Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 14:31, контрольная работа
Пруденциальные нормы деятельности установленные банком России: предельные величины рисков, принимаемых кредитными организациями; нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность кредитных организаций и покрытие возможных потерь; требования, невыполнение которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитных организаций или на возможность реальной оценки их финансовой деятельности, включая требования по ведению бухгалтерского учета, представлению отчетности и при регистрации, лицензировании и расширении деятельности кредитных организаций.
1.Сущность пруденциальных нормативов. Перечень показателей......................3
2.Пруденциальные нормы деятельности коммерческих банков………………...3
3.Содержание банковского регулирования……………………………………….5
4. Виды банковского регулирования………………………………………………7
5.Требования системы пруденциального регулирования к банкам……………..9
Список использованной литературы……………………………………………..11
Титул (банковское дело)
Тема № 10. Пруденциальные показатели деятельности коммерческого банка
План:
1.Сущность пруденциальных
нормативов. Перечень показателей...................
2.Пруденциальные нормы
3.Содержание банковского регулирования……………………………………….5
4. Виды банковского регулирования……………………………………………
5.Требования системы пруденциального регулирования к банкам……………..9
Список использованной
литературы……………………………………………..
1.Сущность пруденциальных нормативов. Перечень показателей
Согласно Закона РК «О государственном
регулировании и надзоре
Согласно Инструкции о нормативных значениях и методике расчетов пруденциальных нормативов для банков второго уровня в систему пруденциальных нормативов в РК входят следующие показатели:
-минимальный размер уставного капитала банка;
-коэффициент достаточности собственного капитала;
-максимальный размер риска на одного заемщика;
-коэффициент ликвидности;
-лимиты открытой валютной позиции;
-коэффициент максимального размера инвестиций банка в основные средства и другие нефинансовые активы.
2. Пруденциальные нормы деятельности коммерческих банков
Пруденциальные нормы деятельности установленные банком России: предельные величины рисков, принимаемых кредитными организациями; нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность кредитных организаций и покрытие возможных потерь; требования, невыполнение которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитных организаций или на возможность реальной оценки их финансовой деятельности, включая требования по ведению бухгалтерского учета, представлению отчетности и при регистрации, лицензировании и расширении деятельности кредитных организаций.
Центральный банк Российской Федерации - высший орган банковского регулирования и контроля деятельности коммерческих банков и других кредитных учреждений.
В соответствии с Законом о Банке России он решает эту задачу следующим образом: во-первых, путем проверки законности и целесообразности создания кредитных учреждений при рассмотрении вопроса о регистрации коммерческих банков и выдаче лицензий на право осуществления банковских операций, как в рублях, так и в иностранной валюте; во-вторых, путем установления кредитным учреждениям экономических нормативов, издания нормативных актов, регулирующих их деятельность; в-третьих, путем осуществления непосредственного контроля за законностью их операций.
Порядок расчета нормативов регулирования деятельности коммерческих банков представлен в Инструкции ЦБ РФ «Об обязательных нормативах банков» № 110-�� от 16.01.2004 г. (с последующими дополнениями и изменениями)
Т.е одним из методов регулирования деятельности коммерческих банков является пруденциальный (от англ. prudential - благоразумный) надзор, т.е. установление Национальным Банком экономических нормативов, которых обязаны придерживаться банки. Согласно ст.32 БК Национальный банк в области кредитных отношений устанавливает:
-объем кредитов, предоставляемых банкам Национальным банком;
-систему рефинансирования банков;
-нормативы обязательных резервов, депонируемых в Национальном банке (резервные требования);
-процентные ставки по кредитам Национального банка (ставку рефинансирования Национального банка).
Кроме того, Национальный Банк вправе устанавливать нормативы по достаточности собственных средств и их ликвидности, которые способствуют диверсификации риска, а также поддержания стабильности и надежности банковской системы в целом.
Национальный банк регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь. Под рефинансированием банков понимается предоставление им Национальным банком денежных средств на условиях возвратности и платности. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Национальным банком.
Национальный банк для укрепления белорусского рубля, регулирования и стабилизации денежного рынка и рынка кредитных ресурсов устанавливает размеры процентных ставок по различным видам своих операций и в исключительных случаях предельные (максимальные и (или) минимальные) размеры процентных ставок по операциям банков с денежными средствами физических и юридических лиц.
3. Содержание банковского регулирования
Цели банковского надзора
- защита клиентов банка от всевозможных рисков
- защита вкладчиков от плохого управления и мошенничества
- защита страхового
фонда от потерь в тех странах,
Задачи банковского надзора:
-обеспечение соблюдения законов и установленных правил в банковской деятельности, в интересах страны, населения, клиентов, учредителей банка;
-обеспечение соответствия деятельности банков денежно-кредитной, валютной и финансовой политики государства;
-обеспечение укрепления и совершенствования работы отдельных банков и банковской системы в целом, повышение уровня банковского дела в стране;
Формы банковского надзора:
-межгосударственный контроль; - государственный контроль; - аудиторский контроль; - учредительский контроль.
Методы банковского надзора:
-регулирующий - является самым распространенным, осуществляется по данным отчетности, представляемой в уполномоченный орган по надзору.
К процессам регулирования деятельности банков со стороны уполномоченного органа относятся:
-раскрытие информации
-установление определенных требований к ликвидности баланса
-установление требований к достаточности капитала
-лимитирование рисков
-регулирование кредитных ресурсов
- ревизионный - осуществляется через ревизионные проверки банков с целью выявления недостатков в их финансово-хозяйственной деятельности, нарушения законодательства и нормативов.
Уполномоченным органом по регулированию и надзору за банковской деятельностью в РК является Агенство по гос. регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН РК).
Агенство по финансовому надзору:
-определяет порядок выдачи и отказа в выдаче разрешения на приобретение физ. и юр. лицами статуса крупного участника банка и банковского холдинга, на создание и приобретение банками дочерней организации, выдает либо отказывает в выдаче указанных разрешений;
-устанавливает минимальные размеры собственного капитала банков;
-устанавливает требования по формированию резервного капитала банков;
-утверждает пруденциальные нормативы;
-устанавливает порядок обязательного коллективного гарантирования вкладов;
-устанавливает порядок классификации активов и условных обязательств и создания против них провизий и т.д.
Банковская деятельность как основной элемент функционирования финансовой системы - объект наиболее жесткого регулирования со стороны государственно-властных структур по сравнению с любой другой формой экономической деятельности. Это связано со спецификой деятельности банков, которая и определяет их особое положение в качестве ключевых элементов финансовой системы.
В этом контексте термин «банковское регулирование» можно определить как систему специфических правил поведения нормативного характера, сформулированных государственными органами (например, парламентом в виде законов), иными властными структурами (Центральным банком в виде Положений, инструкций), а также негосударственными саморегулируемыми организациями (например, Ассоциацией банков в виде Кодекса банковской практики), которые своей целью имеют ограничение излишне рискованной банковской деятельности в рыночной экономике.
Или другими словами,
банковское регулирование - система
мер, с помощью которых государство
через ЦБ занимается обеспечением стабильного,
безопасного функционирования банков,
предотвращением
3. Виды банковского регулирования
Существует два вида банковского регулирования: денежно-кредитное (валютное) и пруденциальное.
Задача первого состоит в проведении разумной денежно-кредитной политики, выступающей инструментом достижения макроэкономических целей государства.
Задача пруденциального регулирования - в обеспечении стабильности и надежности банков, а также защите интересов их вкладчиков. В связи с этим можно выделить две цели пруденциального регулирования:
- защита вкладчиков как потребителей банковских услуг от риска возможного краха каждого конкретного банка;
- защита банковской системы в целом от риска «цепной реакции» в виде краха целого ряда банков.
Можно полностью согласиться с высказанным в зарубежной литературе утверждением, что пруденциальное регулирование не ставит задачей предотвратить крах каждого конкретно взятого банка. Пруденциальное регулирование всегда нацелено на защиту системного интереса и в этом смысле носит макроэкономический характер.
Цели пруденциального регулирования определяют его функции, выступающие как оперативная форма реализации целей.
Учитывая вышеизложенное и суммируя разные точки зрения, можно выделить три функции пруденциального регулирования банковской деятельности:
1) превентивную, предназначенную для минимизации рисковой деятельности банков;
2) защитную, призванную
гарантировать интересы
3) обеспечительную, призванную
обеспечить финансовую
Превентивная функция
выступает как ключевая в пруденциальном
регулировании банковской деятельности.
Главная цель, на реализацию которой
направлена данная функция, состоит
в ограничении операций банков, несущих высокую степень риска, для того, чтобы
уменьшить потенциальную возможность
краха банков. Можно выделить три аспекта
превентивной функции, достаточно полно
раскрывающих ее содержание. Именно в
них заметно регулятивное воздействие
государства на банковский сектор экономики.
При этом государственное регулятивное
воздействие неизбежно принимает правовую
форму, так как происходит путем принятия
нормативно-правовых актов соответствующими
компетентными органами государства:
введение ограничений для субъектов экономической
деятельности, желающих заняться банковским
бизнесом, в форме обязательной государственной
регистрации и лицензирования, которые
содержат комплекс жестких требований
специального характера, адресованных
таким субъектам;
формулирование минимальных экономических стандартов банковской деятельности, касающихся достаточности капитала, ликвидности и платежеспособности банков, которые определяют основные параметры их функционирования и тем самым сдерживают излишне рискованную активность;
осуществление надзора за соответствием деятельности банков предписанным экономическим стандартам с целью контроля за стабильностью и надежностью функционирования банковской системы в целом.
5.Требования системы пруденциального регулирования к банкам
Таким образом, сформировалась система пруденциального регулирования, рекомендованная Базельским комитетом по банковскому надзору. Эта система включает в себя следующие требования к банкам:
-достаточности капитала для покрытия рисков банковской деятельности (в настоящее время учитывают в основном кредитный риск банка);
-управления ликвидностью, включая согласование требований и обязательств банка по срокам размещения и привлечения, а также требование к структуре активов банка по уровню ликвидности;
Информация о работе Пруденциальные показатели деятельности коммерческого банка