Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 22:19, реферат
Организация кредитного процесса включает несколько стадий: формирование кредитной политики, осуществление кредитного обслуживания клиентов, определение рейтинга выданных ссуд и анализ кредитного портфеля банка, организацию контроля за условиями кредитной сделки, определение процедуры принятия решения по ссуде, разработку правил оформления кредитной сделки, грамотное юридическое сопровождение выдаваемой ссуды.
1.организация кредитного процесса с участием коммерческих банков. 2
2. порядок оформления кредитной заявки. 3
3. кредитный договор: его сущность и содержание. 6
4. основные способы обеспечения возврата кредита. 13
5. анализ классности кредитоспособности заемщика. 16
список литературы. 24
Организация кредитного процесса включает несколько стадий: формирование кредитной политики, осуществление кредитного обслуживания клиентов, определение рейтинга выданных ссуд и анализ кредитного портфеля банка, организацию контроля за условиями кредитной сделки, определение процедуры принятия решения по ссуде, разработку правил оформления кредитной сделки, грамотное юридическое сопровождение выдаваемой ссуды.
Из зарубежной практики известно, что крупные банки обычно имеют следующие специальные подразделения: отдел кредитной политики и маркетинга, отдел кредитного анализа, кредитный отдел, отдел ссудной документации.
Отдел кредитной политики и маркетинга занимается: составлением и доведением до работников банка кредитной политики, наблюдением за выполнением её основных положений, определением требований к ссудной документации, организацией обучения сотрудников банка вопросам кредитования. Отдел подчиняется первому руководителю банка.
Отдел кредитного анализа предназначен для: сбора информации о клиентах, их финансовом положении и платежеспособности; анализа кредитного портфеля банка, подготовки заседаний кредитного комитета и регистрации его решений.
Движение по служебной лестнице: кредитный аналитик => младший кредитный работник => кредитный работник.
Кредитный отдел ведет непосредственную работу с клиентами по вопросам кредитования. Внутри отдела выделяются специальные группы по обслуживанию разных типов клиентов. Работники отдела: рассматривают возможность выдачи ссуды, производят оценку риска запрашиваемой ссуды, выбирают конкретный вид кредита.
Кредитный работник, даже имея рекомендации аналитиков, самостоятельно изучает вопрос о возможности и целесообразности выдачи ссуды и принимает собственное решение. В отделе есть специалисты, которые осуществляют разного рода проверки на месте, у заемщика.
Отдел ссудной документации подотчетен юридическому отделу. В его обязанности входит оказание помощи кредитным работникам в оформлении ссудной документации и осуществление контроля за правильностью оформления такой документации. Так, при заключении кредитного договора, возможно появление нестандартной ситуации, которая должна быть отражена в тексте договора. В этом случае кредитный работник консультируется с сотрудниками отдела ссудной документации, причем делает это, как правило, перед контактом с клиентом.
Контрольная функция сотрудников отдела состоит в проверке: правильности и завершенности оформления всех документов, сопровождающих сделку, правомочности подписей на документах, соответствия принятого решения по ссуде установкам правления банка.
Важное значение, является процедура рассмотрения просьбы клиента. Если клиент впервые обращается в данный банк, то его, естественно, будут интересовать принятые в нем правила и условия, в том числе набор требуемых документов. С этой целью каждый банк должен иметь свой перечень документов, предоставляемых в банк для получения кредита. Этот перечень должен быть различен для постоянных и новых клиентов. Для постоянных клиентов в число обязательных документов входят:
Кроме того, имеет смысл ознакомиться с графиком поступлений и платежей заемщика и со сведениями о кредитах, полученных им в других банках.
Для новых клиентов к указанному выше перечню документов нужно добавить:
Процедура рассмотрения кредитной заявки в случае первичного обращения клиента в банк начинается с посещения кредитного отдела и включает в себя:
Первичная беседа носит характер ознакомления с личностью ссудополучателя (его профессиональные и личные качества). В ходе её выясняются также юридический статус и финансовое положение клиента, назначение ссуды и источники её погашения, способы гарантирования возврата кредита, наличие долгов перед другими банками и др.
В зарубежной практике используются специальные анкеты для беседы с новым клиентом. Итоги беседы после ухода клиента оформляются протоколом или специальной запиской.
Если на этом этапе у кредитного работника сформировалось положительное мнение о клиенте и испрашиваемой им ссуде, то он приступает к аналитической работе. Анализу должны подвергаться общая кредитоспособность клиента, а также представленное им технико-экономическое обоснование на ссуду.
Большинство наших банков ограничивается только оценкой ТЭО, видимо, полагая, что оно позволит судить об окупаемости ссуды. Между тем оценка окупаемости отдельной ссуды - это необходимый, но недостаточный элемент анализа. Часто клиент получает ссуду наличными деньгами, поступление средств от прокредитованной сделки также может происходить в налично-денежной форме (минуя банк). Клиент может пустить полученные средства в новый оборот. Но при расчетах через банк поступившие на расчетный счет клиента средства могут быть использованы им не на погашение ссуды, а на другие цели. Поэтому важно убедиться не только в том, что клиент получит от кредитуемой сделки необходимую сумму средств, но и в способности и готовности возвратить ссуду. Именно этой цели служит оценка общей кредитоспособности заемщика. Для такой оценки каждый банк должен иметь собственное методическое обеспечение.
Всестороннее изучение банком клиента и объекта кредитования невозможно без выезда на место, где конкретно могут быть рассмотрены структура активов, состояние учета и отчетности, состав и порядок хранения возможных предметов залога.
Свои выводы из проведенного анализа кредитный работник излагает в форме заключения на заявку клиента. В нем обосновывается либо согласие на выдачу ссуды, либо целесообразность воздержания от её предоставления. На всю аналитическую работу, включая составление заключения, отводится 1-2 дня. Окончательное решение принимается руководством банка, в необходимых случаях (крупные или проблемные ссуды) - после обсуждения на кредитном комитете. После разрешения ссуды составляется кредитный договор, в котором предусматриваются условия кредитной сделки и обязательства сторон. Конкретные правила и условия выдачи и погашения ссуды регулируются инструктивными документами банка.
Одним из важнейших условий успешной предпринимательской деятельности является возможность своевременного получения банковского кредита. Отношения клиента и банка при этом регулируются условиями кредитного договора.
По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. Кредитный договор в банковской практике называют еще договором банковской ссуды, используя термин "ссуда" как равнозначный словам "кредит" и "заем".
В отличие от договора займа по кредитному договору закон устанавливает особые требования к субъектам данного отношения. Кредитором может выступать только банк или иная кредитная организация. Если по договору займа возможна передача заемщику не только денег, но и заменимых вещей, то по договору банковского кредита допускается передача только определенной суммы денежных средств.
Как следует из определения кредитного договора пользование полученным капиталом всегда является возмездным. По договору займа стороны могут исключить необходимость начисления процентов, а в ряде случаев безвозмездность предполагается в силу прямого указания закона.
Договор займа является односторонним и реальным. Права и обязанности у сторон возникают лишь в момент передачи заемщику денег или вещей. В кредитном договоре обязанности кредитора по выдаче кредита возникают при заключении договора [31].
Кредитный договор всегда оформляется в письменной форме. Статья 820 ГК РФ устанавливает, что несоблюдение письменной формы кредитного договора влечет его недействительность. Такой договор считается ничтожным.
Кредитные договоры с юридическими лицами заключаются на основании так называемой кредитной заявки с приложением документов (технико-экономическое обоснование, предполагаемое обеспечение и т. д.), в которой содержится просьба рассмотреть возможность заключения кредитного договора. При этом сами условия кредитного договора обычно не рассматриваются. На заявке ставится разрешительная надпись лица, имеющего соответствующие полномочия, однако это не обязательно лицо, имеющее право заключать договоры от имени юридического лица. Указанная надпись предназначена для внутреннего использования, а не для клиента.
Кредит может выдаваться с помощью так называемой кредитной линии, под которой понимается договор о максимальной сумме, которую заемщик сможет использовать в течение обусловленного срока при соблюдении определенных условий.
Кредитные договоры могут различаться в зависимости от состава участников, характера и способа обеспечения и т. д.
Выделяют такую разновидность кредитного договора, как договор кредитования счета (ст. 850 ГК). В этом случае банк осуществляет платежи со счета своего клиента, несмотря на отсутствие денежных средств на этом счете. При этом банк считается предоставившим клиенту кредит на соответствующую сумму со дня осуществления такого платежа. Подобный кредит также называют контокоррентным или овердрафтом.
Онкольный кредит (англ, on call- по звонку, требованию) предоставляет заемщику право пользоваться кредитом банка со специально открытого счета. Заемщик имеет право занимать деньги до определенной суммы. В то же время банк имеет право в любой момент в одностороннем порядке прекратить кредитование и потребовать возврата взятых взаймы денежных сумм. В онкольном кредите выдача денежных средств обеспечивается залогом ценных бумаг, принадлежащих заемщику. Обычно кредит выдается путем открытия специального ссудного счета, по которому также происходит погашение кредита и уплата процентов.
Поскольку кредитный договор
Следует указать, что осуществлять реальный контроль банк не в состоянии. Единственное, что может контролировать банк, - это документы, представленные заемщиком. Для облегчения указанной задачи выданный кредит зачисляется на расчетный счет заемщика, открытый в банке-кредиторе. Вместе с тем в соответствии с действующим законодательством банк лишен административных функций по контролю над денежными средствами. Поэтому правовые средства, с помощью которых осуществляется контроль над выделенными кредитами, являются гражданско-правовыми. Так, в кредитном договоре могут быть указаны документы, которые заемщик должен предоставлять банку-кредитору (бухгалтерские балансы, платежные документы, сведения об основных фондах) и соответственно ответственность за невыполнение этого требования.
Возврат кредита осуществляется с помощью безакцептного списания (т. е. списания на основании ранее данного согласия, зафиксированного в соответствующем договоре).
Современный кредитный договор, как правило, содержит следующие разделы.
В I разделе кредитного договора указываются: наименование договаривающихся сторон; предмет договора — вид кредита, его сумма, срок, процентная ставка; условия, обеспечения исполнения обязательств по кредиту (залог, гарантия, поручительство, страхование ответственности непогашения кредита) ; порядок выдачи и погашения кредита, а также порядок начисления и уплаты процентов за кредит (за срочный и просроченный) .
Права и обязанности заемщика и кредитора (II и III разделы договора) вытекают из действующего законодательства, а также определяются особенностями каждой конкретной кредитной сделки, ситуацией на рынке кредитных ресурсов, кредитоспособностью заемщика.