Пути совершенствования системы управления финансами в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение сущности и инструментов управления финансами, финансового аппарата РБ, выявление путей совершенствования системы управления финансами.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
Раскрыть сущность системы управления финансами и ее назначение
Описать финансовый аппарат Республики Беларусь и инструменты управления финансами
Привести примеры организации управления финансами за рубежом
Провести анализ системы управления финансами в Республике Беларусь

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Теоретические аспекты управления финансами
в Республике Беларусь…………………………………………………….4
Экономическая сущность системы управления финансами и ее назначение………………………………………………………………….4
Финансовый аппарат и его роль в управлении финансами
государства…………………………………………………………………5
Инструменты управления финансами……………………………………8
Зарубежный опыт организации систем управления финансами государства……………………………………………………………….15
Сравнительный анализ систем управления финансами в Республике Беларусь и за рубежом…………………………………………………....19
Анализ динамики состава и структуры доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь…………………………………………..19
Анализ динамики состава и структуры расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь …………………………………………22
Пути совершенствования системы управления финансами в Республике Беларусь……………………………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников……………………………………...……31

Файлы: 1 файл

Современные системы управления финансами в Республике Беларусь.docx

— 110.97 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Теоретические аспекты управления финансами

в Республике Беларусь…………………………………………………….4

    1. Экономическая сущность системы управления финансами и ее назначение………………………………………………………………….4
    2. Финансовый аппарат и его роль в управлении финансами

государства…………………………………………………………………5

    1. Инструменты управления финансами……………………………………8
    2. Зарубежный опыт организации систем управления финансами государства……………………………………………………………….15
  1. Сравнительный анализ систем управления финансами в Республике Беларусь и за рубежом…………………………………………………....19
    1. Анализ динамики состава и структуры доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь…………………………………………..19
    2. Анализ динамики состава и структуры расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь  …………………………………………22
  2. Пути совершенствования системы управления финансами в Республике Беларусь……………………………………………………...24

Заключение……………………………………………………………………….29

Список использованных источников……………………………………...……31 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность данной темы заключается в том, что организация эффективного управления финансами — одна из наиболее приоритетных задач государства. Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества.

Объектом исследования является управление финансами. Предмет исследования — финансовые отношения, связанные с формированием фондов денежных средств, как основного объекта управления финансами.

Целью данной курсовой работы является изучение сущности и инструментов управления финансами, финансового аппарата РБ, выявление путей совершенствования системы управления финансами.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  1. Раскрыть сущность системы управления финансами и ее назначение
  2. Описать финансовый аппарат Республики Беларусь и инструменты управления финансами
  3. Привести примеры организации управления финансами за рубежом
  4. Провести анализ системы управления финансами в Республике Беларусь
  5. Выявить пути совершенствования системы управления финансами в Республике Беларусь

В первом разделе раскрывается сущность системы управления финансами  РБ, рассматривается финансовый аппарат  и инструменты управления финансами. Также приводится описание методов  управления финансами за рубежом.

Во втором разделе приводиться  сравнительный анализ доходов

консолидированного бюджета  Республики Беларусь и Российской Федерации  и анализ расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь и Российской Федерации.

В третьем разделе описываются  пути совершенствования системы  управления финансами Республики Беларусь.

В качестве информационной базы исследования использовались учебные  пособия по теории финансов, а также публикации в сети интернет. 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

    1. Экономическая сущность системы управления финансами и её  
      назначение

 

 

Управление представляет собой совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия управляющего субъекта на управляемый объект с целью достижения определенного результата(как правило,  положительного).

Организация управления финансами включает:

1. стратегическое или общее управление

2. оперативное или непосредственное управление

Стратегическое управление финансами выражается:

1) в определении источников  и объемов финансовых ресурсов, которые должны обеспечить воспроизводство  исходя из пропорций, предусмотренных  важнейшими программными документами государства

2) в установлении оптимальных  пропорций между финансовыми  ресурсами, аккумулируемыми в  руках государства, и ресурсами,  аккумулируемые в отдельных отраслях предприятия;

3) в выявлении наиболее  эффективных направлений использования  финансовых ресурсов [4]

Управление финансами представляет собой действия государства, направленные на выработку, реализацию, совершенствование финансовой политики.

При осуществлении таких  стадий управления, как создание, проверка соблюдения, изучение, анализ и совершенствование  форм финансовых отношений – финансы  являются объектом управления.

При практическом применении выработанных форм финансовых отношений финансы являются субъектом управления.

Стадии управления финансами  образую следующие звенья управления финансами:

  • Выработка форм финансовых отношений и их совершенствование
  • Практическое применение форм финансовых отношений
  • Проверка соблюдения, изучение и анализ действующих форм финансовых отношений с целью подготовки предложений для их дальнейшего совершенствования

Наиболее важным звеном в  управлении финансами является выработка  форм финансовых отношений. Сущность данного  процесса заключается не в создании отдельных форм финансовых отношений, а в создании определенного финансового  механизма. Финансовый механизм представляет собой совокупность согласованных  между собой выработанных на основе финансовой политики форм осуществления финансовых отношений, которые предназначены для решения социально-экономических задач общества на данном этапе его развития.

Результатом управления финансами  в области создания форм финансовых отношений является выработка финансовых рычагов. Финансовый рычаг – это  форма финансового отношения, которая  является частью финансового механизма  и при помощи которой осуществляется материальное воздействие на экономические  интересы субъекта. Методы организации  форм финансовых отношений делятся  на два вида. Первый метод – наделение  форм финансовых отношений стимулами. Финансовые стимулы – возможность  той или иной формы финансовых отношений (либо финансового рычага) материально воздействовать на деятельность субъекта с целью заинтересованности его в наилучших результатах  своей работы. Второй метод –  наделение форм финансовых отношений (финансовых рычагов) нормативами. Финансовые нормативы представляют собой размер финансового рычага. Исходя из этого, следует, что финансовые нормативы  – это средства достижения результативности и реальности финансовых рычагов.

Значимым звеном управления финансами является реализация форм финансовых отношений. Суть данного  процесса заключается в том, что  выработанные формы финансовых отношений (либо финансовые рычаги), наделенные стимулами  и нормативами, используются для  организации финансовой деятельности, составляющей которой, являются исполнение финансовых планов и прогнозов.

Финансовый контроль является заключительным звеном управления финансами. Вследствие работы данного звена управления финансами встречаются случаи, когда различные негативные последствия в финансово-хозяйственной деятельности объектов контроля являются результатом «дефектов» форм и методов финансовых отношений, рычагов, т.е. выработанные рычаги не являются преградой для различных нарушений. Исходя из этого, главной задачей финансового контроля является изучение эффективности установленных для данного вида деятельности форм и методов финансовых отношений. [1, 153-158]

 

 

 

    1. Финансовый аппарат и его роль в управлении финансами государства

Финансовый аппарат -  это совокупность всех институтов и организационных структур, осуществляющих управление финансами.

Финансовый аппарат Республики Беларусь можно разделить на три  основные группы:

  1. Органы общего управления финансами. К данным органам управления финансами относятся Верховный совет и Совет Министров при Президенте Республики Беларусь. Органы общего управления определяют финансовую политику государства, утверждают финансовое законодательство, осуществляют общий контроль над соблюдением финансового законодательства.
  2. Органы оперативного управления финансами. К ним относятся: Министерство финансов, Главная налоговая инспекция, Национальный банк. Данные органы управления финансами приводят в жизнь финансовую политику, разрабатывают проект форм и методов финансовых отношений и издают после их утверждения верховным советом инструкции, контролируют соблюдение установленных форм и методов финансовых отношений, изучают их действенность, вносят предложения в Верховный Совет по совершенствованию форм и методов финансовых отношений. [1, 158]
  3. Органы отраслевого управления финансами

Центральным органом управления финансами в Республике Беларусь является Министерство финансов Республики Беларусь.

Основные задачи Министерства финансов:

  1. Проведение государственной политики, осуществление регламентирования и управления финансовой сфере деятельности и координация деятельности в этой сфере других финансовых органов.
  2. Обеспечение активного использования финансов в целях повышения эффективности производства, роста национальных доходов, создание и развитие прогрессивных форм и структур.
  3. Разработка предложений по совершенствованию форм финансовых отношений, организаций и граждан с государством по обеспечению роста финансовых ресурсов.
  4. Контроль за соблюдением финансовых интересов государства, в том числе в процессе интеграции РБ.
  5. Проведение государственной политики в области страховой деятельности, государственный надзор за страховой деятельностью на территории РБ, государственное регулирование бухгалтерского отчета и отчетности, аудит деятельности рынка ценных бумаг и др задачи.

Эти основные задачи требуют  выполнения Министерством финансов соответствующих функций:

  1. Организация работы по составлению проекта республиканского бюджета.
  2. Проекты консолидированного бюджета, а так же представление этих проектов в Совмин для рассмотрения.
  3. Участие в работе по составлению кратко и долгосрочных прогнозов развития государства, составления баланса.
  4. Организация работы по исполнению республиканского бюджета которая осуществляется через казначейскую систему.
  5. осуществление методического руководства финансовой системы страны.
  6. Анализ состояния денежного обращения в РБ, работы банковской системы, функционирования системы сбалансированности денежного обращения, по повышению эффективности функционирования национальной денежной системы и др.

Возложенные на Министерство финансов задачи и функции осуществляют различные структурные подразделения министерств, главные управление:

    • бюджетной политики
    • налоговой политики и доходов бюджета
    • регулирование государственных заимствований и денежной кредитной сферы; главное государственное казначейство; главное контрольно ревизорского управления и др; департамент по ценным бумагам и управления, отделы.

В систему органов Министерства финансов входят так же местные финансовые органы, к которым относятся:

    • областные и городские финансовые управления,
    • городские и роенные финансовые отделы

В городах с роенным  делением - финансовые отделы роенных администраций.

Особенностью функционирования местных финансовых органов является их двойное подчинение:

    1. высшему финансовому органу
    2. местным исполнительным органам

Отраслевые органы управления финансами выполняют следующие  задачи:

  1. организация и управление финансовой деятельностью на уровне соответствующей отрасли
  2. составление и организация выполнения сводных (отраслевых) финансовых планов и прогнозов.
  3. планирование и осуществление мероприятий по повышениею эффективности финансовой хозяйственной деятельности на предприятии
  4. формирование и организация эффективного использования отраслевых фондов денежных средств.
  5. осуществление контроля за выполнением финансовых планов, за их финансово хозяйственной деятельностью.

Информация о работе Пути совершенствования системы управления финансами в Республике Беларусь