Регулирование рынка ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 21:18, контрольная работа

Описание работы

Ценные бумаги - это денежные документы, удостоверяющие имущественные права или от-ношения займа между выпустившим их лицом и их владельцем, предусматривающие выплату дохода в виде дивидендов или процентов и возможность передачи прав, вытекающих из этих документов, другим лицам.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг — это регулирование со стороны общественных органов государственной власти. Система государственного регулирования рынка включает:
 государственные и иные нормативные акты;

Файлы: 1 файл

Рынок ценных бумаг контрольная работа.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

         Операции с ценными бумагами занимают важное место в финансово-хозяйственной деятельности многих организаций. Специфика таких операций отражается и на налогообложении.

           Налоговая  база, ставки и условия налогообложения  различны для разных участников рынка ценных бумаг. Прежде всего, существенные отличия имеются для объектов налогообложения (государственных и муниципальных облигаций, корпоративных ценных бумаг, производных финансовых инструментов, векселей), видов деятельности участников рынка (эмиссии ценных бумаг, оборота акций, инвестиционной и посреднической профессиональной деятельности), категорий участников (юридических и физических лиц, резидентов и нерезидентов).

           Особый  порядок налогообложения доходов,  полученных от операций с ценными бумагами, регламентирует Налоговый кодекс РФ (далее - НК РФ), гл.25 "Налог на прибыль организаций". Как же правильно определить налоговую базу по налогу на прибыль при реализации ценных бумаг?

          Доходом от реализации  признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав, которая определяется по всем поступлениям за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. Выручка включает поступления от реализации любого имущества (в том числе и ценных бумаг, которые относятся к иному имуществу), работ, услуг и имущественных прав.

         Для целей налогообложения ценные бумаги подразделяются:

  1. На обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг. Ценные бумаги признаются обращающимися в случае выполнения следующих условий:
    • если они допущены к обращению, хотя бы одним организатором торговли, имеющим на это право в соответствии с национальным законодательством;
    • если информация об их ценах (котировках) публикуется в средствах массовой информации (в том числе электронных) либо может быть представлена организатором торговли или иным уполномоченным лицом любому заинтересованному лицу в течение трех лет после даты совершения операций с ценными бумагами;
    • если по ним рассчитывается рыночная котировка, когда это предусмотрено соответствующим национальным законодательством;
  2. На не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг. К данным ценным бумагам относятся ценные бумаги, по которым не выполняются вышеперечисленные условия.

          В соответствии  с п.10 ст.280 НК РФ налогоплательщики,  получившие убыток (убытки) от операций с ценными бумагами в предыдущем налоговом периоде или в предыдущие налоговые периоды, вправе уменьшить налоговую базу, полученную по операциям с ценными бумагами в отчетном (налоговом) периоде (перенести указанные убытки на будущее) в порядке и на условиях, которые установлены ст.283 НК РФ.      

         Таким образом,  если от операций с ценными  бумагами получена прибыль, то  эта прибыль включается в общую  налоговую базу налогоплательщика,  если он занимается несколькими видами деятельности. Если от операций с ценными бумагами получена прибыль, а по другим видам деятельности убыток, то при определении общей налоговой базы убыток может быть уменьшен за счет прибыли по операциям с ценными бумагами.

         В течение  налогового периода перенос на  будущее убытков, понесенных в соответствующем отчетном периоде от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, и ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, осуществляется раздельно по указанным категориям ценных бумаг соответственно в пределах прибыли, полученной от операций с такими ценными бумагами.

         Доходы, полученные  от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, не могут быть уменьшены на расходы либо убытки от операций с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг. Доходы, полученные от операций с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, не могут быть уменьшены на расходы либо убытки от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.

           Учет  в целях налогообложения операций  с ценными бумагами у профессиональных  участников рынка ценных бумаг осуществляется с учетом предусмотренных НК РФ особенностей.

          Налогоплательщики (за исключением профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность) определяют налоговую базу по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, отдельно от налоговой базы по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.

         Профессиональные  участники рынка ценных бумаг  (включая банки), не осуществляющие дилерскую деятельность, в учетной политике для целей налогообложения должны определить порядок формирования налоговой базы по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, и налоговой базы по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.

         При этом  налогоплательщик самостоятельно выбирает один из видов ценных бумаг (обращающихся на организованном рынке ценных бумаг или не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг), по операциям с которыми при формировании налоговой базы в доходы и расходы включаются доходы от реализации и внереализационные доходы, полученные от осуществления предпринимательской деятельности, а также расходы, связанные с осуществлением такой деятельности, определенные в соответствии с гл.25 НК РФ.

  1. Государственная политика развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации

Задача развития рынка ценных бумаг  всегда стояла в центре внимания Правительства  Российской Федерации, как одна из приоритетных в комплексе мер государственной экономической политики. С 2006 года развитие рынка ценных бумаг и деятельность ФСФР России осуществляется в рамках Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на 2006-2008 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2006 г. № 793-р (далее – Стратегия). С принятием Стратегии были сформулированы среднесрочные рамки модернизации институтов и инструментов российского финансового рынка в условиях нарастания процессов глобализации мировой финансовой системы, роста интернационализации рынков ценных бумаг, трансграничных инвестиционных сделок и усиления конкуренции крупнейших мировых финансовых центров.

В настоящее время уровень развития российского рынка ценных бумаг, сложившаяся нормативно-правовая база регулирования этого рынка, а также достигнутый уровень его развития позволяют сделать вывод о наличии возможностей качественного повышения конкурентоспособности российского рынка ценных бумаг и формирования на его основе самостоятельного мирового финансового центра.

Согласно разворачивающимся в  мире тенденциям число стран, где могут сохраниться и продолжать функционировать полноценные рынки ценных бумаг, постепенно сокращается. Поэтому обеспечение долгосрочной конкурентоспособности российского финансового рынка, формирование в России мирового финансового центра не может рассматриваться как сугубо «отраслевая» или «ведомственная» задача. Решение этой задачи должно стать важнейшим приоритетом долгосрочной экономической политики России.

Опорными элементами конкурентоспособности финансового рынка являются:

  • капитализированная консолидированная финансовая инфраструктура;
  • ёмкость финансового рынка, обеспечивающая растущие спрос и предложение инвестиционных ресурсов;
  • прозрачность рыночных сделок и поведения участников рынка, способствующая минимизации инвестиционных рисков;
  • высокая степень управляемости рынка, предполагающая сочетание добровольно соблюдаемых участниками рынка правил и норм добросовестной практики и эффективное государственное регулирование и правоприменение;
  • спланированный на долгосрочную перспективу и активно поддерживаемый позитивный имидж финансового рынка среди отечественных и международных инвесторов и эмитентов.   

В соответствии с указанными элементами конкурентоспособности финансового  рынка ФСФР России предлагает двенадцать приоритетных задач, решение которых нацелено на долгосрочное развитие российского финансового рынка и формирование в России одного из мировых финансовых центров:

    1. консолидация и повышение капитализации российской финансовой инфраструктуры;
    2. формирование благоприятного налогового климата для участников рынка ценных бумаг;
    3. снижение административных барьеров и упрощение процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг;
    4. создание широких возможностей для секьюритизации активов и эмиссии новых финансовых инструментов;   
    5. расширение спектра производных финансовых инструментов и развитие срочного рынка;
    6. внедрение механизмов, обеспечивающих широкое участие розничных инвесторов на финансовом рынке и защиту их инвестиций;
    7. развитие коллективных инвестиций;
    8. обеспечение эффективной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;
    9. развитие и совершенствование корпоративного управления;      
    10. предупреждение и пресечение недобросовестной деятельности на финансовом рынке;
    11. совершенствование регулирования на финансовом рынке;
    12. формирование и продвижение положительного имиджа российского финансового рынка.
    1. Основные задачи совершенствования регулирования и развития рынка ценных бумаг на среднесрочную и долгосрочную перспективу

Целью совершенствования регулирования  и развития рынка ценных бумаг  на среднесрочную и долгосрочную перспективу является его превращение в важнейший фактор повышения конкурентоспособности российской экономики. Это требует отладки рыночных механизмов привлечения инвестиций, обеспечивающих развитие инноваций и инфраструктуры, реализацию проектов по модернизации экономики, а также повышения эффективности исполнения государственных функций по защите прав и законных интересов участников финансового рынка, по предупреждению и предотвращению недобросовестной практики и нарушений законодательства на рынке ценных бумаг. Все это является основой формирования в России одного из ведущих мировых финансовых центров.

      1. Формирование благоприятного налогового климата для участников 
        финансового рынка

Задача создания в России мирового финансового центра предполагает совершенствование налогообложения на финансовом рынке, без чего невозможно качественно

  • повысить ликвидность рынка финансовых инструментов;
  • повысить привлекательность долгосрочных инвестиций;
  • расширить спектр инструментов, обращающихся на российском финансовом рынке, перечень операций и оказываемых услуг;
  • создать условия для преимущественного развития организованного рынка финансовых инструментов.

В ряде случаев действующее в  России налоговое законодательство не учитывает особенностей налогообложения отдельных видов финансовых операций. Его нормы в отношении финансового рынка не всегда идентичны аналогичным понятиям и терминам, закрепленным  в нормах гражданского законодательства  и законодательстве о рынке ценных бумаг,  часто не имеют однозначного толкования, а в ряде случаев режим налогообложения на российском финансовом рынке оказывается более жестким, чем в других мировых финансовых центрах. В настоящее время необходимо принять меры, для того чтобы сделать налогообложение на российском финансовом рынке более привлекательным, чем налоговые режимы, существующие в странах, в которых действуют конкурирующие финансовые центры.

      1. Снижение административных барьеров и упрощение процедур 
        государственной регистрации выпусков ценных бумаг

В последнее время ФСФР России предприняла  ряд шагов с целью упрощения  процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг, что стало одним из важнейших условий динамичного роста объемов операций с ценными бумагами на российском рынке. Вместе с тем, данная работа не завершена.

В 2010 - 2011 годах необходимо завершить унификацию требований к эмиссиям ценных бумаг различных юридических лиц.

В настоящее время для эмитентов, не являющихся кредитными организациями и осуществляющими публичное размещение ценных бумаг (IPO) действует уведомительный порядок отчетности об итогах эмиссии на акции и ценные бумаги, конвертируемые в акции. Введение такого порядка привело к существенному увеличению эмиссионной активности крупных российских акционерных обществ и обеспечило приток непосредственно в производственную сферу значительных инвестиционных средств. Однако этот порядок не распространяется на ценные бумаги кредитных организаций, что ограничивает число публичных выпусков акций банками. В настоящее время в Государственной Думе в первом чтении уже принят законопроект, которым предполагается уравнять статус кредитных организаций со статусом иных организаций в части предоставления уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

Информация о работе Регулирование рынка ценных бумаг