Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:53, курсовая работа
Целью данной работы является исследование теоретических и практических аспектов функционирования евро, а также возникающих проблем и разработка предложений.
Исходя из цели исследования, в работе я хочу рассмотреть следующие задачи:
- рассмотреть предпосылки и этапы создания евро;
- рассмотреть принципы организации деятельности Европейского Центрального банка;
- рассмотреть порядок эмиссии евро;
- исследовать функционирование евро в современных условиях;
- рассмотреть современное состояние экономики и финансов стран зоны евро.
ВВЕДЕНИЕ З.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 4
1.МЕЖДУНАРОДНАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА 4
2.ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ ПОЯВЛЕНИЯ НОВОЙ ВАЛЮТЫ – ЕВРО 7
2.1.СОЗДАНИЕ ЕВС 7
2.2.ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕВС 11
2.3.МААСТРИХТСКИЙ ДОГОВОР 14
3.ЭТАПЫ ВВЕДЕНИЯ ЕВРО 17
4.ВЛИЯНИЕ ЕВРО НА БАНКОВСКУЮ СИСТЕМУ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН 19
4.1.ЕВРО КАК КАТАЛИЗАТОР ПЕРЕМЕН В ЕВРОПЕЙСКОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ 22
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 24
4.ЕВРО: ИТОГИ ВВЕДЕНИЯ 24
5.ВЛИЯНИЕ ЕВРО НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ 27
6.ВЛИЯНИЕ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА НА ЕВРО 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 42
Санкт-Петербургская
Банковская школа (колледж)
Центрального Банка
Российской Федерации
Отделение подготовки
Предметная
(цикловая) комиссия
“Специальные дисциплины”
Курсовая
работа
Дисциплина:
"Финансы, денежное
обращение и кредит"
Тема:
"Появление новой
европейской валюты
евро, значение и перспективы"
Студентки: Евдокимовой Ксении Сергеевны
Группы: К-53 курса: II
Специальность: 080108 «Банковское дело»
Форма обучения: очная
Руководитель:
Яськова Н.П.
Санкт-Петербург
2010
год.
Содержание
Введение.
Я выбрала эту
тему, потому что считаю, введение единой
европейской валюты - евро - одним
из важнейших событий 20 века. Наиболее
значимым последствием введения евро
стало создание новых условий для функционирования
международной валютно- финансовой системы.
На мой взгляд, уникальность евро связана
с тем, что впервые появилась региональная
международная валюта, тогда как ранее
в мировой валютной системе взаимодействовали
только национальные валюты. Евро удалось
потеснить рамки регионального объединения
и выйти на международные рынки.
Появление евро не является исключительным
внутренним вопросом Европейского союза,
так как оказывает влияние на различные
стороны развития мировой экономики. По
экономическому потенциалу у доллара
США появился серьезный конкурент. Роль
и место каждой из двух валют в мировой
валютной системе будет определяться
соотношением сил ЕС и США.
Евро затрагивает и интересы России, так
как ЕС является ее крупнейшим торговым
партнером. Создание ЭВС и переход на единую
европейскую валюту, которая значительно
укрепила свои позиции по отношению к
доллару, могут усилить европейскую ориентацию
России. Поскольку Россия не в состоянии
противопоставить свою валюту ни евро,
ни доллару США, она должна приспосабливаться
к ним.
Переориентация России на евро способна
ощутимо усилить роль новой валюты на
мировой арене. Использование евро охватывает
ряд важнейших сфер внешнеэкономических
отношений России. От успешности функционирования
евро зависят возможности использование
евро как второго по значимости после
доллара США международного резервного
актива, а также в качестве средств международных
расчетов, валюты контракта и инструмента
заимствования на международных валютных
рынках.
В связи с этим большое значение имеет
анализ опыта функционирования евро на
валютном рынке.
Целью данной работы является исследование
теоретических и практических аспектов
функционирования евро, а также возникающих
проблем и разработка предложений.
Исходя из цели исследования, в работе
я хочу рассмотреть следующие задачи:
- рассмотреть предпосылки и этапы создания
евро;
- рассмотреть принципы организации деятельности
Европейского Центрального банка;
- рассмотреть порядок эмиссии евро;
- исследовать функционирование евро в
современных условиях;
- рассмотреть современное состояние экономики
и финансов стран зоны евро.
Объектом исследования
является евро.
По структуре данная работа состоит из
ведения, двух глав, заключения, списка
использованной литературы и приложения.
В ведении обосновывается актуальность,
цель и задачи работы, структура.
В первой главе рассматриваются организация
и принципы деятельности единой европейской
валюты.
Во второй главе рассматривается функционирование
единой европейской валюты в современных
условиях.
В заключении сделаны выводы в целом по
данной работе и сделаны основные предложения.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.МЕЖДУНАРОДНАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА
Валютная система промышленно развитых стран охватывает не только денежно-расчетные отношения между ними, но и в значительной мере внутреннее денежное обращение. Мировая валютная система из стихийно функционировавшей, основанной на золотом стандарте системы, постепенно становилась целенаправленно регулируемой, опирающейся на бумажно-кредитные деньги. Причем ее развитие повторяет с разрывом в несколько десятилетий — основные этапы истории национальных денежных систем. Так, во внутренней экономике денежные системы прошли эволюцию от золотомонетного стандарта к золотослитковому и золотодевизному, а от него — к бумажно-кредитному обращению, в рамках которого решающая роль переходит к кредитным средствам.
На
мировой арене аналогичная
Вторая мировая война привела к новому перераспределению золотых запасов: около 4/5 всех государственных запасов золота сосредоточилось в США. Доминирование доллара в мировой валютной системе означало, что золотодевизный стандарт принял форму золотодолларового.
Это обстоятельство было официально закреплено в июле 1944 г. на конференции ООН в Бреттон-Вудсе (США), где были заложены основы послевоенной мировой валютной системы.
Принципы ее заключались в следующем:
♦ золото признавалось основой мировой валютной системы;
♦ роль основных валют, представляющих золото в международных расчетах и в инвалютных резервах, была отведена доллару и фунту стерлингов;
♦ устанавливались твердые паритеты всех валют по отношению к доллару, а через него — к золоту и друг к другу;
♦ для регулирования мировой валютной системы был создан Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР);
♦ была провозглашена задача отмены системы валютных ограничений и восстановления конвертируемости национальных валют.
Построенная на этих началах послевоенная мировая валютная система позволила ликвидировать хаос в сфере международных валютно-финансовых отношений.
Однако противоречивость Бреттонвудской системы — между стихийно-рыночным началом (золотом) и целенаправленно регулирующим долларом как основной резервной и расчетной валютой привела к следующим последствиям:
♦ разрыву между неизменной ценой золота в 35 долл. за 1 тройскую унцию и растущими ценами товаров и услуг;
♦ гигантскому вывозу капиталов из США (с 1957 по 1971 г. в форме прямых инвестиций на сумму 54,2 млрд долл.);
♦ огромным военным расходам за рубежом;
♦ увеличению дефицита платежного баланса США (с 1953 по 1972 г. — 69 млрд долл.);
♦ отрыву реального курса доллара от его золотого паритета.
Кроме того, во второй половине 60-х гг. Западная Европа и Япония вдвое превзошли
США по размерам золотого запаса и объему экспорта. В результате перестала существовать даже та общеэкономическая основа, на которой держался золотодевизный стандарт, опирающийся на единственную ключевую валюту — доллар. Расстройство золотодолларового стандарта выражалось в массовых «сбросах» доллара на валютных рынках в форме «валютных лихорадок».
Поэтому с 1970 г. в рамках МВФ для стран — членов фонда были введены «специальные права заимствования» - СДР (special drawing rights), предназначавшиеся для пополнения их валютных резервов. СДР выполняет ряд функций мировых денег. Они распределяются пропорционально квоте стран в МВФ, поэтому основная их часть (от 2/3 до 3/4) приходится на промышленно развитые страны и 1/4 на развивающиеся. Первоначально курс СДР определялся по официальному золотому содержанию, приравненному к доллару США, затем по валютной корзине сначала 16, а теперь 5 основных национальных валют. СДР постепенно превращаются в главное резервное средство мировой валютной системы.
В этих условиях США провели две девальвации доллара — в 1971 и 1973 г., в результате чего официальная цена золота возросла с 35 долл. до 42,22 долл. за тройскую унцию. К этому времени большинство правительств промышленно развитых стран сняли с себя ответственность за поддержание курса своей валюты в определенном соотношении с ее долларовым паритетом и перешли на режим плавающих курсов. С 1973 г. золото продается и покупается по ценам, складывающимся на специальных рынках золота, и цена на золото перестала оказывать непосредственное влияние на мировую валютную систему.
В такой ситуации остро встал вопрос о реформировании международных валютных отношений. В январе 1976 г. сессия Временного комитета МВФ утвердила ряд принципиальных изменений в Уставе МВФ, означавших официальную реорганизацию мировой валютной системы (Ямайское соглашение 1976—1978 гг.). Изменения в механизме валютных отношений вступили в силу с 1 апреля 1978 г. и состояли в следующем: была отменена официальная цена золота (1/3 золотого запаса МВФ ликвидировалась путем продажи 1/6 этого запаса на открытых аукционах и возвращения еще 1/6 запаса странам — членам фонда), СДР были официально превращены в главный резервный актив мировой валютной системы.
Узаконивалась система плавающих курсов валют. Страны — члены фонда могли выражать паритеты своих валют в СДР или какой-либо другой иностранной валюте (но только не в золоте). Была расширена сфера межгосударственного валютного регулирования, для чего в рамках МВФ был создан Совет на уровне министров стран-участниц по согласованию экономической политики.
Сложившаяся валютная система соответствовала во многом изменившимся условиям мирового хозяйства в 70-х гг.
В
1992 г. Россия вступила в члены МВФ.
На сессии МВФ и Всемирного банка
в Гонконге (сентябрь 1997 г.) было утверждено
решение о дополнительном выпуске СДР.
(До сих пор выпуск СДР предпринимался
дважды с распределением пропорционально
квотам стран в МВФ — в 1970—1972 и 1979— 1981
гг.). Сумма эмиссии составит 21,4 млрд СДР,
что соответствует примерно 28,9 млрд долл.
Россия согласно национальной квоте в
МВФ получит 1,7 млрд долл. в виде СДР.
2.ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ ПОЯВЛЕНИЯ НОВОЙ ВАЛЮТЫ – ЕВРО
Формирования ЕВС началось еще в далеком 1944 году, когда в американском городе Бретонвудсе собрались финансовые представители более 40 стран, чтобы обсудить послевоенную денежную систему, крупнейший экономист современности Джон Мейнард Кейнс предложил ввести мировую валюту "банкор" и учредить единый центральный банк. Однако это предложение тогда, в пору всеобщего разорения, выглядело проблематично. Денежные системы почти всех стран мира расстроила война, и единственной более-менее надежной валютой остался доллар, подкрепляемый огромным, в 20 000 тонн, золотым запасом США. Именно доллар, как считают зарубежные экономисты, и начал, по сути, объединение Европы.
Позже, в сентябре 1950г., ровно через полгода после подписания Парижского договора об учреждении Европейского объединения угля и стали, был создан Европейский платежный союз (ЕПС). Западноевропейские государства впервые создали механизм коллективного мониторинга своей национальной валютной политики. Самим фактом своего существования союз оказывал воздействие и на формирование этой политики. Более того, в отдельных случаях правление Европейского платежного союза давало обязывающие рекомендации национальным правительствам, недвусмысленно посягая на их суверенные права.
В существовавших тогда экономических условиях наиболее практичным способом расширения платежного потенциала отдельных стран было скоординированное использование излишков, возникавших в торговле с одними странами, для покрытия дефицита в торговле с другими странами (идея, весьма созвучная с «переводным рублем»). Это и была первоочередная задача Европейского платежного союза. В перспективе же он должен был подготовить условия для введения свободной конвертируемости валют и раствориться в созданной под эгидой США глобальной валютной системе.
Деятельность Европейского платежного союза увенчалась полным успехом. Он сыграл неоценимую роль в «создании» дополнительных платежных средств и ликвидации узких мест во внутриевропейской торговле. Помимо этого, Союз стал инструментом международной координации экономической политики национальных государств. Ему было суждено просуществовать восемь лет и успешно преодолеть целую серию последовательно возникавших трудностей.
Постепенно,
в связи с быстрым
В соответствии с Римским договором, в 1958 году создан Монетарный комитет, в задачи которого входит: «...наблюдение за валютно-финансовым и денежно-кредитным положением государств-членов и Сообщества в целом, а также наблюдение за общим платежным оборотом государств-членов и представление Совету (министров ЕЭС - авт.) или Комиссии по ЕЭС регулярных отчетов по этим наблюдениям; по запросу Совета или Комиссии или же по собственной инициативе представление заключений».
Монетарный
Комитет осуществляет свою деятельность
совместно с Комитетом
В
1965г. Комиссия Европейского Сообщества
впервые высказалась в
В докладе говорилось и о необходимости установления общих ориентиров в сфере бюджетной политики национальных государств, способов финансирования бюджетных дефицитов и использования бюджетного профицита. Кроме того, требовались гармонизация систем налогообложения и сотрудничество правительств в области структурной и региональной политики.
Основным недостатком плана Вернера было поклонение американскому доллару. В частности, стабилизация обменных курсов западноевропейских валют в практическом плане означала сужение пределов их колебаний в отношении золотого содержания доллара. Это порождало внутренний парадокс: с одной стороны, «шестерка» стремилась к созданию самостоятельного экономического и валютного союза, с другой - определение обменных курсов валют, этот важнейший элемент валютной политики, оставался делегированным Международному валютному фонду и находился вне сферы контроля самих западноевропейских стран. Хотя достигнутая на тот момент степень интернационализации экономики Западной Европы уже требовала совместных действий западноевропейских государств в валютной сфере, она еще не позволяла перенести центр тяжести экономической и валютной политики на уровень сообществ. Поэтому смелые предложения рабочей группы, названные выше, встретили смешанную реакцию в правительственных кругах стран - членов ЕЭС.
В марте 1971г. Совет министров экономики и финансов (ЭКОФИН) высказал свое принципиальное согласие с идеей продвижения к экономическому и валютному союзу. Вместе с тем решение это было половинчатым: министры договорились лишь об осуществлении первого этапа (сокращение лимитов колебаний обменных курсов), причем в экспериментальном порядке. Что касается последующих этапов, то их обсуждение было отложено на будущее. Как потом выяснилось, этот разрыв в самой концепции проекта имел роковые последствия для его судеб. Даже та скромная задача, которая была одобрена ЭКОФИНом, оказалась неосуществимой. Буквально через несколько месяцев резкое осложнение положения на международных валютных рынках опрокинуло саму идею экономического и валютного союза.
Отмена правительством США в августе 1971г. золотого стандарта своей валюты и увеличение пределов колебаний валют в отношении доллара до 2,25% выбило почву из под ног сторонников создания Европейской валютной системы. Волны нестабильности, захлестнувшие валютные рынки, создали, в частности, сильное давление в пользу дальнейшей ревальвации западногерманской марки. Это сделало практически невозможным начало работ по реализации плана Вернера.
Между тем возникшая ситуация требовала незамедлительной реакции западноевропейских государств. В поисках выхода в марте 1972г. было объявлено о введении системы так называемой «змеи внутри тоннеля». Суть «змеи» заключалась в том, что устанавливались центральные курсы всех валют Сообщества между собой и по отношению к доллару. Предполагалось, что колебания курсов валют стран-участниц не должны превышать 2,25% по отношению друг к другу (по другим источникам 1,125%). При достижении змеей границ установленных пределов, национальные центральные банки должны были проводить интервенции на валютных рынках (купля-продажа иностранной валюты, в основном, американской), а также ряд других действий, призванных изменить сложившуюся ситуацию и не допустить дальнейшее движение валют от центральных курсов. В случае невозможности сдержать такое движение, требовались изменения центральных курсов, которые осуществлялись после обсуждения их размеров всеми входящими в группировку странами. Одновременно была организована система кредитов, выдаваемых странам-участницам для стабилизации положения. Кредиты выдавались специально созданным в 1973 году Европейским Фондом Валютного Сотрудничества (ЕФВС). Всеми экспертами отмечается значительное усиление согласования валютных политик странами Европейского Сообщества.
Однако вскоре выяснилось, что «змея» может успешно существовать лишь в странах со сравнительно однородным характером экономического развития и не очень значительными различиями в состоянии платежного баланса. Ко всем странам это не относилось. Этим частично обусловлены изменения состава участников. Так Великобритания, Италия и Ирландия отказались участвовать в системе коллективного «плавания» валют в связи с неустойчивостью их валютно-экономического положения. Франция дважды выходила из «европейской валютной змеи», чтобы не тратить свои золотовалютные резервы для поддержки узких пределов колебаний франка к другим участникам «змеи». Последними к «змее» присоединились не входящие в Европейское Экономическое Сообщество Норвегия и Швеция.
«Европейская
валютная змея» 1972-1979 годов дала большой
опыт в области проведения единой
валютной политики странами ЕЭС. Кроме
этого, ее принцип был заложен как один
из основных в фундамент созданной в марте
1979 года Европейской Валютной Системы
(ЕВС).
Сразу после окончания действия «валютной змеи» в Европейском Экономическом Сообществе произошли изменения, выведшие его на качественно новый уровень интеграции. С 13 марта 1979 года начала функционировать Европейская валютная система (ЕВС).
Идея Европейской валютной системы принадлежала двум выдающимся западноевропейским политикам - западногерманскому канцлеру Гельмуту Шмидту и президенту Франции Валери Жискар д'Эстену. Создание Европейской валютной системы было настоящим прорывом в области валютной интеграции. Во-первых, не выходя из глобальной валютной системы, Европейские сообщества совершенно определенно провозгласили свою «валютную независимость», что полностью отвечало их возросшей роли в мировой экономике. Они впервые решили строить свою коллективную валютную политику самостоятельно, подкрепляя эту самостоятельность адекватным институциональным механизмом. Во-вторых, вместо равнения на доллар и синхронизированное движение обменных курсов своих валют по отношению к нему западноевропейские страны решили ориентироваться на стабильность самих этих валют. Стабильное соотношение паритетов должно было рассматриваться впредь как нормальное состояние. Оно могло быть подвергнуто пересмотру лишь в случае крайней необходимости, причем не в одностороннем порядке, а по решению Комиссии европейских сообществ и государств-участников. В-третьих, на смену бесхребетной «змее» пришла более структурированная система, имевшая, по крайней мере теоретически, определенный внутренний стержень - ЭКЮ. Это была принципиально новая коллективная расчетная единица, представлявшая собой «корзину» валют всех стран-участниц. В-четвертых, создав Европейскую валютную систему, государства-участники пошли на беспрецедентный шаг сознательной передачи в коллективное ведение значительной части своего национального суверенитета в области валютной политики. Суть Европейской валютной системы состояла в следующем:
Сначала определялся паритет ЭКЮ как суммы средневзвешенных паритетов отдельных валют (Таблица 1);
Далее
проводилась обратная операция: устанавливался
паритет каждой индивидуальной валюты
в ЭКЮ и ее центральный обменный курс,
то есть курс в отношении ЭКЮ;
Составлялась сетка перекрестных значений двусторонних обменных соотношений индивидуальных валют на базе их центральных курсов;
Определялись пределы допустимых колебаний рыночных обменных курсов индивидуальных валют, которые не должны были превышать 2,25% (6% для итальянской лиры);
При выходе обменного курса индивидуальной валюты за обусловленные пределы власти соответствующей страны обязаны были исправить положение посредством адекватных мер, а именно:
Механизм Европейской валютной системы включал четыре основных элемента:
В течение первых 13 лет существования Европейской валютной системы в ее механизм были внесены лишь сравнительно небольшие усовершенствования.
При общем успехе проекта действительность оказалась отличной от первоначальных ожиданий. Участникам ЕВС не удалось реализовать свое решение о создании Европейского валютного фонда. Индикатор отклонения не стал методологической основой внутренней экономической политики национальных государств. Валютные интервенции не приобрели того значения, на которое были рассчитаны. Соответственно кредитные инструменты (за исключением Инструмента очень короткой продолжительности) использовались сравнительно редко. Главными вехами в истории Европейской валютной системы оказались согласованные изменения центральных курсов, которые первоначально рассматривались как нечто исключительное и эпизодическое (всего в 1979-1995гг. центральные курсы изменялись 17 раз).
Проводившиеся все реже и реже корректировки центральных курсов имели рациональное обоснование: они были средством компенсации более высоких темпов инфляции по сравнению с ФРГ, однако компенсации лишь частичной. Таким образом, устраняя мотивы односторонних конкурентных девальваций, Европейская валютная система в то же время создавала действенные стимулы оздоровления национальной экономики в странах с традиционно высокой инфляцией. В результате произошло совершенно очевидное сближение темпов инфляции среди семи первоначальных участников ЕВС, за исключением Италии. Тем самым была заложена одна из главных предпосылок прочной валютной стабильности в рамках Европейской валютной системы и постоянства решетки паритетов. В этом отношении характерна реакция Европейской валютной системы на резкое падение курса доллара из-за паники на Нью-Йоркской бирже в «черный понедельник» 19 октября 1987г. Если раньше такого рода события вызывали необходимость изменения обменных соотношений западноевропейских валют, то на этот раз удалось справиться с асимметричным давлением на западногерманскую марку и французский франк посредством скоординированного изменения процентных ставок в ФРГ и Франции в противоположных направлениях.
Надо
сказать, что успех Европейской
валютной системы был плодом не только
и не столько ее внутреннего совершенства,
сколько ряда благоприятных внешних обстоятельств,
в первую очередь неплохой экономической
конъюнктуры и ускорения интеграционного
процесса
Преимущества единого рынка не могли быть полностью реализованы, пока сохранялись значительные издержки конвертирования и обмена валют и риски, связанные с колебаниями валютных курсов. Устранение этой аномалии облегчалось тем, что в то время не наблюдалось никакого антагонизма в развитии экономической и валютной интеграции. Стабильность Европейской валютной системы давала все основания считать, что она может плавно перерасти в экономический и валютный союз. Ряд резолюций по данным вопросам принял и Европарламент. В 1986г. он высказался за расширение функций ЕВС и дальнейшее повышение роли ЭКЮ, в 1987г. потребовал конкретных шагов для широкого внедрения ЭКЮ в Сообществе, а также скорейшего создания Европейской центральной банковской системы.
В июне 1988г. Совет Европы подтвердил необходимость создания Европейского экономического и валютного союза (ЕЭВС) и образовал специальную комиссию во главе с председателем Комиссии Европейского Сообщества Жаком Делором. Целью вновь созданной комиссии было изучение сложившихся экономических условий и разработка конкретных рекомендаций по поэтапному созданию экономического и валютного союза. В состав комиссии помимо Жака Делора вошли управляющие центральных банков 12 стран-членов ЕЭС, три независимых эксперта и еще один представитель Комиссии Европейского Экономического Сообщества.
Результатом работы комиссии стал известный «Доклад Делора», предложивший существить переход к единому валютному союзу в три этапа.
К концу 80-х гг. в Европе сложилось достаточное количество экономических институтов, обеспечивающих функционирование ЭКЮ и всей Европейской валютной системы в целом. Кроме того, в умах политиков и экономистов стала витать идея создания Европейского Валютного Союза со своим Центральным банком, своей денежной единицей и единой валютно-кредитной политикой.
Итогом реализации первого этапа плана Европейского экономического и валютного союза («Доклад Делора») явился пересмотр в декабре 1991 года Общего договора Европейского Экономического Сообщества («Римского договора») с целью учреждения требуемых общеевропейских институциональных структур - Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ) и Европейского Валютного Института (ЕВИ). Необходимые изменения были рассмотрены и подписаны 7 февраля 1992г. в г. .Маастрихт, Нидерланды («Маастрихтский договор»). Кроме того, договор содержал Уставы и требования к учредительным документам ЕСЦБ и ЕВИ. Маастрихтский Договор закрепил обязательства стран достичь требуемого уровня социально-экономического развития к концу столетия для реализации планов создания Союза. Впрочем, уже в 1990 году наблюдалось полное снятие валютных ограничений в странах Европейского Экономического Сообщества. Параллельно проводилась политика сближения государств Европы не только в валютной сфере, но и в области таможенных отношений, виз, движения рабочей силы внутри Сообщества. Тем не менее, Маастрихтский Договор послужил отправной точкой, на которую ссылаются все авторы публикаций, посвященных созданию единой европейской валюты.
1 января 1994 года во Франкфурте-на-Майне создан Европейский Валютный Институт, целью которого явилось подготовка создания Европейской системы Центральных банков. Это событие ознаменовало начало второго этапа плана Европейского экономического и валютного союза. Европейский Валютный Институт явился разработчиком механизма перехода к третьей ступени плана Европейского экономического и валютного союза и представил сценарий введения евро до 2002г. Он же осуществлял постоянную работу с правительствами государств на предмет выполнения «критериев конвергенции» для присоединения к ЕЭВС. Определяющим стал 1995 год, когда стали вырисовываться четкие перспективы будущей валюты. В декабре на заседании Совета Европы в Мадриде было принято решение о введении с 1 января 1999 года единой валюты для ряда стран Европейского Экономического Сообщества. Были установлены критерии для допуска стран к участию в ЕЭВС, которые можно рассматривать, и как показатели «финансового здоровья». Эти критерии и показатели выглядят следующим образом:
Участники Совета решили остановиться на названии валюты «евро», как наиболее нейтральном варианте.
Основным решением явилось определение статуса будущей валюты: участники решили, что это будет не параллельная наднациональная денежная единица, а самостоятельная и единственная валюта ряда стран ЕЭС.
Заключительными шагами на пути к образованию Европейской системы центральных банков стали:
принятие в 1997 году «Пакта стабильности и роста», определяющем бюджетную дисциплину стран – участников ЕЭВС (дополнения к «Пакту» были представлены в мае 1998г. в «Декларации Совета Европы»);
определение 2 мая 1998г. состава государств - участников ЕЭВС, вводящих с 1 января 1999г. новую общеевропейскую валюту.
На то время в их число вошло 11 из 15 государств Европейского Экономического Сообщества: Австрия, Бельгия, Германия, Нидерланды, Испания, Ирландия, Италия, Люксембург, Португалия, Финляндия, Франция. Великобритания, Дания и Швеция заняли выжидательную позицию. Экономическое положение Греции на тот момент не соответствовало представленным критериям к вводу валюты и она вошла в состав ЕЭВС позже (о чем в 2003 году греки, работающие в сфере туризма отзывались теми немногими нецензурными словами, которые присутствуют в их древнем языке).
В табл. 2 приведены некоторые основные экономические показатели, упомянутые в критерии присоединения для стран ЭВС и не входящих в него.
3.ЭТАПЫ ВВЕДЕНИЯ ЕВРО
Появление евро стало одним из важнейших событий в мировой экономике в конце века. Переход к единой валютной политике и замена национальных денежных знаков на единую европейскую валюту преследуют экономические, социальные и политические цели. Логическим продолжением деятельности ЕЭВС станет превращение территории Европейского Экономического Сообщества в единое экономическое пространство, в границах которого страны-участницы будут иметь одинаковые для всех условия деятельности.
Не имея стабильной общей валюты, страны ЕЭС вряд ли смогли бы проводить единую экономическую политику, что является необходимым условием перехода на новый уровень политической интеграции. Неустойчивость курсов западноевропейских валют приводила к тому, что центральные европейские банки вынуждены, были расходовать часть своих валютных запасов или средства из совместных фондов. Кроме того, при совершении валютных операций банки были вынуждены страховаться от валютных потерь и, как следствие, увеличивать свои тарифы и процентные ставки.
Единая европейская валюта становится реальностью четыре десятилетия спустя после первых попыток валютной интеграции, сделанных ЕЭС еще в 1958г.
Процедура ввода евро в обращение разделена на четыре этапа:
В мае 1998г. Европейский совет определил 11 стран – участниц ЕЭС, которые отвечали критериям конвергенции и были готовы войти в «зону евро» на первом этапе. Европейский Валютный Институт, выполнивший основную подготовительную работу по созданию ЕЦБ и введению евро, преобразован в Европейский центральный банк.
1
января 1999 года до 1 января 2002 года. Расчетная
единица Европейского
1 января 2002г. Выпущены в обращение банкноты и монеты евро. Параллельное хождение евро с национальными валютами продолжается с 1 января по 30 июня 2002года Евро становится вторым законным платежным средством, обязательным к приему любым торговым предприятием. Через шесть месяцев национальные валюты перестают быть законным платежным средством, но еще в течение долгого времени будут приниматься банками для обмена на евро. В переходный период (на этапах 2 и 3) банки и их клиенты могут проводить операции как в евро, так и национальной валюте. В отношении евро действует принцип «никакого принуждения и никаких запретов», что означает для клиентов любого банка в пределах Европейского экономического и валютного союза возможность, но не обязательность использования евро. Экономическим субъектам сохраняется право выбора между евро и замещаемыми национальными валютами. Конвертировать все принадлежащие им счета, сделки и контракты в евро возможно по их просьбе. В конце этого периода национальные валюты были изъяты из обращения.
1
июля 2002 года. Прекращаются все расчеты
в национальных валютах стран-участниц
ЕЭВС. Евро остается единственным законным
платежным средством на территории Европейского
экономического и валютного союза. При
этом интересы граждан - рядовых потребителей
- вовсе не будут ущемлены: оставшиеся
у них на руках суммы в национальной валюте
могут быть беспрепятственно обменены
на евро в течение длительного периода
времени в любом банке. Но именно в банке
- из торгового оборота и любых видов наличных
платежей национальные валюты выведены
полностью.
4.ВЛИЯНИЕ ЕВРО НА БАНКОВСКУЮ СИСТЕМУ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН
Переход
к евро сопряжен с большими трудностями
и требует изменения всей европейской
банковской системы. Даже поверхностный
анализ положения, сложившегося в данной
сфере, свидетельствует о
Европейские
банки не располагают прочной
стартовой базой для проведения
реформ. Речь идет прежде всего о
низкой норме прибыли, причем долгосрочные
перспективы также
В последнее время положение банковских институтов, включая Deutsche Bank, ухудшается. Это связано с тем, что их структурные показатели далеки от оптимальных: избыточность персонала, высокий уровень капитализации, неоправданная распыленность операций по разным отраслям хозяйственной деятельности.
В
европейских банках имеются скрытые
силы, требующие перемен, которые
руководствуются более
Важной движущей силой перемен являются современные информационные технологии и телекоммуникации. С их помощью возрастают объем и сложность банковских операций. Увеличивается и объем информации, цена которой для потребителя постоянно уменьшается.
Основой работы европейской банковской системы становятся долгосрочные отношения между партнерами, а не единовременные, случайные транзакционные сделки.
Что касается отношений банкира и клиента, то для них характерна известная асимметрия информированности – банкир являлся более информированной стороной. По мере того, как растет доступность и падает цена информации, которая становится обычным товаром, поставляемым клиенту по разным каналам, например через Интернет, под угрозой оказывается сама суть установившейся практики отношений в рамках действующей банковской системы. При этом от назревающих перемен больше всего пострадает, видимо, персонал европейских континентальных банков.
Внутрибанковская технология также требует коренной перестройки системы обслуживания клиентов, в том числе в местных отделениях банков, где осуществляется основной объем банковских услуг. В условиях возросшего информационного обеспечения людей работать по-старому уже нельзя. В распоряжении клиента оказывается электронная техника, которую он может использовать в своих отношениях с местными банковскими отделениями. Последние перестанут играть роль активной составляющей баланса банка и перейдут в его пассивную часть. Такая переоценка ценностей особенно тяжело отразится на положении европейских континентальных банков.
В разряд движущих сил грядущих перемен в европейской банковской системе следует отнести и позицию держателей акций. Ранее уже отмечались низкие поступления европейских банков от акционерного капитала. В течение многих лет они как-то находили выход из этого положения, при этом акционеры, включая государство, особенно не вникали в суть предпринимаемых шагов.
Однако постепенно держатели акций стали менять свои отношения с финансовыми институтами. Наиболее деятельные из них буквально ломятся в двери банков, предъявляя свои претензии. Активизировались члены многочисленных национальных и международных пенсионных фондов. Акционеры многих компаний, желающие узнать о своих перспективах, обращаются непосредственно в правления финансовых организаций с требованиями повышения дивидендов. Такая позиция держателей акций является непривычной для европейских банков и, несомненно, приведет к изменениям в их практике.
В 1990-1993 гг. был принят ряд банковских директив, единый паспорт для банков Европы с расчетом на усиление конкуренции в данном секторе. Однако упомянутые меры не дали ожидаемых результатов. Благоприятная для изменений обстановка не была создана. Это связано с тем, что наряду с силами, выступающими за изменение существующего положения, имеются силы, требующие сохранения статус-кво.
Наиболее мощным консервативным фактором является то обстоятельство, что хотя на первый взгляд в Европе существует единое экономическое пространство для оказания банковских услуг с едиными директивами, единым банковским паспортом, однако между странами по-прежнему сохраняются огромные различия в отношении систем налогообложения, регулирования, права, контроля и составления отчетов, стандартов хранения и передачи информации, технических стандартов, порядка занятости, не говоря уже о культурных различиях.
Хотелось
бы надеяться, что в этом противостоянии
победят силы, выступающие за изменение
сложившейся ситуации.
Переломную роль в пользу изменений может сыграть введение в Европе единой валюты. Это связано с двумя причинами.
Одна из них касается рынков ценных бумаг в Европе. Нельзя сказать, что они достигли высокого уровня развития. С появлением евро появится возможность создания единого рынка ценных бумаг, охватывающего все крупные европейские страны. Издержки эмиссии и подписки резко снизятся, что вызовет настоящий взрыв на этом рынке. Спрос на ценные бумаги может достичь таких же размеров, как бывало в случаях предоставления кредитов на очень выгодных для получателя условиях. Тем самым рынки ценных бумаг превратятся в важный конкурентный фактор европейской банковской системы.
Примерно через десять лет в регионе сформируется первоклассный рынок ценных бумаг, но шансы на нем будет иметь лишь ограниченное количество банков, оперирующих в мировом масштабе. Другим предстоит ожесточенная борьба за выживание. Рынки ценных бумаг при наличии единой валюты принесут им много дополнительных трудностей.
Важное значение имеет и то обстоятельство, что евро может выступить в качестве катализатора межбанковской конкуренции в регионе, причем единая валюта вызовет изменения в самом характере конкуренции.
Процесс может начаться непосредственно с клиента. К примеру, если его не удовлетворит процентная ставка местного банка, например, в Германии, он имеет возможность воспользоваться услугами французского банка, положив деньги на счет или взяв ссуду в этом банке на более выгодных условиях, тем более что при единой валюте отсутствуют риски по обменным курсам. Определяющим фактором в пользу такого решения является также электронная связь и Интернет, которые исключают необходимость личного присутствия клиента при заключении сделки. Таким образом, и современные технологии, и единая валюта ведут к значительному обострению конкуренции между банками на уровне клиента.
Введение евро может затронуть и правовой аспект конкуренции. Выше уже говорилось о законодательных различиях в европейских странах. Это относится и к банковскому законодательству. По мере того, как начнет обостряться конкуренция между банками, доходы населения начнут испытывать разного рода давление.
Клиенты банков (и население в целом) начнут понимать, что местные банковские институты, например чешские или французские, не в состоянии конкурировать с зарубежными, например немецкими или итальянскими, по ряду причин, скажем, из-за недостаточно твердых гарантий по вкладам. В этом случае напряженность в отношениях между банками и клиентами способна обостриться до предела. Ситуацию можно разрешить с помощью протекционистских мер, но это тупиковый путь, не приемлемый в условиях интеграции. Решение проблемы следует искать на пути постепенного сглаживания различий или их быстрого и радикального устранения. В любом случае, однако, конкуренция между банками будет возрастать.
Наконец, под влиянием единой валюты может измениться и само поведение финансовых организаций. Перемены могут начаться с отношения к клиенту. Национальные банки быстро поймут, что надо бороться за симпатии не только своего клиента (например, чешского или немецкого), а за внимание клиентов на всем европейском континенте. Добиться этого нелегко. В своей рыночной политике банки должны учитывать ряд новых аспектов. Например, сегодня банки, реализуя денежные операции, вынуждены брать на себя риски, свойственные рынку капитала. С введением евро сразу отпадает важнейшая форма риска, связанная с колебаниями курсов валют.
Адаптируясь
к новым условиям борьбы за клиента,
банки должны будут больше внимания
уделять рискам по кредитованию, следить
за тем, куда идут кредиты и с какой целью
они будут использоваться, т.е. четко отличать
надежные кредиты от сомнительных. Но
как только банки возьмут на вооружение
подобную линию поведения по отношению
к клиенту, он, в свою очередь, постарается
найти такие процедуры, которые позволят
ему надежно отличать хорошего кредитора
от плохого, попытается найти "хороший"
кредит, т.е. на предпочтительных для него
условиях, независимо от того, где расположен
банк – во Франции, Германии, Швейцарии
или любой другой стране Европы или даже
мира. Национальные связи между банками,
с одной стороны, и клиентурой – с другой,
начнут быстро рваться. Между самими банками
резко обострится конкуренция в борьбе
за клиента. Евро станет в этом плане мощным
катализатором крупных изменений в европейской
банковской системе
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
4.ЕВРО: ИТОГИ ВВЕДЕНИЯ
После
введения безналичного евро, 1 января 1999
года, были внесены изменения в
европейскую систему
Управляющий совет Европейского центрального банка является частью Европейской системы центральных банков. В его подчинении находятся управляющие центральными наднациональными банками, члены исполнительной дирекции. ЕЦБ направляет деятельность центральных национальных банков и своих уполномоченных контрагентов.
Главной
целью Европейской системы
В мае - июне 1998 года было принято решение о совмещении германской и американской моделей. Вводится обязательное резервирование, однако активны менее 100 тыс. евро освобождаются от него, а для более крупных норма резервирования составит 2%. На резервы будут начисляться проценты. Поддержка стабильных цен может осуществляться как регулированием краткосрочных процентных ставок, так и промежуточным регулированием денежной массы. Эти меры характеризуются сложной предсказуемостью воздействия на экономику в каждом конкретном случае, однако ЕЦБ заявил, что будет использовать положительный опыт центральных национальных банков.
ЕЦБ
управляется Советом
Совет управляющих конкретизирует текущие цели денежно-кредитной политики ЕС, определяет примерные значения денежных агрегатов и основных процентных ставок в зоне евро, а также золотовалютных резервов зоны. Соответственно ЕСЦБ является официальным держателем этих резервов и осуществляет операции стран-членов в иностранных валютах. В свою очередь, ЕЦБ непосредственно взаимодействует с центральными банками стран-членов, в том числе определяет для каждого из них квоты допустимой эмиссии. Он же проводит текущее наблюдение за конъюнктурой денежных рынков ЕС, готовит решения ЕСЦБ и при необходимости осуществляет вместе с национальными ЦБ интервенции в зависимости от развития конъюнктуры. При этом основными инструментами политики ЕЦБ избраны:
Цементирующим инструментом зоны евро является система взаимных оптовых расчетов ТАРГЕТ.
Система ТАРГЕТ (Trans-European Automated Real-Time Gross Settlement Express Transfer, TARGET) – это система взаимных оптовых расчетов, администрируемая Европейской системой центральных банков. Эта система является межбанковской трансфертной системой, которая состоит из национальных центров оптовых расчетов в режиме реального времени (ОРРВ, или с английского - RTGS), размещенных в каждом государстве – члене Европейского союза и действующих на базе общей инфраструктуры, процедур и механизмов взаимного кольцевания этих центров на уровне ЕС. Данная система ориентирована на содействие реализации единой денежной политики и обеспечивает надежный и эффективный механизм расчетов по трансграничным платежам в течение того же дня и при любых обстоятельствах.
Регламентированы и взаимоотношения зоны евро с остальным финансовым миром. С учетом того, что на единую валюту перешли пока лишь 12 из 15 стран – членов ЕС, предусмотрено, что в случаях, когда процесс становления и функционирования евро затрагивает интересы всего Евросоюза, возможны неформальные консультации по возникающим проблемам стран ЕС в рамках заинтересованных стран с передачей их выводов и рекомендаций на ЭКОФИН.
Для
расчетов зоны евро с остальными 3 странами
ЕС создается специальный
Единая европейская валюта за время прошедшее с её появления в 1999г., существенно укрепила свои международные позиции. Этому способствовал и масштаб экономики и финансовых рынков стран зоны евро, степень их участия в мировой торговле и международных потоках капитала. В настоящее время на зону евро приходится 15,3% мирового ВВП и свыше 31% мирового экспорта.
Однако в то же время на перспективы евро негативно влияет низкий темп экономического оживления в странах еврозоны, а также отставание в капитализации фондового рынка. Экономическое развитие еврозоны затрудняется также присоединением к ЕС новых стран, уступающих развитым странам по уровню экономико-технологического потенциала и основным макроэкономическим и финансовым показателям.
Для Европы введение евро способствовало процессам стандартизации и интеграции финансовых рынков, росту их ликвидности. На мировых финансовых рынках евро играет все большую роль. Перекос в торговле в сторону доллара в определенном смысле компенсируется растущими потоками иностранных инвестиций выраженных в евро. В настоящее время все большее количество центральных банков ведущих стран заявляют о диверсификации золотовалютных резервов из долларов в евро.
В перспективе евро имеет объективные основания для реализации своего потенциала в качестве резервной валюты и в кросс-валютных операциях.
5.ВЛИЯНИЕ ЕВРО НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ
Введение евро неоднозначно отразилось на экономике Российской Федерации. Хотя евро играет в России пока более скромную роль, чем в других странах, в определенных сферах экономики Российской Федерации единая европейская валюта определенным образом повлияла на ситуацию.
Единая европейская валюта, о которой еще недавно говорили как о рискованном, фантастическом проекте, существует уже почти 10 лет. Все это время она постепенно укрепляла свое влияние как внутри Европейского Союза, так и за его пределами. Первый серьезный сдвиг произошел в 2002 г., когда появились банкноты и монеты евро, а денежные знаки национальных валют вышли из обращения. Второй крупный рубеж был взят в начале 2003 г.: котировки евро быстро пошли вверх и закрепились на уровне, превышающем стоимость американского доллара. Позже курс евро несколько снизился, затем снова вырос, обогнав доллар, и до сих пор не уступает ему своих позиций.
2003
г. стал переломным и для
восприятия евро в России. После
нескольких лет довольно
С 2003 г. евро начал служить средством накопления и мерой стоимости.
Несмотря на то что в подавляющем большинстве российских банков проценты по депозитам в евро несколько ниже, чем по депозитам в долларах, физические лица проявляют интерес к евро.
Похожий на ипсилон значок регулярно мелькает в уличных витринах и на страницах газет. Сменили замаскированные под «у.е.» доллары на евро многие магазины, торгующие произведенными в ЕС товарами, а также риелторские конторы и строительные компании.
В итоге россияне считают в евро и следят за курсом евро-рубля. Евро стал мерой стоимости, пусть не повсеместной, но широко используемой.
Что же касается доллара и снижения его привлекательности в сравнении с евро, то стоит отметить, что в настоящее время экономика США переживает не лучшие времена.
Сейчас на финансирование текущего дефицита США идет примерно 70% текущего профицита остального мира, который обеспечивается главным образом экспортерами нефти ($484 млрд), восточно-азиатскими ($446 млрд) и западно-европейскими ($306 млрд) странами. Экспорт капитала из нефтяных стран, Западной Европы и Восточной Азии, в соответствии с данным вариантом развития экономики США, вырастет к 2012 г. до $2,1 трлн, так что проблем с финансированием текущего дефицита у США не возникнет. До 2012 г. нефтедолларов будет сберегаться меньше ($387 млрд), а вот профицит стран Азии и Европы будет выше почти вдвое (до $799 млрд и $623 млрд соответственно).
Таким
образом, в настоящее время двойной
дефицит и дисбаланс в
Но
достаточно кому-то начать масштабный
сброс долларов, как может последовать
лавинообразное разрушение американской
экономики, и она сдаст свои лидерские
позиции на мировой арене с
формированием задолженности
Данная ситуация крайне опасна для России и других государств с учетом того, что с каждым годом вероятность обрушения ничем не обеспеченной долларовой массы возрастает. Обрушение может произойти в результате отказа стран от использования доллара в качестве мировой валюты, что приведет к потерям держателей долларов и дестабилизации настоящей международной финансовой системы.
Если США попробуют резко сократить или ликвидировать текущий дефицит, доллар упадет. Чтобы сбалансировать текущий счет, доллар к 2012 г. должен упасть на 30%, а чтобы дефицит сократился до 3% ВВП (этот уровень считается устойчивым), доллар должен упасть на 23%.
До сих пор 30%-я девальвация доллара за пять лет происходила лишь в 1985–1988 гг., но тогда доллар падал после 15-летнего укрепления, а сейчас он ослаблен и в случае девальвации достигнет минимума с 1970 г. При девальвации на 30% платежи иностранных государств по американским кредитам будут превосходить американские расходы на обслуживание долга на $435 млрд, положительное сальдо от торговли услугами составит $430 млрд, а в торговле товарами сохранится дефицит ($720 млрд).
Дефицитной в этом случае останется торговля с Китаем, зато нынешнее отрицательное сальдо в $109 млрд в торговле с Канадой и Мексикой сменится профицитом в $100 млрд. Внутри США от девальвации выиграют предприятия высокотехнологичных отраслей и сфера услуг.
В итоге главный стратегический выигрыш России от использования новой европейской валюты – снижение ее зависимости от доллара и, следовательно, от экономической политики США.
Кроме
того России целесообразно
Поэтому с 1999 г. Банк России постепенно увеличивал долю евро в своих официальных резервах. В начале 2007 г. валютная корзины России состояла из доллара США и евро, рублевая стоимость которой используется в качестве операционного ориентира курсовой политики: 0,55 долл. США и 0,45 евро по сравнению с прежним составом (0,6 долл. США и 0,4 евро). На данный момент валютная корзина России имеет следующий состав: доллар (47%), евро (41%), японская йена (около 1%), британский фунт (около 9%) и швейцарский франк (остальное).
Кроме того, учитывая тот факт, что по торговле, по структуре экспорта и импорта влияние Европы на Россию сильнее, последней выгоднее использовать евро в своих расчетах со странами Европы. В общем объеме товарооборота на долю экспорта приходится 62,4%, импорта – 37,6%. В географической структуре внешней торговли России важнейшее место занимает Евросоюз: на его долю приходится более 52% российского товарооборота. Лидирующее положение среди основных торговых партнеров России из стран Европы по-прежнему занимают Германия, Нидерланды и Италия.
Стоит отметить, что дорогая европейская валюта привела к подорожанию европейских товаров на российском рынке. В результате спрос на некоторые подорожавшие товары и, соответственно, физические объемы российского импорта из Европы снижаются. Снижение объемов импорта выгодно российским производителям, поскольку дает шанс для импортозамещения и увеличения экспорта в Европу. Единственная сложность состоит в том, что при производстве некоторой отечественной продукции используются европейские составляющие. С этой точки зрения укрепление евро негативно сказывается на отдельных отраслях производства.
Кроме того, увеличение стоимости единой европейской валюты приводит к изменению географической структуры внешней торговли РФ. Подорожавший евро неблагоприятно повлиял на конкурентоспособность товаров, произведенных в Европе, одним из последствий этого явился перенос европейского производства в страны Азии и другие страны, где затраты на производство более низкие. Соответственно, увеличилась доля стран Азии в общем объеме товарооборота России. Так, рост товарооборота с Китаем происходил за счет увеличения темпов роста импорта машин, оборудования и транспортных средств, текстиля, текстильных изделий и обуви, составляющих около 70% импорта России из этой страны.
Однако имели место и такие факторы снижения товарооборота с Евросоюзом, как снижение цен на топливно-энергетические ресурсы. Так, наблюдалось снижение доли в товарообороте России, Германии и Италии в связи с сокращением экспорта, обусловленным снижением цен на топливно-энергетические товары и существенным сокращением физических объемов из-за уменьшения спроса на эти товары в результате резкого повышения цен на них в предыдущем году. Также американцы стали ввозить немного меньше российского топлива, минерального сырья и металлов, но при этом чуть больше химических товаров, машин и оборудования и прочих промышленных изделий. Среди их собственных поставок в Россию ощутимая прибавка зафиксирована прежде всего по статье «машины и оборудование».
Исходя их того, что Европа является основным торговым партнером России, второй вполне очевидный плюс евро – экономия на конверсионных операциях. Раньше тем российским предприятиям, которые имели деловых партнеров в разных странах ЕС, приходилось вести расчеты сразу в нескольких валютах. Чтобы использовать полученные, скажем, от испанского покупателя песеты для оплаты закупаемого в Германии оборудования, нужно было потратиться на конвертирование, что нередко приводило к потерям из-за изменения обменного курса. Теперь все платежи со странами валютного союза осуществляются в одной денежной единице. Это особенно удобно российским предприятиям с широкой сетью деловых связей, например транспортным и туристическим фирмам.
Российским гражданам,
Еще одно преимущество евро состоит в том, что цены внутри ЕС стали «прозрачными». Российским импортерам теперь гораздо проще ориентироваться на европейских рынках, ведь курсы национальных валют и их колебания больше не маскируют разницу в цене товаров. А она, между прочим, сохранилась, хотя в ЕС давно существует единый внутренний рынок. Просто рабочая сила, электроэнергия, недвижимость, вода и другие издержки производства, как и налоги, отличаются в одной стране от другой. Евро удобно использовать при встречных поставках, а также при исполнении контрактов, в которых имеется несколько поставщиков и/или покупателей из разных стран и/или применяются сложные формы расчетов.
Кроме того, традиционное номинирование цен на некоторые товары в долларах препятствует широкому распространению евро в России в условиях дорожающего евро. Это напрямую связано также со структурой российского экспорта, на три четверти состоящего из сырья и топлива. Нефть, почти как все биржевые товары, продается и покупается за доллары. Единственная имеющаяся здесь у евро возможность – разделение валюты цены и валюты платежа. Так, в 1970-е гг. поступали страны Персидского залива: контрактная цена устанавливалась в долларах, а платеж осуществлялся в фунтах стерлингов, поскольку раньше эти страны принадлежали к зоне фунта.
Важно
заметить, что широкому распространению
евро в некоторой степени
В
целом можно сказать, что появление
единой европейской валюты, а также
ее укрепление благотворно влияют на
экономику России. Основным партнером
России на мировой арене является
Европа. Использование единой европейской
валюты при торговле с европейскими
странами позволяет экономить на конверсионных
сделках, а также лучше ориентироваться
в ценах. Подорожавший евро, несмотря на
подорожание российского долга и увеличение
цен на европейские товары на российском
рынке приводят к снижению импорта из
Европы, соответственно стимулируют импортозамещение
и экспорт в Европу. Также, в связи с трудностями
в экономике США, укрепившийся евро решает
важнейшую проблему – зависимость от
доллара, а также участвует в диверсификации
валютной корзины, что, в свою очередь,
снижает курсовые риски. Тем не менее,
интенсивному использованию евро препятствуют
такие факторы, как традиционное номинирование
цен на некоторые товары в долларах и экономические
противоречия внутри Евросоюза.
6.ВЛИЯНИЕ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА НА ЕВРО
В апреле 2009 года состоялся очередной саммит G20, на котором объединенная Европа планировала представить единый план выхода из кризиса. Однако разногласия по поводу того, кому именно и насколько надо помогать, становятся все острее. За месяц до встречи старожилы ЕС отказались выделить на спасение экономик Восточной Европы 190 млрд евро, а сами страны - немедленно принять в зону евро. Разочарованный Восток говорит о новом железном занавесе, но на Западе, похоже, больше думают о будущем евро. Глобальный экономический кризис стал первым тестом для европейской валюты. Пройдет ли она его? Тяжелейший экономический кризис и разгорающийся, как следствие, кризис политический заставляют все сильнее сомневаться в жизнеспособности единой валюты.
Когда семь лет назад евро превратился в наличные деньги (до этого три года просуществовав в виде безналичной валюты), рядовые европейцы столкнулись с неожиданными тратами. Банкноты необычного формата не помещались в старые кошельки - пришлось покупать новые. Отмечая в начале нынешнего года 10-летний юбилей евро, чиновники ЕС утверждали, что именно единая валюта удерживает на плаву Европу. Честнее было бы сказать, что евро удерживает на плаву наиболее слабых членов Евросоюза, естественно за счет сильных. А эти расходы куда крупнее, чем покупка портмоне. Быстро завоевав статус резервной валюты, сейчас евро все больше напоминает колосса на глиняных ногах.
По мнению современных экономистов мина замедленного действия была заложена под единую европейскую валюту уже при ее создании. Слишком разные страны были объединены одной монетарной системой. Израильский инвестор Ави Темкнн, еще год назад предрекая крах евро, в качестве объяснения разделил Западную Европу на два блока: немецкий (Германия, Австрия, Люксембург, Нидерланды) и латинский (Франция, Италия, Испания). Немецкий блок, еще не забывший гиперинфляции гитлеровской Германии и опасающийся роста цен, был заинтересован в повышении ставки Европейского центрального банка. Латинский же нуждался в низкой ставке, чтобы дать стимул развитию своих экономик. Но смысл создания еврозоны как раз и состоял в отказе от собственной монетарной политики - это была цена единства.
И она оказалась слишком высокой. Особенно для стран на юге региона. Остальная Европа объединила их под хлесткой аббревиатурой PICS (сокращение от Portugal, Italy, Greece, Spain; по-английски pigs - «свиньи»). Лопнувший пузырь недвижимости, банковский кризис, растущий дефицит счета текущих операций (который в Испании достиг рекордных 10%), огромные государственные долги Италии и Греции... На столь безрадостном фоне из-за слишком медленного снижения ставки ЕЦБ эти страны оказываются в таком же положении, в какое в 1925 году попала Великобритания. Тогда страна вернулась к довоенному «золотому стандарту». Это вызвало дефляцию, урезание зарплат, массовую безработицу и, как итог, всеобщую забастовку в 1926-м.
В сложившейся ситуации Германия и Франция - две крупнейшие экономики Евросоюза выглядят более благополучно. Конечно, проблем хватает и у них (например, растущий дефицит бюджета), но более богатая и гибкая экономика позволяет им смягчить удар мирового кризиса. Положение этих стран было бы еще лучше, если бы их валюта отражала состояние дел только в них самих и не несла груз проблемных PICS.
Но куда большую свинью Германии и Франции подложили не южные, а восточные соседи. Все предыдущие годы западноевропейские банки кредитовали страны молодой демократии. В результате объем кредитов, выданных регионам (включая Турцию), достиг к концу 2008 года 1,5 трлн. долларов. По данным швейцарского банка UBS, лишь в нынешнем году погашению подлежит 400 млрд. долларов долга.
Кредитование имело также и национальную специфику. – Так, скандинавские банки выдавали займы Прибалтике, французские - балканским странам. Во что обошлась эта щедрость, Европа поняла только теперь. Банки Австрии одолжили странам бывшего Восточного блока 230 млрд. евро, что составляет около 70% австрийского ВВП. В 2007 году итальянский UniCredit получил титул «Банк года в Центральной и Восточной Европе» за масштабную экспансию. Сегодня западные журналисты называют ситуацию, в которую попал UniCredit, «монетарным Сталинградом».
В основном кредиты Восточная Европа брала в иностранной валюте. В частности, в Венгрии за последний предкризисный год более 80% ипотеки было взято не в форинтах, а в швейцарских франках, евро и даже японских йенах. Между тем курсы национальных валют относительно евро значительно снизились за последние полгода. Долги стали непосильной ношей. В ближайшем будущем перед угрозой дефолта могут оказаться Латвия, Венгрия, Украина. Болгария и Румыния. Невозврат долгов еще больше отяготит положение стран Западной Европы - как группы PIGS, так и всех остальных. Рынок четко реагирует на такие опасения. Страховка от дефолта - кредитные дефолтные свопы (CDS) - резко выросла в цене, причем не только для Восточной Европы. Лидирует Украина: в конце февраля CDS по ней находились около 4000 пунктов, то есть вероятность дефолта рынок оценивал в 40%. В Латвии этот показатель составлял 940 пунктов, в России - 770, в Венгрии -580. На этом фоне CDS Австрии смотрелись весьма скромно - всего 270.
Безусловно, речь идет лишь об оценке рынка. Однако тот же рынок определяет и курс евро. Достигнув в марте 2008-го пика в 1,6 доллара за евро, европейская валюта через год находилась у отметки 1,25 доллара. Стоимость евро зависит от ситуации в странах еврозоны. Если события в Калифорнии или каком-либо другом отдельном штате США не могут повлиять на курс доллара, то на курс евро влияет все, что происходит в Европе. При этом экономисты не подвергают сомнению то, что в ближайшее время из зоны евро следует ожидать преимущественно плохих новостей. Соединенные Штаты и Европа словно соревнуются, у кого дела хуже - но пока лидирует Европа. Отсутствие единых согласованных действий в условиях все возрастающего негатива не дает оснований для оптимизма в отношении евро.
Парадоксальная ситуация: с одной стороны, если бы не евро, то, возможно, мы уже увидели бы несколько суверенных дефолтов. Именно на это напирают защитники единой валюты. С другой - те же самые наиболее уязвимые страны выиграли бы, выйди они в скором времени из зоны евро, поскольку смогли бы проводить собственную монетарную политику, отвечающую их национальным интересам. Пусть бы она и началась с масштабной девальвации. Причем главным образом это было бы на руку Германии. Освобожденная от балласта европейская валюта стала бы более устойчива к кризису, а значит, и страны-лидеры - менее уязвимы. Инвесторы верят в немецкую экономику, а не в экономику еврозоны: они покупают немецкие гособлигации со сроком погашения 30 лет и сбрасывают евро. Но Германия не готова отказаться от единой валюты, а инициатива покинуть еврозону может прийти только с юга. Ключевые игроки останутся, следовательно, за само существование валюты можно не беспокоиться. По крайней мере, пока.
Помимо экономической составляющей в стабильности европейской валюты присутствует мощная политическая составляющая, которая поддерживает евро всеми силами, так что в ближайшее время отказ от него невозможен. Однако особенность экономического кризиса в том, что он способен перерасти в политический. Вполне вероятно, что именно этот процесс мы сегодня и наблюдаем в Европе. Восток отчаянно нуждается в помощи. Но Запад не может и не хочет спасать соседей за счет собственных граждан. В кризисном мире расцветает протекционизм. Президент Франции Ннколя Саркози пообещал выделить 3 млрд евро автогигантам PSA Peugeot Citroen и Renault при условии, что они не станут закрывать предприятия во Франции. Между тем автомобильная промышленность сильно пострадала от кризиса, и очевидно, что сокращение бизнеса в таком случае будет происходить за счет заводов, расположенных в странах Восточной Европы. Кроме того, отказав этим государствам в кредите на 190 млрд евро, Евросоюз принял решение рассматривать вопрос по каждому из них в отдельности, заранее предупредив, что сумма помощи будет уменьшена. Ответная реакция была резкой. Нельзя допустить, чтобы Европа снова оказалась разделена на две части опускающимся со стороны Запада железным занавесом, заявил премьер-министр Венгрии Ференц Дюрчаиь. А некоторые политики в Латвии даже сравнивают ЕС с СССР.
Любовь Запада и Востока оказалась бурной, по недолгой: старожилы Евросоюза не могут договориться между собой, не то, что с новыми соседями. Кризис подверг сомнению саму идею объединенной Европы, и позиция евро сегодня весьма неустойчива. Но валюты не появляются и не исчезают в один момент. Так что вряд ли мы можем ожидать скорого обвала единой европейской валюты. И все же клубок проблем и растущих противоречий подвергнет политический проект, именуемый «Евро», очень жестким испытаниям.
В
среднесрочной перспективе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, подводя итоги данной курсовой работы, хочется сказать, что я полностью удовлетворена проведенными мной исследованиями. Изучая исторические, политические и экономические аспекты появления единой европейской валюты можно сделать вывод, что появление евро определенно является серьезным шагом в развитии мировой политики и экономики. Лежащий в основе новой европейской валюты Экономический и валютный союз 11 государств-членов ЕС представляет собой высшую форму международной экономической интеграции, итог почти полувекового процесса интеграционного строительства в Западной Европе. Впервые за последние полвека на мировых валютных и финансовых рынках появилась реальная альтернатива доллару США. Внутри Европейского Союза достигнут высокий уровень экономической и политической интеграции.
В своей курсовой работе я рассмотрела различные факторы влияния евро на экономику объединенной Европы, России и мировую экономику в целом. Выявлены, как положительные, так и отрицательные результаты введения евро. Однако общая тенденция развития европейской валюты говорит скорее о большем количестве положительных моментов. Косвенным подтверждением этого вывода является постоянное расширение еврозоны, за время существования она пополнилась четырьмя новыми членами, а с 01.01.2009 года к евро присоединяется Словакия. Некоторые страны, имеющие суверенную валюту, жестко привязывают её курс к единой европейской валюте, что еще раз подтверждает высокую степень доверия к евро.
Экономические взаимоотношения России и ЕС также выигрывают после введения евро, от упрощения расчетов с различными странами Европы до перераспределения доли евро в золотовалютных запасах ЦБ.
В завершении стоит отметить, что идея создания валютных зон все более популярна не только в Старом Свете. О создании долларовой зоны говорят в обеих Америках, Япония выступает с инициативой объединения Юго-Восточной Азии под знаком иены, даже в Африке отдельные политики выступали с идеей создания африканского аналога евро, нечто похожее при удачном стечении обстоятельств может возникнуть и на территории бывшего СССР (возрождение рублевой зоны). В дальнейшем все будет зависеть от того, как поведет себя мировая экономика.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Таблица 1. Доли валют в составе ЭКЮ на момент учреждения.
Валюта | Доля в % |
Немецкая марка | 33 |
Французский франк | 19,9 |
Фунт стерлингов | 13,2 |
Голландский гульден | 10,4 |
Итальянская лира | 9,8 |
Бельгийский франк | 9,1 |
Датская крона | 3,1 |
Ирландский фунт | 1,1 |
Люксембургский франк | 0,4 |
Евро: ввод в обращение
В безналичных расчетах евро были введены с 1 января 1999 года; в наличных с 1 января 2002 года. Наличные евро заменили национальные валюты 16 (из 27) стран Европейского союза.
В Швеции
и Дании прошли референдумы, на которых
большинство высказалось против
принятия евро. Великобритания также
решила не заменять национальную валюту.
Эстония, Латвия и Литва планировали
перейти на евро в 2009 году, но из-за экономических
трудностей этот переход пришлось отложить
минимум на 3 года. Болгария и Венгрия планируют
перейти на евро к 2010 году, Чехия и Польша —
к 2011, Румыния — к 2014.
Страна | Старая валюта | Дата перехода | Курс обмена |
Еврозона | |||
Австрия | австрийский шиллинг | 1 января 1999 | 13,7603 ATS |
Бельгия | бельгийский франк | 1 января 1999 | 40,3399 BEF |
Германия | немецкая марка | 1 января 1999 | 1,95583 DEM |
Ирландия | ирландский фунт | 1 января 1999 | 0,787564 IEP |
Испания | испанская песета | 1 января 1999 | 166,386 ESP |
Италия | итальянская
лира
ватиканская лира |
1 января 1999 | 1936,27 ITL |
Люксембург | бельгийский
франк люксембургский франк |
1 января 1999 | 40,3399 LUF |
Нидерланды | нидерландский гульден | 1 января 1999 | 2,20371 NLG |
Португалия | португальский эскудо | 1 января 1999 | 200,482 PTE |
Финляндия | финляндская марка | 1 января 1999 | 5,94573 FIM |
Франция | французский
франк монакский франк |
1 января 1999 | 6,55957 FRF |
Греция | греческая драхма | 1 января 2001 | 340,750 GRD |
Словения | словенский толар | 1 января 2007 | 239,640 SLT |
Кипр | кипрский фунт | 1 января 2008 | 0,585274 CYP |
Мальта | мальтийская лира | 1 января 2008 | 0,429300 MTL |
Словакия | словацкая крона | 1 января 2009 | 30,1260 SKK |
Страны —
не-члены ЕС, однако
официально использующие
евро согласно соглашениям с Европейским центральным банком | |||
Ватикан | итальянская
лира ватиканская лира санмаринская лира |
1 января 1999 | 1936,27 VAL |
Майотта | французский франк | 1 января 1999 | 6,55957 FRF |
Монако | французский
франк монакский франк |
1 января 1999 | 6,55957 MCF |
Сан-Марино | итальянская
лира ватиканская лира санмаринская лира |
1 января 1999 | 1936,27 SML |
Сен-Пьер и Микелон | французский франк | 1 января 1999 | 6,55957 FRF |
Страны и территории, неофициально использующие евро | |||
Акротири и Декелия | кипрский фунт | 1 января 2008 | 0,585274 CYP |
Андорра | французский
франк испанская песета |
1 января 1999 | 6,55957
FRF 166,386 ESP |
Косово | немецкая марка | 1 января 2002 | 1,95583 DEM |
Сен-Бартельми | французский франк | 1 января 1999 | 6,55957 FRF |
Сен-Мартен | французский франк | 1 января 1999 | 6,55957 FRF |
Черногория | немецкая марка | 1 января 2002 | 1,95583 DEM |
Новые денежные знаки - это 7 видов купюр (5, 10, 20, 50, 100, 200 и 500 евро), а также 8 номиналов монет (1, 2, 5, 10, 20, 50 евроцентов; 1 и 2 евро). Купюры в зависимости от стран, где они отпечатаны, различаются лишь буквами в номерах. В отличие от них, монеты имеют общий реверс, а на аверсе каждый из Центральных банков еврозоны нанес изображение, специфическое для каждой страны. Единственным обязательным элементом национальной стороны всех монет являются 12 звезд - по числу стран еврозоны. Не смотря на национальные различия, монеты являются обязательными для приема в любой из 12 стран. Справедливости ради нужно отметить, что, не являясь официальными членами Евросоюза, свои монеты напечатали также Ватикан, Монако и Сан-Марино. Эти монеты отпечатаны в небольших количествах и являются скорее нумизматической ценностью, чем средством обращения.
Купюры евро:
5 евро
Размеры 120*62мм. Основной цвет - серый. На лицевой стороне банкноты изображён портал, который мог служить входом в античный храм или триумфальной аркой.
Портал от латинского порта - ворота, архитектурное обрамление дверного проёма.
Период античной культуры в Европе охватывает значительный период от VI - Vвв. до н.э. до II - IVвв. н.э. За это время архитектура проходит путь от строгих и целесообразных форм Древней Греции к более тяжеловесным и пышным формам Древнего Рима. Античная архитектура оказала огромное влияние на европейскую архитектуру последующих веков.
На оборотной стороне банкноты изображён типичный для начала I тысячелетия двухъярусный мост.
10 евро
Размеры 127*67мм. Основной цвет - красный. На лицевой стороне банкноты изображён мощный портал романского стиля, который господствовал в средневековом искусстве Европы с Хв. по XII - XIIIвв.
Этот стиль был назван романским, так как в строительстве он в какой-то степени продолжал традиции Древнего Рима, по-итальянски Rome.
Архитектура того времени носила суровый характер, главные постройки - храмы и замки из тесаного камня с мощными стенами и башнями.
На оборотной стороне банкноты изображён мост с такими же тяжёловесными, как и у портала, арками.
20 евро
Размеры 133*72мм. Основной цвет - синий. На лицевой стороне банкноты изображены высокие стрельчатые окна, украшенные витражами. Такие окна являются характерной чертой готического стиля, господствовавшего во многих странах Западной Европы с XIIв. по XII - XVвв.
Готическим,
от названия древнегерманского племени
готов, этот стиль был назван условно
уже в эпоху Возрождения, когда
средневековое искусство
Особого расцвета этот стиль достиг во Франции, был распространен также в Германии, Нидерландах, англии, Испании, скандинавских и других странах.
В конструкции моста, изображённого на оборотной стороне, также использованы стрельчатые арки.
50 евро
Размеры 140*77мм. Основной цвет - оранжевый. На лицевой стороне банкноты изображены окна эпохи Возрождения.
Эпоха
Возрождения характеризовалась
интересом к возрождению
Началась она в Италии, где сохранилось много прекрасных памятников античности, в XIVв., в других странах Европы - в конце XVв. и продолжалась до конца XVIв. Широкое использование традиций античной архитектуры особенно ярко сказалось в простоте и чёткости членения и пропорций городских дворцов и общественных зданий.
На оборотной стороне банкноты изображён типичный мост той эпохи.
100 евро
Размеры 147*82мм. Основной цвет - зелёный. На лицевой стороне банкноты изображён портал в стиле барокко. Этот стиль (от итальянского barocco - причудливый, страстный) пришёл на смену культуре Возрождения и был основным направлением в европейской культуре с конца XVIв. до середины XVIIIв. В архитектуре он характеризовался пышностью, богатой декоративной и скульптурной отделкой. Искусство барокко также возникло в Италии, но широко распространилось в Испании, Германии, Австрии, отчасти во Франции и других странах.
На оборотной стороне банкноты изображён изящный мост в стиле барокко, украшенный пилястрами и скульптурами.
200 евро
Размеры 153*82мм. Основной цвет - жёлто-коричневый. На лицевой стороне банкноты изображены часть здания и ажурные двери в стиле модерн (от французского moderne - новейший, современный). Этот стиль возник в конце XIX - начале XXвв. главным образом в архитектуре и прикладном искусстве. Развитие техники позволяло применять в строительстве такие материалы, как железо и стекло, которые использовались не только в качестве элементов конструкций, но и в декоративных целях.
На оборотной стороне банкноты изображены два ажурных моста в стиле модерн.
500 евро
Размеры 160*82мм. Основной цвет - фиолетовый. На лицевой стороне банкноты изображены современные здания из стекла и бетона. Их фасады представляют собой как бы одно сплошное окно.
На оборотной стороне банкноты схематически изображены контуры двух висячих мостов. Такие мосты в виде вантовых ферм, стержни которых состоят из стальных тросов, получили широкое распространение в наше время. Построены уже висячие мосты с пролётами более 1000м (Сан-Франциско - 1270м., Нью-Йорк - 1450м).
Монеты евро:
Дизайн общего реверса всех монет евро разработал бельгийский дизайнер Люк Люикс (Luc Luycx). Его подпись - две перекрещивающиеся буквы L, напоминающие цифру 4. На всех монетах - 12 звезд (по количеству стран еврозоны) и 6 параллельных линий - символ стабильности.
2 евро
Диаметр
25,75 мм; толщина 1,95 мм; вес 8,50 г; цвет бело-желтый;
состав: наружное кольцо - медь-никель;
внутренняя часть трехслойная - никель-латунь,
никель, никель-латунь; гурт ребристый
с тонко прочеканенными литерами
(литеры различаются у разных стран).
Гурты стран различаются по типам: А и
В - в зависимости от размещения надписи
относительно аверса. Дизайн - карта стран
Евросоюза.
1 евро
Диаметр 23,25 мм; толщина 2,125 мм; вес
7,50 г; цвет желто-белый; состав: наружное
кольцо - никель-латунь; внутренняя часть
трехслойная - медь-никель, никель, медь-никель;
гурт ребристый с гладкими участками.
Дизайн аналогичен €2.
50 евроцентов
Диаметр 24,25 мм; толщина 1,88 мм; вес 7,80 г;
цвет желтый; состав - скандинавский
сплав (89% медь, 5% алюминий, 5% цинк, 1% олово);
гурт крупноребристый. Дизайн - станы Евросоюза
с четко обозначенными границами.
20 евроцентов
Диаметр 22,25 мм; толщина 1,63 мм; вес 5,74 г;
цвет желтый; состав - скандинавский
сплав; гурт гладкий с семью выемками.
Дизайн аналогичен с 50.
10 евроцентов
Диаметр
19,75 мм; толщина 1,51 мм; вес 4,10 г; цвет желтый;
состав - скандинавский сплав; гурт
крупноребристый. Дизайн аналогичен с
50 и 20.
5 евроцентов
Диаметр
21,25 мм; толщина 1,36 мм; вес 3,92 г; цвет красный;
состав - сталь с медным покрытием; гурт
гладкий. Дизайн - страны Европы на земном
шаре.
2 евроцента
Диаметр
18,75 мм; толщина 1,36 мм; вес 3,06 г; цвет красный;
состав - сталь с медным покрытием;
гурт гладкий с желобком по окружности.
Дизайн аналогичен с 5.
1 евроцент
Диаметр 16,25 мм; толщина 1,36 мм; вес 2,30 г; цвет красный; состав - сталь с медным покрытием; гурт гладкий. Дизайн аналогичен с 5 и 2.
Информация о работе Появление новой европейской валюты евро, значение и перспективы