Роль финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

Что такое финансы? Если рассматривать терминологию и происхождение этого слова, то от латинского оно обозначает «доход», «наличность». Отсюда вытекает следующий термин экономики, как «финансировать» (или иногда мы еще слышим, спонсировать), что обозначает помогать деньгами. Финансы как наука представляет собой прикладную экономическую дисциплину, которая изучает деньги и социально-экономические отношения. Основой финансов является бюджет, теперь становится понятно, почему именно финансы играют главную роль в развитии экономики любой страны.
Финансы - историческая категория. Они появились одновременно с

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Глава1 . Сущность и функции финансов. Финансовая система.
1.1 Сущность и функция финансов……………………………………………..5
1.2 Понятие финансовой системы, ее звенья и их характеристика………...9
Глава 2. Финансы в рыночной экономике страны
2.1. Сущность и содержание рыночной экономики …………………………20
2.2 Место и роль финансов в рыночной экономике страны……………......21
2.3 Анализ состояния финансов Российской Федерации………………….24
Заключение……………………………………………………………………….30
Список используемой литературы……………………………………………..32
Приложения………………………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

Курсовая работа на тему Роль финансов.doc

— 364.65 Кб (Скачать файл)

 

Экономика государств является, как правило, смешанной, где взаимодействуют государственный и частный сектора. Основная проблема заключается не в том, должно ли государство вмешиваться в экономику, а в масштабах этого вмешательства и его характере. Масштабы аккумулирования ресурсов и государственного воздействия больше в странах с социально-ориентированной экономикой и сильным влиянием государства и государственных финансов и меньше в странах, проводящих курс на либеральную модель экономики с большим тяготением к свободному рынку. При рассмотрении государственных финансов необходимо иметь в виду, что функция сектора государственного управления отлична от функций других секторов экономики и заключается в оказании нерыночных услуг населению, обществу в целом и перераспределении доходов и собственности. Он отличается от других секторов экономики также по способам финансирования затрат - с помощью налогов и иных обязательных платежей других секторов экономики.

 

Государственные займы

 

Государственный кредит может иметь две формы: сберегательное дело и государственные займы.

 

Сберегательное дело принадлежит к государственному кредиту если привлеченные средства направляются в доходы бюджета. Однако, как правило, сберегательные банки, независимо от формы собственности действуют на коммерческой основе и мобилизированные средства формируют их кредитные ресурсы. Часть этих ресурсов может направляться на приобретение государственных ценных бумаг и таким образом принадлежать к государственному кредиту.

 

Государственные займы являются основной формой государственного кредита.

 

По правовому оформлению подразделяют государственные займы, которые предоставляются на основании правительственных соглашений и обеспечиваются выпуском ценных бумаг. Соглашениями оформляются, как правило, кредиты от правительств других государств, Международных организаций и финансовых институтов. С помощью ценных бумаг мобилизируются средства на финансовом рынке.

 

Оформление государственных займов может осуществляться двумя видами ценных бумаг - облигациями и казначейскими обязательствами (векселями).

 

Облигации представляют собой долговое обязательство государства, по которому в установленные сроки возвращается долг и выплачивается доход в форме процента или выигрыша. Они могут быть обезличенными (для покрытия бюджетного дефицита) и целевыми (под конкретные проекты).

 

Облигация имеет номинальную стоимость - обозначенную сумму долга - и курсовую цену, по которой она продается и перепродается в зависимости от ее доходности, надежности и ликвидности. Разница между курсовой ценою и номинальной стоимостью представляет собой курсовую разницу.

 

Казначейские обязательства (вексели), имеют характер долгового обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата дохода осуществляется в форме процентов. Казначейскими обязательствами, как правило, оформляются займы (иногда среднесрочные - казначейские ноты), облигациями - средне- и долгосрочные.

 

В зависимости от места размещения займов их подразделяют на внутренние - на внутреннем финансовом рынке (представляются юридическими и физическими лицами данной страны и нерезидентами) - и внешние - поступают извне от правительств, юридических и физических лиц, других государств, международных организаций и финансовых институтов.

  По праву эмиссии подразделяют государственные и местные займы.

Государственные займы выпускаются центральными органами управления. Поступления по ним направляются в Государственный бюджет.

  Местные займы выпускаются местными органами управления и направляются в соответствующие местные бюджеты.

По признаку характера использования ценных бумаг бывают рыночные и нерыночные займы.

 

Облигации (казначейские обязательства) рыночных займов свободно покупаются, продаются и перепродаются на рынке ценных бумаг.

 

Нерыночные займы не допускают выхода ценных бумаг на рынок, то есть их владельцы не могут их перепродавать.

 

В зависимости от установления обеспеченности государственные займы подразделяются на залоговые и беззалоговые. Залоговые займы отражают один из основных принципов кредитования - материальной обеспеченности. Залоговые займы обеспечиваются государственным имуществом или конкретными доходами. Беззалоговые не имеют конкретного материального обеспечения. Их надежность определяется авторитетом государства.

 

В зависимости от срока погашения задолженности подразделяют краткосрочные (срок погашения до одного года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).

 

По характеру выплаты дохода государственные займы подразделяются на процентные, выигрышные и дисконтные (с нулевым купоном).

 

По процентным займам доход устанавливается в виде заемного процента. При этом может устанавливаться как твердо фиксированная на весь период займа ставка, так и плавающая, то есть такая, которая изменяется в зависимости от различных факторов, прежде всего спроса и предложения на кредитном рынке.

 

Выплаты процентного дохода осуществляется на купонной основе. Она может проводиться ежегодно, раз в полугодие, ежеквартально. При выигрышных займах выплата дохода осуществляется на основании проведения тиражей выигрышей. Доход таким образом, получают не все кредиторы, а только, те чьи облигации выиграли.

   Дисконтные займы характерны тем, что государственные ценные бумаги приобретаются с определенной скидкой, а погашаются по номинальной стоимости. Данная разница представляет доход кредитора. На таких ценных бумагах отсутствуют купоны, поэтому их еще называют облигациями с нулевым купоном.

   По характеру погашения задолженности разделяются два варианта: одноразовая выплата и выплата частями. При погашении частями может применяться три варианта. Первый - займ погашается равными частями на протяжении нескольких лет. Второй - займ погашается постоянно возрастающими суммами. Третий - постоянно сумма уменьшается. Второй вариант применяется тогда, когда предусматривается в перспективе ежегодное повышение доходов государства, третий - напротив, когда доходы будут уменьшаться либо увеличиваться государственные расходы.

В зависимости от обязательств государства по погашению долга различают займы с правом и без права долгосрочного погашения. Право долгосрочного погашения дает возможность государству учитывать ситуацию на финансовом рынке.

 

Таким образом, государственный кредит представляет собой совокупность достаточно разнообразных форм и методов финансовых отношений.

 

Такой подход направлен на создание благоприятных условий для привлечения средств как для государства, так и для ее кредитов. Разнообразие форм позволяет максимально учитывать разносторонние интересы юридических и физических лиц.

Государственный кредит требует особенного контроля. Этот контроль распространяется как на привлечение заемных средств, так и на их погашение.

 

Привлечение займов должно основываться на двух принципах:

инимизация стоимости займа 

установление стабильности государственных ценных бумаг на финансовом рынке.

 

Выпуск государственных займов основывается на следующих условиях:

наличие кредиторов, у которых есть временно свободные средства;

доверие кредиторов государству;

заинтересованность кредиторов в предоставлении займов государству;

возможность государства своевременно и полностью возвратить долг и выплатить доход.

    Источниками погашения государственных займов могут выступать:

доходы от инвестирования заемных средств в высокоэффективные проекты;

дополнительные поступления от налогов;

экономия средств от сокращения расходов;

эмиссия денег;

привлечение средств от новых займов (рефинансирование долга).

 

Финансы предприятий

 

Финансы объединений, предприятий и отраслей представляют собой систему экономических отношений, связанных с кругооборотом денежных средств, образованием, использованием денежных доходов, контроля за производством, распределением, использованием национального продукта.

 

Функционирование финансово-кредитной системы непосредственно зависит от меры использования товарно-денежных отношений в управлении и организации хозяйственных отношений. Имевшее место в прошлом свертывание товарно-денежных отношений (с 1920-1923гг до конца 80-х - начала 90-х годов господствовали административно-командные методы хозяйствования) отрицательно сказывалось на состоянии экономики. Несмотря на попытки экономических реформ 1965-го, 1979-го, 80-х годов, практически только сейчас делаются практические шаги, чтобы стоимостные категории - деньги, цена, финансы, кредит - начали активно влиять на развитие экономики. В настоящее время деньги, финансы постепенно становятся самостоятельным и решающим ресурсом производства.

 

По материальному содержанию финансы - это целевые фонды денежных средств, в совокупности представляющие собой финансовые ресурсы предприятий.

 

В соответствии с Законом РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности" финансовые ресурсы предприятий - это преимущественно прибыль и амортизационные отчисления, доходы от ценных бумаг, паевые взносы, средства спонсоров. Но следует понимать, что финансовая наука изучает не ресурсы, как таковые, а финансовые отношения, возникающие на основе их образования, распределения, использования и направлена на совершенствование финансовых отношений.

 

Финансовые отношения возникают:

между предприятиями и организациями в процессе формирования и распределения валового дохода, при оплате поставок, реализации готовой продукции;

при выпуске и распространении акций предприятия, взаимном кредитовании, долевом участии;

между предприятиями и отдельными работниками в процессе использования дохода;

между юридическими, физическими лицами и банковской системой;

между предприятиями и иностранными партнерами при использовании валютного фонда.

В настоящее время, с развитием рыночных отношений сфера финансовых отношений предприятий резко возрастает.

 

Финансы предприятий - основа финансовой системы любого государства, так как именно в сфере материального производства создаются и первично распределяются совокупный общественный продукт и национальный доход.

  Следует понимать, что финансовые отношения - это прежде всего распределительные отношения, а они во многом сложились у нас в стране в 1929-1931 гг. Сейчас требуют изменения понятия сущности и функций финансов, самой концепции финансов. При этом определяющим моментом является то, что государство должно обеспечивать предприятия, независимо от форм собственности и хозяйствования, вида деятельности, отраслевой принадлежности, равные правовые и экономические условия хозяйственной деятельности.

 

 

Глава 2

Финансы в рыночной экономике страны

 

2.1. Сущность и содержание рыночной экономики 
Экономический строй любого государства может основываться только на двух организационных началах: на субъективной воле руководящего органа или на объективных экономических законах. В первом случае речь идет о планово-директивной экономике, основанной на распределении имеющихся ресурсов и полученных с их помощью доходов. В основе такого распределения лежит волюнтаристский подход одного человека или группы людей, наделенных (обычно сами себе присвоивших) правами принимать решения. Поэтому планово-директивная экономика именуется зачастую как административно-командная экономика. Во втором случае имеется в виду создание подлинно научной экономики, более известной под термином "рыночная экономика". 
Рыночная экономика - это экономика, основанная на отношениях, возникающих при купле-продаже товара на рынке, где сталкиваются спрос как представитель потребления и предложение как представитель производства. В рыночных отношениях участвуют различные экономические субъекты. К ним относятся отдельные физические лица (предприниматели, потребители, инвесторы, вкладчики, фермеры, продавцы, покупатели) и юридические лица (хозяйствующие субъекты). Хозяйствующие субъекты на рынке представлены предприятиями различных организационно-правовых форм и форм собственности (малые предприятия, арендные, совместные, муниципальные и др.), акционерными обществами, товариществами, кооперативами, биржами, фондами, банками, компаниями, ассоциациями, обществами, фирмами, концернами, консорциумами и другими юридическими лицами. Экономические субъекты рыночной экономики могут выступать только в качестве продавцов и покупателей. Таким образом, в основе рыночных отношений лежат отношения между продавцами и покупателями по удовлетворению их интересов. Продавец стремится продать свое предложение, свою продукцию. Покупатель стремится реализовать свой спрос, купить нужную ему продукцию. 

2.2. Место и роль финансов в рыночной экономике страны

 

Экономический строй любого государства основывается на объективных экономических законах. Современные государства осуществляют управление рыночной экономикой с помощью государственного уклада народного хозяйства, финансовой налоговой системы, денежно-кредитной системы.

Информация о работе Роль финансов