Расходы бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 11:23, курсовая работа

Описание работы

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет – это используемый правительством денежный фонд для финансирования своей деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические процессы. Государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, осуществляя перераспределение средств в пользу нуждающихся фондов (как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам).

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Экономическое содержание расходов бюджетов и их состав.....6
1.1. Особенности расходов бюджетов……………………………………..6
1.2. Классификации расходов……………………………………………..10
Глава 2. Действующая система организации расходов
бюджетов в Российской Федерации………………………………….…..17
2.1. Расходы бюджета на общегосударственные вопросы ……………..17
2.2. Расходы бюджета на национальную оборону………………………18
2.3. Расходы бюджета на национальную безопасность и правоохранительную деятельность……………………………………….19
2.4. Расходы бюджета на национальную экономику……………………20
2.5. Расходы бюджета на ЖКХ……………………………………………22
2.6. Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия………..23
2.7. Охрана окружающей среды………………..…………………………27
2.8. Расходы бюджета на межбюджетные трансферты………………….28
Глава 3. Основные проблемы и подходы к их решению………………..31
Заключение…………………………………………………………………35
Список использованной литературы……………………………………..37

Файлы: 1 файл

29047.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

       В 2007 г. на образование было израсходовано 294,6 млрд руб, в 2008 г. – 355 млрд руб, в 2009 г. – 418 млрд руб. По сравнению с 2007 г. расходы в 2009г. увеличились почти в 2 раза.

       Расходы на культуру, кинематографию и СМИ.

       Данная  статья включает расходы на:

  • культуру;
  • кинематографию;
  • телевидение и радиовещание;
  • периодическую печать и издательства;
  • прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии, средств массовой информации;
  • другие вопросы в области культуры, кинематографии, средств массовой информации.

       Основные  расходы на культуру несут бюджеты  субъектов РФ.

       Финансовая  поддержка кинематографии и научных исследований в области культуры, кинематографии и СМИ оказывается в большей степени из федерального бюджета.

       В 2007 г. расходы федерального бюджета на культуру, кинематографии и СМИ составили 71 млрд. руб, в 2008 г. – 88,8 млрд руб, в 2009 г. – 111,6 млрд руб. Таким образом, в области выделения средств из федерального бюджета на культуру, кинематографию и спорт отмечается положительная динамика в сторону увеличения средств.

       Бюджет  культуры состоит из двух элементов. Это текущие расходы и федеральная целевая программа «Культура России».

       За  счет текущих расходов финансируются  предприятия и учреждения культуры – государственные театры, концертные и выставочные залы, музеи, библиотеки, а также учреждения образования в системе культуры и соответствующие научные организации.

       Федеральная целевая программа «Культура России (2006-2010 гг.)» нацелена на решение конкретных задач в области культуры и достижения определенных результатов.

       В 2007 году на культуру из федерального бюджета  было выделено 38,8 млрд руб, в 2008 г. – 50,1 млрд руб, в 2009 г. –  56,5 млрд руб.

       Инвестирование  государства в культуру означает инвестирование в «человеческий  капитал», который является в современном  обществе одним из важнейших факторов конкурентоспособности страны, поэтому особую значимость приобретают задачи воспроизведения творческого потенциала страны путем сохранения и развития отечественной системы художественного образования и поддержки деятелей искусства и молодых дарований.

       По  статье «Социальная политика» предусмотрены расходы на:

  • пенсионное обеспечение;
  • социальное обслуживание населения;
  • социальное обеспечение населения;
  • охрану семьи и детства;
  • прикладные научные исследования в области социальной политики;
  • другие вопросы в области социальной политики.

       В 2007 г. на социальную политику было израсходовано 214 млрд руб, в 2008 г. – 293,6 млрд руб, в 2009 г. – 323,5 млрд руб.

       Наибольшие  расходы отмечаются по статье «Пенсионное  обеспечение». В 2007 г. расходы составили 160,5 млрд руб, в 2008 г. – 212 млрд руб, в 2009 г. – 218,6 млрд руб. По остальным статьям социальной политики также отмечается положительная динамика увеличения расходов. 

       2.7 Охрана окружающей среды

       Статья  «Охрана окружающей среды» предусматривает  расходы на:

  • сбор, удаление отходов и очистку сточных вод;
  • охрану объектов растительного и животного мира и среды их обитания;
  • прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды;
  • другие вопросы в области охраны окружающей среды.

       В 2007 г. на охрану окружающей среды было израсходовано 8,2 млрд руб, в 2008 г. – 10,1 млрд руб, в 2009 г. – 13 млрд руб.

       Необходимо  отметить, что расходы на охрану окружающей среды в 2009 г. увеличились  за счет статьи «Сбор, удаление отходов  и очистка сточных вод» (было использовано 6 024 700,00 тыс руб федерального бюджета). В 2007 и 2008 гг. данная статья не была предусмотрена. 

       2.8 Расходы бюджета на межбюджетные  трансферты

       Природные особенности и сложившиеся экономические  реалии обуславливают неравномерное  размещение производственного и  ресурсного потенциала по территории страны, что ведет к огромному разрыву в уровнях бюджетной обеспеченности регионов.

       Выравнивание  уровней бюджетной обеспеченности производится государством с помощью  межбюджетных трансфертов, которые  в виде дотаций, субсидий или субвенций  направляются во все регионы.

       Межбюджетные  трансферты – средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

       Межбюджетные  трансферты занимают наибольший удельный вес в классификации расходов.

       Статья  «Межбюджетные трансферты» включает расходы на:

  • дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
  • субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии);
  • субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
  • иные межбюджетные трансферты;
  • межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов.

       Расходы по статье «Межбюджетные трансферты»  ежегодно увеличивались практически  в 1,5 раза. В 2007 г. на межбюджетные трансферты было выделено 1900,1 млрд руб, в 2008 г. – 2674,6, в 2009 г. – 3593,5 млрд руб. По сравнению с 2007 и 2008 гг. были уменьшены расходы по статье «Иные межбюджетные трансферты», за счет чего были увеличены расходы на трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов.

       Основная  часть финансовой помощи регионам предоставляется  из образуемых в составе федерального бюджета фондов: Фонда финансовой поддержки субъектов РФ, Фонда  софинансирования социальных расходов, Фонда регионального развития, Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов, Фонда компенсаций.

       Основным  по своему значению и объемам предоставляемых  средств является Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов  РФ (ФФПР). Средства ФФПР обеспечивают выравнивание бюджетной обеспеченности и создание равных условий для субъектов РФ в части реализации основных социальных гарантий. Размер дотаций из ФФПР зависит от налогового потенциала регионов (потенциальных налоговых возможностей территории), климатических, социально-экономических, демографических и других особенностей, отражающихся на стоимости предоставления бюджетных услуг.

       В 2007 году в составе федерального бюджета  сформирован Федеральный фонд регионального  развития. Предоставление субсидий из фонда осуществляется субъектам РФ, имеющим уровень обеспеченности социальной и инженерной инфраструктурой ниже среднероссийского (около 69 регионов).

       Фонд  софинансирования социальных расходов образован для оказания помощи регионам в финансировании на долевой основе приоритетных социальных расходов: социальной защиты ветеранов труда, тружеников тыла, лиц, пострадавших от политических репрессий, выплат детских пособий и адресных жилищных субсидий населению.

       Для реализации отбираемых на конкурсной основе программ бюджетных реформ в регионах создан Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов. Из него финансируются выигравшие конкурс программы, включающие в себя обязательства в сфере бюджетного процесса и управления бюджетными услугами, внедрение передовых методов бюджетирования и проведение административной реформы, реформирования государственного и муниципального секторов экономики и сферы ЖКХ, совершенствование системы инвестиций.

       Особое  место в системе финансовой поддержки  регионов занимает Фонд компенсаций. Средства из этого фонда поступают в распоряжение регионов и органов местного самоуправления для реализации федеральных полномочий, например: на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан - ветеранам, инвалидам, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других катастроф; на обеспечение мер социальной поддержки лиц, награжденных знаком «Почетный донор»; обеспечение жильем ветеранов и инвалидов; на реализацию государственной политики занятости населения.

       Сложившаяся система межбюджетных отношений  часто подвергается критике по двум основаниям: из-за чрезмерной централизации  доходов на федеральном уровне и  необоснованного распределения  дотаций. В то время, когда многие регионы и муниципальные образования испытывают серьезные финансовые затруднения с выполнением своих функций, федеральный центр формирует свой бюджет с профицитом.

       В значительной части эти проблемы обусловлены чрезвычайно неравномерным распределением доходного потенциала между субъектами РФ, не позволяющим отказаться от высокой доли изъятия доходов у относительно богатых регионов с последующим перераспределением в пользу относительно бедных. В этой связи пересмотр административно-территориального деления России с целью, в том числе, снижения количества глубоко дотационных субъектов РФ является исходной предпосылкой для качественного улучшения межбюджетных отношений. 

       ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОДХОДЫ К  ИХ РЕШЕНИЮ 

       Таким образом, исходя их вышесказанного, можно  увидеть, что наибольший удельный вес в классификации расходов занимали и занимают межбюджетные трансферты. Доля расходования этих средств на протяжении трех лет постоянно увеличивалась и в 2009 г. уже составляла 36%. В среднесрочной перспективе предусмотрено абсолютное увеличение доли межбюджетных трансфертов в 2010 году до 38%. Основную долю в статье «Межбюджетные трансферты» занимают «Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов». В среднесрочной перспективе прогнозируется рост объема межбюджетных трансфертов для перечисления государственным внебюджетным фондам. В динамике этот показатель растет. Это обусловлено необходимостью проведения дополнительных мер по укреплению и сбалансированности системы пенсионного обеспечения, решению задач, поставленных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ, по повышению размеров пенсий и пособий, усилению социальной направленности в отношении таких категорий граждан, как инвалиды, ветераны, реализации мероприятий, направленных на демографическое развитие страны и т.д.

       Второе  место в распределении бюджетных  средств занимает статья «Национальная  экономика». В течение трех лет  отмечалась положительная динамика расходов по данной статье, а максимальная сумма расходов отмечена в 2009 г. – 1 650,9 млрд руб (19%). Однако уже в 2010 г. расходы по данной статье снижены, и их доля составит только 14%.

       Основное  место в структуре статьи «Национальная  экономика» занимают бюджетные ассигнования на топливно-энергетический комплекс, транспорт, сельское хозяйство и рыболовство и другие вопросы в области национальной экономики.

       Еще один лидер в распределении бюджетных средств – это статья «Национальная оборона». Несмотря на то, что доля расходов по данному направлению уменьшилась до 12% в 2009 г., в денежном же выражении на протяжении трех лет отмечается положительная динамика увеличения расходов с 831 млрд руб в 2007 г. до 1 188,1 млрд руб в 2009 г. В 2010 г. доля расходов по статье «Национальная оборона» увеличена до 13%.

       Одной из причин современного роста расходов на национальную оборону является хроническое недофинансирование и исключение из перечня приоритетных направлений развития и оказания государственной поддержки как сектора национальной обороны, так и обеспечение государственного оборонного заказа, наблюдавшиеся в последние десятилетия. Основными статьями расходов для Министерства обороны РФ всегда являлись, прежде всего, расходы на вооружение, обеспечение личного состава, организацию боевой подготовки и материально-техническое обеспечение, составляющее суммарно около 75 % всех затрат.

       В 2010 г. тройка лидеров по расходованию бюджетных средств остается неизменной.

       На  основе проведенного анализа определены основные задачи в области бюджетных  расходов. Это:

  • сокращение числа федеральных целевых программ, обеспечение концентрации средств бюджета по наиболее эффективным и социально значимым проектам;
  • снижение расходов на содержание государственного аппарата;
  • продолжение децентрализации инвестиционного процесса через расширение государственно-коммерческого финансирования проектов;
  • повышение эффективности использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс путем концентрации их на решении социальных проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских работах;
  • снижение уровня дотаций отдельным отраслям;
  • усиление контроля за использованием бюджетных средств;
  • обеспечение приоритетного финансирования расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.

Информация о работе Расходы бюджетов