Понятие управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 12:28, реферат

Описание работы

Финансовые отношения объективны, т. е. представляют собой элемент базиса общества. В то же время они складываются не стихийно, а организуются государством, т. е. финансовым отношениям придаются различные формы. Но для того чтобы организация форм финансовых отношений носила научный характер, способствовала положительному воздействию на результат хозяйствования, необходимо выработать стратегию и тактику использования финансов для достижения поставленных задач по экономическому и социальному развитию. Выработанная стратегия и тактика организации государством финансовых отношений представляет собой финансовую программу, или финансовую политику. Финансовая политика представляет собой совокупность ме-роприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресур¬сов, их распределение и использование для выполнения госу¬дарством его функций.

Файлы: 1 файл

курсац финансы.docx

— 43.38 Кб (Скачать файл)

1. Понятие управления  финансами.

Управление финансами представляет собой действия государства, направленные на выработку, реализацию и совершенствование  финансовой политики. 
 
Финансовые отношения объективны, т. е. представляют собой элемент базиса общества. В то же время они складываются не стихийно, а организуются государством, т. е. финансовым отношениям придаются различные формы. Но для того чтобы организация форм финансовых отношений носила научный характер, способствовала положительному воздействию на результат хозяйствования, необходимо выработать стратегию и тактику использования финансов для достижения поставленных задач по экономическому и социальному развитию. Выработанная стратегия и тактика организации государством финансовых отношений представляет собой финансовую программу, или финансовую политику. Финансовая политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.

Финансовая политика является частью экономической политики государства. В ее основе лежат господствующие в данный период теоретические концепции, под влиянием которых формируется экономический курс страны. Так, до конца 20-х гг. в основе экономической и финансовой политики зарубежных государств лежали концепции неоклассической школы. Их основным направлением являлось невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.

 Опыт хозяйственного  развития общества в СССР показал,  что практически все намеченные  хозяйственные реформы были обречены  на неудачу потому, что государство  не имело успеха в финансовой  политике. Важнейшими частями финансовой  политики являются бюджетная,  ценовая, налоговая, кредитная  политики. Они прямо влияют на  результаты хозяйственной деятельности, обеспечивая ее успешные результаты  или же устраняя отрицательные  последствия. В свою очередь  финансовая политика является  составной частью экономической  политики и в результате этого  определяется следующими факторами:  закономерностями развития экономических  отношений в обществе; историческими  условиями, в которых государство  осуществляет свои функции; конкретными  задачами и целями на данном  этапе развития. В связи с этим  финансовая политика не является  неизменной, установленной раз и  навсегда. Наоборот, финансовая политика  меняется на разных этапах  развития общества.

Под влиянием мирового экономического кризиса, развития государственных  монополий в 30—60-е гг. в основу экономической и финансовой политики были положены кейнсианские и неокейнсианские доктрины. Они исходили из необходимости стимулирования экономического роста, его регулирования путем широкого использования государственного вмешательства. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами использовала звенья финансовой системы в качестве инструмента государственно-монополистического регулирования экономики, социальных отношений. Бюджетная и налоговая политика была направлена на поддержание экономического равновесия, ослабление циклических кризисов, сглаживание социальных противоречий.

С конца 70-х гг. в основу экономической  и финансовой политики Великобритании, США и некоторых других стран была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической мысли. Она нашла выражение в концепции "экономика предложения", одним из главных положений которой является ограничение экономической роли государства, его вмешательства в хозяйственную жизнь и особенно социальную область. В числе других мероприятий этой концепции — реприватизация части государственной собственности; усиление рыночного механизма конкуренции: перенесение центра тяжести в экономической сфере на проблему повышения предложения, стимулирования производства, его эффективности.

Основными составляющими финансовой политики являются:

• налоговая, главное назначение которой состоит в изъятии части валового национального продукта на общегосударственные нужды, в мобилизации этих средств и перераспределении через бюджет;

• бюджетная политика связана с распределением фонда денежных средств государства и его использованием в соответствии с выполняемыми функциями государства;

• денежно-кредитная политика направлена на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

В странах с развитой рыночной экономикой большая часть финансовых отношений  находится вне управления государством, т.к. основная часть финансовых ресурсов формируется и используется их собственниками по своему усмотрению. Деятельность частных предприятий осуществляется на основе индивидуального кругооборота капитала, поэтому их денежные фонды носят обособленный, децентрализованный характер. Государство же осуществляет воздействие на эту сферу финансовых отношений лишь через налоговую политику, регламентацию кредитных отношений, регулирование финансового рынка, формирование амортизационного фонда и систему государственной поддержки. Иными словами, происходит не управление финансами со стороны государства, а воздействие через финансы — реализация финансовой политики. Как уже было сказано выше, в зависимости от экономической политики государство или устанавливает, или ослабляет свое вмешательство в регулирование тех или иных сторон экономических и социальных процессов.

В сферу непосредственного государственного управления входят лишь государственные  финансы. Это — отношения по формированию только той части финансовых ресурсов, которые мобилизуются государством в государственном и местных бюджетах, специальных правительственных фондах и на государственных предприятиях.

Намеченная финансовая политика может быть успешно реализована  только при научной организации  процесса управления финансами. По своему содержанию процесс управления финансами  — это создание, применение, проверка соблюдения, изучение, анализ и совершенствование  форм финансовых отношений, предназначенных  для реализации целей и задач, намеченных финансовой политикой. Формы  финансовых отношений — это законодательно оформленные в виде нормативных  актов объективные финансовые отношения. Например, финансовые отношения государства  с предприятиями организованы в  формах различных налогов, положений  о финансировании за счет государства  и т. п. Из содержания процесса управления финансами, видно, что финансы могут  быть как объектом, так и субъектом  управления. 
 
Объектом управления финансы являются тогда, когда осуществляются такие стадии управления, как создание, проверка соблюдения, изучение, анализ и совершенствование форм финансовых отношений. 
 
Субъектом управления финансы являются тогда, когда происходит стадия практического применения выработанных форм финансовых отношений. 
 
Стадии управления финансами образуют звенья управления финансами. К ним относятся:  
 
1) выработка (создание) форм финансовых отношений, их совершенствование (финансовое право);  
 
2) практическое применение форм финансовых отношении (финансовая деятельность, состоящая из составления и исполнения финансовых планов и финансовых прогнозов);  
 
3) проверка соблюдения, изучение, анализ действующих форм финансовых отношений с целью подготовки предложений для их дальнейшего совершенствования (финансовый контроль). 
 
Важнейшим звеном управления финансами является выработка (создание) форм финансовых отношений. Дело в том, что этот процесс должен быть направлен не на выработку отдельных форм финансовых отношений, не имеющих между собой взаимосвязи, а на создание определенного финансового механизма. Финансовый механизм — это совокупность согласованных между собой выработанных на основе финансовой политики форм осуществления финансовых отношений, предназначенных для решения социально-экономических задач общества на данном этапе его развития. Таким образом, основополагающим условием формирования финансового механизма является его эффективность, которая может быть достигнута только при полной согласованности составляющих его частей. Если этого не сделать, что наблюдается в современной практике, то будет создан не финансовый механизм, а некая совокупность частей, бесполезная и бесплодная в практической деятельности. Результатом управления финансами в области создания форм финансовых отношений является выработка финансовых рычагов. Финансовый рычаг — это форма финансового отношения, являющаяся частью финансового механизма, при помощи которой осуществляется материальное воздействие на экономические интересы субъекта (предприятия, организации, учреждения, отдельного работника). Но для того чтобы формы финансовых отношений фактически выполняли роль финансовых рычагов, необходимо разработать порядок организации указанных форм (название формы, порядок начисления, сроки уплаты или финансирования и т. п.), а также методы их организации. Различают два основных метода организации форм финансовых отношений. Первый — наделение форм финансовых отношений стимулами. Финансовые стимулы представляют собой возможность той или иной формы финансовых отношений (или финансового рычага) материально воздействовать на деятельность субъекта с целью заинтересовать его в наилучших результатах своей работы. Второй метод — наделение форм финансовых отношений (финансовых рычагов) нормативами. Финансовые нормативы — это весомость, размер финансового рычага. Таким образом, финансовые нормативы обеспечивают реальность, результативность финансовых рычагов. 
 
Субъективная деятельность в области организации форм и методов финансовых отношений (финансовых рычагов, финансовых стимулов, финансовых нормативов) может приводить к различным последствиям. В одних случаях организованные формы и методы финансовых отношений отвечают требованиям объективных экономических законов, в других случаях этого не происходит. В результате независимо от воли и сознания людей в экономической жизни общества появляются положительные или отрицательные последствия. Очень важно своевременно обнаружить как положительные, так и отрицательные последствия в экономике, вызванные применением выработанных форм и методов финансовых отношений. Если этого не сделать, то положительные явления на локальных участках деятельности не найдут своего всеобщего распространения, а отрицательные явления не прекратят своего существования, что приведет к снижению эффективности финансового механизма и, следовательно, невосполнимым потерям в народном хозяйстве. 
 
Существенным звеном управления финансами является реализация (практическое применение) форм финансовых отношений. Этот процесс состоит в том, что выработанные формы финансовых отношений, или финансовые рычаги, наделенные стимулами и нормативами, используются, как уже отмечалось, для организации финансовой деятельности, состоящей из составления и исполнения финансовых планов и финансовых прогнозов. В процессе финансового планирования и прогнозирования решаются следующие задачи: определение источников и объема денежных доходов; распределение денежных доходов и их использование; изучение и реализация возможностей увеличения доходов и сокращения расходов. В финансовом планировании и прогнозировании как звене управления финансами имеется несколько этапов: анализ производственных и финансовых показателей за прошлый период, который дает возможность рассчитать исходные позиции на будущее; оценка исполнения текущих финансовых планов и прогнозов; производство расчетов по всем видам денежных доходов и расходов на предстоящий период; объединение отдельных расчетов в единый документ. В финансовом планировании могут применяться несколько методов. До настоящего времени все еще находит применение метод планирования от достигнутого уровня. При всей простоте этот метод в современных условиях обладает существенным недостатком, так как не способствует рациональному использованию финансовых ресурсов. Более прогрессивным методом в финансовом планировании является нормативный. Этот метод состоит в расчете показателей финансового плана на основе научно-обоснованных финансовых нормативов, устанавливаемых на несколько лет. Преимущества этого метода состоят в том, что он позволяет устранить недостатки метода экстраполяции. 
 
Завершающим звеном в управлении финансами является финансовый контроль. Финансовый контроль осуществляется специально уполномоченными органами, главной функциональной задачей которых является не только проверка соблюдения установленных форм и методов финансовых отношений, но и подготовка обоснований для их совершенствования. В практике работы этого звена управления финансами часто встречаются случаи, когда различные негативные последствия в финансово-хозяйственной деятельности объектов контроля являются результатом «дефектов» форм и методов финансовых отношений, финансовых рычагов, т. е. выработанные рычаги не являются преградой для различных нарушений. Отсюда важнейшей задачей финансового контроля как звена управления финансами является изучение эффективности установленных для данного вида деятельности форм и методов финансовых отношений. 
 
Применяются следующие методы: сбор данных о результатах хозяйственной деятельности объекта в условиях соблюдения форм и методов финансовых отношений (нередко различные отрицательные последствия в деятельности объектов происходят не потому, что их вызвали действующие формы и методы финансовых отношений, а потому, что не соблюдаются во всех деталях, как это предусмотрено в законодательных документах). 
 
Анализ установленных форм и методов финансовых отношений с позиций реального их влияния на результаты хозяйствования призван установить тесноту связи между результатами финансово-хозяйственной деятельности и теми формами и методами финансовых отношений, которые опосредствовали этот процесс. 

 

 

 

 

2. Правовое обеспечение  системы управления финансами.

Для успешного проведения финансовой политики, эффективной реализации финансового механизма и механизма управления финансами большое значение имеет правовое оформление финансовых отношений субъектов хозяйствования и органов государственной власти и органов местного самоуправления. Роль финансового права значительно возрастает и в связи с переходом в нашей стране от административно-командной системы управления крыночной. Кроме того, кардинальное изменение государственного устройства, построение федеративных отношений между органами власти непосредственно влияют на состав финансовой системы нашего государства, что диктует необходимость переосмысления ранее существовавших юридических норм, регулирующих финансовые отношения, и создания нового финансового законодательства. 
 
Установление и применение к финансовым отношениям соответствующих новым условиям ведения финансово-хозяйственной деятельности норм финансового права, означающих установление четких правил организации этих отношений, позволяет эффективно управлять финансами органов власти и субъектов хозяйствования, защищать экономические интересы субъектов финансовых отношений и обеспечивает строгую финансовую дисциплину. 
 
Обращаясь к историческому аспекту возникновения финансового права как самостоятельной науки, следует отметить, что ее основы были заложены в существовавшей с XVI в. камералистике, изучавшей главные закономерности, влияющие на эффективное ведение дворцового хозяйства, и исследовавшей вопросы государственного управления, государственных финансов, экономики, аграрного дела, торговли и другие. Во второй половине XIX в. стали появляться научные работы, в которых большое внимание уделялось правовым вопросам, а к концу того же столетия в России появились самостоятельные научные исследования по финансовому праву. В то же время в России до 1917 г. финансовая и финансово-правовая наука не были разграничены и составляли единое целое. В большинстве университетов Российской империи они рассматривались в рамках единого курса, который в зависимости от учебного заведения назывался либо «финансовое право», либо «финансовая наука», а ученые того времени в большинстве своем рассматривали термины «финансовое право» и «финансовая наука» как тождественные. Однако необходимость упорядочения процесса управления финансовыми отношениями в государстве с помощью введения единых правил и приемов их организации, осуществления и контроля за соблюдением этих правил предопределила формирование самостоятельной науки финансового права. 
 
В настоящее время знание правовых основ функционирования финансов на всех уровнях управления позволяет финансовым работникам грамотно и эффективно управлять системой финансовых отношений как в рамках отдельной организации, так и на государственном и муниципальном уровнях. Используя правовые нормы, органы государственной власти и местного самоуправления регулируют развитие отраслей экономики, обеспечивают ее стабильность и рост, сглаживают и устраняют негативные тенденции в ее развитии, воздействуют на объем и структуру финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении субъектов хозяйствования. В свою очередь необходимость реализации целей и задач финансовой политики, проводимой государством, стимулирует дальнейшее развитие содержательной части финансового права. Именно финансовая политика определяет вопросы разработки соответствующих финансово-правовых актов для ее реализации, состав правовых норм, которые они должны содержать, финансовые льготы и санкции, которые должны применяться в ходе управления финансами. Применение норм права для субъектов хозяйствования означает определенный порядок формирования их уставного (складочного) капитала, формирования и распределения прибыли, налогообложения, реализации амортизационной и инвестиционной политики, управления имуществом и решения других вопросов финансово-хозяйственной деятельности. 
 
В ходе использования правовых норм в процессе управления финансами проявляется их «императивный» характер, под которым понимается активная практическая деятельность государства по организации финансовых отношений, разработке форм их проявления и использования. В результате этой деятельности субъекты права не могут по своему усмотрению и по собственной инициативе приобретать финансовые права и обязанности, определять их содержание, а также реализовывать их. 
 
Финансовое право тесно связано с другими отраслями права: часть финансовых отношений регулируется нормами гражданского права (например, вопросы формирования, распределения и использования финансовых ресурсов организаций различных организационно-правовых форм, распределения финансовых полномочий между участниками организации, состава государственной и муниципальной казны и проч.) и административного права (административные штрафы). Поэтому неверно утверждать, что финансовое право регулирует все существующие в обществе финансовые отношения . 
 
Таким образом, финансовое право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также субъектов хозяйствования, необходимых для реализации возложенных на них функций и выполнения стоящих перед ними задач. 
 
Следует отметить, что предметом финансового права являются финансовые отношения, связанные с функционированием как бюджетов органов государе геенной власти и местного самоуправления и бюджетов государственных внебюджетных фондов, так и денежных фондов субъектов хозяйствования, а также отношения, в которых государство и муниципальные образования участия не принимают, но которые влекут увеличение имущественной основы налогообложения, препятствуют сокрытию доходов и легализации части доходов, полученных противоправным путем. 

Основными правовыми актами, обеспечивающими правовое поле финансовой системы являются:

Бюджетный кодекс РФ — это свод законодательных актов, устанавливающий общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Налоговый кодекс Российской Федерации - является основным законодательным  актом, который систематизирует  и регламентирует правовые нормы  в области налогового законодательства. Этот Кодекс устанавливает систему  налогов и сборов, принципы налогообложения  в Российской Федерации, в том  числе: виды взимаемых налогов и  сборов; основания возникновения  и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения в действие налогов федерального, регионального  и местного уровней; права и обязанности  налогоплательщиков, налоговых органов. Кроме этого Налоговый кодекс регламентирует формы и методы налогового контроля, ответственность за совершение налоговых правонарушений, а также порядок обжалования актов налоговых органов и действий должностных лиц. В настоящее время действуют две части налогового кодекса.

Первая часть Кодекса определяет понятия налогоплательщика, плательщика  сборов, устанавливает их права и  обязанности, а также общие правила  исполнения обязанностей по уплате налогов. Кроме этого первая часть регламентирует взаимоотношения налогоплательщика  с налоговыми органами: требования к организации налогового контроля; виды налоговых правонарушений и  ответственность за их нарушение; порядок  обжалования решений налоговых  органов.

Вторая часть Налогового кодекса  устанавливает перечень федеральных, региональных и местных налогов, порядок определения налоговой  базы по каждому из налогов, сроки  уплаты. Кроме этого Налоговый  кодекс устанавливает правила применения специальных налоговых режимов (УСН, ЕНВД, ЕСХН).

 

Ведомственные нормативные  акты также играют важную роль в управлении государственными и муниципальными финансами, т.к. позволяют осуществлять государственное правовое регулирование финансовых отношений в различных отраслях экономики, между распорядителями и получателями бюджетных средств. При этом правовому регулированию подлежат все составляющие процесса управления финансами – прогнозирование и планирование источников формирования и направлений использования финансовых ресурсов на макроуровне, управление исполнением бюджетов и порядок проведения финансового контроля за деятельностью государственных исполнительных органов местного самоуправления. К указанным нормативным актам относятся, прежде всего, приказы, письма и инструкции Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы, органов Федерального казначейства, Центрального банка РФ, Счетной палаты РФ, органов управления государственными и социальными внебюджетными фондами.

В Российской Федерации современное  финансовое право проходит новый  виток в своем развитии, не все  финансовые отношения получили четкую, правовую регламентацию, что на практике приводит к применению в ряде случаев  директивного управления финансами, а  не управления посредством закона. Вместе с тем многие действующие  юридические нормы, в том числе  относящиеся к финансовому праву, еще недостаточно совершенны по ряду причин, к которым относятся:

  • противоречия между федеральным и региональным (муниципальным) законодательством, что, с одной стороны, приводит к сепаратистским тенденциям в построении финансовых отношений между субъектами власти разных уровней бюджетной системы РФ, а с другой — к ущемлению интересов субъектов РФ и муниципальных образований в федеральном законодательстве (например, до сих пор отсутствует четкое разграничение доходных и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы РФ);
  • противоречия между отдельными законами и ведомственными нормативно-правовыми актами, порождающие их неоднозначное толкование;
  • формальный характер научной экспертизы принимаемых проектов законов и нормативно-правовых актов в финансовой сфере;
  • наличие законов и нормативно-правовых актов, которые не исполняются в течение ряда лет из-за отсутствия финансовых ресурсов для их реализации;
  • нечеткие формулировки в нормативных документах, порождающие необходимость их уточнения и дополнения;
  • сложный, псевдонаучный язык нормативных документов;
  • несвоевременное принятие и опубликование в печати законов и подзаконных нормативно-правовых актов по финансовым вопросам.

Решение указанных проблем в  области финансового права позволит обеспечить стабильность развития экономики  нашего государства, повысить финансовую устойчивость субъектов хозяйствования, усилить действенность финансового  контроля за деятельностью органов власти и отдельных организаций и укрепить финансовое положение государства. [18, c.80]

На современном этапе развития остается острой необходимость дальнейшего  совершенствования структуры аппарата управления финансами, которая связана  с изменением проводимого до августа 1998 г. экономического курса в стране, повышением роли финансовой системы  в экономическом и социальном развитии. В основе совершенствования  управления финансовыми отношениями  должна быть активация финансовой политики. В частности, это связано с  улучшением системы налогообложения, повышением ее влияния на развитие экономики, внедрением долговременных финансовых нормативов, экономических методов управления.

Информация о работе Понятие управления финансами