Проблемы пенсионного страхования в Красноярском крае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 15:47, доклад

Описание работы

Проблемы пенсионного страхования особо остро актуальны для стран с переходной и развивающейся экономкой. В высокоразвитых странах эта система уже налажена. Проблемы пенсионного страхования непосредственно зависят от уровня жизни и от того, какое отношение граждан определенной страны характерно к своей жизни и своему здоровью. Населению любой страны свойственно отрицательно отзываться о действиях своего правительства, но главная проблема нашей страны – это еще несформировавшаяся культура страхования и страховой рынок в целом

Файлы: 1 файл

Клименко - копия.docx

— 34.81 Кб (Скачать файл)

ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ

Проблемы пенсионного  страхования особо остро актуальны  для стран с переходной и развивающейся  экономкой. В высокоразвитых странах эта система уже налажена. Проблемы пенсионного страхования непосредственно зависят от уровня жизни и от того, какое отношение граждан определенной страны характерно к своей жизни и своему здоровью. Населению любой страны свойственно отрицательно отзываться о действиях своего правительства, но главная проблема нашей страны – это еще несформировавшаяся культура страхования и страховой рынок в целом.

Пенсионное страхование  позволяет получить гарантированное  пособие по окончании трудовой деятельности. Страховые компании предлагают разные варианты пенсионного страхования, среди них выделяются срочная и пожизненная пенсия. Срочная пенсия действует в течение определенного количества лет, указанного в договоре. Пожизненная пенсия действует до конца жизни страхователя. В страховке указывается возраст, с которого компания обязуется выплачивать пособие (не обязательно пенсионный) и размер будущих выплат. Этот вид страхования сочетает накопительную и защитную функцию — на протяжении срока действия договора к страховым взносам добавляются проценты, а в случае смерти застрахованного лица страховую сумму получат наследники. При получении инвалидности страхователь освобождается от дальнейшей уплаты взносов, что не влияет на размер пособия.

Современная пенсионная система  не отвечает вызовам сегодняшнего дня. Если ничего не делать, соотношение  уровня пенсий к зарплатам будет  падать, нагрузка окажется непосильной  для бюджета.[3]

 Основные проблемы нашей пенсионной системы:

1) Низкий уровень заработной платы, это обусловливает низкие пенсии и необходимость повышения страховых взносов. Если бы эти отчисления производились из более высокой заработной платы, то не нужно было бы постоянно повышать размеры страховых взносов;

2) Растущее число пенсионеров, то есть соотношения работников и получателей пенсии изменяется.

Увеличивающееся число пенсионеров подтверждает актуальность сохранения их сбережений до выхода на пенсию.

Действовавшая прежде пенсионная система основывалась на собирательно-распределительном принципе, то есть взносы, перечисляемые в Пенсионный фонд, направлялись на выплату текущих пенсий. Для обеспечения минимальных выплат одному пенсионеру требовались взносы не менее чем двух работающих. Однако демографическая ситуация в России такова, что сегодня на пенсионные выплаты одному пенсионеру приходятся отчисления с заработных плат менее чем двух граждан трудоспособного возраста, а к 2020 году, по оценкам экспертов, на одного работающего будет приходиться один пенсионер.[2] Соответственно, по мере старения населения России существовавшая ранее пенсионная система не смогла бы обеспечить даже минимального уровня пенсионных выплат. Кроме того, в прежней пенсионной системе размер пенсии зависел только от стажа работы и от размера заработка за два последних года трудовой деятельности, соответственно, вклад каждого человека в доходы пенсионной системы учитывался не полностью.

В соответствии с мировой  практикой существует два пути обеспечения минимальных пенсионных выплат в условиях старения населения.

Первый — увеличение налогов. Однако такой путь может привести к сокращению экономической активности населения и негативно повлиять на экономический рост страны.

Второй — переход к  накопительной пенсионной системе, в которой пенсионные взносы граждан  накапливаются на индивидуальных счетах и инвестируются на финансовых рынках для получения дохода. Доход от инвестирования также ежегодно зачисляется  на индивидуальный счет гражданина. По достижении пенсионного возраста из общей суммы средств, накопленной на индивидуальном счете, осуществляются пенсионные выплаты. Такой путь позволяет увеличить выплаты пропорционально полученным доходам от инвестирования, а также обеспечить соответствие между совокупным заработком, полученным гражданином за все годы трудовой деятельности, и размером пенсионных выплат.

С учетом экономической и  демографической ситуации с 2002 года в Российской Федерации осуществлен  переход к распределительно-накопительной  системе пенсионного обеспечения. В основу новой пенсионной системы положен принцип обязательного пенсионного страхования. Все граждане, принятые на работу, становятся застрахованными лицами. На финансирование пенсионных страховых взносов работодатель обязан уплачивать до 22% от фонда заработной платы предприятия. Эти взносы распределяются между двумя составляющими трудовой пенсии страховой и накопительной.

Таблица 1 – Ставки взносов на обязательное пенсионное страхование в 2012 году [1]

 

 

 

 

 

 

 

База для начисления страховых взносов

Тариф страхового взноса

На финансирование страховой  части трудовой пенсии

На финансирование накопительной части трудовой пенсии

для лиц 1966 года рождения и  старше

для лиц 1967 года рождения и  моложе

для лиц 1967 года рождения и  моложе

В пределах 512 тыс. руб.

22,0 %

22,0 %, из них:

6,0 % – солидарная часть тарифа страховых взносов;

16,0 % – индивидуальная часть тарифа страховых взносов

16,0 %, из них:

6,0 % – солидарная часть тарифа страховых взносов;

10,0 % – индивидуальная часть тарифа страховых взносов

6,0 % – индивидуальная часть тарифа страховых взносов

Свыше 512 тыс. руб.

10,0 %

10,0 % - солидарная часть тарифа страховых взносов

10,0 % - солидарная часть тарифа страховых взносов

0,0 %


 

Страховая часть пенсии непосредственно  зависит от размера заработной платы застрахованного лица, т.е. чем выше заработная плата, тем выше страховые платежи, следовательно, выше размер будущей пенсии. Взносы на ее финансирование поступают и суммируются на индивидуальных лицевых счетах застрахованных граждан и представляют собой пенсионные обязательства государства перед застрахованными лицами, при этом поступившие средства идут на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Таким образом, на личных страховых счетах происходит накопление не самих средств, а обязательств государства перед гражданином. Накопленный объем полученных прав регулярно индексируется в том же темпе и в те же периоды, что и базовая часть трудовой пенсии. Информация о размере страховой части индивидуального лицевого счета доводится до сведения застрахованных граждан ежегодно.

Накопительная часть выделяется только для граждан, родившихся в 1967 году и позже. Взносы на финансирование данной части трудовой пенсии не расходуются на выплату текущих пенсий, а предназначены для инвестирования и получения дополнительного дохода в пользу будущего пенсионера. Средства, поступающие от работодателя, и доход, полученный от их инвестирования, учитываются Пенсионным фондом в специальной части индивидуального лицевого счета отдельно от пенсионных взносов, перечисленных на страховую часть трудовой пенсии. [4]

В настоящее время правительством активно рассматриваются проекты по оптимизации выплат пенсий. В частности Алексей Улюкаев, заместитель председателя Центрального банка РФ, предлагает отказаться от страховых пенсий, выплачивать пенсионерам некое пособие, привязав его к величине прожиточного минимума. Причем, платить его напрямую из бюджета. Пенсионный фонд при этом оказывается просто не нужен. Накопительная система, считает Улюкаев, должна быть полностью добровольной, следует развивать ее частные и корпоративные формы. Эксперт призвал также вернуться к так называемой межпоколенческой солидарности на уровне семьи, когда ответственность за благосостояние пожилых родителей берут на себя их дети. В минздравсоцразвития предложение ликвидировать страховую пенсионную систему резко раскритиковали. [3]

Существующая система  обязательного пенсионного страхования  действует и в США, Германии, Франции, которые являются мировыми экономическими локомотивами, и эти страны не считают, что она себя исчерпала и ее необходимо демонтировать,. В докладе Международной организации труда, указывается, что в грядущие десятилетия старение населения приведет к росту расходов на пенсии, здравоохранение и долгосрочный уход. Однако это не должно стать основной угрозой для финансового равновесия национальных систем социальной защиты или для баланса государственных бюджетов.

На мой взгляд для решения поставленных проблем нельзя демографическую проблему вырывать из общего контекста социально экономического развития современного общества. Поэтому для финансовой устойчивости и долгосрочной сбалансированности пенсионной системы необходимо реализовать целый ряд задач:

1) рост производительности  труда, позволяющий меньшей численностью работников производить такой же ВВП;

2) увеличение трудоспособного  периода за счет более раннего  вступления в трудовые отношения и более позднего выбытия из них;

3) увеличение числа работников  за счет мер по легализации  неформального рынка труда и создания больших возможностей для занятости женщин, совмещающих работу с воспитанием детей;

4) параметрические настройки  - определение оптимальных значений  пенсионного возраста, исходя из  реальной продолжительности жизни  населения после выхода на пенсию, и стажевых требований с учетом фактического трудоспособного периода.

Таким образом, основная цель пенсионного страхования - гарантировать пожилым и престарелым гражданам достойный уровень жизни. В идеале – не хуже, чем тот, которого они достигли до момента выхода на заслуженный отдых. Действительно, если пронаблюдать в динамике средний размер пенсии россиян, то можно отметить, что соотношение средней пенсии значительно выше прожиточного минимума.

Диаграмма 1 – Соотношение  размера пенсии и прожиточного минимума россиян [1]

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

  1. Пенсионный фонд России [Электронный ресурс]. – Режим доступа -  www.pfrf.ru
  2. Энциклопедия российской пенсии. Рупенсия.ру [Электронный ресурс]. – режим доступа – www.rupensia.ru
  3. Е. Кукол, И. Невинная, За пенсионный Фонд заступились"Российская газета" - Федеральный выпуск №5733 (60) [Электронный ресурс] – режим доступа – www.rg.ru
  4. Все о страховании [Электронный ресурс].-режим доступа - http://www.o-strahovanie.ru

Информация о работе Проблемы пенсионного страхования в Красноярском крае