Предмет, метод, и цели госдарственного финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 11:26, реферат

Описание работы

Под финансовым контролем понимается введение новых явлений в экономической деятельности различных этапов экономики, раскрывая их закономерность для дальнейшего усовершенствования и прогрессирования в экономической науке. При всех этапах общественного воспроизводства, которое распределяется на производство, распределение, обмен и потребление продукции финансовый контроль изучает производительные силы и производственные отношения для того, чтобы выявить недостатки и контролировать производство со стороны общества.

Файлы: 1 файл

Творческая .Корпоративные финансы.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

ЦДОР

Тотемский

Вид работы

Творческое эссе

Название дисциплины

4339 Корпоративные финансы

Тема

Предмет, метод и цели государственного финансового контроля

Фамилия

Клыгина

Имя

Марина

Отчество

Васильевна

№ контракта

1390511400209020


 

Основная часть

Предмет, метод и цели государственного финансового контроля.

Под финансовым контролем  понимается введение новых явлений  в экономической деятельности различных  этапов экономики, раскрывая их закономерность для дальнейшего усовершенствования и прогрессирования в экономической науке.  При всех этапах общественного воспроизводства, которое распределяется на производство, распределение, обмен и потребление продукции финансовый контроль изучает производительные силы и производственные отношения для того, чтобы выявить недостатки и контролировать производство со стороны общества. Контролируя отношения на производстве и производительные силы в сфере производства, финансовый контроль назначает результативность применения общественного труда как рациональной деятельности человека, включающего труд, предметы и средства труда, соответствие его функционирующему законодательству, нормативным правовым актам. В деталях проверяются финансовые отношения на федеральном, региональном и отраслевом уровнях. На уровне предприятий и организаций контролируется действенность затрат активного и овеществленного труда, использование основных фондов и оборотных средств. Таким образом, в предмет финансового контроля вводятся все составные части процесса воспроизводства, а также законодательная и нормативная основа, обеспечивающие функционирование экономики. 
На этапе течения распределения общественного продукта задача финансового контроля заключается в проверке использования его на удовлетворение различных потребностей общества - возмещение потребленных средств производства, распределение и перераспределение вновь созданного продукта в соответствии с рыночными отношениями. Контролируются производственные отношения в частности восстановления норм запасов средств труда и предметов труда, расходования средств на оплату затраченного труда населения в соответствии с его количеством и качеством, возобновления и пополнения общественных фондов накопления и потребления, начисление средств в государственный бюджет на социальное страхование. На всех этапах распределения коллективного продукта предмет финансового контроля распространяется на все звенья народного хозяйства.

Также предмет финансового контроля заключает в себе и договорные отношение, т.е выполнение по договорам- подряда поставка и сбыт продукции и расчет за товары. Насыщая рынок товарами тем самым удовлетворяя население и повышая покупательную спрос на товары и услуги, материально-техническое обеспечение народного хозяйства. При этом в товарном обмене обследуются натуральные и стоимостные показатели в процессе обмена.  
Следовательно, на стадии обмена проверяются все конфигурации обращения коллективного продукта в соответствие с базарным установкой экономики. 
На завершающей стадии течения воспроизводства - производстве - финансовый контроль проверяет операции, связанные в основном с производственным потреблением, т. е. возобновлением и расширением производственных фондов и удовлетворением коллективных потребностей. В доле личного потребления финансовый контроль обнаруживает диспропорции в удовлетворении вещественных и культурных нужд членов общества, а также возражения, активизированные помехами нормативных правовых актов в течении удовлетворения личных потребностей. 
Общественные и личные потребности формируются на этапе производства, закупая форму настоящих потребностей. Под влиянием вкусов и наклонностей человека, обнаруживающихся в процессе обмена, структура полноценных нужд изменяется, а рамки расширяются до удовлетворения их на этапе дележки. 
Финансовый контроль выявляет неудовлетворенные потребности и посредством системы управления влияет на их выполнение. Находясь выполненными, потребности вновь возобновляются для следующего цикла общественного воспроизводства, но уже в другом виде. При таком контроле удовлетворения потребительского спроса предметом финансового контроля является воздействие рынка на производство, распределение и потребление общественного продукта. 
На всех этапах течения воспроизводства финансовый контроль обнаруживается орудием обнаружения противоречий с целью их установки экономическими методами (налогообложением, кредитованием).

Таким образом предметом  финансового контроля является: 
-  в первом случае предметом финансового контроля являются финансы субъектов экономики, отображающие производственные отношения в обществе, формирующиеся в течении производства, распределения и потребления продуктов. 
- в втором случае предметом государственного контроля являются средства государственного бюджета как на этапе их развития, так и на этапах распределения и использования.  
Предназначающим фактором на всех этапах развития любой науки является целостность ее предмета и метода. Финансовому контролю как особой области научных знаний свойственен установленный метод осмотра ее характерного предмета. 
В базе метода финансового контроля лежит диалектический метод с такими его законами, как общая связь и взаимообусловленность явлений, динамизм, переход количества в качество, единство и борьба противоположностей, а также такие всеобщие приемы научного мышления, как наблюдение, сравнение, анализ и синтез, дедукция и индукция. Начнем с действия всеобщего диалектического закона об универсальной связи и взаимодействии явлений и процессов. Применительно к финансовому контролю это предполагает комплексный, системный подход к изучению финансово-хозяйственной деятельности предприятий и объединений, взаимозависимостей между экономической и технической сторонами производства, между финансовыми и производственными показателями.  
Поэтому значительное методологическое роль имеет принцип сосредоточения контроля на устанавливающих участках производственной и финансовой деятельности. Такой доступ разрешает вовремя обнаруживать и опережать изъяны и тесные места, невозмутимее проявлять глубинные внутрихозяйственные резервы, прежде всего в тех частях производства, где ценой наименьших затрат можно получить наибольший и быстрый эффект. 
Из диалектического принципа динамизма явствует, что экономические показатели работы производственных объединений и предприятий необходимо подвергать контролю не только в статике, но и в динамике, прослеживая за динамикой количественных показателей процесс перехода старого качества в новое (например, изменения организационно-технического уровня производства). Не менее важно проанализировать в ходе комплексных ревизий и тематических проверок обратный процесс - количественный рост объема производства в результате качественных изменений в технике, технологии и организации производства. 
Главную значимость для формирования научной методологии финансового контроля имеет диалектический закон единства и борьбы противоположностей. В процессе ревизий и проверок обнаруживаются противоречия между экономическими интересами отдельных коллективов предприятий и их работников, с одной стороны, и общегосударственными, с другой, открываются диспропорции и несбалансированность некоторых показателей развития экономики предприятий и объединений, предполагаются меры по ликвидации таких диспропорций. 
В финансовом контроле широко используются такие приемы процесса познания, как индукция и дедукция. Прежде всего в бухгалтерском контроле преобладают индуктивные приемы исследования - от единичных фактов к обобщенным количественным и качественным характеристикам всяческих сторон финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Тут последовательность контрольных действий, как правило, такова: от первичных документов через учетные регистры до бухгалтерского баланса и других форм отчетности. В последующем ведомственном и вневедомственном контроле наиболее эффективен способ дедукции, рассчитанный на получение обоснованных выводов путем перехода от обобщенных синтетических показателей к частным и единичным фактам. Здесь порядок контрольных воздействий формируется по-другому: от обобщенных показателей бухгалтерской и статистической отчетности через регистровый синтетического и аналитического бухгалтерского учета до несплошного или сплошного анализа завершающих документов. Применение при ревизиях способа посылки санкционирует распределено изучить эффективность правления экономикой и вытекание правовых норм. 
Из выше сказанного метод финансового контроля можно выразить как комплексное, органически разрозненное исследование законности, достоверности, целесообразности и экономической эффективности хозяйственных и финансовых операций и процессов на основе использования учетной, отчетной, плановой и иной экономической информации в совмещении с обследованием фактического состояния предметов контроля. 
Рассмотрение материалов о сущности методов контроля позволяет вскрыть из них две группы: общенаучные методы и специфические контрольные методы. 
Общенаучные методические приемы подсоединяют разбор и синтез, индукцию, дедукцию, аналогию и моделирование, абстрагирование и конкретизацию, системный анализ, функционально-стоимостный анализ. 
Анализ - прием исследования, который включает изучение предмета путем мысленного или практического расчленения его на составные объекты.

Синтез - метод изучения объекта в его целостности, единстве и взаимной связи его частей. Индукция - прием исследования, при котором общий вывод о признаках множества элементов объекта делается на основе изучения не всех признаков, а отдельных конкретных элементов данного множества, т. е. умозаключение от частных факторов к общим выводам.

 Дедукция  - исследуется состояние объекта в целом, и на основе логических рассуждений делаются выводы о его составных элементах, т. е. умозаключение от общего к частному. 
Аналогия  - прием научного умозаключения, посредством которого достигается познание одних объектов на основании их сходства с другими.

Моделирование - прием  научного познания, организованный на замене изучаемого объекта его аналогом, моделью, заключающей существенные черты оригиналов.  
        Абстрагирование - прием мысленного отвлечения путем абстракции переходить от конкретных объектов к отвлеченным понятиям и законам развития.

Конкретизация - исследование определенных объектов во всей их разносторонности, в качественном многообразии реального существования. 
       Системный анализ - изучение объекта исследования как совокупности элементов, образующих систему. Системный анализ в финансовом контроле предусматривает оценку поведения объектов как системы со всеми факторами, воздействующими на их функционирование. Этот прием широко используется в финансовом контроле, так как способствует системному подходу к оценке производственной и хозяйственно-финансовой деятельности всех звеньев экономики.

Функционально-стоимостный  анализ - изучение объектов на стадии инженерной подготовки производства.

Собственные методические зачисления финансового контроля доставляют собой специфические приемы контроля, выработанные практикой. Формируются эти приемы в зависимости от целевой функции данной контроля.  
Собственные методические приемы финансового контроля можно объединить в следующие группы: органолептические, расчетно-аналитические, документальные обобщения и реализация результатов контроля. 
Органолептические - выявляемые с помощью органов чувств, к ним относятся инвентаризация, контрольные замеры, выборочные и сплошные наблюдения, технологический и химико-технологический контроль, экспертизы, служебное расследование, эксперимент. 
Инвентаризация - проверка объектов контроля. В финансовом контроле применяется как основной методический прием фактического контроля сохранности товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также состояния расчетно-кредитных отношений и других активов и пассивов объединения, предприятия. Прием инвентаризации используется всеми видами финансового контроля. Особое значение в обеспечении сохранности государственной собственности инвентаризация имеет при осуществлении внутрихозяйственного контроля, являясь основным приемом текущего контроля. 
Экономико-математические методы применяются в финансовом контроле при определении влияния факторов на результаты хозяйственных процессов с целью их оптимизации на стадии планирования и проектирования, а также после совершения хозяйственных процессов, если другими методическими приемами определить тесноту связи факторов не представляется возможным. В частности, используют оптимизацию маршрутов перевозок грузов и пассажиров автомобильным транспортом, корреляционный анализ себестоимости продукции, издержек производства, выполнения плана производства и др. 
Документальные приемы состоят из информационного моделирования, исследования документов, камеральных проверок, нормативно-правового регулирования. 
Информационное моделирование - информационная совокупность, представляющая контролируемый объект в виде модели. При формировании информационной модели необходимо обеспечить полноту характеристики объекта контроля, отбор существенных переменных и представление их в форме, наиболее удобной для восприятия и анализа. Целью моделирования в контроле является получение необходимой информации об объекте для последующего изучения его состояния, участия в процессах расширенного воспроизводства, выявления отклонений и возмущений, выработки решения регулирования в пределах плановых параметров. При моделировании используется нормативно-правовая, договорная, учетная, отчетная и другая информация об объектах. В таком представлении информационной моделью можно считать объекты основных фондов, товарно-материальные ценности, денежные средства, отраженные в системе плановой, договорной, нормативно-правовой и учетной информации. 
Изучение документов - способ документального контроля достоверности, целесообразности, эффективности хозяйственных операций, соответствия их законодательным и нормативным актам, регулирующим процесс расширенного воспроизводства. 
Камеральные проверки - прием документального контроля качества проектно-сметной документации по капитальным вложениям, а также документов на выполненные строительно-монтажные работы, представляемые объединениями и предприятиями учреждениям банка, осуществляющим контроль за финансированием капитальных вложений. 
Нормативно-правовое регулирование - система приемов, используемых финансовым контролем для выявления нарушений нормативных и правовых актов в процессе расширенного воспроизводства. 
Обобщение и реализация результатов контроля - совокупность приемов синтезирования результатов проведенного контроля и принятия решений по устранению выявленных недостатков в финансово-хозяйственной деятельности обревизованного предприятия и предупреждение их повторения в будущем. К таким приемам относятся: группировка недостатков, документирование результатов промежуточного контроля, аналитическая группировка, следственно-юридическое обоснование, систематизированная группировка недостатков в акте комплексной ревизии, принятие решений по результатам ревизии, контроль выполнения принятых решений.. 
По формам осуществления финансового контроля различают следующие контрольные проверки: превентивные, текущие, тематические, ревизии, комплексные ревизии. 
По уровням управления контрольные мероприятия можно разделить на общегосударственные, когда осуществляется проверка ряда министерств и ведомств; отраслевые - проверка той или иной отрасли и выборочно отдельных ее предприятий и организаций; региональные - когда проверяется регион и его отдельные предприятия; объектные - когда проверяется отдельное предприятие, банк, АО и т.п. 
По субъектам контроля он делится на две категории: внутренний контроль, когда проверка осуществляется ведомственным органом контроля, например, проверка предприятия АПК контрольным органом Минсельхозпрода России; внешний контроль осуществляется внешним контрольным органом, например, Счетной палатой Российской Федерации, счетной палатой региона, Главным контрольным управлением Президента Российской Федерации, налоговой службой и т.д. 
Таким образом, было последовательно рассмотрено основные теоретические вопросы государственного финансового контроля. При этом была соблюдена следующая логическая последовательность: во-первых, были выявлены источники контроля вообще и финансового в частности; затем мы рассмотрели содержание и сущность государственного контроля и установили в нем место финансового контроля; следующий логический шаг потребовал анализа сущности и содержания финансового контроля; далее были даны цель, задачи и функции государственного финансового контроля; в заключение определены предмет, метод, виды и принципы финансового контроля.

Список использованных интернет-ресурсов

№ п/п

Наименование интернет-ресурса

Ссылка на конкретную используемую страницу интернет-ресурса

1

Акбарова Ж.Д. К вопросу о государственном  финансовом контроле.

www.nasledie.ru/schetpal/

2

Степашин С.В. Новые задачи — новые способы  решения. //

Финансовый  контроль. — 2001 — № 1

http://www.budgetrf.ru/Publications/Schpalata/2000/bulletin/schpal4282000bull4-14.htm





Информация о работе Предмет, метод, и цели госдарственного финансового контроля