Проблемы современной системы финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый контроль - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание работы

Стр.
Введение
3
Глава 1. Исполнение государственных бюджетов
4
1.1. Бюджетное планирование и бюджетный процесс
4
1.2. Исполнение бюджетов
6
1.3. Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение
9
Глава 2 . Финансовый контроль – метод управления финансами
2.1. Сущность и значение финансового контроля
11
11
2.2.Определение государственного финансового контроля и его место среди других видов финансового контроля.
13
2.3. Классификация органов , осуществляющих государственный финансовый контроль

19
Глава 3. Проблемы современной системы финансового контроля
26
Заключение
29
Список использованной литературы
34

Файлы: 1 файл

Фин контроль-гот.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

 

 

2.3.  Классификация органов, осуществляющих государственный  финансовый контроль.

В зависимости от времени проведения, сферы финансовой деятельности, формы проведения и т.д. существует также классификация  государственного финансового контроля в зависимости от органов (субъектов) осуществляющих его. В этом случае выделяется финансовый контроль:

а) президентский;

б) представительных органов государственной власти и местного самоуправления;

в) исполнительных органов власти;

г) финансово-кредитных органов.4

      Принцип разделения  властей придает важную роль  финансовому  контролю за  деятельностью  органов  исполнительной власти  со    стороны    органов представительной власти и определяет его новое содержание. Основы контроля закреплены в Конституции российской Федерации, в Конституциях республик в составе Федерации, а также в основных законах и правовых актах представительных органов местного самоуправления и органов исполнительной власти.

      Так, для осуществления  контроля за исполнением федерального  бюджета Совет Федерации и  Государственная Дума образует Счетную палату. Состав и порядок деятельности Счетной палаты определяется Федеральным Законом Российской Федерации. Сфера полномочий Счетной палаты – контроль за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами. Контролю подлежат все юридические лица в части, связанной с получением, перечислением и использованием ими средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, использованием федеральной собственности, а также наличием у них налоговых, таможенных и иных льгот, предоставленных федеральными органами.

      Счетная палата обязана контролировать состояние государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, деятельность Центрального Банка России по обслуживанию государственного долга, эффективность использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством Российской Федерации, а также предоставление Россией средств в форме займов и на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

      Осуществляя контрольную  деятельность, Счетная палата в  праве проводить ревизии и  тематические проверки, о результатах которых она информирует Совет Федерации и Государственную Думу.5 При выявлении нарушения законов, влекущего за собой уголовную ответственность, передает соответствующие материалы в правоохранительные органы.

      В своей деятельности счетная палата взаимодействует с другими контрольными органами Российской Федерации. Контрольные органы президента и Правительства Российской Федерации, Федеральная служба контрразведки, контрольные органы субъектов Федерации, правоохранительные органы, Центральный банк, Государственная налоговая служба и иные органы обязаны оказывать содействие деятельности Счетной палаты.

      Счетная палата  должна регулярно предоставлять  сведения о своей деятельности  средствам массовой информации.6

      В ведение государственной Думы и Совета Федераций передан контрольно-бюджетный комитет. В его компетенцию входят помимо экспертно-аналитической работы по финансовым вопросам, связанным с доходами и расходованием бюджетных средств, проведение также финансового контроля за: исполнением федерального бюджета; соблюдением законности и повышением эффективности государственных средств, выдаваемых на финансирование бюджетных организаций, сферы материального производства, обороны; формированием доходов и расходов от внешнеэкономической деятельности; использованием внебюджетных фондов.

      Контрольные функции  в области финансов осуществляют  также представительные органы  государственной власти субъектов  Российской Федерации, что закреплено  в их законодательстве в соответствии с федеральными актами, и органы местного самоуправления.

      В целях эффективности  президентского контроля в ведении  Президента Российской Федерации  создан специальный контрольный  орган – Контрольное управление  Президента Российской Федерации (преобразованное из Контрольного управления Администрации  Президента Российской Федерации).

      Контрольное управление  имеет территориальные подразделения. Все эти органы действуют как  система обеспечения конституционных  контрольных полномочий Президента Российской Федерации. Они осуществляют от имени и по поручению президента Российской Федерации контроль за исполнением федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации конституции Российской Федерации, указов и распоряжений Президента. Управление подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации в качестве структурного подразделения его Администрации. Основными функциями Контрольного управления являются:

  • анализ деятельности специальных органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации;
  • рассмотрение жалоб и обращений граждан, предприятий, учреждений.

Все они предполагают возможность проведения контроля, являющегося по своему содержанию финансовым.

       Управление не  наделено правом применение каких-либо  санкций, однако оно в праве  направлять предписания об устранения  выявленных нарушений руководителям  федеральных органов исполнительной  власти, главам исполнительной власти субъектов Федерации. Эти предписания должны быть рассмотрены соответствующими органами и должностными лицами в течение 10 дней.

      Органы исполнительной  власти направляют контрольную  деятельность подведомственных  им органов государственного управления, в том числе финансовых, а также непосредственно сами осуществляют финансовый контроль.7

      В пределах своих  полномочий Правительство Российской  Федерации контролирует составление  и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет систематический контроль за исполнением Законов Российской Федерации и иных актов, регулирующих финансовые отношения, другими органами исполнительной власти субъектов Федерации, принимает меры по устранению их нарушения.

       В полномочия  Правительства Российской Федерации  входит контроль за деятельностью  в области финансов подведомственных  ему министерств, государственных  комитетов и других ,включая органы  федеральной службы финансовой сферы. При этом Правительство российской Федерации вправе отменить акты указанных органов.

      Направляя деятельность  подведомственных ему органов  по осуществлению финансового  контроля, Правительство Российской  Федерации принимает правовые  акты (нормативные и индивидуальные), регулирующие порядок этой деятельности. Так, Правительством Российской Федерации утверждены Положение о Министерстве финансов Российской Федерации (Постановление от 19 августа 1994 года), Положение о федеральном казначействе Российской Федерации (Постановление от 27.08.93г.), о других службах, где закреплены функции по финансовому контролю.8

     Важнейшее место в  системе финансового контроля  занимает Министерство финансов  Российской Федерации, которое не  только разрабатывает финансовую политику страны, но и контролирует ее осуществление.

      Прежде всего Минфин  осуществляет финансовый контроль  в процессе разработки федерального  бюджета; контролирует поступление  и расходование бюджетных средств  и средств федеральных внебюджетных  фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций.

      Следует при этом  отметить, что контрольные полномочия  Минфина Российской Федерации  распространяются на финансовые  средства только федерального уровня. В тех случаях, когда проверяется деятельность исполнительных органов власти субъектов Федерации, его контрольные функции не должны выходить за эти рамки. Такой подход обусловлен принципом самостоятельности бюджетного устройства в Российской Федерации.

      Однако, принимая  во внимание принятый в 1998г. Бюджетный  кодекс, отметим, что на Минфин  возложено осуществление финансового  контроля за исполнением бюджетов  субъектов российской Федерации  и местных бюджетов, если субъект  Российской Федерации получает помощь в объеме свыше 50% расходов его консолидированного бюджета. Назначается ревизия и исполнение бюджета субъекта Федерации переходит под контроль Минфина и в случаях, когда субъект не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств.

      Финансовый контроль  осуществляют все структурные  подразделения МФ РФ соответственно  их компетенции. Так, органы казначейства  призваны осуществлять государственную  бюджетную политику; управлять процессом  исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств. В связи с повышением роли налогов в доходах государства стало необходимо выделение органов налоговой службы в особую систему. Деятельность налоговой службы направлена на обеспечение единой системы контроля за соблюдением российского налогового законодательства, правомерности исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и внебюджетные фонды. Органы ГНС  наделены  широким кругом контрольных полномочий и прав по применению мер принудительного воздействия к нарушителям налогового законодательства.    

Функции органов Государственного страхового надзора также ограничены особой сферой – страховой деятельностью. Они осуществляются в целях обеспечения соблюдения требований законодательства РФ о страховании, развития страховых услуг, защиты прав и интересов участников страховых отношений.

       Перестройка банковской  системы и возникновение коммерческих  банков в значительной мере изменили функции банков (кредитных органов) в области финансового контроля. Особая роль в его осуществлении принадлежит Центральному Банку России. Он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью создано специальное подразделение – Департамент банковского надзора. При этом ЦБР вправе применить к банкам, нарушающим законодательство и установленные правила деятельности, принудительные меры воздействия в административном порядке. ЦБР осуществляет контроль за соблюдением законодательства о валютном регулировании.

      Впервые в законодательном  плане решен вопрос об обязательности  ведомственного или внутреннего  контроля. Главным распорядителем  и распорядителем бюджетных средств вменено в обязанность осуществлять контроль за использованием этих средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Проблемы современной системы финансового контроля.

 

     На сегодняшний день  существует целый ряд  проблем, касающихся государственного финансового контроля.

     Наиболее остро стоит  вопрос о законодательном регулировании  государственного финансового контроля. Главное здесь состоит в том, что государство использует и  управляет значительно большими  средствами нежели те, что мобилизуются  в его бюджете. Поэтому оно должно иметь правовую базу и соответствующий  механизм обеспечения целевого и эффективного использования всех принадлежащих ему средств и контроля за тем, как это делается.

     Для создания полноценной, отвечающей совершенным реалиям  правовой базы финансового контроля требуется законодательное определение понятия «государственный финансовый контроль». Такое определение пока не дано.

     Незавершенность в  вопросах формирования правовой  базы государственного финансового  контроля и отсутствия его определения привели к тому, что на данный момент усилия контролирующих органов направлены на осуществление контроля, в основном, в своих ведомственных интересах. Так, например, у Счетной палаты своя контрольная компетенция, у Центрального Банка – своя, у Госналогслужбы – своя. А на практике получается, что фактически бесконтрольна со стороны государства вся банковская система страны, начиная с Центрального Банка России. А также федеральные органы как счетная палата, казначейство, служба валютного служба валютного и экспертного контроля, комиссия по ценным бумагам никак не координируют свои контрольные функции. В свою очередь Госналогслужба России, в соответствии с законодательством, считает своей основной задачей контроль за уплатой налогов, сбор налогов получается не в их компетенции. Каждый стоит на границах своей деятельности. Если возникает вопрос, требующий объединения усилий, начинаются бюрократические согласования, увязки, перекладывание ответственности, время уходит, нарушения либо остаются, либо наоборот немедленно устраняются, если речь идет об ответственности. Затрагивая вопрос о взаимодействии органов контроля, нельзя не отметить еще один момент. Структура финансового контроля Российской Федерации отличается весьма значительным количеством компетентных органов. Их задачи и функции в области формирования и использования бюджетно-финансовых ресурсов очень часто переплетены, характеризуются элементами дублирования параллелизма.

     Так, рассматривая систему  органов бюджетно-финансового контроля в городе Москве, видим, что при таком количестве компетентных органов необходимо законодательно или нормативным актом определить порядок их взаимодействия. На сегодняшний день этот вопрос не решен.

Информация о работе Проблемы современной системы финансового контроля