Проблемы государственного финансового контроля в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 17:54, доклад

Описание работы

Государственный финансовый контроль служит одной из главных предпосылок качественного преобразования процесса управления экономикой в целом, ее развития и стабилизации. Развития и совершенствование государственного финансового контроля в условиях формирования рыночных отношений приобрела сегодня для российского государства одно из важнейших значений, а проблемы правоприменительной практики в системе финансового контроля Российской Федерации занимают ключевое место.

Файлы: 1 файл

Проблемы гос фин контроля.pptx

— 145.47 Кб (Скачать файл)

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дисциплина:

Актуальные проблемы финансов

В процессе перехода экономики  России к рыночным механизмам хозяйствования, к рыночному финансово-экономическому регулированию товарных и денежных потоков особое место занимает создание эффективной системы государственного финансового контроля.

 

Государственный финансовый контроль служит одной из главных  предпосылок качественного преобразования процесса управления экономикой в целом, ее развития и стабилизации.

 

Развития и совершенствование  государственного финансового контроля в условиях формирования рыночных отношений  приобрела сегодня для российского  государства одно из важнейших значений, а проблемы правоприменительной  практики в системе финансового  контроля Российской Федерации занимают ключевое место.

система государственного финансового контроля, осуществляемого  законодательной властью, в современных  условиях включает в себя:

 

    • Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, его комитеты и комиссии
    • Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, ее комитеты и комиссии
    • Счетную палату Российской Федерации
    • законодательные органы субъектов Российской Федерации, их комитеты и комиссии
    • контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации

В нынешних условиях существуют факторы, ограничивающие действенность  государственного финансового контроля в Российской Федерации. Основные из них заключаются в том, что  в настоящее время в России:

 

    • отсутствует четкая и полная нормативно-правовая база и собственно само определение государственного финансового контроля в бюджетном законодательстве, нет единого федерального закона о системе финансового контроля;
    • организационная структура органов государственного финансового контроля недостаточно отражает специфику государственного устройства Российской Федерации;

 

    • законодательно не определены статус органов государственного финансового контроля Российской Федерации и ее регионов, место и роль каждого субъекта государственного финансового контроля в его целостной системе;
    • отсутствует четкое разграничение сфер деятельности, что вызывает многочисленные коллизии и перекладывание ответственности;
    • органы контроля слабо взаимодействуют между собой, присутствует некоторая разобщенность в приоритетах деятельности контрольных органов;
    • отсутствует единая информационная база, единый методологический подход к процессу осуществления контроля.
    • основные положения (как минимум, статус и компетенция основных органов, их система) должны быть закреплены в специальном федеральном законе;
    • разработка и принятие стандартов государственного финансового контроля;
    • необходимо создание Совета по координации контрольной деятельности при Президенте РФ;
    • установление уголовной и административной ответственности за коррупцию, нецелевое использование государственных средств, путем внесения соответствующих поправок в Бюджетный кодекс РФ и Федеральный закон «О Счетной палате РФ»;
    • принятие мер к фактическому осуществлению предварительного и текущего государственного финансового контроля;
    • создание общегосударственной системы учета результатов деятельности органов государственного финансового контроля;
    • законодательно урегулирование взаимоотношений органов государственного финансового контроля и правоохранительных органов как в части координации деятельности по совместным проверкам, так в части передачи информации для своевременного реагирования по допущенным нарушениям.

 

Для повышения роли государства в регулировании рыночной экономики необходимо скорейшее решение вопросов и реальные действия, связанные с реформированием и развитием системы государственного финансового контроля, к числу которых можно отнести следующие направления:

В системе государственного финансового контроля давно назрели  проблемы, которые невозможно разрешить  с помощью действующего законодательства. На подходе новый закон о внесении изменений в Бюджетный кодекс и КоАП в части регулирования госфинконтроля, который призван концептуально изменить систему финансового контроля. Кроме того, в начале апреля 2013 года президент подписал закон о Счетной палате и закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

К работе над  изменением законодательства в части  государственного финансового контроля подвигли три основные причины:  

 

    • направленность инспекторской деятельности в целом только на проведение проверок и ревизий по итогам финансового года. При этом Счетная палата и контрольно-счетные органы, Росфиннадзор и контрольно-ревизионные управления, органы ведомственного контроля зачастую занимаются одним и тем же, дублируя друг друга;
    • неопределенность в квалификации финансовых нарушений;
    • проблемы организации государственного финансового контроля в отношении юридических лиц — получателей субсидий, в частности в отношении бюджетных и автономных учреждений.

Степашин С. В.

о новом законе о Счетной  палате РФ:

 

«Первое – мы будем теперь называться -  Высший орган финансового  контроля. Юридически закрепят то, что  мы будем являться внешним финансовым органом контроля наряду с внутренними  органами, будут разделены полномочия, введены в оборот такие термины, как аудит эффективности, стратегический аудит, аудит эффективности деятельности исполнительных органов власти при  формировании бюджетно-экономической  политики – это очень серьезный  пласт. Кстати, большая часть проверок у нас сегодня направлена на это.

 

 

 

Кроме того, мы планируем  включить в закон вопросы, связанные  с предоставлением Счетной палате права наложения административных взысканий. Такое право имеют  практически все контрольно-надзорные  органы. Я в рамках ИНОТОСАИ возглавляю рабочую группу по ключевым национальным показателям. Счетной палате, наряду с другими государственными институтами, предоставится возможность оценивать эффективность деятельности органов государственной власти по ключевым национальным показателям, естественно, в рамках наших полномочий»

Государственный финансовый контроль будет четко делиться на внешний и внутренний. Органами внешнего контроля будут являться Счетная палата и контрольно-счетные органы, а внутреннего — Росфиннадзор и контрольно-ревизионные органы в регионах. Вне сферы государственного финансового контроля останутся и казначейство, и главные распорядители бюджетных средств, и законодательный (представительный) корпус. Связано это с тем, что под госфинконтролем понимается жесткая контрольно-ревизионная деятельность, цель которой выявление и пресечение финансовых нарушений с привлечением к административной ответственности, а в отдельных случаях с применением бюджетных мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства. То есть государственный финансовый контроль могут осуществлять только те органы, которые умеют и имеют право это делать.

Спасибо за внимание


Информация о работе Проблемы государственного финансового контроля в РФ