Роль финансов в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2015 в 19:40, доклад

Описание работы

Финансы, в отличии от цены, кредита и других категорий, дают возможность перераспределить предложение (производство) согласно спросу. Финансы способствуют кругообороту производственных фондов, как индивидуальных, так и общественных, на расширенной основе, выступают регулятором отраслевой направленности структуры экономики и географического принципа ее размещения, стимулирует инновационные и инвестиционные процессы на производстве.

Файлы: 1 файл

СРС 3.docx

— 23.92 Кб (Скачать файл)

 

 

Роль финансов в экономике

Финансы, в отличии от цены, кредита и других категорий, дают возможность перераспределить предложение (производство) согласно спросу. Финансы способствуют кругообороту производственных фондов, как индивидуальных, так и общественных, на расширенной основе, выступают регулятором отраслевой направленности структуры экономики и географического принципа ее размещения, стимулирует инновационные и инвестиционные процессы на производстве.

Формы проявления финансовых отношений, отыгрывают очень важную роль в управлении экономикой, в отличии от самой категории. Именно поэтому, государство определяет организационные формы, в которых может проявляться категория «Финансы».

Финансы, как экономический инструмент, качественно и количественно влияют на общественное производство. В количественном факторе влияния финансы рассматриваться как объем спроса и предложения на новосозданные, эксплуатируемые и распределенные финансовые ресурсы. Качественное влияние выражается через формы организации финансовых отношений (каким образом участники финансового процесса формируют финансовые ресурсы, в каких формах осуществляется их движение и использование, и на каких условиях).

Общественное развитие стимулируется направлениями финансового воздействия. Среди основных стоит выделить:

1) Непрерывность расширенного  производства за счет финансового  обеспечения;

2) Регулирование и контроль  социально-экономических процессов;

3) Стимулирование повышения  общего уровня благосостояния..

Непрерывность расширенного производства за счет финансового обеспечения происходит в следующих формах:

- Предоставление средств  из бюджетов различных уровней (федеральный, государственный и  др.) на безвозвратной и без  оплатной основе.

- Использование средств  на принципах возвратности, платности, срочности и обеспеченности, т.е. кредитование;

- Самофинансирования за  счет средств, которые формируются  в процессе хозяйственной деятельности  субъекта.

Принцип самофинансирования не исключает использование кредитных ресурсов. В случае самофинансирования допускается:

  • Аренда (лизинг) - это передача активов в временное пользование на условиях платности и возврата;
  • Инвестирования - процесс вложения средств в различные проекты на условиях роста их стоимости, а также ожидание получение дополнительных доходов.

 

 

Государство, с помощью финансов, может влиять на экономические и социальные процессы. Данное регулирование осуществляется через перераспределение доходов субъектов финансовых отношений (предприятия и населения) через использование налоговых, финансовых и других инструментов. Перераспределённые средства государство направляет в бюджеты и целевые фонды и использует для выполнения своих функций.

Экстенсивный и интенсивный рост производства обеспечивается следующими финансовыми стимулами:

- Бюджетные стимулы;

- Приоритетное инвестирование  финансовых ресурсов;

- Финансовые льготы и санкции.

Суммируя все вышесказанное, выделим следующие роли финансов в экономике:

  • Финансы обеспечивают непрерывность процесса воспроизводства за счет непрерывности круговорота финансовых ресурсов в экономике.
  • Обеспечивают процесс распределение внутреннего валового продукта и национального дохода и тем самым обеспечивают финансовые потребности субъектов экономики;
  • Осуществляют перераспределение первичных и вторичных доходов между отраслями, регионами, слоями населения, юридическими и физическими лицами;
  • Влияют на интересы субъектов распределительных отношений и регулирующих различные направления социально-экономического развития;
  • Являются основой экономического управления государством;
  • Финансовые показатели выступают в роли индикаторов экономического и социального уровня развития общества и субъектов хозяйствования;
  • Выполняют средство контроля за движением финансовых ресурсов в государстве.

 

Социальные реформы и финансы

 

 

Попытки революционного преобразования общества в  странах не дали обнадёживающих результатов. В тоже время  движение по пути социальных реформ ряда стран,   представило   убедительные доказательства   эффективности   избранного   ими пути.Преимуществами эволюционного  развития  общественного  прогресса  являются:

  • замена  старых общественных  форм  новыми;
  • отсутствие   вооружённой   классовой   борьбы;
  • возможность  избежать   бессмысленных   разрушений   в   период   революции;
  • возможность  проведения  реформ  в  условиях  благоприятной   идеологической обстановки.

Преемственность  финансовых  отношений  обеспечивает  плавный  переход  от

отживающих форм финансовых отношений к  прогрессивным  способам  организации

финансов. При этом можно постепенно осуществлять  переподготовку  финансовых

кадров, изменять методы работы.Парламентские,мирные формы  борьбы  политических  сил  и  идей  требуют значительных   финансовых   затрат,   отвлекают   людей   от   созидательной деятельности,  затягивают  процесс  реформирования  общества.  В  результате страна несёт определённые потери. Однако они бесконечно малы по сравнению  с материальными и финансовыми  издержками,  сопутствующими  ведению  классовой вооружённой борьбы. Гражданская война требует огромных  военных  расходов  и подрывает  нормальные  источники  доходов,  что  приводит  к   чрезвычайному расстройству государственного бюджета; она истощает финансы предприятий. Расстройство финансов приводит к разрушению  денежного   обращения,

инфляции, натурализации хозяйственных связей и в конечном  счёте  к  резкому

падению уровня жизни  населения.  Последствия  финансового  кризиса  в  годы

войны ещё долго отрицательно сказываются на развитии народного хозяйства.

Вооружённая борьба обременяет общество не только затратами  на  содержание

и вооружение армии, ведение боевых действий, но и связана  со  значительными

разрушениями  производственных,  социально-культурных  объектов   и   других

элементов созданного национального богатства. Естественно, что по  окончании

гражданской   войны   восстановление   этих   объектов   требует    огромных

материальных, трудовых и финансовых ресурсов на протяжении нескольких лет.

Общество,  осуществляющее  реформы,  как  правило,  не  проводит  массовых

компаний по разрушению до основания  старых  структур,  чтобы  на  их  месте

построить  новые.  Финансовые  потери  в  обществе,   которое   осуществляет

реформы,  неизбежны,  но  они  минимальны  и  не   влекут   катастрофических

последствий.   Чрезмерная    идеологизация    общественных    отношений    в

революционном  обществе,  игнорирование  мнения  оппозиционных  сил  заводят

страну в тупиковую ситуацию. Так  произошло,  например,  в  нашей  стране  в

конце двадцатых и тридцатые годы,  когда  проводились  «реформы»  в  области

государственного кредита.

Движения к общественному прогрессу по пути реформ характерно  колоссальной

экономией материальных, трудовых и финансовых  ресурсов  и  на  этой  основе

–ускоренное  движение  к  новому  состоянию   общества,   характеризующемуся

материальным и духовным благополучием большинства своих граждан.

Для  осуществления  реформ  в  обществе   должны   быть   объективные   и

субъективные предпосылки, в формировании  которых  финансы  принимают  самое

непосредственное участие. Механизм этого участия во многом  идентичен  тому,

который был показан в отношении предпосылок социальной революции.

Финансовые рычаги проведения  реформ  в  основном  те  же,  что  и  рычаги

осуществления  социальной  революции:   налоги,   государственные   расходы,

процент по государственным  ценным  бумагам,  процент  по  вкладам,  местные

бюджеты,   страховой   тариф.   В    реформируемом    обществе    невозможна

дифференциация налогов, страховых платежей, процента  по  вкладам  и  других

финансовых нормативов, а также оказание финансовой помощи в  зависимости  от

классовой или партийной  принадлежности.  Все  должны  находиться  в  равных

условиях,  ко  всем   предъявляются   одинаковые,   социально   справедливые

требования. Только при таком подходе финансовое благополучие гражданина  или

юридического лица гарантируется исключительно добросовестным  и  эффективным

трудом.

 

Заключение

Финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и начального продукта, орудия контроля за образованием и использованием фондом денежных средств.

Предметом науки о финансах является определённая система экономических отношений, связанная с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечение расширенного воспроизводства.

Материальной основой финансовых отношений служат финансовые ресурсы.

Сущность финансов проявляется в их функциях: распределительной, стимулирующей и контрольной.

Вид организации финансовых отношений является исходным, первичным элементом финансового механизма, поскольку определяет способ их выражения и проявления в соответствующих финансовых ресурсах.

Финансы является неотъемлемой частью как экономики, так и социальной сферы и воздействует на них качественно и количественно. Количественное воздействие финансового механизма выражается через объем и пропорции мобилизации субъектами хозяйствования и органами власти финансовых ресурсов и их распределения между сферами и звеньями финансовой системы государства. Качественное воздействие финансового механизма связано с использованием таких методов формирования и направлений использования финансовых ресурсов, форм организации финансовых отношений, которые позволяют их рассматривать в качестве стимулов развития как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом.

Список литературы

1. Финансы /под ред. В. М. Родионовой. - М.: Финансы и статистика, 1993, гл. 1).

2. Бабич A.M., Павлова Л.Н. Финансы: - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000. -С. 17-28.

3. Вознесенский Э. А. Финансы как стоимостная категория. - С. 122-127

4. Финансы. / Под ред. А. М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика2001. -С. 15.

5. Финансы: Учебник/ под ред. Профессора А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 504 с: ил.

 

 


Информация о работе Роль финансов в экономике