Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 21:23, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является проведение операционного анализа в управление текущими издержками.
Для достижения этой цели нами были поставлены следующие задачи:
1) изучить теоретические основы операционного анализа в управление текущими издержками;
2) рассмотреть организацию управления текущими издержками на предприятии;
3) указать пути совершенствования управления текущими издержками предприятия.
Введение 3
1. Теоретические основы управления текущими издержками предприятия 5
2. Организация управления текущими издержками на предприятии 16
2.1. Экономическая характеристика ООО «Моргауши-Хлеб» 16
2.2. Анализ и управление текущими издержками предприятия 19
3. Пути совершенствования управления текущими издержками 24
предприятия 24
Заключение 27
Список использованной литературы 30
За отчетный период объем продаж ООО «Моргауши-Хлеб» увеличился почти в 1,5 раза, что говорит о поступательном развитии и повышении его доли на рынке. Доля себестоимости реализованной продукции к выручке от продажи сократилась с 101,0% до 88,3% несмотря на рост себестоимости в динамике в 1,29 раза. В результате основная деятельность общества принесла ему прибыли на 2660 тыс. руб. больше, чем в прошлом отчетном периоде.
Таким образом, рост объема продаж благоприятно сказался на показателях чистой прибыли предприятия, т.е. эффективность его деятельности увеличилась.
2.2. Анализ и управление текущими издержками предприятия
Анализ управления затратами в ООО «Моргауши-Хлеб» произведем системно т.е. рассматривая организацию как единое целое, состоящую из отдельных элементов. Рис.1
Основным видом производства в ООО «Моргауши-Хлеб» является хлебопечение. В таблице 3 рассмотрим структуру и динамику себестоимости данного вида продукции за 2008-2009 гг.
Таблица 3
Структура себестоимости продукции хлебопечения
ООО «Моргауши-Хлеб» за 2008-2009 гг.
Статья затрат | Годы | |||||
2008 г. | 2009 г. | |||||
сумма, | уровень, | уд.вес., | сумма, | уровень, | уд.вес., | |
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Сырье, вспомогательные и основные материалы | 4907,19 | 39,88 | 39,23 | 7276,36 | 38,70 | 44,04 |
2. Расходы на оплату труда | 2863,72 | 23,27 | 22,89 | 3982,50 | 21,18 | 24,10 |
3. Страховые взносы | 410,11 | 3,33 | 3,28 | 571,64 | 3,04 | 3,46 |
4. Транспортные расходы | 1392,92 | 11,32 | 11,14 | 1697,92 | 9,03 | 10,28 |
5. Общепроизводственные расходы | 2504,63 | 20,35 | 20,02 | 2342,53 | 12,46 | 14,18 |
6. Общехозяйственные расходы | 217,04 | 1,76 | 1,74 | 119,62 | 0,64 | 0,72 |
7. Налоги и сборы | 11,13 | 0,09 | 0,09 | 13,94 | 0,07 | 0,08 |
8. Амортизация основных средств | 201,96 | 1,64 | 1,61 | 518,46 | 2,76 | 3,14 |
9. Фактическая себестои-мость | 12508,70 | 101,66 | 100,00 | 16522,97 | 87,88 | 100,00 |
10. Товарная продукция, тыс. руб. | 12305,00 | 100,00 | х | 18802,00 | 100,00 | х |
11. Прибыль от продажи продукции | -203,70 | х | х | 2279,03 | х | х |
Произведенные нами расчеты показывают, что за отчетный период структура себестоимости продукции не претерпело существенных изменений, за исключением увеличения доли амортизации основных средств более чем в 2,5 раза. Однако данный факт связан с вводом в эксплуатацию новых объектов производственного назначения.
Доля материальных затрат в хлебопечении на предприятии в 2009 году по сравнению с 2008 годом уменьшилась на 4,81 пп. А удельный вес расходов на оплату труда напротив увеличился и составил 24,1%. Наблюдается рост величины страховых взносов соразмерно увеличению трудовых затрат. Нельзя не отметить снижение доли общепроизводственных и общехозяйственных расходов в структуре себестоимости на 5,84 и 1,02 пп соответственно.
Что касается транспортных расходов, несмотря на их рост в динамике в абсолютном выражении, произошло уменьшение удельного веса с 11,14 до 10,28%. В остальном структура себестоимости остается достаточно стабильной.
Таким образом, в целом за анализируемый период наблюдается снижение доли фактической себестоимости в товарной продукции на 13,78 пп, в результате чего прибыль от продажи продукции выросла на 2482,73 тыс. руб. Данный факт характеризует ООО «Моргауши-Хлеб» как успешно развивающееся.
Проведем факторный анализ прямых издержек производства по хлебопечению (см. таблица 4).
1. Влияние динамики объема выпуска на изменение прямых затрат продукции хлебопечения:
С (об) = С1 – С0 = 11831 – 8181 = 10746 тыс. руб.
2. Влияние структуры продукции хлебопечения на изменение прямых затрат:
С (стр) = С2 – С1 = 11060 – 18927 = -78967 тыс. руб.
Таблица 4
Факторный анализ прямых издержек производства продукции хлебопечения ООО «Моргауши-Хлеб» за 2008-2009 гг.
тыс. руб.
Показатели | Годы | Отклоне- ние (+,-) | |
2008 г. | 2009 г. | ||
1. Товарная продукция: |
|
|
|
а) в действующих ценах | 12305 | 18802 | 6497 |
б) в сопоставимых ценах | х | 16636 | х |
2. Прямые издержки производства фактические (С) | 8181 | 11831 | 3650 |
3. Прямые издержки производства, скорректированные на рост продукции в действующих ценах (С1) | х | 18927 | х |
4. Прямые издержки производства, скорректированные на рост продукции в сопоставимых ценах (С2) | х | 11060 | х |
3. Влияние динамики удельных затрат на изменение прямых затрат составило:
С (уз ) = С1 – С2 = 11831 – 11060 = 771 тыс. руб.
За отчетный 2009 г. прямые издержки производства выросли почти в 1,5 раза, что является, прежде всего, следствием увеличения объемов выпуска. Второй по значимости фактор роста – увеличение затрат на единицу продукции, в результате чего прямые издержки выросли на 771 тыс. руб. Что касается изменения структуры продукции хлебопечения в сторону уменьшения, ее снижение повлекло за собой уменьшение суммы прямых затрат на 7867 тыс. руб.
Произведем факторный анализ затрат на 1 руб. выпущенной продукции хлебопечения ООО «Моргауши-Хлеб» за 2008-2009 гг. Результаты расчетов приведем в таблице 5.
По данным таблицы 5 за счет изменения объема выпуска затраты на 1 рубль продукции хлебопечения сократились на 0,14 руб. Наибольшее влияние на структуру себестоимости оказало уменьшение прочих расходов на 0,11 руб.
Таблица 5
Факторный анализ затрат на 1 рубль продукции хлебопечения ООО «Моргауши-Хлеб» в 2008-2009 гг.
тыс. руб.
Статья затрат | Сумма | Затраты на 1 руб. | Изменение затрат на 1 продукции за счет влияния отдельных факторов | ||
2008 г. | 2009 г. | 2008 г. | 2009 г. | ||
А | 1 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Сырье, вспомогательные и основные материалы | 4907,19 | 0,40 | 7276,36 | 0,39 | -0,01 |
2. Расходы на оплату труда | 3273,83 | 0,27 | 4554,14 | 0,24 | -0,02 |
3. Амортизация о/с | 201,96 | 0,02 | 518,46 | 0,03 | 0,01 |
4. Прочие расходы | 4125,72 | 0,34 | 4174,01 | 0,22 | -0,11 |
5. Фактическая себестоимость | 12508,70 | 1,02 | 16522,97 | 0,88 | -0,14 |
6. Товарная продукция, тыс. руб. | 12305,00 | х | 18802,00 | х | х |
Таким образом, анализ затрат показал, что издержкоемкость в 2009 году снизилось, что говорит о повышении эффективности политики предприятия в области управления издержками.
Далее на примере одного из видов продукции ООО «Моргауши-Хлеб» произведем расчет точки безубыточности. Информационной базой будет служить калькуляция оптово-отпускной цены хлеба «Дарницкого» на 1 тонну (приложение 3) Результаты расчетов приведены ниже в таблице 6.
Таблица 6
Расчет точки безубыточности хлеба «Дарницкого»
ООО «Моргауши-Хлеб» за 2008-2009 гг.
Показатели | Ед. изм. | Формула расчета | Годы | Отклонение (+,-) | |
2008 г. | 2009 г. | ||||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Объем товарной продукции | тыс. руб. | - | 242,73 | 297,09 | 54,36 |
2. Полная себестоимость | тыс. руб. | - | 143,03 | 218,13 | 75,10 |
3. Переменные расходы |
|
|
|
|
|
сумма | тыс. руб. | - | 136,56 | 213,50 | 76,94 |
уд. вес к выручке | % | - | 56,26 | 71,86 | 15,6 |
4. Постоянные расходы | тыс. руб. | - | 6,47 | 4,63 | -1,84 |
5. Валовая маржа | тыс. руб. | (1-3) | 106,17 | 83,59 | -22,58 |
Продолжение таблицы 6 | |||||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6. Прибыль от основной деятельности | тыс. руб. | (5-4) | 99,70 | 78,96 | -20,74 |
7. Рентабельность продукции | % | (6/2*100) | 69,71 | 36,20 | -33,51 |
8. Коэффициент валовой маржи |
| (5/1) | 0,44 | 0,28 | -0,16 |
9. Точка безубыточности | тыс. руб. | (4/8) | 14,79 | 16,46 | 1,66 |
10. Запас финансовой прочности | тыс. руб. | (1-9) | 227,94 | 280,63 | 52,70 |
11. Доля запаса финансовой прочности в выручке | % | (10/1*100) | 93,91 | 94,46 | 0,56 |
12. Эффект операционного рычага |
| (5/6) | 1,06 | 1,06 | 0,00 |
13. Цена единицы продукции | руб. | - | 13,07 | 13,27 | 0,20 |
14. Количество произведенной продукции | т | - | 13,00 | 15,00 | 2,00 |
15. Точка безубыточности | т | (4*14/5) | 0,79 | 0,83 | 0,04 |
16. Запас финансовой прочности | т | (14-15) | 12,21 | 14,17 | 1,96 |
17. Доля валовой маржи в переменных издержках |
| (5/3*10) | 77,75 | 39,15 | -38,59 |
Произведенные расчеты показывают, что в 2009 г. уровень переменных издержек производства хлеба «Дарницкого» увеличился на 15,6 пп. При этом сумма переменных затрат возросла на 76,94 тыс. руб., а сумма постоянных расходов сократилась на 1,84 тыс. руб. За отчетный период объем производства оказался выше по сравнению с 2008 г. в 1,2 раза. Прибыль уменьшилась, несмотря на рост объемов товарной продукции на 54,36 тыс. руб. Данный факт связан, прежде всего, с резким ростом переменных издержек более чем в 1,5 раза и снижением цены единицы продукции на 0,2 руб. Тем не менее, запас финансовой прочности ООО «Моргауши-Хлеб» увеличился на 0,56 пп, что является положительным моментом.
В целом, у предприятия отсутствует риск стать убыточным по производству данного вида продукции.
Как известно из экономической теории, управление издержками предприятия – это:
- понимание того, где, когда и в каких объемах расходуются ресурсы предприятия, включая контроль этих процессов;
- прогнозирование того, где, для чего и в каких объемах потребуются предприятию дополнительные финансовые и иные ресурсы;
- умение оптимально размещать имеющиеся ресурсы и обеспечить от них максимально возможную отдачу.
На практике системе управления издержками в качестве альтернативы выступает идея экстенсивного развития бизнеса предприятия, выражающаяся, в частности, в увеличении объемов продаж продукции и услуг при той же интенсивной составляющей (рентабельности, удельном расходе материальных и трудовых ресурсов и т.д.).
Для увеличения объема продаж зачастую необходимо дополнительное финансирование текущей деятельности организации, что нередко проблематично (в связи с отвлечением финансовых ресурсов из других направлений бизнеса предприятия) или связано с дополнительными затратами (например, из-за использования кредитов банков). Кроме того, реализация дополнительного количества (объема) произведенной продукции (оказанных услуг) может создавать трудности в силу ограниченного спроса (особенно понятные в нынешней непростой экономической ситуации), а также приводить к дополнительным затратам, связанным с продвижением продукции (услуг) и сбытом.
Управление издержками проводится в целях максимального увеличения прибыли предприятия и состоит из:
- применения систематического подхода для определения фактических издержек;
- понимания причин их возникновения;
Информация о работе Пути совершенствования управления текущими издержками предприятия