Роль бюджета в национальной экономической системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором на сегодняшний день оказалась Россия, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие 17 июля 1998 года нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации. В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Социально-экономическая сущность и роль бюджета
1.1 Экономическая и правовая сущность бюджета и бюджетных отношений. Функции бюджета
1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система
1.3 Федеральный бюджет и его роль в решении общегосударственных задач
Глава 2 Анализ федерального бюджета РФ
2.1 Анализ доходов федерального бюджета РФ
2.2 Анализ расходов федерального бюджета РФ
Глава 3 Проблемы бюджета и пути их решения
3.1 Дефицит и профицит государственного бюджета
3.2 Государственный долг
3.3 Разные теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и бюджетной политики
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Роль бюджета в национальной экономической системе.doc

— 258.50 Кб (Скачать файл)

Основными функциями  налогообложения являются фискальная и регулирующая. Фискальная функция  налогообложения обеспечивает сбор денежных средств для создания государственных денежных фондов и материальных условия для функционирования государства. Регулирующая функция налогообложения нацелена на достижение общего рыночного равновесия, коррекцию направлений и темпов экономического роста, а также на создание социального равновесия через перераспределение доходов.

В соответствии со статьей 49 Бюджетного кодекса РФ [1], к налоговым  доходам федерального бюджета относятся:

  • федеральные налоги и сборы. Их перечень и ставки определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ;
  • таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
  • государственная пошлина в соответствии с законодательством РФ.

Из неналоговых же доходов основными являются следующие  виды:

  • доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
  • доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • доходы от реализации государственных запасов;
  • доходы от продажи земли и нематериальных активов;
  • поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
  • административные платежи и сборы;
  • штрафные санкции, возмещение ущерба;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности

В ряду неналоговых доходов  бюджетов особое место занимают доходы, связанные с обращением бюджетных средств в различных сегментах финансового рынка:

    • средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
    • средства, получаемые от передачи имущества, находящегося государственной или муниципальной собственности, под залог или в доверительное управление;
    • средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и ссуд;
    • плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другими бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
    • доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим РФ, её субъектам или муниципальным образованиям;
    • часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов или иных обязательных платежей.

В системе неналоговых  доходов прописаны также финансовая помощь, безвозмездные перечисления, штрафы и иные суммы принудительного  изъятия.

Под финансовой помощью  от бюджетов другого уровня бюджетной системы понимаются поступления в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной передачи средств.

По порядку и условиям зачисления в составе доходов  бюджетов выделяют собственные и  регулирующие доходы бюджетов. Собственные доходы бюджетов – виды доходов, закреплённые законодательством РФ на постоянной основе. К ним относятся:

  • налоговые доходы, закреплённые законодательством РФ за соответствующими бюджетами и бюджетами государственных внебюджетных фондов;
  • неналоговые фонды.

К регулирующим доходам  бюджетов относятся федеральные  региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы  отчислений в бюджеты РФ или местные  бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года).

Исполнение федерального бюджета по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления  доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.

Состав и структура  доходов федерального бюджета РФ на январь - июль 2008 и 2009 годов (см. табл.1).

 

Табл.1 Доходы федерального бюджета за январь – июль 2008 и 2009 годов

 

Млрд. руб.

 

% ВВП

     
 

янв-июл.08

янв-июл.09

июл.09

янв-июл.08

янв-июл.09

июл.09

ДОХОДЫ, всего

5676,8

3805,8

633,6

24,8%

17,8%

18,1%

в том числе

           

Налоговые доходы

3336,9

2130,7

358,7

14,6%

9,9%

10,2%

НДС

1459,5

1144,6

195,6

6,4%

5,3%

5,6%

Налог на прибыль

489,3

125,0

7,1

2,1%

0,6%

0,2%

Акцизы

89,1

54,1

8,8

0,4%

0,3%

0,3%

Социальный налог (ЕСН), зачисляемый в федеральный бюджет

287,7

297,1

46,9

1,3%

1,4%

1,3%

Прочие налоговые доходы

1011,2

510,0

100,3

4,4%

2,4%

2,9%

Неналоговые доходы

2340,0

1675,0

274,9

10,2%

7,8%

7,9%

Таможенные пошлины

1976,1

1122,5

220,0

8,6%

5,2%

6,3%

Прочие неналоговые  доходы

363,9

552,5

54,9

1,6%

2,6%

1,6%


 

Как видно из бюджетов на январь - июль 2008 и 2009 года главным  источником доходов федерального бюджета являются налоговые доходы (14,6 % и 9,9 % от ВВП в 2008 и 2009 годах соответственно). Из налоговых доходов государства наиболее весомыми налогами являются налог на добавленную стоимость и налог на прибыль – почти достигают половины всех налоговых доходов, поступающих в бюджет. Налог на прибыль составил примерно 2,1% - 0,6%,таможенные пошлины – 8,6% - 5,2 %.

Необходимо отметить, что ряд  федеральных налогов являются регулирующими, т. е. часть из них направляются в  бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Полностью в федеральный бюджет поступают такие налоги, как, например, акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ, таможенные пошлины, таможенные сборы и иных таможенные платежи.

Особой группой поступления  доходов является единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, который взимается с налогоплательщиков-работодателей (организаций, индивидуальных предпринимателей, крестьянских хозяйств, физически лиц) и составил примерно 1,3% - 1,4%.

Вторую группу составляют неналоговые доходы, которые также понизились в январе-июле 2009 года по сравнению с тем же периодом 2008 на 2,4%

Третья группа – поступления  от целевых бюджетных фондов (Федеральный  дорожный фонд, Федеральный экологический  фонд, Фонд развития таможенной системы  и др.).

Вывод. Основные показатели федерального бюджета по доходам в январе-июле 2009 года оказались существенно хуже аналогичных показателей прошлого года. Причем снижение произошло как за счет неналоговых, так и за счет налоговых поступлений. Лишь доходы от ЕСН ненамного увеличились, что свидетельствует о незначительном росте малого бизнеса.

2.2 Анализ  расходов федерального бюджета  РФ

Расходы бюджета, согласно Бюджетному кодексу РФ, - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций  государства и местного самоуправления.

В зависимости от экономического содержания расходы бюджетов делятся  на капитальные и текущие.

Капитальные расходы бюджетов, предназначенные  для обеспечения инновационной  и инвестиционной деятельности, включают:

  1. расходы на инвестиции в действующие или вновь создаваемые структуры в соответствии с утвержденной инвестиционной программой;
  2. средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам;
  3. расходы на проведение капитального ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством;
  4. расходы, при осуществлении которых создаётся или увеличивается имущество, находящееся в собственности РФ, её субъектов и муниципальных образований;
  5. другие расходы, вошедшие в капитальные расходы в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

Текущие расходы бюджетов предназначены для обеспечения  текущего функционирования органов  государственной власти, органов  местного самоуправления и бюджетных учреждений, а также оказания государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.

В расходной части  бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ предусматривает создание резервных фондов а) органов исполнительной власти и б) органов местного самоуправления. Размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3% утверждённых расходов федерального бюджета. Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.

Предоставление бюджетных  средств осуществляется в формах:

  • ассигнований на содержание бюджетных учреждений;
  • средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;
  • трансфертов населению, включающих в себя ассигнований на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством РФ и её субъектов, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;
  • ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
  • ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению доходов;
  • бюджетных кредитов юридическим лицам;
  • субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;
  • инвестиций в уставные капиталы действующих юридических лиц;
  • бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;
  • кредитов иностранным государствам;
  • средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Бюджетный кредит, представляет собой форму финансирования бюджетных расходов» предусматривающую предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах. Бюджетная ссуда — это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. Трансферты населению — это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации и ее субъектов, правовыми актами органов местного самоуправления.

Предоставление субсидий и субвенций юридическим лицам, которые не являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями» а также гражданам предпринимателям допускается из бюджетов всех уровней в случаях, предусмотренных целевыми программами и законами соответствующих уровней, на условиях и в порядке, которые особо определены законом (правовым актом) о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год. 'В случае нецелевого использования средств они подлежат возврату в соответствующий бюджет.

Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их в федеральную целевую программу, региональную целевую программу либо в соответствии с решением органа исполнительной власти Российской Федерации, ее субъекта или органа местного самоуправления.

Оказание из федерального бюджета финансовой помощи бюджетам РФ может быть осуществлено в форме  предоставления: а) дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ; б) субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов; в) бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета РФ.

Для уяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам:

  1. По роли в общественном производстве;
  2. Общественному назначению;
  3. Отраслям производства;
  4. Целевому назначению.

По роли в общественном производстве расходы бюджета делят на

    • Расходы на содержание и развитие материального производства (расходы на расширенное воспроизводство и реконструкцию, новые технологии и т.п.);
    • Расходы на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы (текущие затраты государства – расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.п.);
    • Расходы на создание государственных резервов (затраты на формирование и обслуживание страховых и резервных фондов).

С помощью этих расходов государство получает инструменты  регулирования распределением денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с экономическими и социальными потребностями общества, и, кроме того, государство как субъект экономики при помощи данного инструмента может воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, достигать прогрессивных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики, влиять на ускорение научно-технического прогресса. Таким образом, бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера, способны играть важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов.

Информация о работе Роль бюджета в национальной экономической системе