Правовые основы проведения процедур банкротства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 08:36, курсовая работа

Описание работы

В самом широком понимании институт банкротства состоит во вмешательстве государства в отношения по уплате долгов для защиты должника и кредитора. Это обеспечивает стабильность рынка в целом.
С позиции законодателя понятия "несостоятельность" и "банкротство" - синонимы. Однако, по мнению некоторых ученых, это не аналогичные понятия. Так, М.И.Кулагин писал, что «банкротство есть лишь одно из возможных последствий, проявлений несостоятельности». Он же считал, что банкротство – это уголовное деяние, а несостоятельность – институт частного права.

Содержание работы

1. Назовите признаки несостоятельности. Почему закон по-разному определяет признаки несостоятельности граждан и юридических лиц. 3
2. Назовите основные цели и содержание процедуры наблюдения. 5
3. Что представляет собой упрощенные процедуры и внесудебная процедура банкротства. 7
Задача. 8
Список литературы 12

Файлы: 1 файл

банкротство.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

ФГАОУ ВПО Российский государственный профессионально-педагогический университет

Институт экономики  менеджмента и  безопасности

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине «Правовые основы проведения процедур банкротства»

Вариант 1

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                        Выполнил:

                                                                                        Студентка гр.Бр-313 САУ

          Воробьева Т.С.

 

 

 

 

 

 

                                                        г.Екатеринбург

2012

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Назовите признаки  несостоятельности. Почему закон  по-разному определяет признаки  несостоятельности граждан и  юридических лиц.

Закон о несостоятельности (банкротстве) представляет собой достаточно сложный комплекс правовых норм, которые содержатся в целом ряде нормативных актов.  
В данной области основным законодательным актом является Гражданский кодекс Российской Федерации, который содержит отдельные положения о несостоятельности (банкротстве) индивидуальных предпринимателей (ст.25 ГК РФ) и юридических лиц (ст. 65 ГК РФ).

В самом широком понимании  институт банкротства состоит во вмешательстве государства в  отношения по уплате долгов для защиты должника и кредитора. Это обеспечивает стабильность рынка в целом.

С позиции законодателя понятия "несостоятельность" и "банкротство" - синонимы. Однако, по мнению некоторых ученых, это не аналогичные понятия. Так, М.И.Кулагин писал, что «банкротство есть лишь одно из возможных последствий, проявлений несостоятельности». Он же считал, что банкротство – это уголовное деяние, а несостоятельность – институт частного права.

 Несостоятельность (банкротство) - это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

 При этом гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если это не сделано им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества, а юридическое лицо - если те же обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены .

Признаки несостоятельности:

1.  наличие денежного  долгового характера обязательств  должника;

2.  неспособность гражданина  или юридического лица удовлетворить  требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с  даты, когда они должны были быть исполнены;

3 минимальный размер задолженности для гражданина - не менее 10 тыс. руб., а юридического лица - не менее 100 тыс. руб.;

4. официальное признание  несостоятельности арбитражным  судом.

5. дополнительный признак  несостоятельности гражданина: превышение  суммы его обязательств над  стоимостью принадлежащего ему  имущества.

Почему закон  по-разному определяет признаки несостоятельности граждан и юридических лиц.

Признаки банкротства определены по-разному для юридических лиц и граждан, что определяется различием их социально-экономического и правового положения. Указанные различия предпосылок банкротства граждан и юридических лиц объясняются двумя хотя и взаимосвязанными, но разными сторонами рыночной экономики: систематической целевой деятельностью всякого юридического лица (для коммерческой организации это деятельность по систематическому извлечению прибыли) и платежеспособным потребительским спросом. Если банкротство юридического лица вызывается главным образом его неэффективной деятельностью, в частности негативными последствиями коммерческого риска, то банкротство гражданина связывают с неблагоприятными последствиями потребительского риска. Правила банкротства юридических лиц необходимы для удаления из экономики неэффективных производств, в том числе посредством восстановления их платежеспособности, а правила о потребительском банкротстве необходимы для обеспечения поддержки потребительского кредита, возвращения потребителя к активной экономической жизни, в частности путем освобождения его от долгов. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежному обязательству или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и их размер составляет не менее 100 тыс. руб., если иное не предусмотрено федеральным законом. Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены; их размер составляет не менее 10 тыс. руб. и превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

2. Назовите основные  цели и содержание процедуры  наблюдения.

Процедура наблюдения впервые была предусмотрена Законом 1998 г.

 Процедура наблюдения  осуществляется в целях обеспечения  сохранности имущества должника, проведения анализа его финансового  состояния, составления реестра  требований кредиторов и проведения  первого собрания кредиторов (ст.2 Закона). Процедура наблюдения осуществляется в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Процедура наблюдения вводится по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику, за исключением случаев возбуждения дела на основании заявления должника, когда наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству. Наблюдение должно быть завершено не позднее семи месяцев со дня поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд. Введение процедуры наблюдения влечет за собой возникновение определенных правовых последствий, к числу которых относятся:

  1. требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей могут быть предъявлены только с соблюдением порядка, предусмотренного Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» (с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом кредиторы не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения их требований в индивидуальном порядке);
  2. по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств и иного имущества должника. Кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»;
  3. приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям с должника;
  4. запрещаются удовлетворение требований участника должника – юридического лица о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников, выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);
  5. запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;
  6. не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов;
  7. ограничивается правоспособность должника:

а) органы управления должника могут совершать сделки, связанные с приобретением, отчуждением имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5 процентов балансовой стоимости активов должника, с получением и выдачей займов, поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника только с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме;  
б) органы управления должника не вправе принимать решения о реорганизации, ликвидации должника, о создании филиалов и т. д. (ст. 64 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

3. Что представляет собой упрощенные процедуры и внесудебная процедура банкротства.

Упрощенные процедуры  банкротства применяются к таким  особым категориям должников, как ликвидируемые  и отсутствующие должники. Их статус определяется тем, что по общему правилу участие данных субъектов в обороте не предполагается, следовательно, применять к ним восстановительные процедуры не имеет никакого смысла. 
Цель упрощенных процедур - скорейшая ликвидация названных юридических лиц и удовлетворение требований кредиторов из имущества, которое, возможно, у этих субъектов имеется. 
Отметим, что ликвидируемый и отсутствующий должники объединены в одну главу закона практически произвольно, так как взаимного применения правовых норм Закон не предусматривает.

Закон делит применяемые к должнику процедуры на два вида: судебные и внесудебные. Если судебная процедура признания должника несостоятельным обязательно предусматривает решение и последующий контроль арбитражного суда, то внесудебная процедура позволяет должнику путем переговоров с кредиторами избежать судебного процесса и признания должника несостоятельным по суду. Результаты переговоров могут быть различными. Должник может договориться со всеми или частью кредиторов об отсрочке или рассрочке причитающихся кредиторам платежей или уменьшении долга, что дает ему возможность продолжить свою производственную деятельность, в которой кредиторы часто заинтересованы.

Задача.

В арбитражный суд  поступило заявление АО «Соликамский рудник» о признании банкротом  контрагента заявителя – ООО «Гортехснаб». После возбуждения производства о несостоятельности внеочередное общее собрание участников ООО «Гортехснаб» постановило заключить договор купли-продажи здания ремонтного цеха, принадлежащего АО. Однако АО «Соликамский рудник» письменно потребовало от ООО расторгнуть заключенный договор, полагая, что он нарушает законодательные ограничения по распоряжению имуществом должника в период наблюдения, а также права кредиторов общества-должника.

Руководство ООО предъявило контраргументы следующего порядка:

1. в определении арбитражного  суда о принятии к производству  заявления о банкротстве ничего  не сказано о назначении временного  управляющего;

2. никаких арестов  на имущество должника наложено  не было;

3. договор купли-продажи  заключен в соответствии со ст.46 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (крупная сделка) по решению общего собрания участников ООО, которое является высшим органом, не выполняющим управленченские функции, в то время как законодательство о несостоятельности предусматривает ограничения полномочий только органов управления организации – должника, т.е. генерального директора и правления.

Как разрешить возникшую  спорную ситуацию?

 

Право на обращение в арбитражный  суд возникает у конкурсного  кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда или третейского суда о взыскании с должника денежных средств. Судья арбитражного суда принимает заявление о признании должника банкротом, поданное с соблюдением требований, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодеком Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. О принятии заявления о признании должника банкротом судья арбитражного суда выносит определение не позднее чем через 5 дней с даты поступления указанного заявления в арбитражный суд. В определении о принятие заявления, о признании должника банкротом указывается кандидатура арбитражного  управляющего и (или) саморегулируемая организация, из числа членов которой арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего (далее – заявленная саморегулируемая организация), регистрационные данные юридического лица, индетификационный номер налогоплательщика, а так же дата рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом. Регистрационные данные должника – юридического лица указываются во всех судебных актах, внесенных арбитражным судом в деле банкротства. В случае получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом, в котором не указана кандидатура арбитражного управляющего или протокола собрания кандидатов о выборе саморегулируемой организации. Заявленная саморегулируемая организация представляет кандидатуру арбитражного управляющего из числа своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в деле о банкротстве. Арбитражный суд направляет определении о принятии заявления о признании должника банкротом заявителю, должнику, в органе по контролю (надзору) заявленную саморегулированнуя организацию. Судебное заседание по проверке обоснованности заявления о признании должника банкротом проводится не менее чем через 15 дней и не более чем через 30 дней с даты внесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом. Арбитражный суд по ходатайству лица, подавшего заявление о признании должника банкротом, вправе принять Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации меры по обеспечению заявления. Ходатайство о принятии мер по обеспечению заявления  признании банкротом рассматривается судьей не позднее дня, следующего за днем поступления ходатайства, без извещения сторон. По результатам рассмотрения ходатайства выносится определение. Определение о принятии мер по обеспечению заявления подлежит немедленному исполнению. Определение о принятии мер по обеспечению заявления или об отказе в принятии мер по обеспечению заявления может быть обжаловано. Обжалование указанного определения не является основанием для его приостановления. 

Информация о работе Правовые основы проведения процедур банкротства