Понятие, принципы и стадии бюджетного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:14, контрольная работа

Описание работы

Бюджетный процесс в субъекте Российской Федерации – это

регламентируемая нормами бюджетного права деятельность органов

государственной власти субъекта Российской Федерации, а также других

участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению,

утверждению и исполнению бюджета субъекта Российской Федерации,

контролю за его исполнением, а также по заключению данного бюджета.

Следует иметь в виду, что само понятие «бюджетный процесс»

применяется в финансово-правовой литературе в двух значениях.

Содержание работы

1. Понятие бюджетного процесса

2. Принципы бюджетного процесса

3. Стадии бюджетного процесса

3.1. Составление проекта бюджета.

3.2. Рассмотрение проекта бюджета.

3.3.Утверждение бюджета, принятие закона о бюджете.

3.4.Исполнение бюджета.

3.5.Составление и утверждение отчёта об исполнении.

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Филиал

Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

 

«Российский государственный гуманитарный университет»

 

в г. Железнодорожном Московской области

 

 

 

Савенок Татьяна Павловна

Понятие, принципы и стадии бюджетного процесса

 

Специальность 080105.65 – Финансы и кредит

 

Контрольная работа по финансовому праву

 

студентки -го курса очной формы  обучения

 

 

                                                                                             Научный руководитель

                                                                                  Преподаватель

                                                                                    Собенина М.А.

                                                      

             

 

 

Железнодорожный 2011

 

 

 

Содержание

 

1.      Понятие бюджетного процесса

2.      Принципы бюджетного процесса

3.      Стадии бюджетного процесса

3.1. Составление проекта бюджета.

3.2. Рассмотрение проекта бюджета.

3.3.Утверждение бюджета, принятие закона о бюджете.

3.4.Исполнение бюджета.

3.5.Составление и утверждение отчёта об исполнении.

          Заключение

          Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие бюджетного процесса.

Бюджетный процесс в субъекте Российской Федерации – это

регламентируемая нормами бюджетного права деятельность органов

государственной власти субъекта Российской Федерации, а также других

участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению,

утверждению и исполнению бюджета субъекта Российской Федерации,

контролю за его исполнением, а также по заключению данного бюджета.

Следует иметь в виду, что само понятие «бюджетный процесс»

применяется в финансово-правовой литературе в двух значениях. В первом

значении им обозначают разновидность бюджетной деятельности. Именно в

этом значении раскрыто понятие бюджетного процесса в приведенном выше

определении. Во втором значении под бюджетным процессом понимают

институт бюджетного права (как раздела финансового права),

регулирующего данный вид бюджетной деятельности.

Объектом бюджетного процесса выступает бюджет как разновидность

финансово-планового акта, при понимании бюджета в его правовом

значении. В этом смысле бюджет субъекта Российской Федерации

представляет собой роспись доходов и расходов централизованного

денежного фонда субъекта Российской Федерации. А поскольку правовой

формой бюджета субъекта Российской Федерации выступает закон субъекта

Российской Федерации, то применительно к бюджетному процессу речь идет

о разработке, принятии и исполнении правового акта о бюджете как

основном финансовом плане субъекта Российской Федерации.

Так, составление бюджета в практическом плане означает разработку

проекта закона субъекта Российской Федерации о бюджете; рассмотрение и

утверждение бюджета выражается в форме принятия этого закона;

исполнение бюджета есть исполнение закона о бюджете.

В практике бюджетного планирования встречаются два понятия:

«бюджетный год» (или «финансовый год») и «бюджетный период» (или

«бюджетный цикл»).

          Бюджетный год - отрезок времени, в течение которого исполняется

бюджет – основной финансовый план государства. В большинстве стран, к

числу которых относится и Российская Федерация, бюджетный год совпадает

с календарным годом, т. е. длится с 1 января по 31 декабря включительно.

Однако в некоторых государствах из-за необходимости привязки к

проведению парламентских сессий, исторических традиций и других причин

бюджетный (финансовый) год может начинаться в другие сроки. Так, в

Великобритании, Японии, Канаде, Индии финансовый год начинается с 1

апреля, в Швеции, Норвегии, Пакистане – с 1 июля, в США – с 1 октября.

           Бюджетный период – отрезок времени, охватывающий все стадии

бюджетного планирования. Начинается бюджетный период с момента начала

работы по составлению проекта бюджета и завершается утверждением

отчета о его исполнении.

2. Принципы бюджетного процесса.

Бюджетный процесс в субъекте Российской Федерации осуществляется

на определенных принципах. К числу этих принципов можно отнести

следующие.

1. Принцип ежегодности бюджета.

Этот принцип означает, что бюджет (как финансовый план) разрабатывается и утверждается ежегодно (желательно, до начала планируемого года). Все стадии бюджетного процесса повторяются из года в год, в той же последовательности и периодичности как они проходили в прошлом, так же они будут осуществляться и в будущем.

2. Принцип гласности и публичности бюджетного процесса.

Этот принцип означает:

а) обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проекту бюджета, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти данного субъекта Российской Федерации;

б) обязательное опубликование в открытой печати утвержденного

бюджета субъекта Российской Федерации и отчетов о его исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджета, а также

доступность иных сведений по решению законодательных

(представительных) органов государственной власти субъекта Российской

Федерации.

3. Принцип разграничения компетенции между исполнительными и

законодательными органами субъекта Российской Федерации на всех

стадиях бюджетного процесса.

Так, разработка проекта бюджета осуществляется только исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, утверждение бюджета – только законодательным (представительным) органом этого субъекта, исполнение бюджета – вновь возлагается на исполнительный орган, утверждение отчета об исполнении бюджета – находится в исключительной компетенции законодательного органа.

В таком разграничении проявляется и конституционный принцип

разделения государственной власти на законодательную и исполнительную.

4. Принцип верховенства законодательных (представительных) органов

государственной власти субъекта Российской Федерации на такой стадии

бюджетного процесса, как утверждение бюджета, и наличие у этих органов

права на осуществление контроля за исполнением бюджета.

История вопроса о том, кто имеет право на утверждение бюджета –

исполнительный или представительный орган – это вопрос развития

парламентаризма в государственности и становления демократии в обществе.

Он проходит через всю историю развития государственности, где

исполнительные органы шаг за шагом уступали свои позиции представительным органам. Нет сомнения в том, что полномочие по

утверждению бюджета относится к числу наиболее важнейших (как в

политическом, так и экономическом смыслах) полномочий законодательного

(представительного) органа государственной власти. И в конечном счете

полномочие законодательного (представительного) органа государственной

власти по утверждению бюджета переросло в исключительное полномочие

данного органа.

В некоторых странах к данному принципу примыкает принцип контроля законодательных (представительных) органов государственной власти за осуществлением государственных займов и эмиссией государственных ценных бумаг, что приводит к увеличению государственного долга.

5. Принцип строгой законодательной регламентации всех стадий

бюджетного процесса. Нет, пожалуй, ни одного другого правового акта, какой бы важной теме он не был посвящен, какой бы сферы он не касался, как закон о бюджете, где все процедуры его разработки, рассмотрения, принятия и исполнения столь тщательно и подробно прописаны в законе, уложены в определенные временные рамки и сроки, с определением всех прав и обязанностей участников бюджетного процесса.

6. Принцип достоверности бюджета.

Это проявляется в детализированной проработке бюджета как финансового плана, максимальном сближении показателей акта об утверждении бюджета с фактическим положением дел и объективной экономической ситуацией, в стремлении осуществить подготовку проекта бюджета на научной основе, иметь реалистичные расчеты доходов и расходов бюджета.

Естественно, что реальное исполнение бюджета (как финансового плана) по итогам финансового года всегда отличается от той модели, применительно к которой данный бюджет был утвержден до начала данного финансового года.

В жизни редко получается так, как это было задумано, и развитие экономической ситуации, тем более в условиях рыночной экономики, трудно предвидеть с полной достоверностью. Тем не менее стремление получить как можно более достоверный бюджет, максимально сближенный с экономическими и социальными реалиями, выражает собой объективную потребность как государства, так и общества.

7. К принципу достоверности бюджета примыкает принцип полноты

отражения доходов и расходов бюджета. Этот принцип означает, что все доходы и расходы бюджета субъекта РФ подлежат отражению в бюджете в обязательном порядке и в полном объеме в строгом соответствии с установлениями налогового и бюджетного законодательства.

8. Принцип специализации бюджетных показателей.

В основе этого принципа лежит тот факт, что составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией, обеспечивающей единство отображения в бюджете его расходов и доходов, что дает возможность не только обеспечить полноту, обоснованность и научную достоверность бюджетных показателей, но и сопоставимость бюджетов всех уровней бюджетной системы. В свою очередь это дает возможность выявить слабые места в этой системы и направить бюджетное планирование на выравнивание уровня бюджетных показателей всех субъектов Российской Федерации.

 

3. Стадии бюджетного процесса.

3.1 Составление проекта бюджета.

Стадии бюджетного периода имеют строгую очередность, осуществляются последовательно и этот порядок изменению не подлежит. Могут меняться потребности государства, субъектов, муниципальных образований в размерах финансирования, но стадий это не касается. Бюджет разрабатывается снизу вверх, а утверждается сверху вниз. На каждой стадии бюджетного процесса решаются те вопросы, которые не могут быть решены либо в другое время, либо на другой стадии.

Бюджетный процесс состоит из 5 стадий. В науке финансового права высказывается и другая точка зрения, согласно которой процесс включает в себя четыре стадии прохождения бюджетов в их циклическом развитии.

Первая стадия бюджетного процесса - составление проектов бюджетов. Составлению проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг и иных установленных нормативов.

Президент РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году, направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание, в котором определяет бюджетную политику на очередной финансовый год.

Информация о работе Понятие, принципы и стадии бюджетного процесса