Проблемы взаимодействия денежно-кредитной, фискальной и валютной политики России на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 15:59, реферат

Описание работы

Финансовые и кредитные методы государственного регулирования экономики при их рассмотрении в комплексе образуют денежно кредитную политику государства; под ней понимается “совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивости экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические последствия”. Рассмотрению теории и практики кредитно- денежной политики в России и посвящена данная работа.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы денежно-кредитной политики
1.1 Представления о денежно-кредитном регулировании экономики
2. Денежно-кредитная политика в переходной экономике России
2.1 Факторы, влияющие на денежно-кредитную политику
2.2 Особенности российской банковской системы
2.3 Особенности после кризисной денежно-кредитной политики
2.4 Необходимость взаимодействия фискальной и валютной политики
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Введени1.docx

— 54.60 Кб (Скачать файл)

           Таким образом, к началу декабря  2000 года общий объем денег,  временно изъятых таким образом из экономики, достиг 103,8 млрд. рублей. Однако в декабре 2000 года остатки на счетах федерального бюджета снизились на 19 млрд. рублей.

           12 октября 1999 года Правительство  РФ утвердило положение об особенностях эмиссии и регистрации облигаций Банка России. Выпуск данного финансового инструмента должен был дать ЦБ РФ новые возможности управления денежной массой, в частности, возможность стерилизации рублевых интервенций на валютном рынке. Однако аукционы по их размещению были проведены только один раз 14 декабря 1999 года, но не были признаны состоявшимися из-за отсутствия спроса по приемлемым для эмитента ценам.

              Политика резервных требований  достаточно активно использовалась  Банком России в 1998 и 1999 годах.  Так, с целью преодоления кризиса  ликвидности после “замораживания” рынка ГКО-ОФЗ в 1998 году ЦБ РФ трижды снижал резервные требования: с 24 августа 1998 года резервные требования по срочным обязательствам и счетам в иностранной валюте были снижены с 11% до 10%, а по вкладам физических лиц – с 8% до7%. С 1 сентября 1998 года резервные требования для Сбербанка РФ и кредитных организаций, у которых удельный вес вложений в государственные ценные бумаги (ГКО-ОФЗ) в работающих активах составляет 40% и более, были снижены до 5%, а для кредитных организаций, у которых удельный вес вложений в государственные ценные бумаги (ГКО-ОФЗ) в работающих активах составляет менее 40% – до 7,5%. Унификация резервных требований на уровне 5% по всем видам и валютам обязательств была произведена с 1 декабря 1998 года.

           Ставка рефинансирования ЦБ РФ  в 1999–2000 году носила еще более  символический характер, чем в  докризисный период. Прекращение  операций репо и однодневного рефинансирования первичных дилеров лишило ставку рефинансирования признаков уровня платы за пользование заемными ресурсами. Ее роль как ограничителя доходности на вторичных торгах государственными ценными бумагами (предел равнялся двухкратной ставке рефинансирования) имела значение лишь в первые несколько месяцев воссоздания рынка ГКО-ОФЗ. В дальнейшем уровень доходности на рынке был значительно ниже ставки рефинансирования.  На протяжении 1999–2000 Банк России неоднократно снижал ставку рефинансирования, опустив ее с 60% до 25% годовых

       Однако ее динамика просто  следовала за тенденциями в  темпах роста индекса потребительских  цен и в уровне ставок по  межбанковским кредитам и на рынке государственных ценных бумаг. Осенью 2000 года ставка рефинансирования приняла отрицательные значения в реальном исчислении. За два года, прошедшие со времени описываемых событий мало что изменилось в отношении государства в  вопросах регулировании кредитно- денежной политики.

           Определяющее влияние на развитие банковского сектора России в 2002 году оказывает  практическая реализация основных стратегических и тактических задач его реформирования, предполагающих дальнейшее укрепление устойчивости кредитных организаций и минимизацию возможности возникновения системного банковского кризиса, повышение качества выполнения функций по аккумулированию сбережений населения и предприятий и их трансформации в кредиты и инвестиции, развитие рыночной дисциплины и транспарентности деятельности кредитных организаций, укрепление корпоративного управления. Успешное решение указанных задач во многом зависит от продвижения общих рыночных преобразований в российской экономике, в первую очередь включая структурную, налоговую и правовую компоненты.

 

2.4 Необходимость взаимодействия фискальной и валютной политики

При создании стабильной макроэкономической политики важную роль играет координация действий центрального банка и правительства. Наиболее значимым здесь является, достижение тесной взаимосвязи между государственными институтами. Эффективность проводимой политики монетарными и фискальными властями, напрямую будет зависеть от согласованности их действий и влияния друг на друга. Эффективное проведение фискальной и монетарной политики требует всесторонней координации со стороны соответствующих государственных органов. Координация помогает властям достигать поставленных целей наиболее эффективным способом, а также обеспечивает ответственность фискальных и монетарных структур за взаимно поставленные цели, что помогает избежать проблемы непостоянства во времени при моделировании стабилизационной политики. Исходя из этого координация может принимать форму постоянного контакта между фискальными и монетарными властями для принятия совместных действий по формированию и реализации стабилизационной политики Необходимость в координации фискальной и монетарной политики можно обозначить так:   – правительство и центральный банк имеют общие цели;– с помощью инструментов фискальной и монетарной сфер государство может стимулировать рост ВВП или добиваться снижения инфляции;

– несбалансированность фискальной сферы часто может являться причиной высокой инфляции; – снижение государственного долга или накопление стабилизационного фонда важно не только для правительства, но и для центрального  банка;

 – компромиссный выбор между инфляцией и выпуском определяет необходимость взаимодействия правительства и центрального банка. Взаимодействие правительства и монетарных властей в основном пересекается в финансировании бюджетного дефицита и денежно-кредитной политике. Особое состояние монетарной политики влияет на способность правительства финансировать бюджетный дефицит, изменяя стоимость обслуживания долга путём ограничения или расширения использования возможных источников финансирования. При этом финансирование государственного долга правительством влечёт за собой наложение некоторых ограничений на операционную независимость монетарных властей. Влияние определённого уровня бюджетного дефицита на уровень инфляции и уровень выпуска зависит не только от его размера, но и от способа его финансирования. Существуют четыре альтернативных источника финансирования бюджетного дефицита: добровольное приобретение государственного долга частным сектором на внутреннем рынке; иностранные заимствования; принудительное размещение государственного долга и трансферты со стороны центрального банка. Говоря о сотрудничестве правительства и центрального банка, следует отметить мнения зарубежных авторов о данной проблематике. Блиндер рассмотрел  различные  способы  взаимодействия  фискальной и монетарной политики, поставив под сомнение эффективность их скоординированных действий в любых ситуациях. Одним из таких обстоятельств, по мнению автора, является наличие большого количества инструментов, с помощью которых фискальная и монетарная власть могут достигнуть основных целей стабилизационной политики: «…когда никто не уверен в том, что лучше, ни один не сможет убедить нас, что скоординированная политика властей лучше, чем двуглавая лошадь, которую мы оседлали» . Поздние исследования Ван Арле, Бовенберг, Райт расширили модель: фискальная политика, помимо своих собственных целей, также может ориентироваться на цели, традиционно считающиеся монетарными. Диксит и Ламбертини предполагают, что центральный банк независим и консервативен, т. е. заботится об инфляции в большей степени и о выпуске в меньшей степени, чем общество. Диксит и Ламбертини приходят к выводу, что более предпочтительным является стратегическое лидерство фискальной политики по отношению к монетарной . В свою очередь Битсма и Бовенберг показывают  возможность достижения  эффективного взаимодействия двух политик как в случае зависимого, так и в случае независимого центрального банка. Что касается непосредственно России, экономика России обусловлена  спецификой  экспортноориентированной  экономики. Проблема монетарной политикой состоит в выборе между политикой управления обменным курсом и стабилизацией инфляции. Этим самым монетарная политика пытается определить возможный набор альтернатив, доступных для фискальной политики. В то же время формирование профицитов бюджета и накопление стабилизационного фонда правительством позволяют сдержать рост инфляции. А это уже фискальная политика воздействует на возможный набор альтернатив, доступных монетарной политике. А в условиях экспортоориентированной экономики независимость центрального банка не играет определяющей роли, но с точки зрения общества наиболее предпочтительной является ситуация, когда правительство и центральный банк проводят стимулирующую политику.

Воздействие на экономику со стороны  монетарных властей зависит от того, какую фискальную политику проводит правительство. При ограничительной политике правительства, равновесный уровень инфляции устанавливается на довольно низком уровне, а объём стабилизационного фонда заметно увеличивается. При стимулирующей фискальной политике, уровень инфляции устанавливается на более высоком уровне, чем при сдерживающей политике, а объем стабилизационного фонда увеличивается в меньшей степени. С точки зрения общественного благосостояния потери от более высокого уровня инфляции в случае стимулирующей фискальной политики компенсируются выигрышем от более высокого объёма выпуска.

Если же правительство проводит сдерживающую политику, при увеличении темпа роста номинального обменного курса, наряду с ростом уровня инфляции наблюдается снижение объёма денежной массы в обращении. Рост обменного курса иностранной валюты снижает импорт и стимулирует рост совокупного спроса, что приводит к увеличению уровня инфляции. С другой стороны, укрепление иностранной валюты приводит к увеличению объёма экспорта, что автоматически приводит к увеличению налоговых поступлений в бюджет, которые затем перечисляются в стабилизационный фонд. В свою очередь накопление стабилизационного фонда означает изъятие части денежной массы из обращения. В случае, когда фискальная политика имеет стимулирующий характер, мы наблюдаем привычные эффекты стимулирующей монетарной политики: увеличение темпа роста номинального обменного курса приводит к росту денежной массы в обращении.Таким образом, совместное определение целей и особенностей проведения политики правительством и центральным банком является фундаментальной основой построения единой стабилизационной политики.   Эффективность действий фискальных и монетарных властей зависит от оптимального сотрудничества этих сфер как на экономическом уровне, так и на политическом. Следовательно, государственным органам необходимо осознать необходимость и полезность координации своих экономических решений для обеспечения стабильного экономического роста государства.

 

 

 

 

 

Заключение

           Преобразование российского общества  в смешанную систему, в основе которой лежит социально ориентированная рыночная экономика, означает, что на смену огосударствленной экономике должна прийти многосекторная смешанная экономика. Это предполагает и принципиально новые подходы к роли и функциям государства в такой экономической системе.

         Одним из ключевых элементов  государственного регулирования  экономики является денежно-кредитная политика. Кредитно-денежная политика есть регулирование денежной массы и денежного обращения в стране путем непосредственного государственного воздействия или воздействия через центральный банк страны. Кредитно-денежная политика обеспечивает надлежащее функционирование денежной системы и денежного оборота, распространяя свое влияние как на деньги, так и на цены.

         Кредитно-денежная политика по  аналогии с фискальной ставит цели стабилизации, повышения устойчивости и эффективности функционирования хозяйственной системы, преодоления кризисов, обеспечения занятости и экономического роста. В то же время фискальная политика носит более ярко выраженный антициклический характер, связана с бюджетом и налогами, тогда как кредитно-денежная политика ограничивается стабилизацией денежного обращения и ориентирована в основном на денежную массу.

Соответственно  и целевые задачи кредитно-денежной политики обладают своеобразием. Это  — стабилизация уровня цен, подавление инфляции, стабилизация покупательной способности и курса национальной валюты на внутреннем и внешнем рынках, обеспечение устойчивого денежного обращения в условиях свободных рыночных цен, регулирование денежной массы, спроса и предложения денег посредством банковской системы.

        Хочется надеяться, что реализация  правительственной программы по осуществлению денежно-кредитной политики явится тем условием, которое сможет обеспечить качественный и стабильный рост отечественной экономики.

 

  Список литературы

 

 

  1. Абрамова М.А., Александрова Л.С. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: ИМПЭ, 1996. – 458 с.
  2. Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку. / Под ред. А.В. Сидоровича. – М.: Дело и сервис, 1998. – 264 с.
  3. Государственное регулирование рыночной экономики. / Под ред. проф. Кушлина В.И. и проф. Волгина Н.А. - М.: ОАО "НПО "Экономика", 2000. - 735 с.
  4. Дробозина В.Н. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 362 с.
  5. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1978.
  6. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. – М.: ИЭ РАН, 1997. – 147 с.
  7. Экономическая теория. / Под ред. Камаева В.Д. – М.: ВЛАДОС, 2000.
  8. Экономическая теория. / Под ред. Николаевой И.П. – М.: Финстатинформ, 1997.
  9. Алексашенко С. Причины падения рубля – чисто психологические. // Эксперт. – 1999. – 14 сент. – С. 24.
  10. Геращенко В.В. О денежно-кредитной политике и ходе реструктуризации банковской системы. // Деньги и кредит. – 2000. - № 6. – С. 5-13.

 

 

 

1  Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. -М., 1978.

5 Геращенко В.В. О денежно-кредитной политике и ходе реструктуризации банковской системы. // Деньги и кредит. – 2000. - № 6. – С. 5-13.


Информация о работе Проблемы взаимодействия денежно-кредитной, фискальной и валютной политики России на современном этапе