Роль клиринга на фондовой бирже

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 02:57, реферат

Описание работы

Развития рынка ценных бумаг является самым динамично развивающимся сегментои российского финансов рынка, наиболее активно интегрирующимся в мировую экономику. Развития рыночных отношений в обществе привело к появлению целого ряда новых экономических объектов учета и анализ. К ним, прежде всего, следует отнести ценные бумаги, приобретающие массовый и стандартизированный характер, котрорые обуславливают определенные финансовые права и обязанности.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие клиринга и фондовой биржи 4
Глава 2. Деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг) 8
2.1. Требования, предъявляемые к клиринговой организации. 8
2.2. Процедура клиринга. 8
2.3. Связь клиринга и расчетов. 9
2.4. Виды взаимозачета при клиринге. 10
2.5. Основные риски клиринговой деятельности 11
Заключение 13
Список использованной 14

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТТТ.docx

— 37.43 Кб (Скачать файл)

2.4. Виды взаимозачета при клиринге.

 Взаимозачет — это  выявление  итоговых взаимоотношений  между  участниками рынка за  определенный  временной промежуток  по всем  сделкам между ними  за этот  отрезок времени.

Взаимозачет может быть:

• двусторонним — это  взаимозачет только между двумя  участниками рынка по всем сделкам, заключенным между ними за расчетный  период (обычно задень);

• многосторонним — это  взаимозачет сразу между многими  участниками рынка по всем заключенным  между ними сделкам за расчетный  период; он обозначается также термином «неттинг».

Многосторонний клиринг  может существовать в двух формах:

1) без посредника в  расчетах;

2) с участием центрального  посредника  в расчетах; такой  клиринг получил  название «новейшн».

В системе многостороннего  клиринга «новейшн»-обязательства всех участников рынка регистрируются не относительно друг друга, а относительно самого клирингового центра, который как бы становится стороной каждой сделки, заключенной перед этим участниками рынка между собой. В результате для каждого участника рынка определяется, с одной стороны, сумма его обязательств перед клиринговой организацией, а с другой — сумма обязательств клиринговой организации перед ним. Затем осуществляется взаимозачет, в ходе которого определяется итоговое сальдо по деньгам и ценным бумагам.

Наличие единого посредника в расчетах позволяет клиринговой  организации не только удешевить  и ускорить расчеты, но и создавать  новые системы управления рыночными  рисками, позволяющие существенно  снижать их.

Современные системы клиринга и расчетов основаны на мощнейшей  вычислительной технике.

2.5. Основные риски клиринговой деятельности.

 Клиринговая деятельность, как  и любая другая рыночная  деятельность, сопряжена с рядом  рисков, или  возможных потерь, как  для самой  клиринговой организации,  так  и для ее клиентов. В  наиболее  укрупненном виде риски  клиринга  могут быть двух типов:

• операционные — это  риски, которые вытекают из операций (действий, процедур), осуществляемых клиринговой  организацией, и которые могут  обернуться потерями для нее самой;

• специфические — это  риски, которые вытекают из операций (действий, процедур), осуществляемых клиринговой организацией, и которые могут обернуться потерями для участников клирингового процесса (сторон сделки).

Операционные риски складываются из риска:

• недостоверности исходных данных по совершаемым сделкам;

• незаконного использования  информации, имеющейся в клиринговой  организации, другими участниками  рынка (например, несанкционированный  доступ в ее информационную базу);

неисполнения клиринговой организацией в силу каких-то причин обязательств перед участниками клиринга.

Клиринговая организация  обязана возмещать потери от операционных рисков своим клиентам за счет собственных  ресурсов.

Специфические риски —  это риски, возникающие у самих  участников рынка, обязательства которых  находятся в процессе клиринга. Они  могут состоять из таких видов, как:

• риск ликвидности —  это потери, которые может понести  одна из сторон договора купли-продажи  ценной бумаги в результате задержки другой стороной договора исполнения своих обязательств;

• риск неисполнения обязательств — это потери, которые может  понести одна из сторон договора в  результате неисполнения его другой стороной своих обязательств по нему;

• системный риск — это  потери, которые могут понести  все участники рынка (в силу цепочки  неплатежей) в результате неисполнения обязательств одной из сторон договора.

В свою очередь, риск неисполнения обязательств может включать три  вида потерь, или рисков:

• риск потери основной суммы  долга. Такой убыток возможен, если покупатель оплатит ценную бумагу, но не получит ее, или, наоборот, в  случае, когда продавец передаст ценные бумаги, но не получит оплату за них;

• риск возмещения возможных  убытков — это убытки, которые  может понести сторона договора купли-продажи в результате его  отмены по инициативе другой его стороны;

• риск упущенной выгоды — это доход, который должна была бы получить сторона договора купли-продажи  ценной бумаги, если бы последний не был отменен по инициативе другой его стороны; кратко — это недополученный доход.

Управление (или «борьба  с») операционными и специфическими рисками состоит в разработке соответствующих защитных мер в  самой клиринговой организации, перечень которых может быть достаточно велик:

• предварительное депонирование  в клиринговой организации денежных средств и ценных бумаг сторонами, заключающими договоры купли-продажи  ценных бумаг. В результате достигается  устранение риска неисполнения обязательств одной из сторон заключенного договора;

• заключение и исполнение договоров по принципу «поставка  против платежа», т. е. процесс перечисления денег со счета на счет от покупателя к продавцу одновременно сопровождается противоположным процессом перевода ценных бумаг от продавца к покупателю (по счетам депо);

• представление участниками  рынка необходимых гарантий и  поручительств третьих лиц в клиринговый расчетный центр;

• страхование участников рынка и самой клиринговой  организации;

• тщательный отбор участников рынка с точки зрения их финансового  положения, надежности и т.п.;

• установление ограничений  на размеры заключаемых на рынке  сделок и другие меры.

Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что клиринговая деятельность в  России уже достаточно развита. Дальнейшему  развитию будет способствовать недавно  вступивший в силу закон “О клиринге и клиринговой деятельности”, которой четко регламентирует данную деятельность.

Однако, для дальнейшего развития клиринговых систем на рынке ценных бумаг необходимо решить ряд задач:

• сокращение затрат на операции клиринга и расчетов, приходящихся на одну сделку (или сдерживание  их роста);

• ускорение процесса клиринга и расчетов, сокращение сроков осуществления  этих операций;

• интернационализация клиринга и расчетов на мировом фондовом и  фьючерсном рынках.

Достижение указанных  целей должно осуществляться прежде всего путем:

• дематериализации ценных бумаг;

• перехода на электронную  торговлю акциями, облигациями и  фьючерсными контрактами;

• унификации расчетных  периодов на мировом рынке ценных бумаг.

 

Список использованной

  1. Федеральный закон от 7 tфевраля 2011 г. № 7-ФЗ “О клиринге и клиринговой деятельност.

  1.  Бродунов А.Н. Рынок ценных бумаг. Издательство: МИЭМП, 2010 г.

  1. Никифорова В.Д. Рынок ценных бумаг: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.

  1. Галанов В.А. Рынок ценных бумаг: Учебник. — М.: ИНФРА-М. — 2007. — (100 лет РЭА им. Г.В. Плеханова)

  1. www.rts.micex.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Роль клиринга на фондовой бирже