Прибыль, ее сущность и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 17:47, курсовая работа

Описание работы

При изучении данного вопроса необходимо выявлять определенные функции, выполняемые прибылью предприятия: оценочные, стимулирующие и другие. Кроме того, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Так, предприятия являются налогоплательщиками налога на прибыль предприятий и организаций, который относится к числу федеральных налогов. Поэтому важным вопросом является влияние налоговой системы на формирование прибыли предприятия.

Содержание работы

Введение 3
1. Экономическая сущность и функции прибыли организации. 5
2. Основные виды прибыли организации 8
3. Рентабельность, сущность, методика расчета основных показателей 13
4. Основные методы планирования прибыли. 16
Заключение 22
Список литературы 24

Файлы: 1 файл

Гот.раб. финансы.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

Неотъемлемым признаком  рыночной экономики является появление  консолидированной прибыли. Консолидированная  прибыль  - это прибыль, сводная  по бухгалтерской отчетности о  деятельности и финансовых результатах материнских  и дочерних предприятий. Консолидированная бухгалтерская отчетность представляет собой объединение отчетности двух и более хозяйствующих субъектов, находящихся в определенных юридических и финансово-хозяйственных взаимоотношениях. Необходимость консолидации определяется экономической целесообразностью. Предпринимателям выгодно вместо одной крупной фирмы создавать несколько более мелких предприятий, юридически самостоятельных, но экономически взаимосвязанных, т.к. в этом случае может быть получена экономия на налоговых платежах. Кроме того, в связи с дроблением и ограничением юридической ответственности по обязательствам снижается степень риска в ведении бизнеса, достигается большая мобильность в освоении новых форм вложения капитала и рынков сбыта.

Прибыль от реализации продукции (товаров, работ. услуг) представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции  без НДС, спецналога, акцизов, экспортных тарифов, и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции.

Выручка от реализации продукции  определяется либо по мере ее оплаты либо по мере отгрузки товаров (продукции, работ, услуг) и предъявления покупателю расчетных документов. Метод определения выручки от реализации продукции устанавливается предприятием на длительный срок исходя из условий хозяйствования и заключения договоров. В отраслях сферы товарного обращения (торговля, общественное питание) вместо категории «выручка от реализации продукции» используется категория «товарооборот». Сущность товарооборота составляют экономические отношения, связанные  с обменом денежных доходов на товары в порядке купли-продажи. В зарубежной практике вместо термина «выручка» зачастую используют термин «валовой доход». Однако это очень широкая трактовка данного термина.  Валовой  доход как экономическая категория выражает собой вновь созданную стоимость, или чистую продукцию хозяйствующего субъекта. В практике планирования и учета в торговле под валовым доходом понимается сумма торговых надбавок (скидок); в общественном питании  -  сумма торговых набавок (скидок) и наценок.

Себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции  природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Также можно выделить еще одну разновидность  прибыли – сверхприбыль. Так, предприятия, работающие в лучших условиях и имеющие самую низкую себестоимость, получают сверхприбыль, которая равна разнице между общей рыночной ценой и наименьшей себестоимостью изделия. Именно здесь предприниматели получают  максимальную норму прибыли, превышающую среднюю для отрасли. Но, как правило, они обладают такой прибылью не постоянно.

В рамках сверхприбыли, необходимо выделить монопольную сверхприбыль. Так монополии имеют возможность сами устанавливать на рынке выгодные им цены. Крупный капитал использует это в собственных интересах, чтобы получать монопольную сверхприбыль – избыток прибыли сверх обычного, нормального для всех бизнесменов прироста капитала. Этот избыток вместе с обычным приращением авансированной суммы образует монопольно высокую прибыль.

 

3. Рентабельность, сущность, методика  расчета основных показателей

В условиях рыночных отношений, характеризующихся своей динамичностью, приходится постоянно принимать неординарные решения, связанные с учетом финансового положения предприятия. К примеру, если темпы продаж предприятия падают, то уменьшится ли соответственно этому производство товаров или предприятие должно придерживаться прежних темпов развития, делая запас на будущее? Или если спрос на продукцию сильно и неожиданно увеличивается, то можно ли с существующих мощностей снять больше продукции? Должно ли предприятие развивать новые технологии, требующие значительных капиталовложений, или ограничиться интенсификацией труда? Все это в конечном итоге связано с оценкой использования ресурсов предприятия.

Для оценки уровня эффективности работы предприятия получаемый результат (валовой доход, прибыль) сопоставляется с затратами или используемыми  ресурсами. Соизмерение прибыли с затратами означает рентабельность или, точнее, норму рентабельности.

На практике используются два варианта измерения нормы  рентабельности. Это отношение прибыли  к текущим затратам - издержкам  предприятия (себестоимости) или к авансированным вложениям (основным производственным фондам и оборотным средствам). Оба измерителя связаны между собой показателем скорости оборота авансированных вложений.

 

 где  Р - прибыль;

         Р'2, Р'2 - норма прибыли (первый и второй варианты);

        Фа, Фз - фонды авансирования и  фонды себестоимости.

  Поскольку число  оборотов  то .

 Норму рентабельности  предприятия можно рассчитать  по следующей формуле:

где Ц - цена единицы продукции;

       С  - себестоимость продукции;

       П  - объем продукции;

      Фо - стоимость  основных производственных фондов;

      Фоб  - объем оборотных средств.

 

В практике работы предприятий применяется ряд показателей рентабельности.

1. Рентабельность продукции  можно рассчитать по всей реализованной  продукции и по отдельным ее  видам. В первом случае она  определяется как отношение прибыли  от реализации продукции к  затратам на ее производство и реализацию. Рентабельность всей реализованной продукции рассчитывается и как отношение прибыли от реализации товарной продукции к выручке от реализации продукции; по отношению балансовой прибыли к выручке от реализации продукции; по отношению чистой прибыли к выручке от реализации продукции. Показатели рентабельности всей реализованной продукции дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализуемой продукции.

Во втором случае определяется рентабельность отдельных видов продукции. Она зависит от цены, по которой продукция реализуется потребителю, и себестоимости по данному ее виду.

2. Рентабельность производственных  фондов рассчитывается как отношение  балансовой прибыли к среднегодовой  стоимости основных производственных фондов и материальных оборотных средств. Этот показатель можно рассчитать и по чистой прибыли.

3. Рентабельность вложений  в предприятие определяется по  стоимости имущества, имеющегося  в его распоряжении. При расчете  используются показатели балансовой  и чистой прибыли. Стоимость имущества определяется по бухгалтерскому балансу. Кроме прибыли при расчете рентабельности вложений можно использовать выручку от реализации продукции. Этот показатель характеризует уровень продаж на 1 руб. вложений в имущество предприятия.

Рентабельность собственных  средств предприятия определяется отношением чистой прибыли к его  собственным средствам, определяемым по балансу. Целесообразно рассчитать и отдачу долгосрочных финансовых вложений. Рентабельность долгосрочных финансовых вложений рассчитывается как отношение суммы доходов от ценных бумаг и долевого участия в других предприятиях к общему объему долгосрочных финансовых вложений. Полученный результат интересно сравнить с рентабельностью производственных фондов. В ряде случаев он может быть выше, чем рентабельность производственных фондов.

Факторы роста любого показателя рентабельности зависят  от единых экономических процессов  и явлений:

¾  совершенствование системы управления производством в условиях рыночной  экономики на основе преодоления кризиса в финансовокредитной  и денежной системах;

¾ повышение эффективности использования ресурсов предприятиями на основе стабилизации взаимных расчетов и системы расчетноплатежных отношений;

¾  индексация оборотных средств и четкое определение источников их формирования.

Важным фактором роста  рентабельности в нынешних условиях является работа предприятий по ресурсосбережению, что ведет к снижению себестоимости, а следовательно,  ¾  росту прибыли. Дело в том, что развитие производства за счет экономии ресурсов на данном этапе намного дешевле, чем разработка новых месторождений и вовлечение в производство новых ресурсов.

Снижение себестоимости  должно стать главным условием роста  прибыльности и рентабельности производства.

4. Основные методы планирования прибыли.

 

Важнейшая роль прибыли, усиливающаяся с развитием предпринимательства, определяет необходимость ее правильного  исчисления. От того, насколько достоверно определена плановая прибыль, будет  зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность организации.

Расчет плановой прибыли  должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное  и полное финансирование инвестиций, прирост собственных оборотных  средств, соответствующие выплаты  рабочим и служащим, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками. Следовательно, правильное планирование прибыли на предприятиях имеет ключевое значение не только для предпринимателей, но и для народного хозяйства в целом.

Планируется прибыль  раздельно по видам: от реализации товарной продукции, от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, от реализации основных фондов и другого имущества и от внереализационных доходов и расходов.

Рассмотрим основные способы планирования прибыли от реализации товарной продукции. Главные из них — метод прямого счета и аналитический.

Метод прямого счета  наиболее широко распространен в  организациях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как  правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов.

Расчет ведется по формуле: П = (В ∙ Ц) - (В ∙ С),

где П — плановая прибыль;

В — выпуск товарной продукции  в планируемом периоде в натуральном  выражении;

Ц — цена за единицу  продукции (за вычетом НДС и акцизов);

С — полная себестоимость  единицы продукции.

Расчету прибыли предшествует определение выпуска сравнимой  и несравнимой товарной продукции в планируемом году по полной себестоимости и в ценах, а также остатков готовой продукции на складе и товаров отгруженных на начало и конец планируемого года.

Расчет прибыли методом  прямого счета прост и доступен. Однако он не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при большой номенклатуре выпускаемой продукции очень трудоемок.

Аналитический метод  планирования прибыли применяется  при большом ассортименте выпускаемой  продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля. Преимущество этого метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в предстоящем году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов.

Определение базовой  рентабельности как частного от деления  ожидаемой прибыли за отчетный год  на полную себестоимость сравнимой  товарной продукции за тот же период.

Исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде  по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности.

Учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижения (повышения) себестоимости сравнимой продукции, повышения ее качества и сортности, изменения ассортимента, цен и т.д.

При этом методе прибыль  по несравнимой продукции определяется отдельно.

План по прибыли на следующий год разрабатывается  в конце отчетного периода. Поэтому для определения базовой рентабельности используются отчетные данные за истекшее время (обычно за девять месяцев) и ожидаемое выполнение плана на оставшийся до конца года период (за четвертый квартал).

Прибыль в отчетном периоде  принимается в соответствии с уровнем цен, действовавших к концу года. Поэтому если в течение истекшего года имели место изменения цен или ставок налога на добавленную стоимость и акцизов, повлиявшие на сумму прибыли, то они учитываются при определении ожидаемой прибыли за весь отчетный период независимо от времени изменений. Если, например, цены были повышены с 1 октября отчетного года, то это повышение следует распространить на весь период и до 1 октября, так как иначе уровень рентабельности отчетного года не сможет служить базовым для планируемого.

На основе найденного таким образом уровня базовой  рентабельности и планируемого объема товарной продукции по себестоимости  отчетного года исчисляется прибыль  планируемого года с учетом влияния  одного фактора — изменения объема сравнимой товарной продукции.

Необходимо подчеркнуть, что при прямом методе плановая прибыль  определяется как общая сумма  без выявления конкретных причин, влияющих на ее величину, а при аналитическом  методе выявляются как положительно, так и отрицательно влияющие на прибыль факторы.

Информация о работе Прибыль, ее сущность и виды