Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 14:55, реферат
На сегодняшний день существует дефицит финансирования ЖКХ. Отрасль уже 20 лет функционирует в режиме реформирования. В ее рамках был создан Фонд содействия реформированию ЖКХ. На условиях софинансирования регионам и муниципальным образованиям выделяются средства на капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного и ветхого жилья.
Введение ……………………………………………………………….3
Функции жилищно-коммунального хозяйства и классификация его отраслей …………………………………....4
ЖКХ России в условиях реформирования …………………….6
Фонд содействия реформированию ЖКХ ………………….....8
Реализация 185 ФЗ на территории Забайкальского края..….....8
Заключение ………………………………………………………...…10
Список использованных источников ………………………...……..11
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Финансы и кредит»
на тему
«Проблемы финансирования сферы ЖКХ»
г.Чита, 2012 г.
Содержание:
Введение ……………………………………………………………….3
Заключение ………………………………………………………...…10
Список использованных источников ………………………...……..11
Введение
Жилищно-коммунальное
хозяйство является одной из основных
отраслей народного хозяйства Российской
Федерации, охватывающей многоотраслевой
производственно-технический
Система ЖКХ
представлена жилыми, общественными
зданиями, эксплуатационными, ремонтно-строительными,
транспортными, энергетическими и
другими предприятиями, составляющими
сложную социально-
На сегодняшний
день эта сфера остается убыточной
и неэффективной сферой экономики
нашей страны. Сложившаяся ситуация
связана с целым рядом проблем,
которые требуют
Сегодня, вместо ожидаемого прогресса, вся система жизнеобеспечения городов и населенных пунктов находится на критической отметке, прежде всего, потому что средний уровень износа инженерных коммуникаций составляет порядка 60% и около четверти основных фондов полностью отслужили свой срок.
Источниками финансирования расходов на содержание и развитие ЖКХ являются:
– платежи коммерческих предприятий, пользующихся услугами ЖКХ;
– платежи бюджетных организаций – потребителей коммунальных услуг;
– платежи граждан – потребителей коммунальных услуг;
– дотации федерального бюджета;
– дотации региональных бюджетов.
На сегодняшний день существует дефицит финансирования ЖКХ. Отрасль уже 20 лет функционирует в режиме реформирования. В ее рамках был создан Фонд содействия реформированию ЖКХ. На условиях софинансирования регионам и муниципальным образованиям выделяются средства на капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного и ветхого жилья.
В свете всех проблем не вызывает сомнений в своей актуальности тема реферата «Проблемы финансирования ЖКХ». Цель данной работы – на примере анализа финансирования ЖКХ выявить проблемы деятельности.
1. Функции жилищно-коммунального хозяйства
и классификация его отраслей
Жилищно-коммунальное хозяйство — это комплекс подотраслей, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры различных зданий населенных пунктов, создающий удобства и комфортность проживания и нахождения в них граждан путем предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг.
ЖКХ подразумевает выполнение следующих функций:
- водопровод, куда входят прокладка и ремонт водопроводных труб, водозабор очистка и доставка воды в многоквартирные дома и на промышленные объекты, в т.ч. для последующего подогрева для нужд горячего водоснабжения и отопления;
- электроснабжение;
- теплоснабжение, т.е. обеспечение поставки жителям горячей воды и тепла, обеспечение работы котельных и ТЭЦ;
- канализация (отведение сточных вод);
- капитальный ремонт зданий;
- текущий ремонт внутренних общедомовых инженерных коммуникаций и систем (здания);
- сбор, вывоз и утилизация мусора;
- уборка мест общего пользования;
- содержание придомовых территорий (благоустройство, озеленение).
Рассмотрим классификацию отраслей жилищно-коммунального хозяйства:
- санитарно-технические службы (водопровод, канализация, предприятия по санитарной очистке);
- внутригородской пассажирский транспорт общего пользования (трамвай, троллейбус, автобус, метрополитен);
- коммунальная энергетика (тепловые, электрические, газовые сети, коммунальные котельные, электростанции и газовые заводы, не входящие в общие электрические системы);
- коммунальное обслуживание (бани, прачечные, парикмахерские, гостиницы);
- внешнее городское благоустройство (дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, уличное освещение);
- подсобные предприятия ЖКХ (ремонтные заводы, мастерские).
Среди особенностей ЖКХ как отрасли народного хозяйства можно выделить:
- сочетание производственных и
непроизводственных функций,
- особую социальную значимость, усиливающую необходимость государственного регулирования и контроля со стороны потребителей;
- сочетание коммерческих (ориентированных на достижение прибыли) и некоммерческих организаций;
- сочетание крупного (производство энергии, водоканал, трубопроводные сети и т.д.) и малого бизнеса;
- особая значимость экологического и санитарно-эпидемиологического контроля;
- необходимость гарантированного обеспечения минимума услуг независимо от платежеспособности населения.
ЖКХ имеет многоотраслевую
Источниками финансирования расходов на содержание и развитие ЖКХ являются:
– платежи коммерческих предприятий, пользующихся услугами ЖКХ;
– платежи бюджетных организаций – потребителей коммунальных услуг;
– платежи граждан – потребителей коммунальных услуг;
– дотации федерального бюджета;
– дотации региональных бюджетов.
На сегодняшний день существует дефицит финансирования ЖКХ. Вследствие того, что уровень жизни снижается, а плата за коммунальные услуги постоянно растет, уменьшается и спрос на многие платные виды услуг. Например, по среднедушевому потреблению бытовых и жилищно-коммунальных услуг Россия отстает от США более чем в 5-6 раз.
Средний уровень обеспеченности населения общей жилой площадью, в расчете на одного жителя России, в 1,5-2 раза ниже рационального норматива и в 3-5 раз ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой, причем 9,8 млн. семей проживает в общежитиях и коммунальных квартирах.
В декабре 2012 года исполнится 20 лет реформе ЖКХ в России. Она началась с принятия Закона РФ «Об основах Федеральной жилищной политики» (декабрь 1992 г.) и разработанной на его базе Государственной целевой программы «Жилище» (июнь 1993 г.). В этих документах были определены цели новой жилищной политики и принципы реформирования жилищной сферы в России.
Основные усилия были направлены на проведение приватизации и постепенное повышение доли платежей населения за жилье и коммунальные услуги, которые должны были привести к освобождению государства от функции бюджетного обеспечения жилищной сферы и переводу ее на самоокупаемость и самофинансирование. Однако в полной мере достичь намеченных целей не удалось. Новый этап реформ начался 28 апреля 1997 г. с принятием Указа Президента РФ №425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации», одобрившего концепцию реформы жилищно-коммунального хозяйства.
Важнейшим элементом реформы являлось создание конкурентной среды в системе управления и обслуживания жилищной сферы. Развитие конкуренции должно было создать условия для преодоления негативных последствий монопольного или доминирующего положения организаций ЖКХ. Ключевой проблемой нового этапа реформирования ЖКХ было совершенствование системы договорных отношений, обусловленное появлением в этой сфере хозяйствующих субъектов различных форм собственности.
1 марта 2005 года вступил в силу новый Жилищный кодекс, который ввел в практику понятия «управление многоквартирным домом» и «управляющая организация». Управляющие организации стали важным, а зачастую и единственным посредником между пользователями жилья и поставщиками коммунальных услуг. В отсутствие узаконенного контроля со стороны пользователей жилья такое положение дел способствовало многочисленным финансовым злоупотреблениям со стороны управляющих организаций. Это приводило к росту долгов управляющих организаций перед поставщиками услуг и конфликтам.
Итоги двадцати лет реформ не впечатляют. Введена 100-процентная плата за жилье и коммунальные услуги, ликвидировано перекрестное субсидирование, с трудом решаются проблемы передачи ведомственного жилья в муниципальную собственность, создана система социальной защиты низкодоходных слоев населения в условиях повышения платежей за жилищно-коммунальные услуги. В то же время реформа ЖКХ не достигла главной цели – не привела к реальному превращению жилищно-коммунальных услуг в рыночный сектор экономики. Ресурсоснабжающие организации, несмотря на свой новый правовой статус коммерческих организаций, по-прежнему остались монополистами, только уже частными монополистами, для которых получение прибыли – основная цель деятельности. Продолжился существенный рост тарифов, повысилась доля платежей за жилье и коммунальные услуги в общих расходах населения.
Между тем реформа ЖКХ продолжается. Продлены до 2015 года Федеральная целевая программа «Жилище» и её подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», создана госкорпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ», приняты новые правила оказания коммунальных услуг, разработана единая форма платежного документа для оплаты за жилье, ужесточены требования к организациям ЖКХ по раскрытию информации по услугам и тарифам. В регионах принимаются и реализуются долгосрочные целевые программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства». Однако ограниченные возможности местных бюджетов не позволяют им активно участвовать в реализации положений данной целевой программы.
По данным Росстата по состоянию на 01 января 2011 года в Российской Федерации общее число многоквартирных домов имеющих износ от 30 до 65% и требующих капитального ремонта, составило 1 млн. 639 тыс. 451 единицу, где проживают около 45 млн. человек; объем ветхого и аварийного жилья в многоквартирных домах, имеющих износ более 66%, составляет 56,1 млн.кв.м. (в том числе ветхого – 39,3 млн.кв.м., аварийного – 16,8 млн.кв.м.)
По данным Реестра аварийных домов, составленного на основании данных субъектов Российской Федерации, в многоквартирных домах объем аварийного жилья, признанного таковым по состоянию на 01 января 2007 года, составлял 7,3 млн.кв.м., где проживало около 480 тыс. человек; в многоквартирных домах объем аварийного жилья, признанного таковым по состоянию на 01 января 2010 года, составил 9,6 млн.кв.м., где проживают около 650 тыс. человек.
В 2007 году Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» был дан старт последнему этапу реформы ЖКХ.
Цель создания Фонда содействия
реформированию ЖКХ: создание безопасных
и благоприятных условий
На 19 марта 2012 г. в программах Фонда содействия реформированию ЖКХ участвует 81 субъект Российской Федерации (98%). Общий объем осваиваемых средств – 391 млрд. 200 млн. рублей. Из которых средства Фонда – 295 млрд. 300 млн. рублей; софинансирование субъектов РФ и собственников жилых помещений в многоквартирных домах – 95 млрд. 900 млн. рублей.
На капитальный ремонт многоквартирных домов по 442 заявкам 81 субъекта Российской Федерации выделено средств на общую сумму 197 млрд. 300 млн. рублей (с учетом софинансирования субъектов и собственников жилых помещений в МКД – 265млрд. 900 млн. рублей), что позволит отремонтировать 124,5 тысячи домов общей площадью 364 млн. 300 тысяч кв.м, улучшив условия проживания 16 млн. 100 тыс. человек.
Отрицательное решение принято по 2 заявкам (третья заявка Псковской области и третья заявка Орловской области).
С участием средств Фонда отремонтированы и ведется капитальный ремонт в 121тысяче 768 домах (98,9% от заявленных к ремонту).
На переселение граждан из аварийного жилищного фонда по 435 заявкам 79 субъектов Российской Федерации выделено средств на общую сумму 98 млрд. рублей (с учетом софинансирования субъектов – 125млрд. 300 млн. рублей), что позволит расселить 18 тысяч 434 аварийных дома, где проживает 308 тысяч 700 человек, в том числе: с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства одобрены 112 заявок (54 субъектов) на сумму 18 млрд. 900 рублей (с учетом софинансирования субъектов – 27 млрд. 100 млн. рублей), что позволит расселить 3 тысячи 989 аварийных домов, где проживают 57,5 тысяч человек.