Проведение системных реформ в странах Центральной и Восточной Европы: общие черты и различные подходы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 13:29, контрольная работа

Описание работы

Система стран с переходной экономикой довольно многочисленна. Сюда относятся 13 государств Восточной Европы, 15 государств бывшего СССР, а также Китай и Вьетнам. В процессе перехода от административно-командной к рыночной экономике сформировались примерно три группы стран, отличающиеся друг от друга стартовыми возможностями осуществления реформ, темпом и характером их проведения и достигнутыми результатами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
1.1 Особенности экономики стран Центральной и Восточной Европы
1.2 Направления экономических реформ и их результаты
2. ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРЫ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА
2.1 Платежный баланс – отражение мирохозяйственных связей страны
2.2 Структура платежного баланса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

контрольная мировая экономика.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

 

 

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Сызранский филиал

Заочный факультет

г. Сызрань, ул. Людиновская, 23. Тел. 37-12-88; 99-35-66

 

 

 

 

 

 

 

Хитцова Валерия Андреевна   а

фамилия имя отчество студента

Курс           3         группа      Ф 315          .

 

Специальность         Финансы и кредит..

  Контрольная работа    № 1                  Вариант       14. 9  .

По дисциплине   «Мировая экономика»..                                                     .

На тему: «Проведение системных реформ в странах Центральной и Восточной Европы: общие черты и различные подходы»

 

 

 

 

 

 

Дата получения работы деканом____________

Дата получения работы на кафедру__________

Дата рецензирования работы_______________

Дата возвращения работы деканом___________

 Дата получения работы студентом___________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная (курсовая работа представляется экзаменатору при сдаче экзамена)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ

1.1 Особенности экономики стран Центральной и Восточной Европы

1.2 Направления экономических реформ и их результаты

2. ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРЫ  ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА

2.1 Платежный баланс –  отражение мирохозяйственных связей  страны

2.2 Структура платежного  баланса

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

3

 

4

4

6

14

15

17

23

24


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Система стран с переходной экономикой довольно многочисленна. Сюда относятся 13 государств Восточной Европы, 15 государств бывшего СССР, а также Китай и Вьетнам. В процессе перехода от административно-командной к рыночной экономике сформировались примерно три группы стран, отличающиеся друг от друга стартовыми возможностями осуществления реформ, темпом и характером их проведения и достигнутыми результатами.

Страны с переходной экономикой занимают в современной мировой экономике промежуточное положение. С одной стороны, по многим экономическим и социальным показателям (таким, как валовой продукт на душу населения, средняя продолжительность жизни, детская смертность, покупательная способность населения, “качество жизни” и т.д.) они занимают место в ряду развивающихся стран. С другой стороны, они имеют относительно развитые индустриальные (даже с элементами постиндустриальных) экономики, располагают достаточно солидным научно-техническим и человеческим потенциалом. В связи с этим рассмотрение данной темы актуально в наше время.

Целью написания работы является рассмотрение системных реформ в странах Центральной и Восточной Европы.

 

1. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ

 

1.1 Особенности экономики стран Центральной и Восточной Европы

 

Страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) - Болгария. Венгрия. Чехословакия, Польша. Румыния и др. - были ядром социалистической системы. Это способствовало углублению разделения труда между ними, развитию кооперационных связей в рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), созданного в 1949 г.

В 1980-е годы в экономике социалистических стран в системе стали наблюдаться кризисные явления:

потребление и инвестиции по всем странам Восточной Европы снизились, внешняя задолженность возросла до 85 млрд. долл. (в 1972 г. - 8 млрд. дол.);

наблюдался долгосрочный спад в производстве, существовала нерациональная структура экономики. Доля стран Восточной Европы в мировом торговом обороте сокращалась в результате снижения конкурентоспособности их товаров. В 1990 г. на долю сельского и лесного хозяйства в этих странах приходилось около 21% от общего числа занятых (в ЕС - 6,1%). Производственное потребление сырья и энергии на единицу произведенной продукции на 20-40%, а иногда и на 100% превышало уровень развитых стран. Отличалась низкими темпами развития сфера услуг;

низкая эффективность производства была тесно связана со слабым внедрением в производство достижений НТП.

безработица носила скрытый характер.

Экономическая ситуация в странах Восточной Европы представляла собой не циклическое или краткосрочное явление, а результат глубокого долгосрочного спада. В странах с плановой экономикой кризис имел тяжелые последствия для их технологического прогресса, экономической эффективности, экологии, уровня жизни населения.

После событий 1980-1990-х годов в странах Восточной Европы и распада СССР. Чехословакии, Югославии Варшавский военный договор прекратил свое существование. Совет экономической взаимопомощи распался. Государства, расположенные в центре и на востоке Европы, перестали представлять собой закрытый торговый блок, их экономические системы ориентируются на открытый рынок. Политические и идеологические позиции этих государств если не совпадают, то и не противостоят западным странам.

Перспективы экономического развития стран ЦВЕ зависят от нескольких факторов: последовательного проведения реформ, влияния технической и финансовой помощи развитых стран.

Венгрия, Польша, Чехия и Словакия благодаря принятым интенсивным мерам добились больших успехов в экономических преобразованиях. Болгария, страны бывшей Югославии и Румыния отстают в темпах реформирования экономики.

Страны ЦВЕ следуют модели преобразований, предложенной МВФ, которая включает системные элементы.

1. Макроэкономическая стабилизация и контроль. Проведение стабилизационной программы:

ужесточение налоговой политики:

ужесточение кредитной политики;

антиинфляционная политика;

пересмотр показателей затрат в целях урегулирования внешних расчетов.

2. Реформа цен и рынка:

реформа внутренних цен;

либерализация внешней торговли;

свободная структура заработной платы и либерализация рынка рабочей силы;

реформа банковской системы.

3. Развитие частного сектора, приватизация, реформа производственной структуры:

упрощение открытия и закрытия предприятий, оформления права частной собственности;

отраслевая и производственная реформа, ликвидация монополий.

4. Пересмотр роли государства:

законодательная реформа (конституционная, имущественная, контрактная, банковская, конкурентная и т. д.);

реформа информационной структуры (учет, контроль);

институциональная система косвенного управления экономикой (налоговая система, контроль над формированием бюджета);

социальная сфера (страхование от безработицы, пенсионное обеспечение, нетрудоспособность, социальные услуги: здравоохранение, образование и пр.).

 

1.2 Направления экономических реформ и их результаты

 

Оживление экономики в странах ЦВЕ происходит главным образом на основе расширения экспорта и коренной перестройки экономики. Ключевую роль сыграло оживление в промышленности.

В странах ЦВЕ сформировалось два основных подхода к реформированию экономики. Первый - поэтапное формирование инфраструктуры рынка в целях создания смешанной экономики и социального рыночного хозяйства (Венгрия). Второй - это радикальные меры, проводимые в сжатые сроки и ориентированные на создание экономики либерального типа. Ставится задача - приватизировать подавляющую часть предприятий в короткие сроки, не считаясь с социальными издержками и последствиями (Польша, Чехия, Словакия. Болгария, Румыния).

Венгрия довольно последовательно придерживается своего пути, начиная с 1968 г. Уже к концу 1980-х годов здесь удалось создать рынок товаров, рынок труда и заложить основы рынка капиталов. С точки зрения внутренней политики такой подход обосновывается следующими факторами: необходимостью поддерживать гражданский мир и экономическую стабильность; долгосрочным характером трансформации экономики (структурная модернизация, приватизация и т.д.). Это позволило Венгрии не только обеспечить консенсус в обществе, но и привлечь большую часть иностранных инвестиций (примерно 50%), направленных в страны ЦВЕ.

Страны второй группы сделали выбор «шокового» варианта радикальных экономических преобразований, который включает: децентрализацию хозяйственной деятельности, либерализацию цен и внешнеэкономических связей, жесткую денежную и фискальную Политику, относительное «замораживание» заработной платы. Благодаря усилению регулирующих начал государства в Польше, Чехии и Словакии удалось несколько смягчить отрицательные стороны «шоковой терапии».

Способность страны осуществлять преобразования на основе шоковой терапии» или «постепенных реформ» зависит от характера и эффективности ее экономических, политических и правовых институтов, от социального единства общества. Главные различия между странами с переходной экономикой заключаются не столько в курсе реформ, сколько в стартовых условиях, с которых они начали свои реформы. Например, в конце 1989 г. польская экономика характеризовалась как экономика повального дефицита, стоявшая на грани гиперинфляции. Главной макроэкономической задачей правительства являлось обеспечение инфляционной стабильности посредством либерализации цен и ограничения роста номинальной заработной платы. Процессы приватизации и структурной перестройки здесь были постепенными. В Венгрии не было необходимости в «шоковой терапии» на макроуровне, поскольку инфляция была относительно низкой, а структурные изменения реализовывались на протяжении многих предыдущих лет.

В странах ЦВЕ возрастает вклад частного сектора в совокупный экономический потенциал. Ассоциированные члены Европейского Союза - Венгрия, Польша, Чехия и Словакия - к 2000 г. вдвое сократили государственную собственность.

По мнению западных экспертов, в авангарде преобразований идет Польша. Реализация «шоковой терапии» началась 1 января 1990 г. Правительство отменило контроль над ценами, прекратило государственные субсидии, стало проводить приватизацию и реформу банковской и валютной систем (план Бальцеровича). Реформа в Польше проходила поэтапно.

1-й этап-1990-1991 гг. Продажа государством  акций пяти крупных преуспевающих  компаний и четырех мелких. Особых  успехов Польша достигла в  сфере малой приватизации. К концу 1990 г. в руках частников находилось примерно 40% предприятий розничной торговли, около 60% предприятий общественного питания и 50% коммерческих банков. Продукция, выпускаемая мелкими предприятиями возросла на 25%.

2-й этап - 1991-1992 гг. Приватизировано  путем акционирования 13 предприятий. Около 1 тыс. предприятий были внесены в «списки на ликвидацию». Широко применялась аренда предприятий трудовыми коллективами, а также их продажа отечественным и зарубежным фирмам. Объемы произведенной продукции в частном секторе промышленности возросли на 8%. Количество частных предприятий в промышленности составило 2,2 тыс., торговле - 7,7 тыс. в строительстве - 3,5 тыс. Среди промышленных предприятий преобладали мелкие с числом занятых до 5 человек, на долю которых приходилось примерно 60% продукции всего частного сектора. Деятельность малых предприятий была связана с дерево- и металлообработкой, пищевой и швейной промышленностью. В 1992 г. на частный сектор приходилось 24,1% реализованной промышленной продукции, 55,2% строительно-монтажных работ, 23,7% стоимости услуг. В частном секторе было занято 50,6% всех работающих. Зоной наибольшей экспансии в 1991 г. стала торговля. Так, в розничной торговле удельный вес частных магазинов составил 75%, оборот превысил 80%.

3-й этап - 1993-1996 гг. Характеризуется  активизацией инвестиционной деятельности. Частные предприятия увеличили инвестиции быстрее, чем государственные. Оживилась инвестиционная деятельность, что было связано с улучшением финансового положения предприятий. Рост производства был отмечен практически во всех отраслях промышленности. Значительно увеличился выпуск продукции химической и нефтехимической отраслей. В 1993-1996 гг. прирост промышленной продукции, достигнут в основном за счет частного сектора, где он составил 38,6%. В Польше на долю частного сектора приходится примерно 50% сельскохозяйственной, 37.4 - промышленной, 85,8 - строительной продукции, 87,8% розничного товарооборота[4].

К положительным результатам в экономике Польши нужно отнести стабилизацию финансовых показателей, прежде всего, сокращение дефицита госбюджета с 6% ВВП в 1992 г. до 2,8% в 1996 г.

Во второй половине 1990-х годов в польской промышленности происходит быстрый рост производства (11-12%) Доля экспорта машин составляет 25%. Структурной перестройке польской промышленности способствовали использование западных технологий, приток иностранных инвестиций в производственную сферу (из 5,3 млрд. дол. в 1995 г. 3,2 млрд. дол. направлено в промышленность, из них 1 млрд. дол. - в машиностроение). Это послужило основой развития кооперации с западными странами. Ряд предприятий Польши перешли на сборку изделий из узлов и комплектующих, поставляемых западными фирмами. В 1997 г. экономический рост Польши составил 6,7%, промышленный рост - 11,2, выпуск товаров инвестиционного назначения превысил 15%. Прямые иностранные инвестиции возросли на 10% и достигли 6,6 млрд. дол. Общий объем накопленных иностранных инвестиций превысил в 1997 г. 20,6 млрд. дол.

Издержками высоких темпов экономического роста был государственный долг. Внутренняя задолженность превысила 60% ВВП. Обслуживание долга в ближайшие годы потребует таких темпов реального прироста экспорта и положительного внешнеторгового сальдо, которые соответствуют предельным возможностям страны (платежи Парижскому и Лондонскому клубам достигнут 8 млрд. дол, к 2008 г.). Торговый дефицит Польши носит структурный характер и вызван низкой конкурентоспособностью отечественной продукции. Основные производственные фонды и их технико-технологические характеристики соответствуют уровню начала 1980-х годов. Высокий удельный вес во внешнеторговом обороте принадлежит регистрируемой торговле, которая носит четко выраженный вывозной характер (более 7 млрд. дол. в год).

В Венгрии за годы структурной перестройки проявились признаки оживления экономики. В 1995-1998 гг. темпы прироста ВВП составили в среднем 2,9-3,5%, промышленного производства - 5-7, строительно-монтажных работ - 7, сельскохозяйственного производства - 3%. Однако горнодобывающая и пищевая промышленности находятся в тяжелом состоянии. Безработица составляет примерно 11 % активного населения. Инфляция в Венгрии- 15-18% в год.

Информация о работе Проведение системных реформ в странах Центральной и Восточной Европы: общие черты и различные подходы