Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2015 в 15:36, контрольная работа
Банковское кредитование - форма мобилизации государством временно свободных денежных средств и планомерное их использование на условиях возвратности, платности, срочности. Названные и иные принципы банковского кредитования закреплены в главе 42 ГК РФ
Отношения, возникающие в процессе образования и использования данных денежных фондов, регулируются нормами финансового права, совокупность которых образует самостоятельный институт финансового права - банковский кредит. Аккумулирование и распределение денежных средств названным образом осуществляется посредством функционирования банковской системы.
Учебные вопросы:
1.Правовые основы банковского дела.
2.Правовые основы страхования.
Вопрос 1.
Банковское кредитование - форма мобилизации государством временно свободных денежных средств и планомерное их использование на условиях возвратности, платности, срочности. Названные и иные принципы банковского кредитования закреплены в главе 42 ГК РФ
Отношения, возникающие в процессе образования и использования данных денежных фондов, регулируются нормами финансового права, совокупность которых образует самостоятельный институт финансового права - банковский кредит. Аккумулирование и распределение денежных средств названным образом осуществляется посредством функционирования банковской системы. Ее структура, полномочия всех ее звеньев урегулированы Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» о 02.12.1990 г. В соответствии со ст. 2 названного Закона банковская система РФ включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков
В соответствии со ст. 1 Закона кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ (Банка России), имеет право осуществлять банковские операции (см. схему 61).
Кредитные организации делятся на два вида: банки и небанковские кредитные организации
К банкам относятся кредитные организации, имеющие исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц
В отличие от банка небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции.
В ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» дан исчерпывающий перечень операций, охватываемых понятием «банковские операции»
Регистрация и лицензирование осуществления банковских операций возложена на Центральный банк Российской Федерации. Отказ в государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций допускается только по следующим основаниям, указанным в ст. 16 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»:
1) несоответствие
2) неудовлетворительное
3) несоответствие документов, поданных
для государственной
В целях поддержания стабилизации банковской системы федеральным законом «О банках и банковской деятельности» Банку России предоставлено право отзывать лицензии у кредитных организаций на осуществление банковских операций в случаях, предусмотренных ст. 20 настоящего Закона. Отзыв лицензии по другим основаниям не допускается
В соответствии со ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» кредитная организация, Банк России гарантируют сохранение тайны об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Законом предусмотрены исключения из этого общего правила. Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией:
1) им самим;
2) судам, арбитражным судам и судьям;
3) Счетной палате РФ;
4) органам государственной
5) таможенным органам РФ;
6) органам предварительного
Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются:
1) им самим;
2) судам;
3) при наличии согласия прокурора
- органам предварительного
В соответствии с Инструкцией Банка России от 27 сентября 1996 г. № 49 «О порядке регистрации кредитных организаций и лицензировании банковской деятельности» Центральный банк РФ выдает различные виды лицензий на осуществление банковских операций .
Для привлечения дополнительных временно свободных денежных средств и для формирования специальных денежных фондов для защиты имущественных интересов юридических и физических лиц государство использует метод мобилизации денежных средств - страхование. Возникающие в процессе страхования отношения регулируются Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 г.
В зависимости от форм страхования оно делится на добровольное и обязательное (ст. 3 Закона).
В зависимости от объекта страхования оно подразделяется на личное, имущественное, страхование ответственности и перестрахование
Виды страхования:
'
Основой формирования страхового рынка является необходимость осуществления воспроизводственного процесса, обеспечения его непрерывности и стабильности путем предоставления денежной компенсации пострадавшим экономическим субъектам и гражданам при неблагоприятных обстоятельствах в их жизнедеятельности.
Страховой рынок выполняет ряд взаимосвязанных функций: компенсационную, накопительную, распределительную, предупредительную и инвестиционную.
Основная функция страхового рынка — компенсационная функция, благодаря которой существует институт страхования. Содержание функции выражается в обеспечении страховой защиты юридическим и физическим людям в форме возмещения ущерба при наступлении неблагоприятных явлений, которое и было объектом страхования.
Накопительная или сберегательная функция обеспечивается страхованием жизни и позволяет накопить в счет заключенного договора страхования заранее обусловленную страховую сумму.
Распределительная функция страхового рынка реализует механизм страховой защиты. Сущность функции выражается в формировании и целевом использовании страхового фонда.
Предупредительная функция страхового рынка непосредственно не связана с осуществлением страховой деятельности. Данная функция работает на предупреждение страхового случая и уменьшение ущерба. Реализация предупредительной функции обеспечивается финансированием мероприятий по недопущению или уменьшению негативных последствий несчастных случаев и стихийных бедствий. Соответствующее финансирование осуществляется из фонда предупредительных мероприятий. Осуществление предупредительных функций способствует повышению финансовой устойчивости страховщиков и выступает важным фактором обеспечения бесперебойности процесса общественного воспроизводства.
Инвестиционная функция страхового рынка реализуется через размещение временно свободных средств в ценные бумаги, депозиты банков, недвижимость и т.д.
В соответствии с Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» участниками страхового рынка являются:
· страхователи, застрахованные лица, выгодоприобретатели – это любые юридические или физические лица, которые страхуют какое-либо вероятное событие или случай, где имеется риск ущерба, потери прибыли и иного, на условиях договора);
· страховые организации;
· общества взаимного страхования – форма организации страхового фонда на основе централизации средств через паевое участие его членов;
· страховые агенты – физическое или юридическое лицо, действующее от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными ему полномочиями;
· страховые брокеры – юридическое или физическое лицо, которое должно зарегистрироваться в установленном порядке в качестве предпринимателя, осуществляющее посредническую деятельность по страхованию от своего имени на базе поручений страхователя или страховщика;
· страховые актуарии – граждане РФ, имеющие квалификационный аттестат и осуществляющие на основании трудового договора или гражданско-правового договора со страховщиком деятельность по расчетам страховых тарифов, страховых резервов страховщика, оценке его инвестиционных проектов с использованием актуарных расчетов;
· федеральный орган исполнительной власти, к компетенции которого относится осуществление функций по контролю и надзору в сфере страховой деятельности;
· объединения субъектов страхового дела, в том числе саморегулируемые организации.
Субъектами страхового дела являются страховые организации, общества взаимного страхования, страховые брокеры и страховые актуарии. Деятельность субъектов страхового дела подлежит лицензированию, за исключением деятельности страховых актуариев, которые подлежат аттестации.
Сведения о субъектах страхового дела подлежат внесению в Единый государственный реестр субъектов страхового дела в порядке, установленном органом страхового надзора.
Субъекты страхового дела в целях координации своей деятельности, представления и защиты общих интересов своих членов могут образовывать союзы, ассоциации и иные объединения. Сведения об объединении субъектов страхового дела подлежат внесению в реестр объединений субъектов страхового дела на основании представляемых в орган страхового надзора копий свидетельств о государственной регистрации таких объединений и их учредительных документов.
Специфическим товаром, предлагаемым на страховом рынке, является страховая услуга. Потребительская ее стоимость характеризуется обеспечением страховой защиты в форме страхового покрытия.
. ПРАВОВОЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ
РОССИИ
Профессиональным участникам страхового рынка необходимо иметь собственное максимально приближенное к реальности представление о будущем экономики в целом и страховании в России в частности. Без этого невозможно планировать деятельность любой страховой организации, привлекать инвестиции, нельзя рассчитывать на успех в повседневных делах.
Практически значимая оценка состояния и перспектив развития страхового бизнеса в России возможна при понимании и соблюдении как минимум двух базовых условий:
· страховая сфера является подчиненной частью экономики страны;
· сама экономика страны находится в процессе смены модели функционирования, причем особый интерес представляет конечное состояние, которое по всем правилам стратегии тщательно замалчивается современной правящей элитой.
Нехватка квалифицированных исследований состояния и перспектив развития экономических отношений в страховой сфере и настоящее время приводит к дезориентации юридической составляющей страховой науки, которая по определению является производным от экономической базы страхового рынка.
Одной из основных причин этого является неразвитость научной базы управления страховой деятельностью как на макро-, так и на микроуровне. Более всего отстает научное исследование экономических и правовых основ функционирования страхового бизнеса.
Страховой механизм уникален, так как он способен выполнять не только функцию страховой защиты имущественных интересов предприятий и граждан, но и решать многие макроэкономические задачи государства.
В России страхование не является стратегической отраслью экономики, и его возможности используются далеко не в полной мере (в РФ страхуется около 10% потенциальных рисков, в то время как в большинстве стран это составляет 90-95%). Это происходит в силу как объективных, так и субъективных причин, к которым относятся:
· неэффективная система государственного управления в сфере страхования;
· недостаточная поддержка отрасли со стороны государства;
· неразвитая правовая база страхования в России;
· отсутствие стимулов и предприятий и граждан к заключению договоров страхования;
· особенности менталитета и психологического уклада россиян.
Так, можно выделить три формы осуществления государственного надзора за деятельностью страховых организаций: лицензионная, контрольная и статистическая.
Лицензионная форма надзора регулируется процедурой принятия решения о выдаче лицензии на право осуществления страховой деятельности. Контроль за деятельностью страховых компаний осуществляют органы государственного надзора. Предметом контроля является ведение страховщиками финансовых операций, связанных с формированием страховых резервов, размещением активов. Статистическая форма надзора осуществляется на основании проверки финансовой отчетности, предоставляемой страховщиками в органы страхового надзора.
Осуществление страховой деятельности и надзора за ней невозможно без развитой страховой базы. В течение последних трех лет на российскую сферу услуг оказывает влияние ряд законодательных инициатив, направленных на регулирование деятельности субъектов страхового рынка. Так, к июню 2006 г. страховщики обязаны были привести свои активы, принимаемые для покрытия страховых резервов, в соответствии с новыми требованиями Правил размещения страховщиками средств страховых фондов[1]. До конца июня 2007 г. страховщики, созданные до середины февраля 2006 г., обязаны были привести активы в соответствие с новыми требованиями к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика[2]. Данные меры направлены, во-первых, на обеспечение финансовой устойчивости страховщиков и, во-вторых, на консолидацию страхового рынка, что позволит укрепить позиции страховщиков и стать стратегической отраслью экономики.