Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 12:27, реферат
Сложность решения региональных финансовых проблем определяется не только формирующимися новыми подходами к управлению территории, но и невозможностью выработки для этих целей в российских условиях некой универсальной модели действия, что, прежде всего, связано с большой дифференциацией в уровнях социально - экономического развития, как самих регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований.
1. Сущность и роль региональных финансов
2. Особенность финансов региона
3. Различие между понятиями «финансы региона» и «финансовый потенциал региона»
4. Региональные бюджеты: содержание, функции, источники формирования и направления использования
5. Методы борьбы с дефицитом регионального бюджета
Список используемой литературы
Региональные финансы
Содержание
1. Сущность и роль
региональных финансов
2. Особенность финансов
региона
3. Различие между
понятиями «финансы региона»
и «финансовый потенциал
4. Региональные бюджеты:
содержание, функции, источники
5. Методы борьбы
с дефицитом регионального
Список используемой
литературы
1. Сущность и роль
региональных финансов
Сложность решения
региональных финансовых проблем определяется
не только формирующимися новыми подходами
к управлению территории, но и невозможностью
выработки для этих целей в
российских условиях некой универсальной
модели действия, что, прежде всего, связано
с большой дифференциацией в
уровнях социально - экономического
развития, как самих регионов, так
и входящих в их состав муниципальных
образований. Причем к настоящему времени
еще не сложились в достаточно
законченном виде теория и практика
комплексной оценке уровня развития
регионов и территорий, анализа их
социально - экономической дифференциации
и типизации, в том числе с
учетом финансово - бюджетного аспекта
их развития. Это затрудняет формирование
фактически необходимой системы
достаточно гибких подходов к управлению
социально - экономическим развитием
регионов и территории, в том числе
с использованием инструментов региональных
финансов и финансовой политики.
Финансы региона - эта
прямой «слепок» с его экономики,
его производственно
Являясь, прежде всего
инструментом проведения региональной
социально - экономической политики,
финансы региона должны способствовать
развитию региона, росту занятости,
привлечению инвестиций, в том
числе в те отрасли, которые являются
приоритетными с точки зрения
текущих и долговременных задач
функционирования регионального хозяйственного
комплекса. Финансы региона в
их социальной функции должны обеспечить
необходимыми жизненными ресурсами
те группы населения, которые по возрасту
или иным причинам не в состоянии
участвовать в процессе материального
производства, но должно иметь гарантированный
материальный доход. В настоящее
время заметна тенденция к
усилению социальных функций региональных
финансов. Это связано с тем, что
в последние годы основное бремя
финансирования затрат социального
характера все более
2. Особенность финансов
региона
Основная особенность
региона заключается в том, что
здесь действуют как бы три
самостоятельные финансовые подсистемы
- государственная, в том числе
самого субъекта РФ; муниципальных
образований, конституционно независимых
от государства, а так же отдельных
юридический и физический лиц, прежде
всего хозяйствующих субъектов.
Первые две подсистемы традиционно
относятся к категории
Таким образом, поскольку,
в конечном счете, все подсистемы
финансов региона находятся на одной
и той же территории и исходят
из интересов одних и тех же
жителей региона, такое разделение,
естественной для условий многоукладного
рыночного хозяйства, не должно препятствовать
консолидируемому участию этих подсистем
в решении местных социально - экономических
проблем. Разница лишь в принципах действия,
зоне действия и степени ответственности
каждой из подсистем. Единое поле деятельности
всех финансов региона диктует и единый
критерий оценки управления региональными
финансами - улучшение экономической и
социальной ситуации в регионе.
3. Различие между
понятиями «финансы региона»
и «финансовый потенциал
Следует различать
понятия «финансы региона» и «финансовый
потенциал региона». Финансовый потенциал
по своему содержанию понятие более
емкое. Оно охватывает все текущие
финансовые возможности региона
и включает следующие элементы:
· Консолидированный
бюджет (областной бюджет и бюджеты
муниципальных образований), внебюджетные
фонды, а также различные межбюджетные
потоки;
· Ценные бумаги, эмитированные
органами местного самоуправления субъекта
Федерации или органами местного
самоуправления;
· Финансовый потенциал
предприятия и организаций всех
форм собственности;
· Средства населения,
находящихся на руках или в
банках и иных финансовых институтах,
а также в виде различных ценных
бумаг;
· Финансовые ресурсы
институтов кредитно - банковской системы
данного региона, а также средства,
привлекаемые местными банками с
других территорий.
Иногда в экономической
литературе допускается и более
широкое толкование финансового
потенциала, в который включается
вся совокупность экономический
активов, имеющий стоимостную оценку
и способных выступать
Под категорией «финансы
региона» (в отличие от финансового
потенциала) обычно понимают ту часть
финансового потенциала, которая
в текущем году реально задействована
в финансово - товарных потоках, т.е.
непосредственно участвует в процессе
воспроизводства на региональном уровне.
4. Региональные бюджеты:
содержание, функции, источники
Региональными называется
бюджеты субъектов Российской Федерации:
областей, краев, республик и пр.
По своему статусу региональные бюджеты
занимают как бы двойственное положение.
С одной стороны, у них свои
самостоятельные источники
Участниками бюджетного
процесса в соответствии со ст. 152 Бюджетного
кодекса РФ являются:
· Президент РФ;
· органы законодательной
(представительной) власти;
· органы исполнительной
власти (высшие должностные лица субъектов
РФ, главы местного самоуправления,
финансовые органы, органы, осуществляющие
сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные
органы);
· органы денежно-кредитного
регулирования;
· органы государственного
и муниципального финансового контроля;
· государственные
внебюджетные фонды;
· главные распорядители
и распорядители бюджетных
· иные органы, на которые
законодательством Российской Федерации,
субъектов РФ возложены бюджетные,
налоговые и иные полномочия.
Участниками бюджетного
процесса также являются бюджетные
учреждения, государственные и
Бюджетный процесс
включает пять стадий:
1) составление проекта
бюджета;
2) рассмотрение и
утверждение бюджета;
3) исполнение бюджета;
4) составление отчета
об исполнении бюджета;
5) утверждение отчета.
Доходы регионов
бюджета в Российской Федерации
формируется в настоящее время
за счет собственные и регулирующих
налоговых поступлений. Налоговый
Кодекс Российской Федерации (первая часть)
к собственным региональным налогам
относит: налог на имущество организаций;
налог на недвижимость, дорожный налог,
транспортный налог, налог с продаж,
налог на игорный бизнес, а также
региональные лицензионные сборы. Следует
иметь в виду, что при введении
в действие налога на недвижимость
на данной территории прекращает свое
действие налог на имущество организаций,
налог на имущество физический лиц
и земельный налог.
Кроме того, в состав
доходной части бюджетов включаются
так называемые неналоговые поступления.
Обратимся теперь к
расходной части региональных бюджетов.
В соответствии с Бюджетный Кодекс
Российской Федерации исключительно
из бюджетов регионов финансируются
расходы на:
· Обеспечение деятельности
органов государственной власти
и управления соответствующих субъектов;
· Проведение выборов
и референдумов;
· Деятельность средств
массовой информации;
· Формирование государственной
собственности, содержание и развитие
предприятия, учреждений и организаций,
находящихся в собственности
региона, включая социальную сферу;
· Поддержание и
развитие дорожной сети регионального
назначения;
· Реализация региональных
целевых экономических и
· Оказание финансовой
помощи местным бюджетам, в том
числе для осуществления
При этом Бюджетный
Кодексом Российской Федерации установлено,
что если органов власти субъектов
Российской Федерации приняли решение,
в результате которого произошло
увеличение бюджетных расходов и
сокращение доходов местных бюджетов,
эти изменения должны быть компенсированы
из бюджета субъекта Российской Федерации.
Имеется целый ряд и других
направлений расходов, например, на
осуществление международных и
внешнеэкономический связей регионов
и других функций, связанными с выполнением
субъектами Федерации своих полномочий
или, точнее сказать, предметов ведения.
Кроме того, региональные
власти должны совместно с федеральными
и муниципальными органами управления
за счет соответствующий бюджетов финансировать
расходы на:
· Государственную
поддержку отраслей промышленности,
строительства и строительной индустрии,
сельского хозяйства, автомобильного
и речного транспорта, связи и
дорожного хозяйства, метрополитенов,
развитие рыночной инфраструктуры;
· Научно - исследовательские,
опытно - конструкторские и проектно
- исследовательские работы, обеспечивающие
научно - технический прогресс;
· Обеспечение правоохранительной
деятельности;
· Социальную защиту
населения, обеспечение противопожарной
безопасности, охраны окружающей среды,
охрана и воспроизводства природных
ресурсов, деятельности средств массовой
информации;
· Развитие федеративных
и национальных отношений.
9. Методы борьбы
с дефицитом регионального
В случае превышение
расходов над доходами в пределах
одного бюджетного года говорят о
дефиците бюджета. Источниками его
покрытия на уровне субъекта Российской
Федерации является: государственные
займы, осуществляемые путем выпуска
ценных бумаг, ссуды, полученные от бюджетов
других уровней; банковские кредиты. Это
так называемые внутренние источники
финансирования бюджетного дефицита.
Существуют и внешние источники,
которые реализуются путем