Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2015 в 19:40, доклад
Финансы, в отличии от цены, кредита и других категорий, дают возможность перераспределить предложение (производство) согласно спросу. Финансы способствуют кругообороту производственных фондов, как индивидуальных, так и общественных, на расширенной основе, выступают регулятором отраслевой направленности структуры экономики и географического принципа ее размещения, стимулирует инновационные и инвестиционные процессы на производстве.
Роль финансов в экономике
Финансы, в отличии от цены, кредита и других категорий, дают возможность перераспределить предложение (производство) согласно спросу. Финансы способствуют кругообороту производственных фондов, как индивидуальных, так и общественных, на расширенной основе, выступают регулятором отраслевой направленности структуры экономики и географического принципа ее размещения, стимулирует инновационные и инвестиционные процессы на производстве.
Формы проявления финансовых отношений, отыгрывают очень важную роль в управлении экономикой, в отличии от самой категории. Именно поэтому, государство определяет организационные формы, в которых может проявляться категория «Финансы».
Финансы, как экономический инструмент, качественно и количественно влияют на общественное производство. В количественном факторе влияния финансы рассматриваться как объем спроса и предложения на новосозданные, эксплуатируемые и распределенные финансовые ресурсы. Качественное влияние выражается через формы организации финансовых отношений (каким образом участники финансового процесса формируют финансовые ресурсы, в каких формах осуществляется их движение и использование, и на каких условиях).
Общественное развитие стимулируется направлениями финансового воздействия. Среди основных стоит выделить:
1) Непрерывность расширенного
производства за счет
2) Регулирование и контроль
социально-экономических
3) Стимулирование повышения общего уровня благосостояния..
Непрерывность расширенного производства за счет финансового обеспечения происходит в следующих формах:
- Предоставление средств из бюджетов различных уровней (федеральный, государственный и др.) на безвозвратной и без оплатной основе.
- Использование средств на принципах возвратности, платности, срочности и обеспеченности, т.е. кредитование;
- Самофинансирования за
счет средств, которые формируются
в процессе хозяйственной
Принцип самофинансирования не исключает использование кредитных ресурсов. В случае самофинансирования допускается:
Государство, с помощью финансов, может влиять на экономические и социальные процессы. Данное регулирование осуществляется через перераспределение доходов субъектов финансовых отношений (предприятия и населения) через использование налоговых, финансовых и других инструментов. Перераспределённые средства государство направляет в бюджеты и целевые фонды и использует для выполнения своих функций.
Экстенсивный и интенсивный рост производства обеспечивается следующими финансовыми стимулами:
- Бюджетные стимулы;
- Приоритетное инвестирование финансовых ресурсов;
- Финансовые льготы и санкции.
Суммируя все вышесказанное, выделим следующие роли финансов в экономике:
Социальные реформы и финансы
Попытки революционного преобразования общества в странах не дали обнадёживающих результатов. В тоже время движение по пути социальных реформ ряда стран, представило убедительные доказательства эффективности избранного ими пути.Преимуществами эволюционного развития общественного прогресса являются:
Преемственность финансовых отношений обеспечивает плавный переход от
отживающих форм финансовых отношений к прогрессивным способам организации
финансов. При этом можно постепенно осуществлять переподготовку финансовых
кадров, изменять методы работы.Парламентские,мирные формы борьбы политических сил и идей требуют значительных финансовых затрат, отвлекают людей от созидательной деятельности, затягивают процесс реформирования общества. В результате страна несёт определённые потери. Однако они бесконечно малы по сравнению с материальными и финансовыми издержками, сопутствующими ведению классовой вооружённой борьбы. Гражданская война требует огромных военных расходов и подрывает нормальные источники доходов, что приводит к чрезвычайному расстройству государственного бюджета; она истощает финансы предприятий. Расстройство финансов приводит к разрушению денежного обращения,
инфляции, натурализации хозяйственных связей и в конечном счёте к резкому
падению уровня жизни населения. Последствия финансового кризиса в годы
войны ещё долго отрицательно сказываются на развитии народного хозяйства.
Вооружённая борьба обременяет общество не только затратами на содержание
и вооружение армии, ведение боевых действий, но и связана со значительными
разрушениями производственных, социально-культурных объектов и других
элементов созданного национального богатства. Естественно, что по окончании
гражданской войны восстановление этих объектов требует огромных
материальных, трудовых и финансовых ресурсов на протяжении нескольких лет.
Общество, осуществляющее реформы, как правило, не проводит массовых
компаний по разрушению до основания старых структур, чтобы на их месте
построить новые. Финансовые потери в обществе, которое осуществляет
реформы, неизбежны, но они минимальны и не влекут катастрофических
последствий. Чрезмерная идеологизация общественных отношений в
революционном обществе, игнорирование мнения оппозиционных сил заводят
страну в тупиковую ситуацию. Так произошло, например, в нашей стране в
конце двадцатых и тридцатые годы, когда проводились «реформы» в области
государственного кредита.
Движения к общественному прогрессу по пути реформ характерно колоссальной
экономией материальных, трудовых и финансовых ресурсов и на этой основе
–ускоренное движение к новому состоянию общества, характеризующемуся
материальным и духовным благополучием большинства своих граждан.
Для осуществления реформ в обществе должны быть объективные и
субъективные предпосылки, в формировании которых финансы принимают самое
непосредственное участие. Механизм этого участия во многом идентичен тому,
который был показан в отношении предпосылок социальной революции.
Финансовые рычаги проведения реформ в основном те же, что и рычаги
осуществления социальной революции: налоги, государственные расходы,
процент по государственным ценным бумагам, процент по вкладам, местные
бюджеты, страховой тариф. В реформируемом обществе невозможна
дифференциация налогов, страховых платежей, процента по вкладам и других
финансовых нормативов, а также оказание финансовой помощи в зависимости от
классовой или партийной принадлежности. Все должны находиться в равных
условиях, ко всем предъявляются одинаковые, социально справедливые
требования. Только при таком подходе финансовое благополучие гражданина или
юридического лица гарантируется исключительно добросовестным и эффективным
трудом.
Заключение
Финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и начального продукта, орудия контроля за образованием и использованием фондом денежных средств.
Предметом науки о финансах является определённая система экономических отношений, связанная с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечение расширенного воспроизводства.
Материальной основой финансовых отношений служат финансовые ресурсы.
Сущность финансов проявляется в их функциях: распределительной, стимулирующей и контрольной.
Вид организации финансовых отношений является исходным, первичным элементом финансового механизма, поскольку определяет способ их выражения и проявления в соответствующих финансовых ресурсах.
Финансы является неотъемлемой частью как экономики, так и социальной сферы и воздействует на них качественно и количественно. Количественное воздействие финансового механизма выражается через объем и пропорции мобилизации субъектами хозяйствования и органами власти финансовых ресурсов и их распределения между сферами и звеньями финансовой системы государства. Качественное воздействие финансового механизма связано с использованием таких методов формирования и направлений использования финансовых ресурсов, форм организации финансовых отношений, которые позволяют их рассматривать в качестве стимулов развития как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом.
Список литературы
1. Финансы /под ред. В. М. Родионовой. - М.: Финансы и статистика, 1993, гл. 1).
2. Бабич A.M., Павлова Л.Н. Финансы: - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000. -С. 17-28.
3. Вознесенский Э. А. Финансы как стоимостная категория. - С. 122-127
4. Финансы. / Под ред. А. М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика2001. -С. 15.
5. Финансы: Учебник/ под ред. Профессора А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 504 с: ил.