Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 18:21, доклад
Термин finansia возник в XIII-XV вв. В торговых рядах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.
1. Понятие финансов
Термин finansia возник в XIII-XV вв. В торговых рядах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.
Выделим основные признаки финансов:
· наличие денежных
отношений между двумя
· субьекты обладают разными правами в процессе денежных отношений: один из них (государство) обладает особыми полномочиями:
· в процессе денежных отношений формируется общегосударственный фонд денежных средств - бюджет (можно сказать, что эти отношения носят фондовый характер);
· регулярное поступление средств в бюджет не может быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-приоритетного характера, что достигается посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответственного фискального аппарата.
Исходя из выше сказанного дадим следующее определение финансов:
Финансы представляют собой
экономические отношения, связанные
с формированием, распределением и
использованием централизованных и
децентрализованных фондов денежных средств
в целях выполнения функций и
задач государства и
Сущность и функции финансов
Финансовое право охватывает своим воздействием определенный, специфичный круг общественных отношений. Эти отношения обусловлены тем, что государство для выполнения своих задач применяет такой экономический рычаг, как финансы, и осуществляет в связи с этим финансовую деятельность. Поэтому перед рассмотрением вопросов финансового права необходимо обратиться к понятиям финансов и финансовой деятельности государства.
Понятие «финансы» зачастую отождествляют с деньгами. Однако эти понятия не являются синонимами. Представим признаки финансов и их отличительные черты:
1.Финансы отражают денежные
отношения между двумя
2.Субъекты обладают разными
правами в процессе этих
3.Регулярное поступление
средств в бюджет не может
быть обеспечено без придания
налогам, сборам и другим
По указанным признакам можно выделить финансы из всей совокупности денежных отношений. Например, денежные отношения между гражданами, между гражданами и розничной торговлей нельзя отнести к финансам, т.к. государство здесь регулирует денежные отношения гражданско-правовыми методами, для которых характерной чертой является равноправие субъектов, объединенных данными отношениями.
Общее понятие финансов рассматривается в двух аспектах:
1. В экономическом аспекте
- финансы - это экономические
отношения, связанные с
2. В денежном аспекте
- финансы - это совокупность фондов
денежных средств,
Финансы неотъемлемая часть
денежных отношений. Финансы отличаются
от денег как по содержанию, так
и по выполняемым функциям Деньги
- это всеобщий эквивалент, с помощью
которого прежде всего измеряются затраты
труда ассоциированных
Финансы выражают денежные отношения, возникающие между:
• организациями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;
• предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных денежных средств и их распределение;
• государством и организациями
(предприятиями, учреждениями) при уплате
ими налогов в бюджетную
• государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;
• организациями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;
• отдельными звеньями бюджетной системы;
• страховыми организациями и предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая;
• денежные обращения, опосредующие кругооборот фондов, организаций (предприятий, учреждений).
Главным материальным источником
денежных фондов выступает национальный
доход страны - вновь созданная
стоимость или стоимость ВВП
за вычетом потребляемых в процессе
производства орудий и средств производства.
Без участия финансов национальный
доход может быть распределен. Следовательно.
финансы - неотъемлемое связующее звено
между созданием и исполь
По своему материальному содержанию финансы - это целевые фонды денежных средств, в совокупности представляющие финансовые ресурсы страны. Главное условие роста финансовых ресурсов - увеличение национального дохода. Хотя финансы относятся к базисной категории, они во многом зависят от проводимой правительством государства финансовой политики.
Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют следующие функции:
1. распределительную
2 контрольную
3. регулирующую
Распределительная функция финансов.
Распределение национального
дохода заключается в создании так
называемых основных или первичных
доходов. Их сумма равна национальному
доходу Основные доходы формируются
при распределении
• зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров и иных лиц, занятых в сфере материального производства;
• доходы организаций (учреждений, предприятий) сферы материального производства.
Однако первичные доходы не в состоянии обеспечить в полном объеме выполнение функций и задач государства. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределения национального дохода.
Перераспределение национального
дохода связано с межотраслевым
и территориальным перераспределением
средств в интересах их более
эффективного использования и накопления
предприятиями и организациями;
с наличием производственной и
непроизводственной сферы, в которой
национальный доход. не создается (здравоохранение,
культура); с перераспределением доходов
между различными социальными группами
населения. В результате перераспределения
образуются вторичные, или производственные
доходы. Это доходы, получаемые
в отраслях непроизводственной сферы
налоги. Вторичные доходы служат для
формирования национального дохода.
Перераспределение нацио
Контрольная функция финансов.
Данная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходовании их по целевому назначению. Финансовый контроль охватывает производственную и непроизводственную сферы и нацелен на повышение экономического стимулирования, на рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов и природных богатств, сокращении непроизводительных ресурсов и потерь.
Одна из важнейших задач финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.
Контрольная функция финансов
проявляется также через
Регулирующая функция финансов.
Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс производства. В целях регулирования экономики и социальных отношений используется также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг.
функции финансов реализуются
через финансовый механизм, представляющий
собой часть хозяйственного механизма.
Финансовый механизм включает совокупность
организационных форм финансовых отношений
в народном хозяйстве, порядок формирования
и использования
Что касается
специфических черт:
1. финансы носят императивный
характер, то есть они обязательны к исполнению;
2. финансы носят безвозмездный
характер, то есть после взимания налогов
никто вам взамен ничего не даст;
3. финансы носят денежный
характер. То есть данные отношения непосредственно
связаны с движением денежных средств;
4. финансы носят фондовый
характер. При реализации финансовых отношений
образуются фонды денежных средств.
предпосылки
В процессе воспроизводства
на разных уровнях, начиная с предприятия
и кончая национальной экономикой в
целом, образуются и используются фонды
денежных средств. При этом не имеет
значения, в какой форме выступают
деньги: в виде наличных бумажных знаков,
в форме кредитных карточек или
на значащихся на банковских счетах сумм
вообще вне всякой формы.
Система образования и использования
фондов денежных ресурсов, участвующих
в обеспечении процесса воспроизводства,
и составляет финансы общества. А совокупность
экономических отношений, возникающих
между государством, предприятиями и организациями,
отраслями, территориями и отдельными
гражданами в связи с движением денежных
фондов, образует финансовые отношения.
Они сложны, разнообразны и напоминают
кровеносную систему живого организма,
через которую осуществляется движение
товаров и услуг, своеобразный обмен веществ
между экономическими клеточками общественного
организма.
Итак, финансы - историческая категория.
Они появились одновременно с возникновением
государства при расслоении общества
на классы.
При первобытно-общинном строе не было
классов, не было государства. Первое государство
возникло при рабовладельческом строе,
где произошло первое крупное разделение
общества на классы – рабовладельцев
и рабов.
В докапиталистических формациях большая
часть потребностей государства удовлетворялась
путем установления различного рода повинностей
и сборов, денежное хозяйство было развито
только в армии. Главными расходами государства
были затраты на ведение войн, содержание
двора монарха, государственного аппарата,
строительство общественных сооружений
(храмов, каналов, портов, водопроводов,
оросительных систем и т.д.). Главными доходами
были поступления от государственного
имущества, военная добыча, дань с покоренных
народов, пошлины, натуральные и денежные
сборы и повинности.
Переход от рабовладельческой общественно-экономической
формации к феодальной привел к образованию
феодальных государств. С разложением
феодализма и постепенным развитием в
его недрах капиталистического способа
производства все большее значение стали
приобретать денежные доходы и расходы
государства, а доля натуральных сборов
и повинностей резко сократилась.
На ранних стадиях развития государства
не существовало разграничения между
ресурсами государства и ресурсами его
монарха. Монарх распоряжался средствами
страны как своей собственностью. Лишь
с выделением государственной казны и
полным отделением ее от собственности
монарха (XVI-XVII вв.) возникают понятия:
- государственные финансы;
- государственный бюджет;
- государственный кредит.
Государственные финансы послужили мощным
рычагом первоначального накопления капитала,
происходившего в XVI-XVII вв. Из колониальных
стран в метрополии притекали огромные
богатства, которые в любой момент могли
быть использованы в качестве капитала.
Государственные займы и налоги широко
использовались для создания первых капиталистических
предприятий. Важная роль в создании первоначальных
капиталов принадлежала системе протекционизма.
Это позволяло первым капиталистам устанавливать
на производимые промышленные изделия
высокие цены и получать высокие прибыли,
которые, в основном, направлялись на расширение
производства.
В условиях капитализма товарно-денежные
отношения приобретают всеохватывающий
характер. Основные средства капиталистических
государств стали концентрироваться в
государственном бюджете.
Возникновение государства предполагает,
кроме всего прочего, установление определенных
взаимоотношений по распределению и перераспределению
создаваемых экономических благ между
государством в лице верховной власти
и остальными субъектами воспроизводственных
отношений. Собственно, эти отношения
и определялись понятием «финансы». Финансы
выражают экономические отношения в связи
с образованием, распределением и использованием
фондов денежных средств в процессе распределения
и перераспределения национального дохода.
Слово «финансы» происходит от латинского
«finis», обозначающего – конец, окончание,
финиш в денежных отношениях, складывающихся
между населением и государством. Это
слово обозначало завершение платежа,
окончательный расчет. Позднее, в XIII –
XV вв. в торговых городах Италии от термина
«finis» произошло слово «finansia», обозначающее
любой денежный платеж.
Существует предположение, что термин
«финансы» пришел из Древней Греции, т.к.
одной из первых работ, посвященных государственным
финансам, дошедших до нашего времени,
является трактат Ксенофонта(430-355гг.до
н.э.) «О доходах Афинской республики »,
а также работа Аристотеля (384-322 гг.до н.э.)
«Афинское государственное устройство».
В Европе исследованиями финансовых отношений
начал заниматься Фома Аквинский (1225-1274
гг.), однако, в его работах финансы рассматриваются
только непосредственно в отношении к
государству. Наиболее плодотворными
в исследовании финансов государства
являются XVII – XVIII века. Именно в это время
зарождается финансовая наука в Англии
и Германии.
Следует отметить, что термин «финансы»
в этих трудах использовался только в
сочетании с государственными денежными
отношениями, и только Лоренц фон Штейн
впервые включил в финансы и местные денежные
отношения.
Финансы как наука оформились в XIX . Именно
тогда был издан первый курс финансовой
науки, автором которого был Поль Лерца-Болье.
Наибольший вклад в развитие теории государственных
финансов внес Карл Генрих Рау, который
в 1826 -1832 гг. издал курс политической экономики,
третий раздел которого был полностью
посвящен исследованиям финансов.
В дальнейшем термин получил международное
распространение и стал употребляться
как понятие, связанное с системой денежных
отношений между населением и государством
по поводу образования государственных
фондов денежных средств. Таким образом,
данный термин отражает:
1) денежные отношения между двумя субъектами,
т.е. деньги выступают материальной основой
существования и функционирования финансов
(где нет денег, не может быть и финансов);
2) субъекты обладают разными правами в
процессе этих отношений: один из них (государство)
обладает особыми полномочиями;
3) в процессе этих отношений формируется
общегосударственный фонд денежных средств
- бюджет (следовательно, можно сказать,
что эти отношения носят фондовый характер);
4) регулярное поступление средств в бюджет
не может быть обеспечено без придания
налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного
характера, что достигается посредством
правовой нормотворческой деятельности
государства, создания соответствующего
фискального аппарата.
Рассмотрение финансовых ресурсов в качестве
материальных носителей финансовых отношений
позволяет выделить финансы из общей совокупности
категорий, участвующих в стоимостном
распределении. Ни одна из них, кроме финансов,
не характеризуется таким материальным
носителем. Отсюда, важным специфическим
признаком финансов, отличающим их от
других распределительных категорий,
является то, что финансовые отношения
всегда связаны с формированием денежных
доходов и накоплений, принимающих форму
финансовых ресурсов. Этот признак является
общим для финансовых отношений любых
общественно -экономических формаций,
где бы они ни функционировали. При этом
формы и методы, с помощью которых образуются
и используются финансовые ресурсы, менялись
в зависимости от изменения социальной
природы общества.
Таковы основные признаки финансов. По
ним безошибочно можно выделить финансы
из всей совокупности денежных отношений.
Например, денежные отношения, возникающие
между гражданами и розничной торговлей
(даже в условиях регулирования государством
розничных цен), нельзя отнести к финансам,
так как государство здесь регулирует
денежные отношения гражданско-правовым
методом, для которого характерной чертой
является равноправие субъектов (равенство
их прав и обязанностей), объединенных
данными отношениями.
Но каковы предпосылки возникновения
финансов? Почему только в средние века
возникли данное явление и термин, отражающий
его. Ведь человечество задолго до этого
имело деньги, товарно-денежные отношения,
государственное устройство?
Первая предпосылка. В Центральной Европе
в результате первых буржуазных революций,
хотя и сохранились монархические режимы,
но власть монархов была значительно урезана,
произошло отторжение главы государства
(монарха) от казны. Так возник общегосударственный
фонд денежных средств – бюджет, которым
глава государства не мог единолично распоряжаться.
Вторая предпосылка. Формирование и использование
бюджета стало носить системный характер,
т.е. возникли системы государственных
доходов и расходов с определенным составом,
структурой и законодательным закреплением.
Третья предпосылка. Налоги в денежной
форме приобрели преимущественный характер,
тогда как ранее доходы государства формировались,
главным образом, за счет натуральных
податей и трудовых повинностей.
Так как, несомненно, финансы являются
исторической категорией (и имеют стадии
возникновения), то можно выделить два
основных этапа развития финансов.
Вначале – неразвитая форма финансов,
когда основная масса денежных средств
(2/3) расходовалась на военные цели, и финансы
практически не оказывали воздействия
на экономику. Другой характерной чертой
этого периода была узость финансовой
системы, так как она состояла из одного
звена – бюджетного, и количество финансовых
отношений было ограничено. Все они были
связаны с формированием и использованием
бюджета.
По мере развития товарно-денежных отношений
возникала необходимость в новых общегосударственных
фондах денежных средств и, соответственно,
новых группах денежных отношений по поводу
их формирования и использования.
Финансы представляют собой экономическую
категорию, существующую в различных общественно-экономических
формациях в принципиально новом содержании.
Сущность финансов, их роль в общественном
воспроизводстве определяются экономическим
строем общества, природой и функциями
государства.
Финансы — объективная экономическая
категория, связанная с закономерностями
развития материального производства
в определенных условиях, но в роли организатора
конкретных финансовых отношений выступает
государство. Государство активно воздействует
на финансы в зависимости от политического
устройства, основных задач, текущих условий
. Через свою финансовую политику государство
может влиять на экономику, оказывая на
нее как положительное, так и отрицательное
действие. И хотя государство своей деятельностью
может активно влиять на развитие финансовых
отношений, однако, оно не в состоянии
ни создавать финансовые отношения, ни
отменять их, если отсутствуют соответствующие
объективные предпосылки.
Исследование экономической сущности
финансов, выявление специфических черт
этой категории позволяет дать следующее
определение.
Финансы - это денежные отношения, возникающие
в процессе распределения и перераспределения
стоимости валового общественного продукта
и части национального богатства в связи
с формированием денежных доходов и накоплений
у субъектов хозяйствования и государства
и использованием их на расширенное воспроизводство,
материальное стимулирование работающих,
удовлетворение социальных и других потребностей
общества.
Финансовый контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.
Финансовый контроль является
важнейшим средством
Основные задачи финансового контроля заключаются в:
В результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности.
Роль финансового контроля
в социально-экономических
Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие.
Государственный, внутрифирменный и независимый (аудит) контроль
Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям.
В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.
Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.
Текущий (оперативный) финансовый контроль — это контроль, осуществляемый в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов и т. д.).