Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2014 в 18:16, контрольная работа
Пенсионная система РФ вот уже достаточно долгое время находится в состоянии реформирования. Начиная с 2002 года, в России происходит начисление страховой и накопительной части пенсии. Первая из них хранится в ПФР и идет на выплаты сегодняшним пенсионерам, то есть используется в соответствии с распределительной системой. Накопительная часть пенсии может находиться в распоряжении ПФР, негосударственной управляющей компании или НПФ.
Вариант 1
Реформы пенсионной системы в России в 2000-2014 г.г.
Пенсионная система РФ вот уже достаточно долгое время находится в состоянии реформирования. Начиная с 2002 года, в России происходит начисление страховой и накопительной части пенсии. Первая из них хранится в ПФР и идет на выплаты сегодняшним пенсионерам, то есть используется в соответствии с распределительной системой. Накопительная часть пенсии может находиться в распоряжении ПФР, негосударственной управляющей компании или НПФ.
До 2002 года пенсия в России начислялась только по распределительному (или солидарному) принципу – то есть возможностей каким-либо образом повлиять на размер накоплений у застрахованного лица не было, сумма выплат определялась уровнем текущих взносов работающего населения. Поэтому можно говорить о том, что реформа пенсионной системы 2002 года носила принципиальный характер.
За последние 10 лет пенсионная система пережила еще несколько, не настолько коренных, но все-таки достаточно существенных изменений. Так, например, с 2004 года появилась возможность заключить договор об обязательном пенсионном страховании с негосударственным фондом, а в 2008 была запущена программа по софинансированию государством накопительной части пенсии.
2013 год отметился новым этапом
реформы пенсионной системы. В
частности, в октябре был закончен
прием новых участников в
Еще одна новация прямо коснется работодателей – это увеличение тарифа на работников до 2 %. Для работающих в опасных и вредных условиях тариф повысится до 4 %. Также принято решение отказаться от практики рассылки «писем счастья», информировавших о текущем состоянии пенсионных накоплений. Теперь застрахованные лица смогут получить эти данные из других источников – например, на электронном портале госуслуг или в территориальном отделении ПФР. Это новшество актуально не только для тех людей, которые хранят пенсионные накопления в ПФР, но и для клиентов негосударственных фондов – у НПФ больше не будет обязанности рассылать бумажные уведомления.
Эта мера направлена на то, чтобы одновременно снизить расходы (федеральный бюджет сэкономит больше 3 млрд. рублей в год) и сделать получение сведений о состоянии пенсионного счета более удобным. Например, клиенты Ханты-Мансийского негосударственного пенсионного фонда смогут регулярно получать извещения любым подходящим способом – по электронной почте, посредством смс, а также традиционно – в бумажном виде.
Таблица 1. - Этапы развития пенсионной системы РФ
Год |
Этап развития пенсионной системы |
1990 |
В этом году был создан Пенсионный фонд РФ. |
1992-1994 |
В 1992 году вышел президентский указ «О негосударственных пенсионных фондах», который определял основные принципы работы НПФ. После этого в стране и начали появляться такие фонды. Через три года понятие «фонд» было введено в правовой оборот как некоммерческая организация. |
1995 |
Правительство одобрило концепцию пенсионной реформы. Одной из основных новых черт пенсионной системы стала персонализация получателей пенсии – Пенсионный фонд занялся фиксацией личных данных граждан для установления им пенсии. Теперь у каждого появился индивидуальный пенсионный счет, на котором отражалась информация о страховых взносах. Таким образом, можно было посмотреть, как на счете постепенно копится будущая пенсия. Тогда же появились и карточки обязательного пенсионного страхования, на которых указывался СНИЛС – номер лицевого счета гражданина. ПФР приступил к рассылке извещений (так называемых «писем счастья»), которые позволяли узнать данные своего пенсионного счета. |
1998 – 2001 |
В 1998 году начал действовать ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», который определил права НПФ. Кроме того, в этом законе был закреплен ряд понятий пенсионной системы и прописаны обязательства фонда перед участниками и вкладчиками. В этом же году в тестовом режиме стал действовать персонифицированный учет при назначении пенсий, а в 2000-м эта практика была распространена уже на 22 региона. В 1998 году определена программа очередной пенсионной реформы, ее законопроекты были одобрены президентом в конце 2001-го. |
2002 |
В 2002 году в России реализуется
важная пенсионная реформа, которая существенно
изменила сложившееся на тот момент положение
вещей. Система переживает коренной перелом:
переход от солидарной, «уравнительной»
пенсии к распределительно- |
2004 |
НПФ получили право заключать договоры об обязательном пенсионном страховании. То есть теперь каждый гражданин мог передать управление накопительной частью пенсии в НПФ, увеличив таким образом свой будущий доход. В это же время были ужесточены требования к самим негосударственным фондам – в частности, повышен размер имущества, служащего дл обеспечения уставной деятельности (с 2005 года до 30 млн. рублей, с 2009 – до 50 млн. рублей). |
2005 |
ПФР приступил к начислению дополнительных выплат ветеранам и инвалидам ВОВ, а также их вдовам. Начат федеральный регистр граждан, имеющих право получать государственную социальную помощь. |
2007 |
Начало действия программы по выплате материнского капитала. Получившие сертификат граждане теперь могут потратить всю сумму (или часть) на накопительную часть пенсии. |
2008 |
Увеличиваются накопительная и страховая части пенсии (до 6 % и 16 % от зарплаты соответственно). Осенью начинает действовать программа софинансирования накопительной части пенсии государством. |
2010 – 2012 |
В 2010 году ЕСН (единый социальный налог) заменяется на страховые взносы. В этом году максимальный размер годовой зарплаты, с которой взимается налог, достигает 415 тыс. рублей. В следующем году она составила 463 тыс. рублей, а в 2012-м – 512 тыс. рублей. В 2010 году проведена масштабная валоризация – то есть переоценка пенсионных накоплений с учетом советского стажа. Благодаря этому рост пенсий у действующих пенсионеров достиг 46 %. Базовая часть пенсии вошла в размер страховой. Теперь пенсия делится только на две части – страховую и накопительную. Начиная с 2010 года, установлен минимальный размер пенсии, который больше, чем прожиточный минимум для пенсионера. |
2013 |
В этом году начался новый этап пенсионной реформы в РФ |
Пенсионная реформа в 2013- 2014 годах
Пенсионные отчисления граждан, которые не перевели управление своими накоплениями в негосударственный пенсионный фонд или УК, будут полностью направляться на формирование страховой части пенсии. Решение об этом в середине сентября было принято Правительством.
Напомним, раньше планировалось с начала 2014 года изменить процент отчислений «молчунов» в накопительную часть пенсии с 6 % до 2 %. Теперь же планируется и вовсе обнулить этот показатель, то есть все средства по умолчанию будут направляться на финансирование страховой части пенсии. По данным Министерства финансов, этот шаг позволит бюджету только за 2014-2016 годы сэкономить около 350 млрд рублей.
Замминистра финансов Алексей Моисеев отметил, что обнуление отчислений на накопительную часть пенсии будет отражено в бюджете на 2014-2016 гг. По словам А. Моисеева, это решение вполне оправдано, так как те люди, которые не хотели принимать решения, касающиеся 6 % своих пенсионных отчислений, не захотят заниматься пенсионными накоплениями и в том случае, если этот показатель снизится до 2 %.
Решение о пересмотре принципов формирования накопительной части пенсии было принято в рамках действий по сокращению расходов бюджета. Раньше министр финансов Антон Силуанов заявлял о том, что будет проведен бюджетный маневр, в результате которого расходы государственной казны сократятся на 5 %, однако при этом защищенные социальные статьи бюджета (такие, как выплата пенсий, стипендий и др.) не будут затронуты.
Идея главы Минфина нашла поддержку и у президента Владимира Путина, и у главы правительства Дмитрия Медведева.
Необходимость сокращения бюджетных расходов на 5 % была отмечена и в ходе состоявшегося 12 сентября заседания Правительства. При этом премьер-министр отметил и то, что по некоторым статьям расходы могут сократиться и более, чем на 5 %.
Обнуление накопительной части пенсионных накоплений «молчунов», по имеющимся расчетам, позволит сэкономить 102 млрд рублей в следующем году, 116 млрд – в 2015 и 133 млрд в 2016.
Представители Пенсионного фонда РФ отмечают, что обнуление накопительной части пенсий граждан, не изъявивших желания ей распоряжаться, уже учтено в проекте бюджета фонда на период 2014-2016 гг. Однако пока решение о пенсионной реформе принято только на политическом уровне, оно получит форму законопроекта тогда, когда будут решены некоторые технические вопросы.
Законопроект «О страховых пенсиях» проходил межведомственные согласования в июле. Тогда Андрей Исаев, возглавляющий комитет Госдумы по труду и социальной политике, заявлял о том, что со стороны парламентариев было предложение обсудить инициативу увеличения доли отчислений «молчунов» в солидарную пенсионную систему с 4 до всех 6 %.
Известно, что сейчас обсуждается вопрос о сроках, которые будут предоставлены «молчунам» для того, чтобы перевести свои накопления в НПФ или УК. Министерство труда предлагает установить срок до конца 2014 года. С 1 января выплаты на накопительную часть пенсии будут автоматически снижены до 2 %, однако, вероятно, до конца будущего года граждане еще смогут сделать свой выбор и передать право управления частью своей пенсии одному из Негосударственных пенсионных фондов или УК. Кроме того, всё еще есть надежда на то, что возможность перехода для работающих граждан будет продлена и на более долгие сроки.
Список использованной литературы:
1. Элетронный источник: http://www.soglasie-npf.ru/
Информация о работе Реформы пенсионной системы в России в 2000-2014 г.г