Региональные финансы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 10:25, контрольная работа

Описание работы

Актуальность решения проблемы региональных финансов определяется не только формирующимися новыми подходами к управлению территориями, но и невозможностью выработки для этих целей в российских условиях некоей универсальной модели действия, что, прежде всего, связано с большой дифференциацией в уровнях социально-экономического развития, как самих регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований (территорий).

Содержание работы

Введение
1. Сущность и роль региональных финансов
1.1 Понятие региональных финансов, их особенности, состав и функции
1.2 Роль региональных финансов в социально-экономическом развитии региона
2. Региональные бюджеты: содержание, функции, источники формирования и направления использования

3. Практическая часть

Заключение

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ РФ.docx

— 34.24 Кб (Скачать файл)

Бюджетный процесс включает пять стадий:

1) составление  проекта бюджета;

2) рассмотрение  и утверждение бюджета;

3) исполнение  бюджета;

4) составление  отчета об исполнении бюджета;

5) утверждение  отчета.

Доходы регионов бюджета в Российской Федерации формируется в настоящее  время за счет собственные и регулирующих налоговых поступлений. Налоговый  Кодекс Российской Федерации (первая часть) к собственным региональным налогам  относит: налог на имущество организаций; налог на недвижимость, дорожный налог, транспортный налог, налог с продаж, налог на игорный бизнес, а также  региональные лицензионные сборы. Следует  иметь в виду, что при введении в действие налога на недвижимость на данной территории прекращает свое действие налог на имущество организаций, налог на имущество физический лиц и земельный налог.

Кроме того, в состав доходной части  бюджетов включаются так называемые неналоговые поступления.

Обратимся теперь к расходной части  региональных бюджетов. В соответствии с Бюджетный Кодекс Российской Федерации  исключительно из бюджетов регионов финансируются расходы на:

  • Обеспечение деятельности органов государственной власти и управления соответствующих субъектов;
  • Проведение выборов и референдумов;
  • Деятельность средств массовой информации;
  • Формирование государственной собственности, содержание и развитие предприятия, учреждений и организаций, находящихся в собственности региона, включая социальную сферу;
  • Поддержание и развитие дорожной сети регионального назначения;
  • Реализация региональных целевых экономических и социальных программ; в обслуживание и погашение долга субъекта Российской Федерации;
  • Оказание финансовой помощи местным бюджетам, в том числе для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемый на муниципальный уровень.

При этом Бюджетный Кодексом Российской Федерации установлено, что если органов власти субъектов Российской Федерации приняли решение, в результате которого произошло увеличение бюджетных расходов и сокращение доходов местных бюджетов, эти изменения должны быть компенсированы из бюджета субъекта Российской Федерации. Имеется целый ряд и других направлений расходов, например, на осуществление международных и внешнеэкономический связей регионов и других функций, связанными с выполнением субъектами Федерации своих полномочий или, точнее сказать, предметов ведения.

Кроме того, региональные власти должны совместно с федеральными и муниципальными органами управления за счет соответствующий  бюджетов финансировать расходы  на:

  • Государственную поддержку отраслей промышленности, строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов, развитие рыночной инфраструктуры;
  • Научно – исследовательские, опытно – конструкторские и проектно – исследовательские работы, обеспечивающие научно – технический прогресс;
  • Обеспечение правоохранительной деятельности;
  • Социальную защиту населения, обеспечение противопожарной безопасности, охраны окружающей среды, охрана и воспроизводства природных ресурсов, деятельности средств массовой информации;
  • Развитие федеративных и национальных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Практическая часть

Аналитическое задание

1. Рассчитайте, используя данные  таблицы, по годам: 

а) объем нефтегазового дефицита;  

б) дефицит с учетом нефтегазового  трансферта;

в) разность между привлеченными  и погашенными внешними источниками финансирования дефицита;

г) разность между привлеченными  и погашенными внутренними источниками финансирования дефицита;

2. На основе полученных данных  сделайте выводы о динамике  ненефтегазового дефицита и дефицита с учетом нефтегазового трансферта федерального бюджета, а так же о динамике внешнего и внутреннего государственного долга РФ в рассматриваемый период.

 

Основные параметры федерального бюджета на 2008-2010 гг.

(млрд. руб.)

 

Показатели

Оценка

План

2007

2008

2009

2010

Доходы всего

6249,2

6673,2

7421,2

8035,2

  В том числе 

       

     ненефтегазовые

3749,1

4207,5

5035,4

5657

     нефтегазовые

2500,1

2465,7

2385,8

2378,2

Нефтегазовые доходы

- 2500,1

- 2465,7

- 2385,8

- 2378,2

  В том числе:

       

     нефтегазовый трансферт

- 1511,2

- 2120

- 2093

- 2008,4

     резервный фонд

- 988,8

- 332

- 292,8

- 369,8

     фонд будущих поколений

 

- 13,7

   

Расходы всего

5610,8

6500,3

7391,9

7998,7

     ненефтегазовые

4208,3

4835,1

4599

4989,7

     нефтегазовые

1402,5

1665,2

2762,9

3009

Ненефтегазовый дефицит

       

Нефтегазовый трансферт

1511,2

2120

2093

2008,4

Дефицит с учетом нефтегазового трансферта

- 350,5

- 172,8

- 233,5

- 333,3

Источники финансирования дефицита

       

     привлечение

673,29

547,07

569,34

746,29

     погашение

- 322,79

- 374,27

- 335,84

- 41,99

Внешние источники погашения дефицита

       

     привлечение

19,96

37,46

28,18

28,67

     погашение

- 179,06

- 193,23

- 127,84

- 412,99

Внутренние источники погашения  дефицита

       

     привлечение

653,33

509,61

541,16

717,62

     погашение

- 143,73

- 181,04

- 208

- 276,11

Государственный долг РФ

2616,81

2911,17

3325,73

3873,8

     внешний

1207,66

1091,97

1068,25

1054,56

     внутренний

1409,15

1819,2

2257,48

2819,24


 

 

Решение

1. Рассчитаем объем нефтегазового  дефицита, полученные данные занесем  в таблицу 1.

Таблица 1

Показатели

Оценка

План

2007

2008

2009

2010

Доходы ненефтегазовые

3749,1

4207,5

5035,4

5657

Расходы ненефтегазовые

4208,3

4835,1

4599

4989,7

Дефицит ненефтегазовый

- 459,2

- 627,6

436,4

667,3


 

Анализ данных.

2007 и 2008 гг. - ненефтегазовые доходы на порядок меньше ненефтегазовых расходов, это можно объяснить завышенными ценами на  нефть в эти годы и ориентацией нашей экономики на добычу и продажу нефти.

2009-2010 – х  гг. наблюдается профицит, что свидетельствует об изменении структуры экономики в пользу несырьевых отраслей. Скорее всего главной причиной такой переориентации послужил начавшийся мировой финансовый кризис.

 

Рассчитаем разность между привлеченными  и погашенными внешними источниками финансирования дефицита. Полученные данные занесем в таблицу 2.

Таблица 2

Показатели

Оценка

План

2007

2008

2009

2010

Внешние источники погашения дефицита

       

     привлечение

19,96

37,46

28,18

28,67

     погашение

- 179,06

- 193,23

- 127,84

- 412,99

Разность

199,02

230,69

156,02

165,55


 

Анализ данных.

Из разницы между привлеченными  и погашенными внешними источниками финансирования дефицита можно увидеть общий объем средств, привлеченных для погашения дефицита. Таблица показывает рост привлеченных средств, это можно объяснить тем, что в 2007-2008 годах рост цен в нефтегазовой отрасли привел к увеличению валютных запасов, в связи с чем возросло доверие к нашей стране зарубежных инвесторов.

 

 Рассчитаем разность между  привлеченными и погашенными  внутренними источниками финансирования дефицита с занесением данных в таблицу 3.

 

 

Таблица 3

Показатели

Оценка

План

2007

2008

2009

2010

Внутренние источники погашения  дефицита

       

     привлечение

653,33

509,61

541,16

717,62

     погашение

- 143,73

- 181,04

- 208

- 276,11

Разность

797,06

684,65

749,16

993,73


 

Разность между привлеченными  и погашенными внутренними источниками финансирования дефицита показывает общий объем средств, выделенных для погашения дефицита. При сложившихся условиях (высокие цены на нефть в 2007-2008 годах) появляется возможность погашать кредиты. Конец 2008 года – 2009 год наблюдался мировой финансовый кризис, а в 2010 году стал заметен некоторый экономический подъем.

2. Сделайте выводы о  динамике ненефтегазового дефицита

Нефтегазовая промышленность является самой ведущей и доходной отраслью в нашей стране. Однако невозможно ориентироваться только на сырьевую добывающую отрасль, требуется развитие и других отраслей в экономике. Повышение  цен на нефть в 2007-2008 годах позволило  создать денежные резервы для  дальнейшего использования их для  поднятия других отраслей экономики  страны. Добывающая отрасль до сих пор является преобладающей отраслью, чем объяснимо преобладание расходов над доходами в других отраслях экономики (образование отрицательного ненефтегазового дефицита. Кризис 2009 года значительно снизил цены на нефть и газ, в связи с чем эта отрасль начинает уступать свои лидирующие позиции и позволяет развиваться другим отраслям экономики, что приводит к возникновению ненефтегазового профицита ( преобладанию доходов над расходами в этих отраслях).

 

Выводы  о динамике дефицита с учетом нефтегазового  трансферта федерального бюджета:

С помощью трансфертных платежей государство  осуществляет поддержку определенной отрасли  экономики, однако несмотря на помощь государства, мы видим увеличение размера дефицита.

 

Выводы  о динамике внешнего и внутреннего  государственного долга РФ:

В конце 90 –х годов в нашей стране наблюдался огромный дефицит бюджета, решением этой проблемы стали международные валютные кредиты. В начале 2000-х годов более половины бюджета нашей страны составляли внешние займы. Страна имела громадную задолженность иностранным кредиторам. Однако благодаря удачно сложившейся ситуации на рынке нефти и газа, которая принесла нашей стране сверхприбыли, Россия смогла практически рассчитаться по  внешним долгам и продолжала делать выплаты даже в период кризиса 2009 года. Из полученных данных мы видим значительное снижение суммы внешнего долга.

Нарастание внутреннего долга  менее опасно для национальной экономики  и как правило возникает из за невозможности государства выполнить взятые на себя обязательства. В связи с тем, что задолженность перед гражданами страны считается «менее важной», чем долг перед иностранными кредиторами, то наблюдаемый нами рост внутреннего государственного долга вполне очевиден.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Региональные финансы являются неотъемлемой частью финансовой системы  Российской Федерации, и в последние  годы их роль значительно возрастает. Но, однако, нужно отметить, что еще  не сложилась универсальная модель системы управления региональными  финансами. Основными целями Правительства субъектов РФ в области реформирования системы управления региональными финансами являются: достижение стабилизации бюджетной системы региона, максимальной мобилизации финансовых ресурсов для обеспечения дальнейшего социального развития региона, повышение качества предоставляемых населению бюджетных услуг и уровня жизни населения региона, создание благоприятных условий для экономического развития региона и привлечения инвестиций, получение положительных оценок проводимой органами государственной власти региона бюджетной политики со стороны налогоплательщиков и населения.

Дальнейшее реформирование системы  региональных общественных финансов будет  сориентировано на закрепление достигнутых  результатов и направлено на дальнейшее повышение качества управления и  развитие финансовой системы.

 

Список  литературы

 

1.

Бабич А. М., Павлова Л. Н. Финансы: Учебник. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2005.

2.

Балабанов А. И., Балабанов И. Т. Финансы. СПб.: Питер, 2009.

3.

Брайчева Т.В. Государственные финансы. — СПб.: Питер, 2006.

4.

Галицкая С. В. Деньги. Кредит. Финансы: Учеб. пособие для вузов. М.: Экзамен, 2003.

5.

Финансы // Под ред. проф. Л. А. Дробозиной. М.: ЮНИТИ, 2003.

6.

Финансы и кредит: Учебник / Под ред. проф. М. В. Романовского, проф. Г. Н. Белоглазовой. М.: Юрайт-Издат, 2010.

Информация о работе Региональные финансы