Практические выводы по результатам анализа финансовых показателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 22:14, аттестационная работа

Описание работы

Финансовый анализ основан на расчете относительных показателей, характеризующих различные аспекты деятельности предприятия и его финансовое положение. Однако главное при проведении финансового анализа не расчет показателей, а умение трактовать полученные результаты.

Файлы: 1 файл

Практические выводы по результатам.doc

— 443.00 Кб (Скачать файл)

Осуществляя экспресс-анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности, пользователь решает главным образом задачу по обнаружению «болевых» точек  деятельности компании с тем, чтобы  определиться с направлениями углубленного анализа.

В этом смысле экспресс-анализ может  проводиться с минимально необходимыми расчетами и использованием различных  приемов и технологий, которые  для каждого пользователя могут  быть своими. Для экспресс-анализа  могут быть выбраны следующие основные показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия:

1. Оценка имущественного  положения: Сумма хозяйственных средств организации; Доля основных средств в общей сумме активов; Коэффициент износа основных средств.

2. Оценка финансового  состояния: Коэффициент текущей платежеспособности и ликвидности; Коэффициент абсолютной ликвидности; Коэффициент автономии; Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами.

3. Оценка деловой активности: Оборачиваемость всех используемых активов; Оборачиваемость дебиторской задолженности; Фондоотдача.

4. Оценка рентабельности: Рентабельность всех активов; Рентабельность реализации; Рентабельность текущих затрат.

5. Наличие «болевых»  статей в отчетности: Убытки; Просроченная дебиторская и кредиторская задолженность; Кредиты и займы, не погашенные в срок; Векселя выданные (полученные) просроченные.

Экспресс анализ финансовой отчетности проводиться пользователем по данным бухгалтерской отчетности без предварительного преобразования ее показателей или с предварительным преобразованием показателей отчетности. Преобразование показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности может осуществляться путем перегруппировки однородных показателей, т.е. агрегирования статей баланса.

В некоторых отраслях имеет смысл использовать финансовые показатели в расчете на единицу продукции - например, в российских нефтяных компаниях (как крупных, так и небольших по объемам добычи) применяются как общие показатели OPEX (операционные затраты на добычу) и CAPEX (сумма капитальных вложений в каждый проект), так и эти же показатели в расчете на баррель добываемой нефти за период. Аналогичным образом некоторые торговые компании рассчитывают логистические затраты, приходящиеся на конкретные товары. Наиболее типичные показатели, используемые практически во всех отраслях реального сектора экономики, приведены в таблице.

Таблица. Финансовые показатели, используемые для управления предприятием (периодичность расчета - квартал/год)

Показатели

Алгоритм расчета

Ликвидности

Коэффициент текущей ликвидности

Отношение текущих активов к  краткосрочным обязательствам (текущим  пассивам)

Коэффициент промежуточной ликвидности

Отношение наиболее ликвидных активов  компании и дебиторской задолженности  к краткосрочным обязательствам

Коэффициент абсолютной ликвидности 

Отношение наиболее ликвидных активов  компании к краткосрочным обязательствам

Финансовой устойчивости

Коэффициент общей платежеспособности (доля собственных источников финансирования активов)

Отношение величины акционерного капитала к суммарным активам

Коэффициент автономии 

Отношение собственных средств  к общей сумме активов

Коэффициент финансовой зависимости 

Соотношение заемного и собственного капиталов

Доля собственных источников финансирования оборотных активов

Отношение собственного капитала (за вычетом внеоборотных активов, долгосрочных пассивов и убытков) к оборотным  активам

Коэффициент покрытия процентных выплат

Отношение операционной прибыли к  расходам на выплату процентов

Эффективности основной деятельности

Прибыльность продаж

Отношение прибыли от реализации к  выручке от реализации

Рентабельность продукции 

Отношение прибыли от реализации к  затратам на производство и реализацию

Эффективности использования  капитала

Рентабельность активов, ROA

Отношение чистой прибыли к среднегодовой  величине активов

Рентабельность инвестированного капитала, ROIC

Отношение величины прибыли до выплаты  процентов и налогов, умноженной на разницу между единицей и налоговой  ставкой, к сумме заемного и собственного капиталов

Рентабельность оборотного капитала

Отношение чистой прибыли к текущим  активам

Рентабельность собственного капитала, ROE

Отношение чистой прибыли к собственному капиталу

Деловой активности

Коэффициент фондоотдачи 

Отношение выручки от реализации к средней стоимости внеоборотных активов за период

Коэффициент оборачиваемости всех активов 

Отношение выручки от реализации продукции  к средней стоимости активов  за период

Коэффициент оборачиваемости запасов 

Отношение себестоимости продукции, реализованной за отчетный период, к средней величине запасов в этом периоде

Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала

Отношение выручки к средней  величине оборотного капитала за период


Личный опыт 
Финансовый директор одного из международных холдингов 
Мы используем показатели EBITDA, соотношение активы/собственный капитал, показатель срочной ликвидности, отношение заемного капитала к внеоборотным активам. Такая структура коэффициентов сложилась исторически: EBITDA характеризует операционную деятельность, а отношение заемных средств к внеоборотным активам показывает, насколько успешно используется заемный капитал. Ликвидность для нас очень важна, так как компания активно пользуется заемным капиталом. Кроме того, специфика деятельности компании обязывает постоянно иметь достаточное количество ликвидных активов. Указанные показатели рассчитываются ежемесячно после закрытия управленческой отчетности. К тому же, ежегодно в компании проводится горизонтальный анализ для расчета структуры издержек и доли издержек в выручке.  
Для EBITDA и затрат (в процентном отношении к выручке) при годовом планировании устанавливаются нормативные значения. Для остальных показателей нормативов нет, поскольку они в большей степени являются индикаторами эффективного использования ресурсов. Кроме того, холдинг ? международный и, например, показатели использования кредитных ресурсов в разных странах могут значительно различаться. Так, где-то отношение заемного капитала к активам может достигать единицы из-за более мягких условий кредитования, в другой стране этот показатель может быть значительно ниже, так как там банки не кредитуют наш бизнес.  
При анализе сделок по покупке или продаже компании набор анализируемых показателей несколько иной. Такие операции в холдинге рассматриваются как бизнес-проекты с соответствующим набором показателей: NPV, IRR и др., то есть оценивается соотношение цены активов и стоимости, которую они могут генерировать.  
 
Екатерина Кадырова 
Мы анализируем главным образом абсолютные показатели. Основными показателями эффективности деятельности центров доходов являются маржинальный доход, рентабельность продаж, объем продаж и выручки. Также отслеживаются размеры дебиторской и кредиторской задолженностей и доли в их общей сумме основных дебиторов и кредиторов компании, сроки задолженности, оборачиваемость, частота и продолжительность задержек платежей. Рентабельность продаж и маржинальный доход по центрам ответственности определяются раз в месяц. Кроме того, анализируются структура затрат и соотношение статей в динамике (проводятся горизонтальный и вертикальный анализ отчетности).  
Показатели оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженностей, их размеры и сроки я оцениваю еженедельно. По окончании месяца отчет по дебиторам и кредиторам представляется генеральному директору. Что касается маржинального дохода, то финансовая служба рассчитывает его ежемесячно, а генеральному директору информация предоставляется ежеквартально и по итогам года.

Несмотря на то что финансовые показатели действительно являются индикаторами общего состояния компании, ограничиваться только их анализом ошибочно. К примеру, менеджеры компании Xerox долгое время отслеживали только финансы, что привело к многократному падению продаж Xerox в конце 70-х - начале 80-х годов и ухудшению финансового состояния компании. Поэтому оценка финансового состояния должна обязательно сопровождаться другими методами анализа, а также поиском причин, повлекших изменения в финансовом состоянии компании. Собственно говоря, необходимость использования не только финансовых показателей для оценки состояния и перспектив развития бизнеса послужила толчком для возникновения Balanced Scorecard3.

Личный опыт 
Финансовый директор одного из международных холдингов 
Если в отчетном периоде значения фактических показателей отличаются от плановых, то готовится доклад, в котором выявленные причины отклонений раскладываются на составляющие - корпоративная информационная система позволяет это сделать. Падение выручки, например, может быть обусловлено проведением выборов на Украине, где центры прибыли были блокированы недалеко от площади Независимости. Затем доклад рассматривается на совете директоров региональных компаний, который и принимает решение о выходе из ситуации.

?Ни один коэффициент сам по  себе не дает информации о  состоянии дел в компании?

Интервью с генеральным директором ООО ?Альт-Инвест? Дмитрием Рябых

- Когда говорят о финансовом анализе в отношении конкретной компании, обычно имеют в виду анализ финансово-хозяйственной деятельности. Насколько это правомерно?

- Финансовый анализ и анализ финансово-хозяйственной деятельности (АФХД) - не одно и то же. Финансовый анализ, в отличие от АФХД, не включает анализа производства и поставок. В то же время АФХД применим только к внутренней среде предприятия, тогда как отдельные аспекты финансового анализа используются при работе на финансовых рынках. Финансовый анализ описывает четыре аспекта состояния компании: рентабельность, эффективность использования ресурсов (оборачиваемость), уровни ее ликвидности (скорости реакции на быстрые изменения внутренней и внешней среды) и устойчивости, то есть насколько структура капитала компании предполагает ее выживаемость при значимых негативных изменениях внешней среды. Также финансовый анализ включает анализ инвестиционной привлекательности предприятия с точки зрения рынка, то есть определение уровня дохода на акцию и другие подобные коэффициенты.

- Достаточно ли в ходе финансового анализа просто рассчитать финансовые коэффициенты?

- Ни один коэффициент сам  по себе не дает полной информации о состоянии дел в компании. Например, показатель текущей ликвидности - это инструмент, с помощью которого можно изучать ликвидность, но он далеко не всегда является прямым отражением ликвидности. Аналогичная ситуация и с другими коэффициентами: они - инструмент, а не конечный результат. Финансовый анализ включает и анализ динамики коэффициентов. Он применяется даже чаще, чем анализ статических значений, поскольку для многих компаний нормативные значения показателей отсутствуют, как и возможность рассчитывать среднеотраслевые величины по ним: как известно, в России большинство компаний не являются публичными. Если рентабельность продаж компании равна 10%, то нельзя сказать, много это или мало, не сравнив показатель с данными компаний-конкурентов. Однако рост рентабельности означает, что предприятие работает успешно.

- От чего зависит выбор показателей, необходимых для анализа финансового состояния конкретного предприятия?

? От экономического обоснования  применимости этих показателей.  Как правило, в каждой из четырех названных областей финансового анализа берутся один-два коэффициента. Поясню. Нет смысла говорить об определении ликвидности предприятия по шести показателям, поскольку ликвидность как таковая у него одна. Но выбор коэффициента для оценки ликвидности конкретного предприятия будет зависеть от того, какой участок для этого предприятия наиболее критичен, от условий ведения бизнеса и достоверности информации, которую предстоит оценить.

Для каждого предприятия можно  вычислить как ?быструю? ликвидность, учитывая только денежные средства, так и текущую ликвидность, при расчете которой учитывается величина запасов, дебиторской и кредиторской задолженностей, и т. д. Однако если запасы предприятия неликвидны, то есть их нельзя быстро продать или пустить в производство и они не способствуют повышению ликвидности компании, то их нельзя учитывать при расчете соответствующего коэффициента. Если же предприятие находится в сложных отношениях с остальными предприятиями группы компаний и дебиторская задолженность у него внешняя, а кредиторская ? внутренняя, то в коэффициент ликвидности нельзя включать и эти показатели. Поэтому при управлении этим предприятием можно опираться только на быструю ликвидность.

Способы расчета коэффициентов  должны зависеть и от учетной политики компании (см. пример 1), и от значимости отдельных элементов финансовой отчетности в общем обороте (см. пример 2).

Пример 1 
Зависимость используемых показателей от учетной политики 
В таблице приведен фрагмент баланса компании, работающей на рынке жилищного строительства. Если опираться на данные финансовых коэффициентов, можно сделать вывод о резком ухудшении финансового состояния компании за год: упала ликвидность из-за роста краткосрочных обязательств, соотношение собственного и заемного капиталов изменилось от позитивного к негативному. В действительности ?негативные? изменения связаны с корректировкой учетной политики. С нового отчетного периода компания стала отражать полученные авансы покупателей за строящееся жилье не как ?Целевые финансирования и поступления?, а как ?Доходы будущих периодов?, реального же изменения финансового состояния не произошло.

Таблица. Баланс (фрагмент)

Уставный капитал 

   

II кв. 2003 г. 

IV кв. 2003 г.

III. Капитал и резервы 

     

410

10

10

 

...

...

...

...

Целевые финансирование и поступления

450

2 413 443

0

...

...

...

...

Итого по разделу III

490

2 413 443

-11 943

V. Краткосрочные обязательства

     

...

...

...

...

Доходы будущих периодов

640

0

2 200 322

Итого по разделу V

690

134 222

2 200 322

Отношение собственного капитала к суммарным активам

 

0,95

0


Пример 2 
Значимость показателей финансовой отчетности  
Консалтинговая компания имеет следующие показатели по итогам 2004 года: 
? оборот ? 16 654 тыс. руб.; 
? прибыль ? 2908 тыс. руб.; 
? средства на счете ? 22 тыс. руб.; 
- дебиторская задолженность - 13 тыс. руб.; 
- запасы - 40 тыс. руб. 
- суммарные текущие обязательства - 126 тыс. руб.  
Легко определить, что коэффициент текущей ликвидности будет равен 0,6 [(22+13+40) : 126]. Это можно интерпретировать как недостаточную ликвидность. В действительности анализировать соотношение статей баланса бессмысленно, так как они незначимы в масштабах деятельности компании: вся задолженность соответствует обороту компании за три дня.

- Насколько широко финансовый анализ применяется в оперативной работе компании?

- Методы финансового анализа  используются во многих бизнес-процессах,  например в бюджетировании. При  составлении бюджетов компания  опирается на некоторые показатели, получаемые именно в результате  финансового анализа предыдущей деятельности. Аналогично оценивается и любой инвестиционный проект. Тем не менее я считаю, что финансовый анализ более широко применяется для внешней оценки компании, когда нет возможности оценить внутренние процессы и показатели.

Именно этим объясняется то, что в большинстве учебников по финансовому анализу подробно описываются процедуры корректировки внешней отчетности предприятия с целью сделать ее пригодной для исследования.

Беседовала Анна Нетесова

?Финансовый анализ позволяет  менеджменту выявить сильные и слабые места бизнеса?

Интервью с аналитиком компании ?Тройка-Диалог? Викторией Гранкиной

- Каков порядок проведения финансового анализа деятельности компаний?

? Основой финансового анализа  является изучение аудированной  финансовой отчетности компании, составленной по российским или международным стандартам бухучета, как за последний отчетный период, так и за предшествующие. Чтобы оценить финансовое состояние компании, рассматриваются балансовый отчет, отчет о прибылях и убытках и отчет о движении денежных средств. Из балансового отчета, например, можно узнать размер чистого долга. Если долг слишком велик, то мы проверяем, способна ли компания погасить его: нам важно понять, насколько легко ей будет выполнить свои долговые обязательства. Кроме того, мы смотрим, нет ли угрозы банкротства, оптимальна ли структура капитала компании и, наконец, не чрезмерны ли ее расходы на обслуживание долга.

- Какие коэффициенты рассчитываются в ходе финансового анализа?

- На основе финансовой отчетности определяются доходность активов (ROA) и доходность капитала (ROE). Они позволяют оценить, получает ли компания достаточный доход на вложенный капитал, чтобы удовлетворять потребности своих акционеров.

Информация о работе Практические выводы по результатам анализа финансовых показателей