Роль финансов на разных этапах развития экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 11:51, контрольная работа

Описание работы

Проблемы финансового оздоровления волнуют сегодня буквально всех. Ведь то, что происходит в настоящее время в финансовой сфере деятельности теснейшим образом связано с личным благополучием каждого. Размер прибыли и налогов, отчислений на социальное страхование и пенсий, цена акций и облигаций, формы инвестирования средств на производство и социальную сферу и т. п. - такие вопросы обсуждаются сегодня не только в правительственных кругах, они глубоко волнуют каждого из нас. Осуществление радикальных преобразований на современном этапе экономического развития Российской Федерации возможно только при активном и умелом использовании финансов как инструмента воздействия на социально-экономические процессы развития общества, что обусловливает необходимость теоретического осмысления содержания финансов, их роли и влияния на все стороны процесса общественного воспроизводства.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Финансы и их сущность
1.1. Социально-экономическая сущность финансов
1.2. Функции финансов
1.3. Место и роль финансов в рыночной экономике
Глава 2. Этапы развития финансов и их характеристика
2.1. Основные этапы развития финансов
2.2. Основные закономерности развития финансов в России
2.2.1. Становление финансовой системы социалистического
Государства
2.2.2. Особенности финансов страны при переходе к рыночной
экономике
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Михайленко Е.П. Контрольная робота Финансы.rtf

— 204.80 Кб (Скачать файл)

- общественные финансы;

- финансы хозяйствующего субъекта.

       В условиях рыночной экономики роль финансов существенно возросла, от финансового положения предприятия зависит его положение на рынке, конкурентоспособность, выживаемость и перспективы.

       Роль финансов в экономике многообразна, но, тем не менее, ее можно свести к трем основным направлениям:

       1. Финансовое обеспечение потребностей расширенного производства - означает покрытие затрат за счет финансовых ресурсов собственных, заемных, привлеченных.

       2. Финансовое регулирование экономических и социальных процессов - второе направление воздействия финансов на развитие экономики. Регулирование экономики осуществляется через перераспределение финансовых ресурсов: достаточно выделить финансовые ресурсы и темпы развития отрасли или региона ускоряются или наоборот, прекращение финансирования может задушить любое производство.

       3. Финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов осуществляется различными методами:

       - через эффективное вложение финансовых ресурсов;

       - создание поощрительных.

       - использование бюджетных стимулов;

       - использование финансовых санкций.

 

 

Глава 2. Этапы развития финансов и их характеристика.

2.1. Основные этапы развития финансов.

       Преобразования финансовой системы в России началось раньше всех экономических структур, так как финансовая система плановой экономики не позволяла даже приступить к решению задач перехода к рынку.

Коренная перестройка государственной бюджетной системы началась в 1991 году. До этого момента государственный бюджет РСФСР, как и других союзных республик, включался в государственный бюджет СССР, в котором отражались все бюджеты на территории страны, включая сельские и поселковые

       В настоящее время бюджетная система РФ состоит из трех уровней:

       1. Федеральный бюджет РФ

       2. Бюджеты субъектов федерации

       3. Местные бюджеты

             Основными принципами построения современной бюджетной системы в РФ являются:

       Единство бюджетной системы РФ обеспечивается за счет единой правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, единого порядка ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов.

       Самостоятельность бюджетов предполагает наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня. Эти источники определяются в соответствии с законодательством РФ. Органы власти самостоятельно принимают решения о направлениях использования полученных средств.

       Внебюджетные фонды РФ в настоящее время, образуются в соответствии с Законом РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР” от 10 октября 1991 г.

       Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение. Обычно наименование фонда отражает направление использования средств.

По своему назначению внебюджетные фонды делятся на две группы:

- социальные фонды

- экономические фонды.

       В зависимости от правового статуса различают внебюджетные фонды, находящиеся в собственности федеральной власти - федеральные фонды, и фонды, создаваемые по решению органов власти субъектов федерации и местных органов самоуправления - региональные фонды, а также внебюджетные фонды создаваемые группами предприятий - отраслевые и межотраслевые фонды.

       В настоящее время средства большинства федеральных и региональных внебюджетных фондов включены в соответствующие бюджеты.

Денежно-кредитная система Российской Федерации раньше других звеньев финансовой системы подверглась радикальной перестройке. Фундаментом новой денежно-кредитной системы стали преобразования в банковской сфере. В дореформенный период фактически существовала однобанковская система, в которой Госбанк СССР распределял в соответствии с планом через свои филиалы все финансовые ресурсы в стране. Кроме того, лишь один банк мобилизовывал сбережения населения - Сбербанк, являвшийся, по сути, отделением Госбанка.

      Перестройка банковской сферы началась в 1987 году. Первый этап включал создание двух уровней банковской системы. Госбанк был преобразован в Центральный Банк Советского Союза. Он стал ответственным за проведение денежно-кредитной политики, обеспечение стабильности национальной валюты, надзор за коммерческими банками и проведение межбанковских расчетов. Все остальные функции были возложены на второй уровень банковской системы, состоящий из пяти специализированных банков: сберегательного банка (Сбербанк СССР), банка для  внешней торговли (Внешторгбанк СССР), банка для строительства и промышленности (Промстройбанк СССР), банка для обслуживания социальной сферы и малых предприятий (Жилсоцбанк СССР)   сельскохозяйственного банка (Агропромбанк СССР).

       В конце 1988 г. и в начале 1989 г. прошел второй этап. Он характеризовался быстрым ростом разветвленной сети отраслевых и региональных коммерческих банков. Которые создавались как акционерные компании или кооперативы. Коммерческие банки также организовывались общественными организациями, научно-исследовательскими институтами, группами государственных предприятий и частными лицами.

Появление большого количества коммерческих банков означало ослабление монополизма в денежно-кредитной сфере и развитие конкуренции.

       В конце 1991 г. в связи с распадом СССР Центральный Банк Российской Федерации взял на себя все полномочия Госбанка СССР. В январе 1992 г. был упразднен союзный Сбербанк, а его российское отделение преобразовано в Сбербанк России.

       Бывшие специализированные банки стали крупнейшими коммерческими банками России. Появился ряд совместных банков с участием иностранного капитала. Они специализируются на международных операциях и различного вида финансовых услуг. Всего в РФ в настоящее время действует около 1.300 коммерческих банков. 90 -е. годы в России характеризуются также быстрым ростом небанковских финансовых посредников: пенсионных фондов, кредитных союзов, ссудо-сберегательных ассоциаций и т.п. Особое место среди небанковских финансовых структур занимают инвестиционные фонды. В России они появились, прежде всего, в виде ЧИФов (чековых инвестиционных фондов). Это было вызвано принятием законодательных актов о ваучерной приватизации.

       С 1993 г. в РФ начинает формироваться рынок ценных бумаг негосударственных эмитентов- частных и приватизируемых предприятий, инвестиционных и финансовых компаний, коммерческих банков Постепенно ценные бумаги превращаются в важнейший инструмент аккумулирования денежных средств предприятий и населения и кредитования реального сектора экономики.

       Получило новое направление система государственного кредита. Он стал важным и открытым источником покрытия бюджетного дефицита. Государство стало использовать его рыночные формы - различные формы краткосрочных и среднесрочных государственных займов при отказе от прямого кредитования расходов со стороны Центрального Банка. В 1990-ые годы в России возрождается национальный страховой рынок. В условиях административно-командной системы действовала государственная монополия на страховое дело. Госстрах СССР, через свои филиалы, осуществлял страхование на всей территории страны. Законодательную базу правового регулирования национального страхового рынка заложил Закон РФ “О страховании” от 27 ноября 1992 года, вступивший в силу 12.1.93 г. В это же время был создан Росстрахнадзор - федеральная служба по надзору за страховой деятельностью, которой были приданы контрольные функции за отечественным страховым рынком. В 1996 г. Росстрахнадзор был преобразован в Департамент страхового надзора Министерства Финансов РФ.

  С начала девяностых годов претерпели радикальные изменения в своем кругообороте и финансовые ресурсы предприятий. Признание свободы предпринимательской деятельности, введение разнообразных форм хозяйствования, приватизация государственной собственности привели к необходимости создания принципиально нового финансового механизма на предприятии. Развитие акционерной формы собственности на предприятиях стало основой для формирования фондовых рынков.

За последние 10-12 лет в РФ кардинальным образом изменилось управления финансовой системой. К существовавшему ранее единому органу управления - Министерству Финансов добавился ряд специализированных финансовых и контрольных органов: Государственная налоговая служба, Федеральная служба налоговой полиции, Счетная палата, Государственный таможенный комитет и т.д. Наряду с развитием государственных органов контроля широкое развитие получил независимый аудиторский финансовый контроль.

 

2.2. Основные закономерности развития финансов в России.

       Состояние государственных финансов определяется, прежде  всего,  степенью сбалансированности государственного бюджета. Бюджету  России  на  протяжении XIX в., был свойственен хронический дефицит. С таким бюджетом  Россия  вошла и в XX век.

       Достаточно  талантливые  руководители  финансовых  ведомств   и   члены правительства,  курирующие  эти   ведомства   в   XIX   в.   понимали,   что сбалансированность доходов и  расходов  бюджета  зависела  прежде  всего  от уровня  развития  и  состояния  отечественной  экономики  и  государственной политики в области социально-экономических преобразований.

       Политические и социально-экономические    реформы  сопровождались изменениями в  организации  финансовых  отношений.  Но,  с  другой  стороны, реформирование  финансовой  системы  обеспечивало   претворение    в   жизнь политики, направленной на достижение Россией подобающего ей места в  мировой экономике.

       Доходы и расходы государственного  бюджета  взаимосвязаны.  Действующая налоговая  система,  как  правило,   определяет   основную   часть   доходов государственного   бюджета.    Увеличение    расходов    обычно    диктуется экстраординарными событиями:  войнами,  природными  катаклизмами  -  засуха, наводнение, град и др. или социальными «взрывами».

        Эти  события  негативно  влияют  на  динамику  доходов   от   народного

хозяйства, сокращают  товарооборот,  а  значит,  и  сокращаются  поступления налогов  в  бюджет.  Возможности  налогового  бремени   ограничены   уровнем платёжеспособности населения, а переход  этих  границ  чреват  появлением  и обострением социальной напряжённости.

        Более лёгким путём сбалансирования бюджета является покрытие бюджетного дефицита либо дополнительной эмиссией, либо ростом  государственного  долга. Таким путём шла и Россия в XIX-XX веках.

       Свертывание денежных отношений  -  переход  все  большей  части  товара товарооборота к натурообмену - ведёт к подрыву покупательной  способности  и авторитета национальной денежной единицы.

       Расстройство   денежной   системы   становится   основной   из   причин

расстройства  финансов,  и  непременным   условием   оздоровления   финансов является оздоровление денежного обращения.

       История развития России XIX - XX вв. -  яркая  иллюстрация  чередования войн,    обострения    противоречий    между    нарождающимся     российским предпринимательством  и  помещиками   землевладельцами,   преобразований   в государственном   управлении   и   периодического   расстройства   денежного обращения, роста бюджетного дефицита  и  реформ  в  области  государственных финансов, денежного обращения и банков.

 

2.2.1. Становление финансовой системы социалистического государства.

       Основы финансов в период становления «этапа развитого социализма» определялись изменениями финансовых отношений. В ходе экономической реформы 1965 г. Исторической особенностью этого периода было принятие XXII съездом КПСС (1961) третьей Программы КПСС.

       В Программе КПСС подчеркивалось, что в коммунистическом строительстве необходимо использовать товарно-денежные отношения в соответствии с новым содержанием, присущим им в период социализма; отмечалась большая роль применения таких инструментов развития экономики, как хозяйственный расчет, деньги, цена, кредит, финансы, а также важная роль государственного бюджета в распределении общественного продукта и национального дохода.

       Предусматривалось усиление роли экономических методов в плановом руководстве и расширение хозяйственной самостоятельности предприятий на базе дальнейшего совершенствования централизованного планирования, проведения единой государственной политики в области финансов, цен, кредита, оплаты труда и более полного использования стоимостных рычагов.

        Несколько изменились содержание и форма финансового плана предприятия. В баланс доходов и расходов был введен новый третий раздел «взаимоотношения с кредитной системой», в котором отражались отношения по долгосрочным ссудам и уплата процентов за кредит, а бывший третий раздел «взаимоотношения с бюджетом» стал четвертым разделом плана.

       Совершенствование системы мобилизации денежных накоплений государственных предприятий в бюджет осуществлялось путем введения трех новых видов платежей из прибыли в бюджет, более активно воздействующих на производство.

      Главная роль отводилась плате за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства. Она устанавливалась в процентах к среднегодовой балансовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств.          

Информация о работе Роль финансов на разных этапах развития экономики