Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 11:23, курсовая работа
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет – это используемый правительством денежный фонд для финансирования своей деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические процессы. Государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, осуществляя перераспределение средств в пользу нуждающихся фондов (как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам).
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Экономическое содержание расходов бюджетов и их состав.....6
1.1. Особенности расходов бюджетов……………………………………..6
1.2. Классификации расходов……………………………………………..10
Глава 2. Действующая система организации расходов
бюджетов в Российской Федерации………………………………….…..17
2.1. Расходы бюджета на общегосударственные вопросы ……………..17
2.2. Расходы бюджета на национальную оборону………………………18
2.3. Расходы бюджета на национальную безопасность и правоохранительную деятельность……………………………………….19
2.4. Расходы бюджета на национальную экономику……………………20
2.5. Расходы бюджета на ЖКХ……………………………………………22
2.6. Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия………..23
2.7. Охрана окружающей среды………………..…………………………27
2.8. Расходы бюджета на межбюджетные трансферты………………….28
Глава 3. Основные проблемы и подходы к их решению………………..31
Заключение…………………………………………………………………35
Список использованной литературы……………………………………..37
В 2007 г. на образование было израсходовано 294,6 млрд руб, в 2008 г. – 355 млрд руб, в 2009 г. – 418 млрд руб. По сравнению с 2007 г. расходы в 2009г. увеличились почти в 2 раза.
Расходы на культуру, кинематографию и СМИ.
Данная статья включает расходы на:
Основные расходы на культуру несут бюджеты субъектов РФ.
Финансовая поддержка кинематографии и научных исследований в области культуры, кинематографии и СМИ оказывается в большей степени из федерального бюджета.
В 2007 г. расходы федерального бюджета на культуру, кинематографии и СМИ составили 71 млрд. руб, в 2008 г. – 88,8 млрд руб, в 2009 г. – 111,6 млрд руб. Таким образом, в области выделения средств из федерального бюджета на культуру, кинематографию и спорт отмечается положительная динамика в сторону увеличения средств.
Бюджет культуры состоит из двух элементов. Это текущие расходы и федеральная целевая программа «Культура России».
За счет текущих расходов финансируются предприятия и учреждения культуры – государственные театры, концертные и выставочные залы, музеи, библиотеки, а также учреждения образования в системе культуры и соответствующие научные организации.
Федеральная целевая программа «Культура России (2006-2010 гг.)» нацелена на решение конкретных задач в области культуры и достижения определенных результатов.
В 2007 году на культуру из федерального бюджета было выделено 38,8 млрд руб, в 2008 г. – 50,1 млрд руб, в 2009 г. – 56,5 млрд руб.
Инвестирование государства в культуру означает инвестирование в «человеческий капитал», который является в современном обществе одним из важнейших факторов конкурентоспособности страны, поэтому особую значимость приобретают задачи воспроизведения творческого потенциала страны путем сохранения и развития отечественной системы художественного образования и поддержки деятелей искусства и молодых дарований.
По статье «Социальная политика» предусмотрены расходы на:
В 2007 г. на социальную политику было израсходовано 214 млрд руб, в 2008 г. – 293,6 млрд руб, в 2009 г. – 323,5 млрд руб.
Наибольшие
расходы отмечаются по статье «Пенсионное
обеспечение». В 2007 г. расходы составили
160,5 млрд руб, в 2008 г. – 212 млрд руб, в 2009
г. – 218,6 млрд руб. По остальным статьям
социальной политики также отмечается
положительная динамика увеличения расходов.
2.7 Охрана окружающей среды
Статья «Охрана окружающей среды» предусматривает расходы на:
В 2007 г. на охрану окружающей среды было израсходовано 8,2 млрд руб, в 2008 г. – 10,1 млрд руб, в 2009 г. – 13 млрд руб.
Необходимо
отметить, что расходы на охрану
окружающей среды в 2009 г. увеличились
за счет статьи «Сбор, удаление отходов
и очистка сточных вод» (было использовано
6 024 700,00 тыс руб федерального бюджета).
В 2007 и 2008 гг. данная статья не была предусмотрена.
2.8
Расходы бюджета на
Природные
особенности и сложившиеся
Выравнивание
уровней бюджетной
Межбюджетные трансферты – средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Межбюджетные трансферты занимают наибольший удельный вес в классификации расходов.
Статья
«Межбюджетные трансферты»
Расходы по статье «Межбюджетные трансферты» ежегодно увеличивались практически в 1,5 раза. В 2007 г. на межбюджетные трансферты было выделено 1900,1 млрд руб, в 2008 г. – 2674,6, в 2009 г. – 3593,5 млрд руб. По сравнению с 2007 и 2008 гг. были уменьшены расходы по статье «Иные межбюджетные трансферты», за счет чего были увеличены расходы на трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов.
Основная часть финансовой помощи регионам предоставляется из образуемых в составе федерального бюджета фондов: Фонда финансовой поддержки субъектов РФ, Фонда софинансирования социальных расходов, Фонда регионального развития, Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов, Фонда компенсаций.
Основным по своему значению и объемам предоставляемых средств является Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ (ФФПР). Средства ФФПР обеспечивают выравнивание бюджетной обеспеченности и создание равных условий для субъектов РФ в части реализации основных социальных гарантий. Размер дотаций из ФФПР зависит от налогового потенциала регионов (потенциальных налоговых возможностей территории), климатических, социально-экономических, демографических и других особенностей, отражающихся на стоимости предоставления бюджетных услуг.
В 2007 году в составе федерального бюджета сформирован Федеральный фонд регионального развития. Предоставление субсидий из фонда осуществляется субъектам РФ, имеющим уровень обеспеченности социальной и инженерной инфраструктурой ниже среднероссийского (около 69 регионов).
Фонд софинансирования социальных расходов образован для оказания помощи регионам в финансировании на долевой основе приоритетных социальных расходов: социальной защиты ветеранов труда, тружеников тыла, лиц, пострадавших от политических репрессий, выплат детских пособий и адресных жилищных субсидий населению.
Для реализации отбираемых на конкурсной основе программ бюджетных реформ в регионах создан Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов. Из него финансируются выигравшие конкурс программы, включающие в себя обязательства в сфере бюджетного процесса и управления бюджетными услугами, внедрение передовых методов бюджетирования и проведение административной реформы, реформирования государственного и муниципального секторов экономики и сферы ЖКХ, совершенствование системы инвестиций.
Особое место в системе финансовой поддержки регионов занимает Фонд компенсаций. Средства из этого фонда поступают в распоряжение регионов и органов местного самоуправления для реализации федеральных полномочий, например: на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан - ветеранам, инвалидам, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других катастроф; на обеспечение мер социальной поддержки лиц, награжденных знаком «Почетный донор»; обеспечение жильем ветеранов и инвалидов; на реализацию государственной политики занятости населения.
Сложившаяся система межбюджетных отношений часто подвергается критике по двум основаниям: из-за чрезмерной централизации доходов на федеральном уровне и необоснованного распределения дотаций. В то время, когда многие регионы и муниципальные образования испытывают серьезные финансовые затруднения с выполнением своих функций, федеральный центр формирует свой бюджет с профицитом.
В
значительной части эти проблемы обусловлены
чрезвычайно неравномерным распределением
доходного потенциала между субъектами
РФ, не позволяющим отказаться от высокой
доли изъятия доходов у относительно богатых
регионов с последующим перераспределением
в пользу относительно бедных. В этой связи
пересмотр административно-
ГЛАВА
3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОДХОДЫ К
ИХ РЕШЕНИЮ
Таким образом, исходя их вышесказанного, можно увидеть, что наибольший удельный вес в классификации расходов занимали и занимают межбюджетные трансферты. Доля расходования этих средств на протяжении трех лет постоянно увеличивалась и в 2009 г. уже составляла 36%. В среднесрочной перспективе предусмотрено абсолютное увеличение доли межбюджетных трансфертов в 2010 году до 38%. Основную долю в статье «Межбюджетные трансферты» занимают «Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов». В среднесрочной перспективе прогнозируется рост объема межбюджетных трансфертов для перечисления государственным внебюджетным фондам. В динамике этот показатель растет. Это обусловлено необходимостью проведения дополнительных мер по укреплению и сбалансированности системы пенсионного обеспечения, решению задач, поставленных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ, по повышению размеров пенсий и пособий, усилению социальной направленности в отношении таких категорий граждан, как инвалиды, ветераны, реализации мероприятий, направленных на демографическое развитие страны и т.д.
Второе
место в распределении
Основное место в структуре статьи «Национальная экономика» занимают бюджетные ассигнования на топливно-энергетический комплекс, транспорт, сельское хозяйство и рыболовство и другие вопросы в области национальной экономики.
Еще один лидер в распределении бюджетных средств – это статья «Национальная оборона». Несмотря на то, что доля расходов по данному направлению уменьшилась до 12% в 2009 г., в денежном же выражении на протяжении трех лет отмечается положительная динамика увеличения расходов с 831 млрд руб в 2007 г. до 1 188,1 млрд руб в 2009 г. В 2010 г. доля расходов по статье «Национальная оборона» увеличена до 13%.
Одной из причин современного роста расходов на национальную оборону является хроническое недофинансирование и исключение из перечня приоритетных направлений развития и оказания государственной поддержки как сектора национальной обороны, так и обеспечение государственного оборонного заказа, наблюдавшиеся в последние десятилетия. Основными статьями расходов для Министерства обороны РФ всегда являлись, прежде всего, расходы на вооружение, обеспечение личного состава, организацию боевой подготовки и материально-техническое обеспечение, составляющее суммарно около 75 % всех затрат.
В 2010 г. тройка лидеров по расходованию бюджетных средств остается неизменной.
На основе проведенного анализа определены основные задачи в области бюджетных расходов. Это: