Пруденциальные показатели деятельности коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 14:31, контрольная работа

Описание работы

Пруденциальные нормы деятельности установленные банком России: предельные величины рисков, принимаемых кредитными организациями; нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность кредитных организаций и покрытие возможных потерь; требования, невыполнение которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитных организаций или на возможность реальной оценки их финансовой деятельности, включая требования по ведению бухгалтерского учета, представлению отчетности и при регистрации, лицензировании и расширении деятельности кредитных организаций.

Содержание работы

1.Сущность пруденциальных нормативов. Перечень показателей......................3
2.Пруденциальные нормы деятельности коммерческих банков………………...3
3.Содержание банковского регулирования……………………………………….5
4. Виды банковского регулирования………………………………………………7
5.Требования системы пруденциального регулирования к банкам……………..9
Список использованной литературы……………………………………………..11

Файлы: 1 файл

банковское дело.doc

— 73.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Титул (банковское дело)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема № 10. Пруденциальные показатели деятельности коммерческого банка

План:

1.Сущность пруденциальных  нормативов. Перечень  показателей......................3

2.Пруденциальные нормы деятельности  коммерческих банков………………...3

3.Содержание банковского регулирования……………………………………….5

4. Виды банковского регулирования………………………………………………7

5.Требования системы  пруденциального регулирования  к банкам……………..9

Список использованной литературы……………………………………………..11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Сущность  пруденциальных нормативов. Перечень  показателей

 

Согласно Закона РК «О государственном  регулировании и надзоре финансового  рынка и финансовых организаций» пруденциальными нормативами являются экономические ограничения, устанавливаемые уполномоченным органом для финансовых организаций в целях обеспечения их финансовой устойчивости и защиты интересов потребителей финансовых услуг.

Согласно Инструкции о нормативных  значениях и методике расчетов пруденциальных нормативов для банков второго уровня в систему пруденциальных нормативов в РК входят следующие показатели:

-минимальный размер уставного капитала банка;

-коэффициент достаточности собственного капитала;

-максимальный размер риска на одного заемщика;

-коэффициент ликвидности;

-лимиты открытой валютной позиции;

-коэффициент максимального размера инвестиций банка в основные средства и другие нефинансовые активы.

 

2. Пруденциальные  нормы деятельности коммерческих банков

 

Пруденциальные нормы  деятельности установленные банком России: предельные величины рисков, принимаемых кредитными организациями; нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность кредитных организаций и покрытие возможных потерь; требования, невыполнение которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитных организаций или на возможность реальной оценки их финансовой деятельности, включая требования по ведению бухгалтерского учета, представлению отчетности и при регистрации, лицензировании и расширении деятельности кредитных организаций.

Центральный банк Российской Федерации - высший орган банковского регулирования и контроля деятельности коммерческих банков и других кредитных учреждений. 

В соответствии с Законом  о Банке России он решает эту задачу следующим образом: во-первых, путем  проверки законности и целесообразности создания кредитных учреждений при рассмотрении вопроса о регистрации коммерческих банков и выдаче лицензий на право осуществления банковских операций, как в рублях, так и в иностранной валюте; во-вторых, путем установления кредитным учреждениям экономических нормативов, издания нормативных актов, регулирующих их деятельность; в-третьих, путем осуществления непосредственного контроля за законностью их операций.

Порядок расчета нормативов регулирования деятельности коммерческих банков представлен в Инструкции ЦБ РФ «Об обязательных нормативах банков» № 110-�� от 16.01.2004 г. (с последующими дополнениями и изменениями)

Т.е  одним из методов  регулирования деятельности коммерческих банков является пруденциальный (от англ. prudential - благоразумный) надзор, т.е. установление Национальным Банком экономических нормативов, которых обязаны придерживаться банки. Согласно ст.32 БК Национальный банк в области кредитных отношений устанавливает:

-объем кредитов, предоставляемых банкам Национальным банком;

-систему рефинансирования банков;

-нормативы обязательных резервов, депонируемых в Национальном банке (резервные требования);

-процентные ставки по кредитам Национального банка (ставку рефинансирования Национального банка).

Кроме того, Национальный Банк вправе устанавливать нормативы по достаточности собственных средств и их ликвидности, которые способствуют диверсификации риска, а также поддержания стабильности и надежности банковской системы в целом.

Национальный банк регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь. Под рефинансированием банков понимается предоставление им Национальным банком денежных средств на условиях возвратности и платности. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Национальным банком.

Национальный банк для  укрепления белорусского рубля, регулирования  и стабилизации денежного рынка  и рынка кредитных ресурсов устанавливает  размеры процентных ставок по различным  видам своих операций и в исключительных случаях предельные (максимальные и (или) минимальные) размеры процентных ставок по операциям банков с денежными средствами физических и юридических лиц.

 

3. Содержание  банковского регулирования

 

Цели банковского надзора

- защита клиентов банка от всевозможных рисков

- защита вкладчиков от плохого управления и мошенничества

- защита страхового  фонда от потерь в тех странах,  которые имеют национальные системы  страхования депозитов или осуществляют  другие меры по защите банковских  вкладчиков.

Задачи банковского  надзора:

-обеспечение соблюдения законов и установленных правил в банковской деятельности, в интересах страны, населения, клиентов, учредителей банка;

-обеспечение соответствия деятельности банков денежно-кредитной, валютной и финансовой политики государства;

-обеспечение укрепления и совершенствования работы отдельных банков и банковской системы в целом, повышение уровня банковского дела в стране;

Формы банковского надзора:

-межгосударственный контроль; - государственный контроль; - аудиторский контроль; - учредительский контроль.

Методы банковского  надзора:

-регулирующий - является самым распространенным, осуществляется по данным отчетности, представляемой в уполномоченный орган по надзору.

К процессам регулирования  деятельности банков со стороны уполномоченного органа относятся:

-раскрытие информации

-установление определенных требований к ликвидности баланса

-установление требований к достаточности капитала

-лимитирование рисков

-регулирование кредитных ресурсов

- ревизионный - осуществляется через ревизионные проверки банков с целью выявления недостатков в их финансово-хозяйственной деятельности, нарушения законодательства и нормативов.

Уполномоченным органом  по регулированию и надзору за банковской деятельностью в РК является Агенство по гос. регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН РК).

Агенство по финансовому  надзору:

-определяет порядок выдачи и отказа в выдаче разрешения на приобретение физ. и юр. лицами статуса крупного участника банка и банковского холдинга, на создание и приобретение банками дочерней организации, выдает либо отказывает в выдаче указанных разрешений;

-устанавливает минимальные размеры собственного капитала банков;

-устанавливает требования по формированию резервного капитала банков;

-утверждает пруденциальные нормативы;

-устанавливает порядок обязательного коллективного гарантирования вкладов;

-устанавливает порядок классификации активов и условных обязательств и создания против них провизий и т.д.

Банковская деятельность как основной элемент функционирования финансовой системы - объект наиболее жесткого регулирования со стороны государственно-властных структур по сравнению с любой другой формой экономической деятельности. Это связано со спецификой деятельности банков, которая и определяет их особое положение в качестве ключевых элементов финансовой системы. 

В этом контексте термин «банковское регулирование» можно  определить как систему специфических  правил поведения нормативного характера, сформулированных государственными органами (например, парламентом в виде законов), иными властными структурами (Центральным банком в виде Положений, инструкций), а также негосударственными саморегулируемыми организациями (например, Ассоциацией банков в виде Кодекса банковской практики), которые своей целью имеют ограничение излишне рискованной банковской деятельности в рыночной экономике.

Или другими словами, банковское регулирование - система  мер, с помощью которых государство  через ЦБ занимается обеспечением стабильного, безопасного функционирования банков, предотвращением дестабилизирующих  тенденций.

 

3. Виды банковского регулирования

 

Существует два вида банковского регулирования: денежно-кредитное (валютное) и пруденциальное.

Задача первого состоит  в проведении разумной денежно-кредитной  политики, выступающей инструментом достижения макроэкономических целей государства.

Задача пруденциального  регулирования - в обеспечении стабильности и надежности банков, а также защите интересов их вкладчиков. В связи  с этим можно выделить две цели пруденциального регулирования:

- защита вкладчиков  как потребителей банковских услуг от риска возможного краха каждого конкретного банка;

- защита банковской  системы в целом от риска  «цепной реакции» в виде краха  целого ряда банков.

Можно полностью согласиться  с высказанным в зарубежной литературе утверждением, что пруденциальное регулирование не ставит задачей предотвратить крах каждого конкретно взятого банка. Пруденциальное регулирование всегда нацелено на защиту системного интереса и в этом смысле носит макроэкономический характер.

Цели пруденциального  регулирования определяют его функции, выступающие как оперативная форма реализации целей. 

Учитывая вышеизложенное и суммируя разные точки зрения, можно выделить три функции пруденциального  регулирования банковской деятельности:

1) превентивную, предназначенную  для минимизации рисковой деятельности банков;

2) защитную, призванную  гарантировать интересы вкладчиков  в случае краха конкретного  банка;

3) обеспечительную, призванную  обеспечить финансовую поддержку  конкретного банка в случае  его кризисного состояния, оказываемую  Центральным банком как кредитором последней инстанции.

Превентивная функция  выступает как ключевая в пруденциальном регулировании банковской деятельности. Главная цель, на реализацию которой  направлена данная функция, состоит  в ограничении операций банков, несущих высокую степень риска, для того, чтобы уменьшить потенциальную возможность краха банков. Можно выделить три аспекта превентивной функции, достаточно полно раскрывающих ее содержание. Именно в них заметно регулятивное воздействие государства на банковский сектор экономики. При этом государственное регулятивное воздействие неизбежно принимает правовую форму, так как происходит путем принятия нормативно-правовых актов соответствующими компетентными органами государства:  
введение ограничений для субъектов экономической деятельности, желающих заняться банковским бизнесом, в форме обязательной государственной регистрации и лицензирования, которые содержат комплекс жестких требований специального характера, адресованных таким субъектам; 

формулирование минимальных экономических стандартов банковской деятельности, касающихся достаточности капитала, ликвидности и платежеспособности банков, которые определяют основные параметры их функционирования и тем самым сдерживают излишне рискованную активность; 

осуществление надзора за соответствием деятельности банков предписанным экономическим стандартам с целью контроля за стабильностью и надежностью функционирования банковской системы в целом.

 

5.Требования системы пруденциального регулирования к банкам

 

Таким образом, сформировалась система пруденциального регулирования, рекомендованная Базельским комитетом по банковскому надзору. Эта система включает в себя следующие требования к банкам:

-достаточности капитала для покрытия рисков банковской деятельности (в настоящее время учитывают в основном кредитный риск банка);

-управления ликвидностью, включая согласование требований и обязательств банка по срокам размещения и привлечения, а также требование к структуре активов банка по уровню ликвидности;

Информация о работе Пруденциальные показатели деятельности коммерческого банка