Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 11:26, реферат
Под финансовым контролем понимается введение новых явлений в экономической деятельности различных этапов экономики, раскрывая их закономерность для дальнейшего усовершенствования и прогрессирования в экономической науке. При всех этапах общественного воспроизводства, которое распределяется на производство, распределение, обмен и потребление продукции финансовый контроль изучает производительные силы и производственные отношения для того, чтобы выявить недостатки и контролировать производство со стороны общества.
Версия шаблона |
2.1 |
ЦДОР |
Тотемский |
Вид работы |
Творческое эссе |
Название дисциплины |
4339 Корпоративные финансы |
Тема |
Предмет, метод и цели государственного финансового контроля |
Фамилия |
Клыгина |
Имя |
Марина |
Отчество |
Васильевна |
№ контракта |
1390511400209020 |
Под финансовым контролем
понимается введение новых явлений
в экономической деятельности различных
этапов экономики, раскрывая их закономерность
для дальнейшего усовершенствования и прогрессирования
в экономической науке. При всех этапах
общественного воспроизводства, которое
распределяется на производство, распределение,
обмен и потребление продукции финансовый
контроль изучает производительные силы
и производственные отношения для того,
чтобы выявить недостатки и контролировать
производство со стороны общества. Контролируя
отношения на производстве и производительные
силы в сфере производства, финансовый
контроль назначает результативность
применения общественного труда как рациональной
деятельности человека, включающего труд,
предметы и средства труда, соответствие
его функционирующему законодательству,
нормативным правовым актам. В деталях
проверяются финансовые отношения на
федеральном, региональном и отраслевом
уровнях. На уровне предприятий и организаций
контролируется действенность затрат
активного и овеществленного труда, использование
основных фондов и оборотных средств.
Таким образом, в предмет финансового
контроля вводятся все составные части
процесса воспроизводства, а также законодательная
и нормативная основа, обеспечивающие
функционирование экономики.
На этапе течения распределения общественного
продукта задача финансового контроля
заключается в проверке использования
его на удовлетворение различных потребностей
общества - возмещение потребленных средств
производства, распределение и перераспределение
вновь созданного продукта в соответствии
с рыночными отношениями. Контролируются
производственные отношения в частности
восстановления норм запасов средств
труда и предметов труда, расходования
средств на оплату затраченного труда
населения в соответствии с его количеством
и качеством, возобновления и пополнения
общественных фондов накопления и потребления,
начисление средств в государственный
бюджет на социальное страхование. На
всех этапах распределения коллективного
продукта предмет финансового контроля
распространяется на все звенья народного
хозяйства.
Также предмет финансового контроля
заключает в себе и договорные
отношение, т.е выполнение по договорам-
подряда поставка и сбыт продукции и расчет
за товары. Насыщая рынок товарами тем
самым удовлетворяя население и повышая
покупательную спрос на товары и услуги,
материально-техническое обеспечение
народного хозяйства. При этом в товарном
обмене обследуются натуральные и стоимостные
показатели в процессе обмена.
Следовательно, на стадии обмена проверяются
все конфигурации обращения коллективного
продукта в соответствие с базарным установкой
экономики.
На завершающей стадии течения воспроизводства
- производстве - финансовый контроль проверяет
операции, связанные в основном с производственным
потреблением, т. е. возобновлением и расширением
производственных фондов и удовлетворением
коллективных потребностей. В доле личного
потребления финансовый контроль обнаруживает
диспропорции в удовлетворении вещественных
и культурных нужд членов общества, а также
возражения, активизированные помехами
нормативных правовых актов в течении
удовлетворения личных потребностей.
Общественные и личные потребности формируются
на этапе производства, закупая форму
настоящих потребностей. Под влиянием
вкусов и наклонностей человека, обнаруживающихся
в процессе обмена, структура полноценных
нужд изменяется, а рамки расширяются
до удовлетворения их на этапе дележки.
Финансовый контроль выявляет неудовлетворенные
потребности и посредством системы управления
влияет на их выполнение. Находясь выполненными,
потребности вновь возобновляются для
следующего цикла общественного воспроизводства,
но уже в другом виде. При таком контроле
удовлетворения потребительского спроса
предметом финансового контроля является
воздействие рынка на производство, распределение
и потребление общественного продукта.
На всех этапах течения воспроизводства
финансовый контроль обнаруживается орудием
обнаружения противоречий с целью их установки
экономическими методами (налогообложением,
кредитованием).
Таким образом предметом
финансового контроля является:
- в первом случае предметом финансового
контроля являются финансы субъектов
экономики, отображающие производственные отношения в обществе,
формирующиеся в течении производства,
распределения и потребления продуктов.
- в втором случае предметом государственного
контроля являются средства государственного
бюджета как на этапе их развития, так
и на этапах распределения и использования.
Предназначающим фактором на всех этапах
развития любой науки является целостность
ее предмета и метода. Финансовому контролю
как особой области научных знаний свойственен
установленный метод осмотра ее характерного
предмета.
В базе метода финансового контроля лежит
диалектический метод с такими его законами,
как общая связь и взаимообусловленность
явлений, динамизм, переход количества
в качество, единство и борьба противоположностей,
а также такие всеобщие приемы научного
мышления, как наблюдение, сравнение, анализ
и синтез, дедукция и индукция. Начнем
с действия всеобщего диалектического
закона об универсальной связи и взаимодействии
явлений и процессов. Применительно к
финансовому контролю это предполагает
комплексный, системный подход к изучению
финансово-хозяйственной деятельности
предприятий и объединений, взаимозависимостей
между экономической и технической сторонами
производства, между финансовыми и производственными
показателями.
Поэтому значительное методологическое
роль имеет принцип сосредоточения контроля
на устанавливающих участках производственной
и финансовой деятельности. Такой доступ
разрешает вовремя обнаруживать и опережать
изъяны и тесные места, невозмутимее проявлять
глубинные внутрихозяйственные резервы,
прежде всего в тех частях производства,
где ценой наименьших затрат можно получить
наибольший и быстрый эффект.
Из диалектического принципа динамизма
явствует, что экономические показатели
работы производственных объединений
и предприятий необходимо подвергать
контролю не только в статике, но и в динамике,
прослеживая за динамикой количественных
показателей процесс перехода старого
качества в новое (например, изменения
организационно-технического уровня производства).
Не менее важно проанализировать в ходе
комплексных ревизий и тематических проверок
обратный процесс - количественный рост
объема производства в результате качественных
изменений в технике, технологии и организации
производства.
Главную значимость для формирования
научной методологии финансового контроля
имеет диалектический закон единства
и борьбы противоположностей. В процессе
ревизий и проверок обнаруживаются противоречия
между экономическими интересами отдельных
коллективов предприятий и их работников,
с одной стороны, и общегосударственными,
с другой, открываются диспропорции и
несбалансированность некоторых показателей
развития экономики предприятий и объединений,
предполагаются меры по ликвидации таких
диспропорций.
В финансовом контроле широко используются
такие приемы процесса познания, как индукция
и дедукция. Прежде всего в бухгалтерском
контроле преобладают индуктивные приемы
исследования - от единичных фактов к обобщенным
количественным и качественным характеристикам
всяческих сторон финансово-хозяйственной
деятельности предприятия. Тут последовательность
контрольных действий, как правило, такова:
от первичных документов через учетные
регистры до бухгалтерского баланса и
других форм отчетности. В последующем
ведомственном и вневедомственном контроле
наиболее эффективен способ дедукции,
рассчитанный на получение обоснованных
выводов путем перехода от обобщенных
синтетических показателей к частным
и единичным фактам. Здесь порядок контрольных
воздействий формируется по-другому: от
обобщенных показателей бухгалтерской
и статистической отчетности через регистровый
синтетического и аналитического бухгалтерского
учета до несплошного или сплошного анализа
завершающих документов. Применение при
ревизиях способа посылки санкционирует
распределено изучить эффективность правления
экономикой и вытекание правовых норм.
Из выше сказанного метод финансового
контроля можно выразить как комплексное,
органически разрозненное исследование
законности, достоверности, целесообразности
и экономической эффективности хозяйственных
и финансовых операций и процессов на
основе использования учетной, отчетной,
плановой и иной экономической информации
в совмещении с обследованием фактического
состояния предметов контроля.
Рассмотрение материалов о сущности методов
контроля позволяет вскрыть из них две
группы: общенаучные методы и специфические
контрольные методы.
Общенаучные методические приемы подсоединяют
разбор и синтез, индукцию, дедукцию, аналогию
и моделирование, абстрагирование и конкретизацию,
системный анализ, функционально-стоимостный
анализ.
Анализ - прием исследования, который включает
изучение предмета путем мысленного или
практического расчленения его на составные
объекты.
Синтез - метод изучения объекта в его целостности, единстве и взаимной связи его частей. Индукция - прием исследования, при котором общий вывод о признаках множества элементов объекта делается на основе изучения не всех признаков, а отдельных конкретных элементов данного множества, т. е. умозаключение от частных факторов к общим выводам.
Дедукция - исследуется состояние
объекта в целом, и на основе логических
рассуждений делаются выводы о его составных
элементах, т. е. умозаключение от общего
к частному.
Аналогия - прием научного умозаключения,
посредством которого достигается познание
одних объектов на основании их сходства
с другими.
Моделирование - прием
научного познания, организованный на замене изучаемого
объекта его аналогом, моделью, заключающей
существенные черты оригиналов.
Абстрагирование
- прием мысленного отвлечения путем абстракции
переходить от конкретных объектов к отвлеченным
понятиям и законам развития.
Конкретизация - исследование определенных объектов
во всей их разносторонности, в качественном
многообразии реального существования.
Системный анализ
- изучение объекта исследования как совокупности
элементов, образующих систему. Системный
анализ в финансовом контроле предусматривает
оценку поведения объектов как системы
со всеми факторами, воздействующими на
их функционирование. Этот прием широко
используется в финансовом контроле, так
как способствует системному подходу
к оценке производственной и хозяйственно-финансовой
деятельности всех звеньев экономики.
Функционально-стоимостный анализ - изучение объектов на стадии инженерной подготовки производства.
Собственные методические зачисления финансового контроля доставляют
собой специфические приемы контроля,
выработанные практикой. Формируются
эти приемы в зависимости от целевой функции
данной контроля.
Собственные методические приемы финансового
контроля можно объединить в следующие
группы: органолептические, расчетно-аналитические,
документальные обобщения и реализация
результатов контроля.
Органолептические - выявляемые с помощью
органов чувств, к ним относятся инвентаризация,
контрольные замеры, выборочные и сплошные
наблюдения, технологический и химико-технологический
контроль, экспертизы, служебное расследование,
эксперимент.
Инвентаризация - проверка объектов контроля.
В финансовом контроле применяется как
основной методический прием фактического
контроля сохранности товарно-материальных
ценностей и денежных средств, а также
состояния расчетно-кредитных отношений
и других активов и пассивов объединения,
предприятия. Прием инвентаризации используется
всеми видами финансового контроля. Особое
значение в обеспечении сохранности государственной
собственности инвентаризация имеет при
осуществлении внутрихозяйственного
контроля, являясь основным приемом текущего
контроля.
Экономико-математические методы применяются
в финансовом контроле при определении
влияния факторов на результаты хозяйственных
процессов с целью их оптимизации на стадии
планирования и проектирования, а также
после совершения хозяйственных процессов,
если другими методическими приемами
определить тесноту связи факторов не
представляется возможным. В частности,
используют оптимизацию маршрутов перевозок
грузов и пассажиров автомобильным транспортом,
корреляционный анализ себестоимости
продукции, издержек производства, выполнения
плана производства и др.
Документальные приемы состоят из информационного
моделирования, исследования документов,
камеральных проверок, нормативно-правового
регулирования.
Информационное моделирование - информационная
совокупность, представляющая контролируемый
объект в виде модели. При формировании
информационной модели необходимо обеспечить
полноту характеристики объекта контроля,
отбор существенных переменных и представление
их в форме, наиболее удобной для восприятия
и анализа. Целью моделирования в контроле
является получение необходимой информации
об объекте для последующего изучения
его состояния, участия в процессах расширенного
воспроизводства, выявления отклонений
и возмущений, выработки решения регулирования
в пределах плановых параметров. При моделировании
используется нормативно-правовая, договорная,
учетная, отчетная и другая информация
об объектах. В таком представлении информационной
моделью можно считать объекты основных
фондов, товарно-материальные ценности,
денежные средства, отраженные в системе
плановой, договорной, нормативно-правовой
и учетной информации.
Изучение документов - способ документального
контроля достоверности, целесообразности,
эффективности хозяйственных операций,
соответствия их законодательным и нормативным
актам, регулирующим процесс расширенного
воспроизводства.
Камеральные проверки - прием документального
контроля качества проектно-сметной документации
по капитальным вложениям, а также документов
на выполненные строительно-монтажные
работы, представляемые объединениями
и предприятиями учреждениям банка, осуществляющим
контроль за финансированием капитальных
вложений.
Нормативно-правовое регулирование - система
приемов, используемых финансовым контролем
для выявления нарушений нормативных
и правовых актов в процессе расширенного
воспроизводства.
Обобщение и реализация результатов контроля - совокупность приемов
синтезирования результатов проведенного
контроля и принятия решений по устранению
выявленных недостатков в финансово-хозяйственной
деятельности обревизованного предприятия
и предупреждение их повторения в будущем.
К таким приемам относятся: группировка
недостатков, документирование результатов
промежуточного контроля, аналитическая
группировка, следственно-юридическое
обоснование, систематизированная группировка
недостатков в акте комплексной ревизии,
принятие решений по результатам ревизии,
контроль выполнения принятых решений..
По формам осуществления финансового контроля
различают следующие контрольные проверки:
превентивные, текущие, тематические,
ревизии, комплексные ревизии.
По уровням управления контрольные мероприятия
можно разделить на общегосударственные,
когда осуществляется проверка ряда министерств
и ведомств; отраслевые - проверка той
или иной отрасли и выборочно отдельных
ее предприятий и организаций; региональные
- когда проверяется регион и его отдельные
предприятия; объектные - когда проверяется
отдельное предприятие, банк, АО и т.п.
По субъектам контроля он делится на две
категории: внутренний контроль, когда
проверка осуществляется ведомственным
органом контроля, например, проверка
предприятия АПК контрольным органом
Минсельхозпрода России; внешний контроль
осуществляется внешним контрольным органом,
например, Счетной палатой Российской
Федерации, счетной палатой региона, Главным
контрольным управлением Президента Российской
Федерации, налоговой службой и т.д.
Таким образом, было последовательно рассмотрено
основные теоретические вопросы государственного
финансового контроля. При этом была соблюдена
следующая логическая последовательность:
во-первых, были выявлены источники контроля
вообще и финансового в частности; затем
мы рассмотрели содержание и сущность
государственного контроля и установили
в нем место финансового контроля; следующий
логический шаг потребовал анализа сущности
и содержания финансового контроля; далее
были даны цель, задачи и функции государственного
финансового контроля; в заключение определены
предмет, метод, виды и принципы финансового
контроля.
№ п/п |
Наименование интернет-ресурса |
Ссылка на конкретную используемую страницу интернет-ресурса |
1 |
Акбарова Ж.Д. К вопросу о государственном финансовом контроле. |
www.nasledie.ru/schetpal/ |
2 |
Степашин С.В. Новые задачи — новые способы решения. // Финансовый контроль. — 2001 — № 1 |
http://www.budgetrf.ru/ |
Информация о работе Предмет, метод, и цели госдарственного финансового контроля