Развитие бюджетной системы в 1930 - 1990 годы в СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 13:56, реферат

Описание работы

Бюджетное устройство, состоящее из союзного бюджета, финансирующего общегосударственные потребности, бюджетов союзных республик и местных бюджетов, зафиксированное в первой Конституции СССР 1924 года, было коренным образом изменено только в 1991 году. Особое значение в этот период имели взаимоотношения между союзным бюджетом и бюджетами союзных республик. Не все союзные республики располагали достаточными для сбалансирования их бюджетов источниками доходов, поэтому бюджетное законодательство было пересмотрено с целью устойчивого закрепления за союзными республиками доходных источников, достаточных для того, чтобы обеспечить необходимыми средствами все расходы, установленные по бюджетам союзных республик.

Файлы: 1 файл

реферат по финансам.docx

— 40.68 Кб (Скачать файл)

 

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
Экономический факультет 
Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита 

 

 

  

 

 

  

 

РЕФЕРАТ

РАЗВИТИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ  В 1930– 1990 ГОДЫ В СССР 
  

 

 

  

 

Выполнила 
студентка 1 курса, 
на базе СПО, ЗФО 
Отрошко А. А.

 

 

 

 

 

  

 

 

   

Краснодар 2014

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
Бюджетная система СССР просуществовала  более шестидесяти лет. За это  время она прошла несколько этапов развития. После установления Советской власти в России первые полугодовые, а затем и годовые бюджеты составлялись как единые, без выделения в их составе союзного бюджета, бюджетов автономных республик, входивших в РСФСР, и местных бюджетов, Такая централизация бюджетной системы была вызвана крайне тяжелой экономической и политической ситуацией в стране. Порядок составления единого бюджета сохранился и после объединения советских республик. Образование в 1922 году Союза Советских Социалистических Республик послужило основанием для создания новой бюджетной системы государства. В нее вошла широко разветвленная сеть бюджетов местных Советов, которая была наделена собственными источниками доходов, получала надбавки, дотации на покрытие разницы в доходах и расходах, а также субвенции при долевом участии собственных средств. Организация различных видов бюджетов и порядок их составления регулировались законодательными актами государства. 
 
Бюджетное устройство, состоящее из союзного бюджета, финансирующего общегосударственные потребности, бюджетов союзных республик и местных бюджетов, зафиксированное в первой Конституции СССР 1924 года, было коренным образом изменено только в 1991 году. Особое значение в этот период имели взаимоотношения между союзным бюджетом и бюджетами союзных республик. Не все союзные республики располагали достаточными для сбалансирования их бюджетов источниками доходов, поэтому бюджетное законодательство было пересмотрено с целью устойчивого закрепления за союзными республиками доходных источников, достаточных для того, чтобы обеспечить необходимыми средствами все расходы, установленные по бюджетам союзных республик. 
 
Положением о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик, утвержденным Центральным исполнительным комитетом (ЦИК) и Советом народных комиссаров (СНК) СССР 25 мая 1927 года, для придания устойчивости бюджетам союзных республик за ними закреплялось 99% доходов от сельскохозяйственного, промыслового и подоходного налогов, поступивших на территорию данной республики. За союзными республиками были также закреплены: 
 
• доходы от недр, 50% доходов от прибылей предприятий общесоюзного значения, состоящих в ведении республиканских органов; 
 
• 50% доходов от концессий общесоюзного значения; 
 
• доходы от реализации всех государственных фондов, как общесоюзных, так и республиканских (кроме государственных фондов местного значения, доходы от которых принадлежали местным бюджетам); 
 
• доходы от возврата всех ссуд, в том числе выданных предприятиям и организациям республиканского значения из общесоюзных источников. 
 
Такое распределение доходных источников повысило заинтересованность республик в поступлении общесоюзных доходов и способствовало росту их собственных доходов. Союзные республики имели право устанавливать минимальный перечень доходов и расходов, включаемых в местные бюджеты, а также порядок их составления, рассмотрения и утверждения. Основными доходными источниками государственного бюджета этого периода были поступления от обобществленного хозяйства и привлеченные средства населения, которые поступали через систему налогообложения и покупку займов. По итогам выполнения первого пятилетнего плана развития народного хозяйства Союза ССР 74,9% всех доходов единого финансового плана составили средства обобществленного хозяйства, привлеченные средства населения – 17,9% и прочие доходы – 7,2%*. Понятие «единый финансовый план», в отличие от государственного бюджета, охватывало все денежные накопления общественного хозяйства (прибыль, налог с оборота, начисления на зарплату, амортизация), привлеченные средства населения (налоги, займы, паи, вклады в сберкассы и т.д.) и все расходы на капитальные вложения, прирост оборотных средств в производстве и обращении, все расходы на культуру и управление. 
 
Основными статьями расходов бюджета становятся расходы на народное хозяйство и социально-культурные мероприятия. Эта тенденция в развитии расходов бюджета сохранилась и в дальнейшем. Всего за первую пятилетку через бюджетную систему СССР было мобилизовано и перераспределено 82,8 млрд руб., или 69% всех ресурсов единого финансового плана *. Остальная часть ресурсов частично перераспределена через кредитную систему, но в основной массе непосредственно распределялась отдельными отраслями народного хозяйства. 
 
* Итоги выполнения первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР. - М.: Госплан СССР, 1933. - С. 207 
 
 
Крупным мероприятием в перестройке финансовой работы явилась налоговая реформа 1930 года, которая привела к изменению системы платежей предприятий в бюджет и введению двухканальной системы изъятия: отчислений от прибыли и налога с оборота, в котором были объединены множество налогов и сборов. Но некоторые прежние платежи сохранились. Платежи, объединенные в налог с оборота, давали бюджету к 1930 году 61,6% всех доходов, в том числе акцизы – 29,0% и промысловый налог – 21,5%. Поступления от налога с оборота стали самым крупным доходным источником государственного бюджета. Одновременно с налоговой проводились кредитная реформа и перестройка управления промышленностью, которые сопровождались максимальной концентрацией прибыли в бюджете. В 1930 году норма отчислений прибыли в бюджет была определена в 81%. 
 
В связи с обострением проблемы устойчивости доходов государственного бюджета, в 1931 году было принято положение о ежемесячном перечислении в бюджет установленной доли плановой прибыли вместо практиковавшегося до тех пор ежеквартального перечисления доли от реально полученной (а не плановой) прибыли. Эта система перечислений в бюджет сохранилась в основном до конца 1980-х годов. В 1932 году общие нормы распределения прибыли были вообще устранены: вся плановая прибыль могла быть изъята в бюджет, за предприятием закреплялась лишь часть сверхплановой прибыли. Материальное поощрение работников стало возможным за счет экономии расходов и не могло превышать 1 % фонда заработной платы. Прибыль в основной своей массе перестала быть источником материального стимулирования, социального и технического развития предприятия. Для характеристики структуры доходов госбюджета за период с 1933 по 1937 год приведем следующие данные (см. табл.1). 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наименование  дохода

 

 

 

 

 

 

 
Всего за 1933-1937 годы, млн руб. 

 

 

 

 

 

В% к обшей сумме 

 
Всего доходов  
 
в том числе:  
 
Налог с оборота  
 
 
Отчисления от прибыли  
 
 
Подоходный налог и другие налоги с предприятий и организаций  
 
 
Налоги и сборы с населения  
 
 
Государственные займы  
 
 
Средства госсоцстраха 
 
Прочие доходы 

 
383536,1 
 
 

258418,1 
 
 
24 260,9 
 
 
7185,9 
 
 

 

18274,3 
 

24349,0 
 
 
32446,1 
 
18603,8

 
100,0 
 
 

67,4 
 
 
6,3, 
 
 
1,9 
 
 

 

4,8 
 
 
6,4 
 
 
8,5 
 
4,7


 
 
Таблица 1 Доходы государственного бюджета за 1933– 1937 годы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В годы третьей пятилетки  в действующую систему взимания налога с оборота был внесен ряд  упрощений и изменений: сокращено  количество ставок налога с оборота, отменены бюджетные наценки и  бюджетные разницы по некоторым  промышленным товарам. Но, несмотря на это, поступления от налога с оборота  на долгие годы оставались основным доходным источником государственного бюджета. Значительная доля государственных  расходов этого периода приходилась  на союзный бюджет, второе место  занимали расходы местного бюджета, третье – расходы республиканских  бюджетов. Была произведена перегруппировка доходов между государственным и местными бюджетами с целью обеспечения более равномерного распределения поступающих доходов местных бюджетов, полностью передан в местные бюджеты культжилсбор на селе, до 50% повышены отчисления в местные бюджеты от государственных займов, реализуемых среди колхозных и единоличных хозяйств. Постановление СНК от 04.01. 1936 г. «О расширении доходных источников сельских бюджетов» полностью закрепило за сельскими бюджетами ряд доходных источников, установило минимальные обязательные проценты отчислений в сельские бюджеты от государственных доходов и налогов, а также ввело ряд новых источников доходов, связанных с местной экономикой. Это позволило увеличить расходы местных и республиканских бюджетов на народное хозяйство, однако большая часть средств на финансирование крупной промышленности в союзных республиках направлялась из союзного бюджета. 
 
Формирование бюджетной системы Союза ССР завершилось в 1938 году, когда местные бюджеты и бюджет социального страхования были официально включены в состав единого государственного бюджета. Расширение функций местных Советов и их бюджетных прав сопровождалось неуклонным ростом расходов. Государственные расходы, т.е. расходы по союзному, республиканским и местным бюджетам на просвещение, здравоохранение, физкультуру и социальное обеспечение, а также расходы по государственному социальному страхованию увеличились за вторую пятилетку в 3,7 раза с 8,3 млрд руб. в 1932 г. до 30,8 млрд руб. в 1937 г. 
 
 
 
Основная доля расходной части государственного бюджета направлялась на финансирование народного хозяйства, главным образом на капитальные вложения в новые основные фонды, финансовую помощь колхозам, социально-культурные мероприятия, оборону. Доля расходов на управление несколько сократилась, а расходы на военные нужды устойчиво росли и составили в 1940 году 56,8 млрд руб., или 32,6% всех расходов госбюджета СССР**. Через государственный бюджет перераспределялось свыше 60% всех финансовых ресурсов государства. Правительство последовательно проводило политику централизованного управления и планирования народного хозяйства, что отрицательно сказалось на формировании хозяйственного механизма и развитии товарно-денежных отношений. Ряд негативных черт финансовой системы, сложившейся в 1930-х годах, сохранились до начала 1990-х годов, мешая развитию самостоятельности и инициативы предприятий, несмотря на неоднократные попытки усовершенствовать хозяйственный механизм. 
 
 
В годы Великой Отечественной войны в финансовой системе и финансовых органах принципиальных изменений не было. Но отдельные изменения в финансовую политику были внесены, что было неизбежно в связи со стоящими перед финансовой системой СССР задачами: 
 
• максимальной мобилизации финансовых ресурсов страны для полного и бесперебойного финансирования потребностей фронта в вооружении, боеприпасах, снаряжении, продовольствии и в денежном довольствии личного состава; 
 
• обеспечения бесперебойного финансирования нужд тыла, связанных с расширением производства военной продукции; 
 
• одновременного обеспечения потребностей социально-культурного характера; 
 
• осуществления строгого, жесткого контроля над производством, распределением и использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. 
 
Решение вышеперечисленных задач вызвало усиление централизации финансовых ресурсов государства. Через финансово-кредитную систему производилось перераспределение национального дохода в пользу военных расходов. На нужды войны были мобилизованы свободные финансовые ресурсы промышленности, торговли, банков, долгосрочные вложения. В результате временной потери ряда важнейших промышленных районов сократилась или полностью приостановилась хозяйственная деятельность на больших территориях, что неизбежно отразилось на структуре государственных доходов. Резко понизились доходы от налога с оборота и отчислений от прибыли. Поступления от налога с оборота уменьшились с 105,9 млрд руб. в 1940 году до 66,4 млрд руб. в 1942 году; отчисления от прибыли – с 21,7 млрд руб. в 1940 году до 15,3 млрд руб. в 1942 году. В дальнейшем по мере восстановления и развития производства доходы бюджета от народного хозяйства стали постепенно возрастать, и в 1945 году поступления налога с оборота и отчислений от прибыли составили почти половину всех доходов государственного бюджета. 
 
 
Часть средств для ведения войны была получена в виде налогов, добровольных взносов населения, государственных внутренних займов, доходов от денежно-вещевых лотерей. За годы войны эти поступления составили около одной четвертой всех бюджетных ресурсов. Во время войны были введены новые налоги, пересмотрены и изменены существующие. Если до войны налоги с населения составляли в доходах бюджета примерно 5%, то в военные годы они возросли до 13%. Рост налоговых поступлений в начале войны был обеспечен за счет введенной в 1941 году 100%-ной надбавки к сельскохозяйственному и подоходному налогам. С введением в 1942 году военного налога эта надбавка была отменена. В основу построения военного налога был положен принцип подушного обложения. Это позволило увеличить контингент плательщиков за счет лиц, ранее не являвшихся плательщиками налогов. За 1942– 1945 годы поступления военного налога в бюджет составили свыше 72 млрд руб.*, что сыграло важную роль в финансировании военных расходов и в изъятии денежной массы из обращения. В этот период был также введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. Этот налог, введенный в конце 1941 года, был предназначен для покрытия государственных расходов на оказание помощи одиноким и многодетным матерям, а также на содержание и воспитание детей, родители которых погибли во время войны. С 1944 года этот налог стали удерживать с граждан, имевших одного или двух детей. 
 
Были внесены серьезные изменения в действующие налоги: пересмотрены ставки сельскохозяйственного налога; усилена дифференциация ставок подоходного налога, изменен порядок его взимания; отменен культжилсбор. 
 
Для увеличения доходов местных бюджетов в качестве обязательных платежей были введены: налог со строений, земельная рента, разовый сбор на колхозных рынках. Местным советам на своей территории в городах разрешалось вводить сбор с владельцев скота. 
 
С первых дней войны создается Фонд обороны страны, в котором концентрировались добровольные денежные и материальные взносы населения для нужд фронта. За полгода войны граждане страны внесли в Фонд обороны из своих личных сбережений и своего заработка более 142 млн руб. наличными деньгами, на которые можно было приобрести 1400 самолетов или 750 танков. 
 
 
На 1 мая 1945 года в Фонд обороны СССР поступило от населения: платины – 13,03 кг; золота – 130,7 кг; серебра – 9519,1 кг; драгоценных вещей – на сумму 1776,5 млн руб.; иностранной валюты – на 15,85 млн руб.; вкладов в сберегательные кассы – 522,2 млн руб.; облигаций – на 4547,7 млн руб.***. Существенным доходным источником государственного бюджета были поступления от государственных займов и денежно-вещевых лотерей. В течение войны состоялось 123 тиража выигрышей по государственным займам и проведено четыре денежно-вещевых лотереи. Только на средства, полученные от реализации государственных займов и денежно-вещевых лотерей, страна могла вести войну примерно в течение 222 дней ****. Благодаря всем этим поступлениям удалось обеспечить своевременное и бесперебойное финансирование военных расходов, затрат, связанных с перестройкой работы отраслей народного хозяйства в условиях войны, перебазированием значительной части экономического потенциала страны на Восток, а впоследствии – восстановление разрушенных предприятий на освобожденной территории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Вид расхода 

 
1940г.

 
1945 г.

 
1946г.

 
1950 г.

 
Всего расходов  
 
в том числе:  
 
народное хозяйство  
 
 
социально-культурные  
 
мероприятия  
 
 
оборона  
 
 
содержание органов государственного управления  
 
 
другие расходы 

 
174,4 
 
 

58,3 
 
 
40,9 
 
 

 

56,8 
 
 
6,8 
 
 

11,6

 
298,6 
 
 
74,4 
 
 

62,7 
 
 

 

128,2 
 
 
9,2 
 
 

24,1

 
307,5 
 
 
106,2 
 
 

80,0 
 
 

 

73,6 
 
 
11,8 
 
 

35,9

 
413,2 
 
 
157,6 
 
 

116,7 
 
 

 

82,8 
 
 
13,9 
 
 

42,2


 
 

 

 

Таблица 2 
 
 
Расходы государственного бюджета СССР за 1940-1950 годы (млрд руб.) 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

В послевоенные годы государственный  бюджет был подчинен решению важнейшей  задачи – ликвидации последствий войны и восстановлению разрушенного хозяйства страны. Наибольшая доля государственных расходов направлялась на капитальные вложения в промышленность, жилой фонд и увеличение оборотных средств предприятий. Кроме того, средства шли на дальнейшее укрепление оборонной мощи страны, увеличение государственных резервов и запасов, социально-культурные мероприятия. 
 
Расходы государственного бюджета за 1950 год увеличились в 2,4 раза по сравнению с 1940 годом, в том числе на народное хозяйство – более чем в два раза. Почти в три раза возросли в 1950 году по сравнению с 1940 годом расходы на социально-культурные мероприятия, но они в полной мере не могли удовлетворить потребности в восстановлении и финансировании текущего содержания указанных учреждений. Расходы на оборону страны в бюджете 1950 года составляли 20,1% против 32,5% в 1940 году и 50,8% в годы Великой Отечественной войны. Наряду со средствами государственного бюджета на развитие народного хозяйства в значительных размерах использовались собственные средства предприятий и хозяйственных организаций. За счет средств государственного бюджета финансируются программы восстановления и дальнейшего развития сельского хозяйства. 
 
Рост поступлений в бюджет в виде налога с оборота и отчислений от прибыли восстановленных промышленных предприятий, позволил несколько снизить поступления от налогов с населения. С 1 января 1946 года был отменен военный налог, с сентября того же года – повышен необлагаемый минимум для рабочих и служащих. В последующие годы были внесены существенные изменения в сельскохозяйственный и подоходный налоги. В доходах государственного бюджета 1962 года поступления от населения составили 6,1 млрд руб., или 7,2% всех доходов бюджета. 
 
 
 
 
Расширяются бюджетные права союзных республик. С 1955 года доходы и расходы республик в соответствии с Законом «О Государственном бюджете СССР» стали предусматриваться только в общих объемах. Распределение их между республиканским и местными бюджетами осуществлялось самой республикой. Союзным республикам было предоставлено право распоряжаться дополнительно выявленными и полученными в течение года доходами для финансирования потребностей сверх общих ассигнований. С введением в 1957 году централизованного порядка взимания отчислений от прибыли значительно выросли закрепленные доходы бюджетов республик. Происходит совершенствование структуры государственного бюджета. Темпы роста отчислений от прибыли значительно превысили темпы поступлений от налога с оборота, хотя на протяжении всего рассматриваемого периода он оставался основным регулирующим доходом республиканских бюджетов. 
 
Особое внимание уделяется совершенствованию экономических методов управления народным хозяйством. Наиболее значимая попытка усовершенствовать хозяйственный механизм была предпринята во второй половине 1960-х годов. Хозяйственная реформа 1965 года была направлена на усиление стимулирующего воздействия прибыли на развитие производства. Для решения этой проблемы вводился новый порядок распределения прибыли. Он предусматривал организацию новой системы экономического стимулирования путем образования на каждом предприятии за счет прибыли трех фондов: фонда материального поощрения (ФМП), фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства (ФСКМ и ЖС) и фонда развития производства (ФРП); превращение прибыли в основной источник финансирования капитальных вложений и прироста оборотных средств и других плановых затрат; существенную перестройку системы взаимоотношений предприятия с бюджетом по отчислениям от прибыли путем введения новых видов платежей (платы за производственные фонды, фиксированных платежей, а также взносов свободного остатка прибыли в бюджет). 
 
Вместе с преобразованием системы мобилизации доходов в бюджет изменился подход к предоставлению бюджетных ассигнований с учетом наличия собственных средств. На передовых предприятиях наблюдались высокие темпы роста объемов производства. Но ресурсы предприятий постепенно истощались, интенсивное их использование не подкреплялось накоплением, и результатом этого стало крайне тяжелое положение таких предприятий. Стимулирование деятельности предприятий по их развитию путем реализации финансовых ресурсов через фонд развития производства натолкнулось на дефицит материальных ресурсов. Преобладал административный путь решения данной проблемы. В итоге даже ограниченные права предприятий были изъяты. 
 
Проведение реформы предусматривало два этапа, однако предпринятые государством попытки совершенствования финансовых отношений в целом не были доведены до конца и не дали ожидаемых результатов. Это произошло потому, что реформирование хозяйственных отношений не поднялось выше первичного звена, не затронуло основ сложившейся системы управления и сущностных взаимосвязей предприятий и государства в процессе воспроизводства. Не были созданы стабильные экономические отношения в хозяйстве в рамках пятилетнего плана. Вся система показателей, нормативов, стимулов, фондов базировалась на показателях годового плана, что подрывало хозрасчетные интересы коллектива. Реформа 1965 года предусматривала более широкую реализацию всей совокупности товарно-стоимостных форм, но на практике сфера использования товарных отношений была сведена к минимуму. Первый этап реформы затянулся, последовательность осуществления в определенных временных границах намеченных преобразований была нарушена. Длительное сосуществование старых и новых форм и методов хозяйствования отрицательно сказалось на первоначальном плане проведения реформы. Ко второму этапу ее проведения так и не перешли. 
 
На развитии Государственного бюджета СССР в 1970-е годы отразилось нараставшее общее расстройство финансового хозяйства страны. Материальные затраты в народном хозяйстве росли быстрее, чем национальный доход. Заметно снизились темпы роста промышленности и сельского хозяйства, одновременно существенно возросли объемы незавершенного строительства. Все это свидетельствовало о том, что большая часть средств производства идет на «самовоспроизводство», а не на достижение конечных результатов. Доля государственного бюджета в финансовых ресурсах страны заметно снизилась. В восьмой пятилетке (1966– 1970 годы) в бюджет аккумулировалось 71,3% всех финансовых ресурсов страны, в девятой (1971 – 1975 годы) – 65%, а за десятую пятилетку (1976-1980 годы) – 65,9%*. Главной причиной этого явилось изменение состава финансовых ресурсов. В них несколько снизилась доля средств, частично или полностью поступающих в бюджет (прибыль, налог с оборота, отчисления на социальное страхование), возрос удельный вес ресурсов, не связанных прямо с бюджетом (прежде всего амортизации). Рост доли амортизационных отчислений в составе финансовых ресурсов объяснялся не только быстрым ростом основных фондов народного хозяйства, их переоценкой, изменением норм амортизационных отчислений, но и негативными факторами – уменьшением фонд отдачи и снижением уровня рентабельности в народном хозяйстве. 
 
 
Чтобы изменить сложившееся в экономике страны положение, в конце 1970-х годов была разработана экономическая модель отраслевого хозрасчета и самоокупаемости. В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 года «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы» вводился нормативный метод распределения прибыли. При этом методе министерствам на основе утвержденных в пятилетнем финансовом плане заданий устанавливались стабильные, дифференцированные по годам нормативы отчислений от балансовой прибыли, поступающие в их распоряжение. При этом нормативы определялись с таким расчетом, чтобы обеспечить финансирование капитальных вложений, погашение банковских кредитов и уплату процентов за них, прирост оборотных средств, образование единого фонда развития науки и техники и фондов экономического стимулирования, а также других плановых затрат по развитию отрасли. В постановлении внесены изменения и в финансовое планирование. Было, в частности, установлено, что сводный финансовый баланс государства должен составляться на пятилетие с распределением доходов и расходов по годам, предусматривать обеспечение финансовыми ресурсами всех мероприятий, установленных в государственных планах, а также образование финансовых резервов. Предусмотрены существенные изменения в финансировании строительства, в частности, внедрение расчетов между заказчиками и подрядчиками по окончании работ. Все эти меры были направлены на повышение стабильности экономического развития страны, увеличение поступлений в доходы государственного бюджета, изменение структуры бюджетных расходов. 
 
К важным тенденциям развития Государственного бюджета СССР относится соотношение союзного бюджета и бюджетов союзных республик. Динамику структуры Государственного бюджета СССР характеризуют данные, приведенные в табл. 3. 
 
 
Таблица 3 
 
 
Динамика структуры Государственного бюджета СССР 1970-1980 годы(%) 
 
 

 
Бюджеты 

 
1970 г. 

 
1975 г. 

 
1976 г. 

 
1977 г. 

 
1978 г. 

 
1980 г. 

 
Союзный  
 
 
Союзных республик  
 
 
В том числе: 
 
республиканские  
 
 
АССР и местные 

 
52,1  
 
 
47,9  
 
 
29,2  
 
 

 

 

18,7 

 
51,1  
 
 
48,9  
 
 
31,0  
 
 

 

 

17,9 

 
52,8  
 
 
47,2  
 
 
29,7  
 
 

 

 

17,5 

 
52,0  
 
 
48,0  
 
 
30,5  
 
 

 

 

17,5 

 
50,9  
 
 
49,1  
 
 
32,0  
 
 

 

 

17,1 

 
53,6  
 
 
46,4  
 
 
30,3  
 
 

 

 

16,1 


 
 
Соотношение союзного бюджета и  бюджетов союзных республик стабилизировалось, хотя в отдельные годы были отклонения. Дальнейшее развитие различных звеньев  бюджетной системы определялось принципами разграничения доходов  и расходов между видами бюджетов. 
 
В целях совершенствования хозяйственного механизма в первой половине 1980-х годов проводился эксперимент по распространению на предприятиях новых методов хозяйствования, несколько позже стали внедрять полный хозрасчет и самофинансирование. Производственные объединения (предприятия) вносили в бюджет плату за производственные фонды с широкой дифференциацией ставок, делали отчисления от прибыли или дохода, за трудовые и природные ресурсы на основе стабильных долговременных нормативов. Принцип самофинансирования предполагал также ограничение или полный отказ от бюджетных ассигнований. На практике не всегда удавалось учесть одновременно как интересы предприятия, так и государства. Большое количество предприятий сознательно занижали плановые обязательства. Все эти явления отразились на государственном бюджете. Высокая степень бюджетного перераспределения ресурсов ослабляла хозрасчетные стимулы повышения эффективности производства, порождала стремление жить за государственный счет, подрывала стабильность и сбалансированность бюджета. 
 
Мероприятия по реформированию хозяйственных отношений в промышленности, многие меры в сельском хозяйстве и других отраслях, сопровождавшиеся значительным увеличением затрат из общегосударственного денежного фонда, не привели к соответствующему росту финансовых ресурсов страны. Темпы роста расходов превышали темпы роста доходов, появился дефицит государственного бюджета. В покрытие затрат вовлекались средства, не являющиеся по своей сущности доходами (часть ресурсов Сберегательного банка, резервы Госстраха и др.). Бюджетный дефицит негативно воздействовал на экономику, подрывал устойчивость денежного обращения, порождал инфляционные процессы. С такими результатами бюджетная система подошла к началу 1990-х годов.


Информация о работе Развитие бюджетной системы в 1930 - 1990 годы в СССР