Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 14:12, доклад
Общественный прогресс предполагает две формы развития –революционную и эволюционную. Можно привести много примеров революционного перехода от низших социально-экономических формаций к высшим. Определённую роль в формировании революционной ситуации и проведении революционных преобразований играют финансы. Финансы способствуют развитию объективных и субъективных предпосылок революции. Их воздействие достигается стимулированием ускорения темпов роста и совершенствования технологии в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и других отраслях народного хозяйства, прямым участием в финансировании строительства предприятий, новых отраслей.
Общественный прогресс предполагает
две формы развития –революционную и
эволюционную. Можно привести много примеров
революционного перехода от низших социально-экономических
формаций к высшим.
Определённую роль в формировании революционной
ситуации и проведении революционных
преобразований играют финансы.
Финансы способствуют развитию объективных
и субъективных предпосылок революции.
Их воздействие достигается стимулированием
ускорения темпов роста и совершенствования
технологии в промышленности, сельском
хозяйстве, строительстве и других отраслях
народного хозяйства, прямым участием
в финансировании строительства предприятий,
новых отраслей. Финансы обеспечивают
проведение научных исследований и внедрение
их результатов в производство. Они участвуют
в формировании и качественном изменении
главной производительной силы общества
–его работников.
Финансы воздействуют на ускоренное развитие
производительных сил, изменение структуры
общественного производства, усиление
его концентрации и централизации капитала.
Новое состояние получает рабочая сила:
меняется его квалификация, структура,
потребности. Эти изменения в сфере производства
и его кадровом обеспечении означают,
что финансы способствуют достижению
производительными силами такого уровня,
когда неизбежен переход к иным общественным
формам организации экономической и социальной
жизни человека.
Финансы создают материальные предпосылки
для такого перехода.
Финансы способствуют появлению новых
политических движений и партий, обеспечивают
эффективное их участие в общественной
жизни, революционном преобразовании
страны. Любой партии необходимо финансовая
база, так как партия использует систему
доходов и расходов для укрепления своего
организационного единства, широкого
распространения своих программных взглядов
среди различных социальных групп и общественных
движений.
Кроме подготовки объективных и субъективных
факторов революции финансы играют важную
роль в обострении противоречий (экономических,
социальных и политических), ускоряющих
революционные процессы. Объективно способствуя
зарождению и развитию прогрессивных
явлений во всех сферах общественной жизни,
финансы не обеспечивают полной автоматической
реформации или отмирания устаревших
экономических и государственных структур,
передачи власти другим общественным
силам и политическим партиям. На этой
основе обостряются старые и появляются
новые противоречия. Способом их разрешения
при непримиримо враждебных обстоятельствах
является социальная революция.
Революция –это определённая совокупность
политических, экономических и социальных
мероприятий, направленных на радикальное
переустройство общественной жизни и
закрепление победы более совершенной
общественно- экономической системы. Важным
элементом экономических преобразований
в ходе революции является финансовая
программа действий политических сил,
пришедших к власти. Эта финансовая программа
направлена на создание прочной финансовой
базы новой политической надстройки, обеспечивающей
не просто функционирование создающихся
государственных структур, но и финансирование
революционных мероприятий пришедших
к власти политических сил во всех сферах
общественной жизни.
Финансовая программа революции должна
обеспечить радикальные преобразования
экономической основы жизни страны. Для
этого в ней необходимо предусмотреть
такие изменения в области финансов, которые
создавали бы возможность формирования
финансового капитала, стимулирующего
ускоренное развитие прогрессивных экономических
форм. Данная программа нацелена на переустройство
социальной структуры общества.
Финансовая сторона жизни общества является
в руках победивших революционных сил
мощным рычагом коренных преобразований
во всех сферах общественной жизни. При
этом часть положений программы меняется
в зависимости от исходных финансово-экономических
условий, конкретной финансовой ситуации,
в которой завершается революция (финансовый
кризис, относительно благополучное финансовое
положение старого политического режима
и т.п.).
Финансовая программа социальной революции
направлена на решительную демократизацию
финансовой системы. В ходе революции
предусматриваются глобальные изменения
в налоговой политике и расходах государственного
бюджета; происходит укрепление и развитие
местных бюджетов, упорядочение отношений
в области государственного кредита, демократизация
финансов государственных предприятий;
система имущественного страхования ориентируется
на обслуживание потребностей хозяйственных
организаций всех отраслей народного
хозяйства и форм собственности, развивается
система социального и пенсионного страхования
в интересах трудящихся.
Налоговая политика пересматривается
в направлении обеспечения большого участия
в формирования доходов бюджета состоятельных
слоёв общества и предоставлении определённых
льгот малоимущим группам населения. При
недостаточности регулярных налоговых
поступлений возможно использование чрезвычайных
налогов. В области расходов государственного
бюджета упраздняются статьи затрат, происходит
переориентация расходов на хозяйственные
и социальные потребности за счёт сокращения
инвестиций на непроизводительные цели.
На основе роста поступления доходов и
строгого соблюдения режима экономии
в расходах достигается бюджетное равновесие.
Принимаются меры к развитию местных бюджетов,
чётко определяются источники их доходов
и бюджетные права местных органов власти.
Пересматривается кредитная политика
государства в направлении ограничения
операций, служивших обогащению отдельных
классов. Принимаются меры к вовлечению
свободных денежных средств населения
и предприятий систему государственного
кредита для финансирования преобразований
экономической и социальной структуры
общества.
В области страхования принимаются меры
по страховой защите новых,
«малодоходных» сфер и отраслей деятельности,
повышению уровня страхового возмещения
и введению новых отраслей социального
страхования и его распространению на
все категории трудящихся.
Реализация финансовой программы революции
способствует развитию финансовой системы
на новых началах и позволяет использовать
финансы в качестве активного рычага преобразований.
Важнейшими инструментами использования
финансов с целью регулирования и стимулирования
экономических и социальных процессов
являются налоги, государственные расходы,
местные бюджеты, государственные займы,
страховые тарифы.
Финансовая политика государства в революционный
период постоянно корректируется, так
как революционные преобразования ведут
к быстрым переменам в экономической,
политической и социальной сферах общества.
Для того, чтобы финансы не стали тормозом
общественного развития, государственные
структуры должны проводить анализ направления
и степени их воздействия на все стадии
воспроизводства и вносить поправки в
организацию финансовых отношений в целях
предотвращения неблагоприятных последствий
их функционирования.
Основные закономерности развития финансов
в переходных условиях.
Реальный опыт нашей страны и стран Восточной
Европы в переходных условиях позволяет
выделить основные тенденции становления
и развития финансов. Некоторые из этих
тенденций не получили должного воплощения
в практике финансового строительства,
значение других необоснованно преувеличивалось,
третьи вообще не имели права на существование.
К числу общих направлений развития финансовых
отношений в переходных условиях относились
в первую очередь формирование классового
подхода в использовании финансов, превращение
их в орудие захвата частной собственности,
соблюдение интересов тех классов, которые
поддерживали революционные преобразования.
Новое классовое содержание финансов
появилось сразу после свершения
Октябрьской революции в России. Сначала
это реализовалось в отдельных чрезвычайных
мерах новой власти по отношению к имущим
классам. Затем классовый переход в использовании
финансов углублялся и расширялся, пронизывая
всю финансовую деятельность государства.
Финансовыми средствами изъятия капитала
являлись чрезвычайные налоги, специальные
налоги на прирост стоимости имущества
за военные годы, изъятие военных прибылей
и т.п. Аннулировались дореволюционные
долги, проводились денежные реформы с
ограничением обмена старых денег на новые.
Государство использовало финансы для
поддержки общественных форм хозяйствования:
финансировалось развитие государственного
сектора экономики, развивалось народное
образование, здравоохранение и другие
виды социальной инфраструктуры.
Важная закономерность финансового строительства
состояла в том, чтобы сначала использовать
старые финансовые инструменты, а затем
заменить их новыми формами финансовых
отношений.
Не имея возможности сразу создать финансовую
систему, принципиально отличающуюся
от прежней (для этого необходимы время,
экономические и организационные предпосылки),
революционное правительство использовало
старые финансовые инструменты. Так происходит
с государственным бюджетом и всеми его
атрибутами, социальным и имущественным
страхованием.
Однако прежние формы быстро наполнились
новым содержанием. Так, путём повышения
акцизов на товары не первой необходимости
перестройке подверглась система косвенного
обложения. Некоторые налоги отменялись
в связи с утратой объектов обложения
(например, земельный налог, налог на денежные
капиталы).
Одновременно появлялись новые формы
обложения.
Анализ опыта революционных преобразований
в нашей стране показывает, что новые формы
финансовых отношений подчас необоснованно
развивались, неоправданно быстро были
забыты.
Общей тенденцией развития финансов явилось
проведение финансовой централизации,
которая выразилась в создании новой бюджетной
системы, введении государственной монополии
на страхование, слиянии бюджета социального
страхования с государственным бюджетом.
Финансовая централизация сыграла положительную
роль в решении экономических, социальных,
военно-политических задач начального
этапа переходного периода. Однако постепенно
усиливалась тенденция к демократизации
финансовой системы. Но из-за бюрократической
централизации принимаемых решений в
области финансов местные органы власти
и трудовые коллективы так и не получили
возможности раскрыть свой потенциал.
Государственное страхование на долгие
годы задержалось в развитии, ограничив
сферу своей деятельности в основном имущества
хозяйственных кооперативов, населения
и личным страхованием. Серьёзно отставало
от потребностей жизни социальное страхование.
Ещё одна тенденция это формирование финансов
предприятий как основы, исходного звена
всей финансовой системы. Путь к этому
был открыт национализацией основной
массы средств производства, в большинстве
случаев насильственным объединением
крестьянства в сельскохозяйственные
кооперативы. Постепенно государственные
и кооперативные предприятия стали занимать
доминирующие положения в экономике. Финансы
хозяйственных единиц стали основой всей
финансовой системы, а отчисления от их
прибылей начали играть ведущую роль в
доходах государственного бюджета страны.
Однако преждевременный отказ от многоукладности
экономики переходного периода устранил
здоровую конкуренцию между предприятиями,
обрёк государственные и кооперативные
предприятия на многолетний застой.
По мере укрепления государственного
бюджета за бюджетом закреплялась роль
основного финансового плана страны, пронизывающего
своим влиянием всю экономику. В этом состояла
ещё одна существенная особенность развития
финансов в переходный период. Однако
с утверждением планирования бюджетно-
налоговые, финансовые методы регулирования
хозяйственной жизни всё больше стали
согласовываться и увязываться с планами
экономического и социального развития.
Планирование всё глубже проникало в сферу
социального, личного и имущественного
страхования, государственного кредита,
финансовой деятельности предприятий.
В результате финансовые методы стимулирования
экономики были почти полностью заменены
плановыми, централизованными установками.
Была подорвана хозяйственная инициатива
трудовых коллективов, появились иждивенство
и безразличие к конечным результатам
их деятельности. Постепенно утрачивался
опыт использования финансовых методов
воздействия на интересы производителей.
Информация о работе Роль и значение финансов в развитие общества