Реформы пенсионной системы в России в 2000-2014 г.г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2014 в 18:16, контрольная работа

Описание работы

Пенсионная система РФ вот уже достаточно долгое время находится в состоянии реформирования. Начиная с 2002 года, в России происходит начисление страховой и накопительной части пенсии. Первая из них хранится в ПФР и идет на выплаты сегодняшним пенсионерам, то есть используется в соответствии с распределительной системой. Накопительная часть пенсии может находиться в распоряжении ПФР, негосударственной управляющей компании или НПФ.

Файлы: 1 файл

кр.docx

— 24.31 Кб (Скачать файл)

Вариант 1

 

Реформы пенсионной системы в России в 2000-2014 г.г.

 

Пенсионная система РФ вот уже достаточно долгое время находится в состоянии реформирования. Начиная с 2002 года, в России происходит начисление страховой и накопительной части пенсии. Первая из них хранится в ПФР и идет на выплаты сегодняшним пенсионерам, то есть используется в соответствии с распределительной системой. Накопительная часть пенсии может находиться в распоряжении ПФР, негосударственной управляющей компании или НПФ.

До 2002 года пенсия в России начислялась только по распределительному (или солидарному) принципу – то есть возможностей каким-либо образом повлиять на размер накоплений у застрахованного лица не было, сумма выплат определялась уровнем текущих взносов работающего населения. Поэтому можно говорить о том, что реформа пенсионной системы 2002 года носила принципиальный характер.

За последние 10 лет пенсионная система пережила еще несколько, не настолько коренных, но все-таки достаточно существенных изменений. Так, например, с 2004 года появилась возможность заключить договор об обязательном пенсионном страховании с негосударственным фондом, а  в 2008 была запущена программа по софинансированию государством накопительной части пенсии.

2013 год отметился новым этапом  реформы пенсионной системы. В  частности, в октябре был закончен  прием новых участников в программу  государственного софинансирования  накопительной пенсии. Но одним  из самых заметных и значимых  аспектов преобразований стала  необходимость выбора тарифа  пенсионных взносов. На данный  момент отчисления на накопительную  часть пенсии составляют 6 %, однако  уже с начала 2014 года этот показатель  будет автоматически снижен до 2 % (освободившаяся часть перейдет  в страховую составляющую накоплений). Для того чтобы этого не  случилось, нужно успеть до конца 2013 года уведомить ПФР о своем  желании сохранить старый тариф. Клиенты негосударственных фондов  сохранят прежний тариф отчислений.

Еще одна новация прямо коснется работодателей – это увеличение тарифа на работников до 2 %. Для работающих в опасных и вредных условиях тариф повысится до 4 %. Также принято решение отказаться от практики рассылки «писем счастья», информировавших о текущем состоянии пенсионных накоплений. Теперь застрахованные лица смогут получить эти данные из других источников – например, на электронном портале госуслуг или в территориальном отделении ПФР. Это новшество актуально не только для тех людей, которые хранят пенсионные накопления в ПФР, но и для клиентов негосударственных фондов – у НПФ больше не будет обязанности рассылать бумажные уведомления.

Эта мера направлена на то, чтобы одновременно снизить расходы (федеральный бюджет сэкономит больше 3 млрд. рублей в год) и сделать получение сведений о состоянии пенсионного счета более удобным. Например, клиенты Ханты-Мансийского негосударственного пенсионного фонда смогут регулярно получать извещения любым подходящим способом – по электронной почте, посредством смс, а также традиционно – в бумажном виде.

 

Таблица 1. - Этапы развития пенсионной системы РФ

 

Год

Этап развития пенсионной системы

1990

В этом году был создан Пенсионный фонд РФ.

1992-1994

В 1992 году вышел президентский указ «О негосударственных пенсионных фондах», который определял основные принципы работы НПФ. После этого в стране и начали появляться такие фонды. Через три года понятие «фонд» было введено в правовой оборот как некоммерческая организация.

1995

Правительство одобрило концепцию пенсионной реформы. Одной из основных новых черт пенсионной системы стала персонализация получателей пенсии – Пенсионный фонд занялся фиксацией личных данных граждан для установления им пенсии. Теперь у каждого появился индивидуальный пенсионный счет, на котором отражалась информация о страховых взносах. Таким образом, можно было посмотреть, как на счете постепенно копится будущая пенсия.

Тогда же появились и карточки обязательного пенсионного страхования, на которых указывался СНИЛС – номер лицевого счета гражданина. ПФР приступил к рассылке извещений (так называемых «писем счастья»), которые позволяли узнать данные своего пенсионного счета.

1998 – 2001

В 1998 году начал действовать ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», который определил права НПФ. Кроме того, в этом законе был закреплен ряд понятий пенсионной системы и прописаны обязательства фонда перед участниками и вкладчиками.

В этом же году в тестовом режиме стал действовать персонифицированный учет при назначении пенсий, а в 2000-м эта практика была распространена уже на 22 региона.

В 1998 году определена программа очередной пенсионной реформы, ее законопроекты были одобрены президентом в конце 2001-го.

2002

В 2002 году в России реализуется важная пенсионная реформа, которая существенно изменила сложившееся на тот момент положение вещей. Система переживает коренной перелом: переход от солидарной, «уравнительной» пенсии к распределительно-накопительной, индивидуализированной.

2004

НПФ получили право заключать договоры об обязательном пенсионном страховании. То есть теперь каждый гражданин мог передать управление накопительной частью пенсии в НПФ, увеличив таким образом свой будущий доход. В это же время были ужесточены требования к самим негосударственным фондам – в частности, повышен размер имущества, служащего дл обеспечения уставной деятельности (с 2005 года до 30 млн. рублей, с 2009 – до 50 млн. рублей).

2005

ПФР приступил к начислению дополнительных выплат ветеранам и инвалидам ВОВ, а также их вдовам. Начат федеральный регистр граждан, имеющих право получать государственную социальную помощь.

2007

Начало действия программы по выплате материнского капитала. Получившие сертификат граждане теперь могут потратить всю сумму (или часть) на накопительную часть пенсии.

2008

Увеличиваются накопительная и страховая части пенсии (до 6 % и 16 % от зарплаты соответственно). Осенью начинает действовать программа софинансирования накопительной части пенсии государством.

2010 – 2012

В 2010 году ЕСН (единый социальный налог) заменяется на страховые взносы. В этом году максимальный размер годовой зарплаты, с которой взимается налог, достигает 415 тыс. рублей. В следующем году она составила 463 тыс. рублей, а в 2012-м – 512 тыс. рублей.

В 2010 году проведена масштабная валоризация – то есть переоценка пенсионных накоплений с учетом советского стажа. Благодаря этому рост пенсий у действующих пенсионеров достиг 46 %.

Базовая часть пенсии вошла в размер страховой. Теперь пенсия делится только на две части – страховую и накопительную.

Начиная с 2010 года, установлен минимальный размер пенсии, который больше, чем прожиточный минимум для пенсионера.

2013

В этом году начался новый этап пенсионной реформы в РФ 


 

 

 Пенсионная реформа в 2013- 2014 годах

Пенсионные отчисления граждан, которые не перевели управление своими накоплениями в негосударственный пенсионный фонд или УК, будут полностью направляться на формирование страховой части пенсии. Решение об этом в середине сентября было принято Правительством.

Напомним, раньше планировалось с начала 2014 года изменить процент отчислений «молчунов» в накопительную часть пенсии с 6 % до 2 %. Теперь же планируется и вовсе обнулить этот показатель, то есть все средства по умолчанию будут направляться на финансирование страховой части пенсии. По данным Министерства финансов, этот шаг позволит бюджету только за 2014-2016 годы сэкономить около 350 млрд рублей.

Замминистра финансов Алексей Моисеев отметил, что обнуление отчислений на накопительную часть пенсии будет отражено в бюджете на 2014-2016 гг. По словам А. Моисеева, это решение вполне оправдано, так как те люди, которые не хотели принимать решения, касающиеся 6 % своих пенсионных отчислений, не захотят заниматься пенсионными накоплениями и в том случае, если этот показатель снизится до 2 %. 

Решение о пересмотре принципов формирования накопительной части пенсии было принято в рамках действий по сокращению расходов бюджета. Раньше министр финансов Антон Силуанов заявлял о том, что будет проведен бюджетный маневр, в результате которого расходы государственной казны сократятся на 5 %, однако при этом защищенные социальные статьи бюджета (такие, как выплата пенсий, стипендий и др.) не будут затронуты.

Идея главы Минфина нашла поддержку и у президента Владимира Путина, и у главы правительства Дмитрия Медведева.

Необходимость сокращения бюджетных расходов на 5 % была отмечена и в ходе состоявшегося 12 сентября заседания Правительства. При этом премьер-министр отметил и то, что по некоторым статьям расходы могут сократиться и более, чем на 5 %.

Обнуление накопительной части пенсионных накоплений «молчунов», по имеющимся расчетам, позволит сэкономить 102 млрд рублей в следующем году, 116 млрд – в 2015 и 133 млрд в 2016.

Представители Пенсионного фонда РФ отмечают, что обнуление накопительной части пенсий граждан, не изъявивших желания ей распоряжаться, уже учтено в проекте бюджета фонда на период 2014-2016 гг. Однако пока решение о пенсионной реформе принято только на политическом уровне, оно получит форму законопроекта тогда, когда будут решены некоторые технические вопросы.

Законопроект «О страховых пенсиях» проходил межведомственные согласования в июле. Тогда Андрей Исаев, возглавляющий комитет Госдумы по труду и социальной политике, заявлял о том, что со стороны парламентариев было предложение обсудить инициативу увеличения доли отчислений «молчунов» в солидарную пенсионную систему с 4 до всех 6 %.

Известно, что сейчас обсуждается вопрос о сроках, которые будут предоставлены «молчунам» для того, чтобы перевести свои накопления в НПФ или УК. Министерство труда предлагает установить срок до конца 2014 года. С 1 января выплаты на накопительную часть пенсии будут автоматически снижены до 2 %, однако, вероятно, до конца будущего года граждане еще смогут сделать свой выбор и передать право управления частью своей пенсии одному из Негосударственных пенсионных фондов или УК. Кроме того, всё еще есть надежда на то, что возможность перехода для работающих граждан будет продлена и на более долгие сроки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Элетронный источник: http://www.soglasie-npf.ru/directory/pension-reform/stages-reform.php  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Реформы пенсионной системы в России в 2000-2014 г.г