Резервы роста государственных доходов России в современных условиях
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 18:48, реферат
Описание работы
Любому государству для выполнения своих задач и функций необходимы денежные средства, обеспечивающие финансирование всей государственной деятельности. Поэтому в собственность государства направляется часть национального дохода страны в виде различных по своей юридической природе поступлений, за счет которых формируются государственные доходы. Достаточная обеспеченность государства финансовыми ресурсами — одно из необходимых условий эффективного функционирования системы государственной власти и, как следствие, успешного выполнения государством своих задач и функций.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………….. 3-4 1. Общее понятие государственных доходов…………………………………………………………………….5-6 2. Структура государственных доходов…………………………………………………………………….7-8 2.1.Налоговые доходы………………………………………………………………………..9 2.1.1.Понятие налога, налоговой системы, налоговой политики, основные виды налогов …………………………..9-11 2.2. Неналоговые доходы……………………………………………………………………..12-14 3. Резервы роста государственных доходов России в современных условиях……………………………………………………………………15-16 Заключение…………………………………………………………………….17 Список используемой литературы…
3. Резервы роста государственных
доходов России в современных
условиях……………………………………………………………………15-16
Заключение…………………………………………………………………….17
Список используемой литературы……………………………………………………………………..18
Введение.
Любому государству для выполнения
своих задач и функций необходимы денежные
средства, обеспечивающие финансирование
всей государственной деятельности. Поэтому
в собственность государства направляется
часть национального дохода страны в виде
различных по своей юридической природе
поступлений, за счет которых формируются
государственные доходы. Достаточная
обеспеченность государства финансовыми
ресурсами — одно из необходимых условий
эффективного функционирования системы
государственной власти и, как следствие,
успешного выполнения государством своих
задач и функций. Поскольку само государство
— учреждение постоянное, то и потребности
его в финансовых ресурсах также явление
постоянное.
В юридической литературе под
государственными доходами традиционно
понимается часть национального дохода
страны, обращаемая в процессе его распределения
и перераспределения через различные
виды денежных поступлений в собственность
и распоряжение государства с целью создания
финансовой базы, необходимой для выполнения
его задач по осуществлению социально-экономической
политики, обеспечению обороны и безопасности
страны, а также функционирования государственных
органов. Вместе с тем понятие «государственный
доход» можно рассматривать как централизованные
денежные поступления в государственный
бюджет, осуществляемые на основании бюджетного
законодательства соответствующего государства
(в нашем случае Российской Федерации),
а также прибыль государственных предприятий
и учреждений, коммерческих организаций,
в которых государство в лице органов
государственной власти имеет право на
долю в уставном (складочном) капитале
(например, ОАО«Газпром», ОАО «Россельхозбанк»).
В рассмотренном определении
понятия «государственный доход» есть
некоторое упущение: указаны лишь денежные
средства, выступающие в качестве государственных
доходов. Вместе с тем государство может
в результате товарообменной операции
получить товарную продукцию или недвижимое
имущество, стоимостное выражение которого
можно отразить в соответствующих статьях
бюджета. Здесь следует подчеркнуть, что
основным моментом является извлечение
дохода как в денежной, так и в натуральной
формах. Также важен тот факт, что «все
бюджетные правоотношения действуют в
границах финансового года, но имеют возобновляющийся
характер». В связи с этим в определении
было бы целесообразно указать период
времени, в течение которого получен данный
государственный доход.
На основании изложенного понятие
«государственный доход» можно определить
как имущество, приобретаемое государством
за определенный период времени (финансовый
год) в соответствии с группами доходов
бюджета Российской Федерации (централизованный
доход), а также имущество, приобретенное
за указанный период государственными
учреждениями, предприятиями и коммерческими
организациями, в которых часть уставного
капитала состоит из вклада Российской
Федерации (децентрализованный доход).
1. Общее понятие
государственных доходов.
В основе формирования структуры
доходов государственного бюджета лежит
четкое разграничение доходов центрального
(федерального) бюджета и бюджетов других
уровней, которое соответствует типу государственного
устройства страны. Например, в унитарных
государствах – Великобритании, Франции,
Швеции, Италии и др. – существуют два
уровня управления – центральный и местный,
которым соответствуют два уровня бюджетов
– центральные и местные. В государствах
с федеральным управлением, к которым
относятся Россия, США, Канада, Германия
и ряд других стран, существуют три уровня
бюджетов – федеральный, региональные
и местные.
Бюджетный кодекс РФ, введенный
в действие в 2000 г., в отношении бюджетной
системы Российской Федерации определяет,
что она состоит из трех уровней бюджетов:
федерального, субъектов Федерации и местных.
Главным (верхним) звеном современной
бюджетной системы Российской Федерации
является федеральный, или государственный,
бюджет. На нижестоящих, территориальных,
уровнях бюджетной системы формируются
самостоятельные, не входящие в состав
вышестоящих бюджетов бюджеты следующих
уровней:
- второй уровень –
бюджеты республик; бюджеты краев;
бюджеты областей; бюджеты автономных
областей; бюджеты автономных округов;
бюджеты городов федерального
значения (Москва и Санкт-Петербург);
-третий уровень – местные
бюджеты.
Доходы бюджетов РФ обеспечивают
основу для удовлетворения потребностей
в расходах государства и предоставления
государственных кредитов без привлечения
заемных средств или средств, накопленных
за предыдущие периоды.
Государственные доходы – это
денежные средства, поступающие в безвозмездном
порядке в соответствии с бюджетным и
налоговым законодательством Российской
Федерации в распоряжении федеральных
органов государственной власти. Доходы
группируются по источникам и способам
их получения.[1]
Средства органов государственного
управления, образующиеся за счет доходных
операций, состоят из общих доходов и полученных
официальных трансфертов.
Общие доходы состоят из текущих
доходов и доходов от операций с капиталом.
Текущие доходы образуются
за счет поступлений налогов и текущих
неналоговых поступлений.
Налоги являются наиболее существенным
источником государственных доходов.
С их помощью в бюджет мобилизуются отчисления
от доходов населения, прибыли предприятий,
банков и по другим основаниям. Налоговые
поступления представляют собой обязательные,
безвозмездные, невозвратные платежи
населения и субъектов хозяйствования
органом государственного управления,
поступающие в установленных законом
размерах и в определенные сроки. Их доля
в центральных бюджетах развитых стран
составляет 80%. В России за последнее пятилетие
сумма налоговых поступлений по федеральному
бюджету колебалась в диапазоне 80 – 83
%.[2]
2. Структура государственных
доходов.
Структуру государственных
доходов можно представить следующим
образом:
1.Общие доходы и полученные
официальные трансферты.
2. Общие доходы.
3. Текущие доходы.
4. Налоговые поступления.
- подоходные налоги, налоги
на прибыль и прирост капитала;
- отчисления в государственные
социальные фонды;
- налоги, взимаемые в зависимости
от фонда оплаты труда;
- налоги на собственность;
- внутренние налоги на
товары и услуги;
- налоги на внешнюю
торговлю и внешнеэкономические
операции;
-прочие налоги, сборы
и пошлины.
5.Неналоговые поступления:
-доходы от государственной
собственности и предпринимательской
деятельности (в том числе прибыль
центрального банка);
-административные сборы
и платежи, доходы от продаж;
-поступления по штрафам
и санкциям;
-прочие неналоговые поступления.
6.Доходы от операций
с капиталом:
-продажа основного капитала;
-доходы от реализации
государственных запасов;
-доходы от продажи
земли и нематериальных активов;
-поступления капитальных
трансфертов из негосударственных
источников.
7.Полученные официальные
трансферты:
-от нерезидентов;
-от других органов
государственного управления (дотации,
субвенции и др.). Таблица 1[10]
2.1.Налоговые доходы.
2.1.1.Понятие налога,
налоговой системы, налоговой политики,
основные виды доходов.
Налог, налоговая система, налоговая
политика – это многоаспектные экономические
категории, неразрывно связанные между
собой.
Налог – обязательный, индивидуальный,
безвозмездный платеж, взимаемый с организаций
и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих
им на праве собственности хозяйственного
ведения или оперативного управления
денежных средств в целях финансового
обеспечения деятельности государства
и (или) муниципальных образований и поступающий
им в заранее установленных законом размерах
и в определенные сроки.[3] Налоги – это главный источник
формирования государственных доходов.
В современной налоговой практике
для характеристики налоговых систем
и их структурных составляющих применяются
различные классификации налогов.
Выделяют прямые и косвенные
налоги. Косвенные налоги взимаются через
цену товара и вытекают из хозяйственных
актов и оборотов, финансовых операций
(акцизы, НДС, таможенная пошлина, налог
с продаж, налог с оборота и др.). Прямые
налоги взимаются в процессе накопления
материальных благ непосредственно с
доходов или имущества налогоплательщиков
(подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные
платежи, налоги на имущество, подвергаемое
налогообложению, земельный налог и др.)
По субъекту – налогоплательщику
выделяют налоги: с физических лиц (подоходный
налог, налог на имущество физических
лиц и др.); с предприятий и организаций
(юридических лиц) (налог на прибыль, налог
на добавленную стоимость, налог на имущество
предприятий и организаций и др.); смешанные
налоги, уплачиваемые как физическими
лицами, так и предприятиями и организациями
(госпошлина, некоторые таможенные пошлины,
налог с владельцев транспортных средств).
Исходя из критерия многоуровневости
бюджетной системы, совокупность налогов
и сборов подразделяется на три группы
(вида):
а) федеральные налоги;
б) налоги субъектов РФ – республик,
краев, областей и автономных округов;
в) местные налоги.
Также существуют различные
классификации налогов, такие как: по порядку
введения, по уровню бюджета, по характеру
использования налогового платежа, по
периодичности уплаты налога, по объектам
налогообложения и др.
Существуют и другие классификации
налогов. В соответствии с возрастанием
роли налогов в механизме экономического
регулирования современной рыночной экономики
расширением функций налогообложения
на национальном и межгосударственных
уровнях их разнообразие будет возрастать.[4]
Среди налоговых поступлений
основными видами налог являются:
1)подоходные налоги, налоги
на прибыль и на увеличение
рыночной стоимости капитала. В
эту группу налогов включаются
налоги, взимаемые с чистого дохода
отдельных лиц, с прибыли предприятий,
организаций, банков и др., а также
на прирост стоимости капитала,
например, за счет операций с
ценными бумагами и другими
активами или продажи земли;
2)отчисления работодателей
и работников в единый государственный
социальный внебюджетный фонд
– пенсионный, социального страхования,
медицинского страхования и др.
Отчисления в социальные внебюджетные
фонды характеризуются как социальный
налог или взносы в фонды
социального страхования, а не
как страховые взносы в силу
их обязательности. В российской
практике отдельные социальные фонды
для государственных служащих не формируются,
а сохраняется исторически сложившееся
формирование внебюджетных социальных
фондов для всех категорий населения;
3)налоги на собственность.
В эту группу входят налог
на имущество юридических и
физических лиц, на облагаемое
налогом имущество, переходящее
в порядке наследования и дарения,
земельный налог, налог с владельцев
транспортных средств;
4)внутренние налоги на
товары и услуги. К ним относятся:
налог на добавленную стоимость,
акцизы, налоги на пользователей
автомобильных дорог, на приобретение
транспортных средств, содержание
жилищного фонда, сбор со сделок,
совершаемых на биржах, лицензионные
сборы за право производства
и торговли спиртными напитками;
5)налоги на внешнюю
торговлю и внешнеэкономические
операции. Основными налогами этой
группы являются импортные и
экспортные пошлины;
6)прочие налоги, сборы
и пошлины.
2.2. Неналоговые
доходы.
Совокупные неналоговые доходы
бюджета значительно меньше общих налоговых
поступлений. Они состоят немногим более
15% общих доходов бюджетов, а текущие неналоговые
поступления – менее 5%.
К категории неналоговых доходов
в соответствии с бюджетной классификацией,
принятой в РФ, относятся: неналоговые
поступления; доходы от операций с капиталом;
официальные трансферты.
Неналоговые поступления включают: доходы от государственной
собственности и предпринимательской
деятельности, административные сборы
и платежи, доходы от продаж, поступления
по штрафам и санкциям, кроме штрафов за
просрочку уплаты налогов, и добровольные,
безвозмездные, невозвратные текущие
поступления из негосударственных источников.
К доходам от собственности
и предпринимательской деятельности относятся
все государственные доходы, поступление
которых связано с государственным владением
собственностью, предприятиями, финансовыми
активами или нематериальными активами.
Доходы этой категории могут иметь форму
дивидендов, процентов, лицензионных платежей,
отчислений от предпринимательского дохода
или кассовой прибыли ведомственных предприятий,
арендной платой за землю, перечисляемой
в бюджет прибыли Центрального банка.