так и работников. Так
же это недостаточное удовлетворение интересов собственников.
Основные достоинства показателей рентабельности:
1. Полнее, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования,
т.к. их величина показывает соотношение экономического эффекта с
использованными ресурсами.
2. Их используют для оценки деятельности предприятия.
3. Их используют, как инструмент в инвестиционной
политике и
ценообразовании.
31
30
Зайцев, Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-
М, 2008
31
Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: Учебник. – М.: Инфра- М, 2009.
27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
-
Финансы
предприятий
могут служить
главным инструментом
государственного регулирования экономики. С их помощью осуществляется
регулирование воспроизводства производимого
продукта, обеспечивается
финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе
оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и
накопление.
- Доходы предприятий используются для регулирования отраслевых
пропорций в рыночной экономике, созданию новых производств и современных
технологий. Доходы предприятий дают возможность использовать денежные
накопления граждан на инвестирование в доходные финансовые инструменты,
эмитируемые отдельными предприятиями.
- Доходы предприятий отраслей народного хозяйства являются исходной
основой всей финансовой системы страны. Они занимают определяющее положение
в этой системе, поскольку охватывают важнейшую часть всех денежных отношений
в стране, а именно: финансовые отношения в сфере общественного
воспроизводства, где создается общественный продукт, национальное богатство и
национальный доход, - основные источники финансовых ресурсов страны. Поэтому
от состояния доходов предприятий зависит возможность удовлетворения
общественных потребностей общества, улучшения финансового состояния страны.
- Развитие экономики России требует более серьезных и глубоких
преобразований в различных областях бизнеса. Любая нация гордится плодами
деятельности своих предпринимателей. Но любая нация и каждый ее отдельный
представитель гордятся и своей причастностью к воплощению какой-либо
конкретной предпринимательской идеи. Предпринимательство как одна из
конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только
повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает
благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов
28
каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального
духа и национальной гордости.
29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Межрегиональный информационно-аналитический бюллетень «Индексы
цен в строительстве» Вып. 60
2.
Межрегиональный информационно-аналитический бюллетень «Индексы
цен в строительстве» Вып. 61
3.
Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организаций» (ПБУ
9/99)
4. Артамонов В.С., Попов А.И., Иванов С.А. Экономическая теория. СПб.:
Питер, 2010
5. Борисов, Е. Ф. Основы экономики: Учебное пособие / Е. Ф. Борисов. – М.:
Юрайт – Издат, 2009
6.
Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник. – 6-е
изд., перераб. и доп. - М.: Инфра- М, 2008
7. Куликов, Л.М. Экономическая теория – М.: ТК Велби, Издательство
Проспект, 2010
8.
Лапуста М.Г., Поршнев А.Г., Старостин Ю.Л., Скамай Л.Г.
Предпринимательство, Учебник, Москва, Инфра-М
9. Ломакин, В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. – М.: Финансы,
ЮНИТИ, 2008
10. Магомедов А. М. «О методике расчета рентабельности» // Электронный
научный журнал. – 2011- № 7
11. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии, 4 том
12. Нуреев, Р.М. Курс Микроэкономики, Изд Норма, Москва, 2008
13. Оценка недвижимости / Под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. М.:
Финансы и статистика
14. Поляк Г.Б. Финансы. Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
15. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: Учебник. –
М.: Инфра- М, 2009.
30
16. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов, Глава
VI «О составных частях цены товаров»
17. Соколова С.В. Основы экономики, стер. – М.: 2008
18. Сэй Ж.-Б. Трактат по политической экономии
19. Тарасевич Е.И. Оценка недвижимости. СПб.: СПбГТУ
20. Фролова Т.А. Экономика предприятия: конспект лекций, Таганрог: ТТИ
ЮФУ, 2009
21. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. - М.:
"ИНФРА - М", 2009
22. URL: http://www.uamconsult.com/book_721_chapter_35_Glava_7.html
23. URL: http://www.bibliotekar.ru/economika-dlya-yuristov/62.htm
24. URL: http://yourideas.ru/istochniki-polucheniya-pribyili-predpriyatiem.html
25. URL: http://www.pravo.vuzlib.org/book_z1784_page_2.html
Информация о работе Понятие, источники, элементы и показатели предпринимательского дохода