Российский Рынок ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение путей (перспектив) развития, а также анализ современного состояния российского рыка ценных бумаг. Исходя из вышеизложенной цели, в работе решаются следующие задачи:
- на основе обобщения и систематизации специальной литературы проводится исследование теоретических основ формирования и функционирования рынка ценных бумаг, в том числе: выявление структуры российского рынка ценных бумаг; установление его целей и задач; определение его функций и аспектов правового регулирования.
- дается оценка современных тенденций развития фондового рынка России на основе проведения анализа современного состояния российского рынка акций; анализа основных сегментов российского рынка облигаций (государственных и муниципальных облигаций, корпоративных облигаций, еврооблигаций).
- на основе проведенного анализа делаются обоснованные выводы.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Содержание РЦБ
1.1. Структура рынка ценных бумаг
1.2. Цели и задачи рынка ценных бумаг
1.3. Правовое регулирование РЦБ
Глава 2. Анализ состояния РЦБ
2.1. Модели РЦБ
2.2. Современное состояние и перспективы
2.3. Анализ показателей состояния РЦБ
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по предмету РЦБ на тему Российский рынок ценных бумаг.docx

— 797.08 Кб (Скачать файл)

Как инструмент государственной  финансовой политики рынок государственных ценных бумаг выполняет следующие функции:

  1. финансирование дефицита бюджетов органов власти разных уровней. В результате выпуска государственных ценных бумаг и реализации их на открытом рынке правительство получает денежные средства, которые направляются на покрытие дефицита государственного бюджета;
  2. финансирование конкретных проектов. Обычно к выпуску ценных бумаг под конкретные проекты прибегают муниципальные власти. Выпуская и реализуя на ценные бумаги целевого назначения, они привлекают свободные денежные средства общества, которые и направляются на финансирование необходимых проектов;
  3. регулирование объема денежной массы, находящейся в обращении. Данная функция обычно реализуется государственными банками. Покупка госбанком государственных ценных бумаг увеличивает объем денежной массы в обращении, а продажа имеющихся государственных бумаг, наоборот, сокращает денежные агрегаты;
  4. поддержание ликвидности финансово-кредитной системы. Эта весьма важная функция Центрального банка довольно успешно реализуется через рынок ГКО;
  5. некоторые другие, вспомогательные функции. Например, важную роль сыграли государственные ценные бумаги в российской приватизации.

К вспомогательным функциям фондового рынка можно отнести  использование ценных бумаг в приватизации, антикризисном управлении, реструктуризации экономики, стабилизации денежного обращения, антиинфляционной политике.

 

    1. Правовое регулирование РЦБ

 

Правовое регулирование  рынка ценных бумаг в Российской Федерации производится на основе федеральных  законов, которые были приняты более 15 лет назад. В настоящее время  законодательная база для правового  регулирования рынка ценных бумаг  претерпела значительные изменения, но основным принципом, который заложен  в большинство законодательных  актов, является жесткий контроль деятельности  рынка ценных бумаг.

Основной задачей правового  регулирования ценных бумаг является «открытость» эмитентов, благодаря  которой инвесторы должны получать четкое представление о деятельности компании, ценные бумаги которой они  хотят приобрести. Очевидно, что  предотвратить обман или подлог со стороны эмитента не всегда возможно, но государственные органы прилагают  огромные усилия для того, чтобы избежать обмана инвесторов.

В настоящее время существует три основных функции, с помощью  которых осуществляется правовое регулирование  рынка ценных бумаг.

Первой функцией правового  регулирования ценных бумаг является регистрация брокеров и аналитиков, которые занимают непосредственно  торговлей ценными бумагами, а также предоставляют консультационные услуги.

Второй функцией правового  регулирования рынка ценных бумаг  является обеспечение гласности. Любой  эмитент, который планирует вывести  свои ценные бумаги на рынок, обязан опубликовать полную и достоверную информацию о своей деятельности.

Третьей функцией правого  регулирования рынка ценных бумаг  является поддержание правопорядка на рынке ценных бумаг. Для этой цели контрольные органы постоянно проводят проверки, компании, которые допускают  неоднократные нарушения при  работе на рынке ценных бумаг, могут  быть отстранены от работы с инвесторами и эмитентами.

В Российской Федерации основным контрольным органом по работе с  организациями, работающими на рынке  ценных бумаг, является Федеральная  комиссия по рынку ценных бумаг, приоритетными  функциями которой является разработка направлений и координация деятельности организаций, работающих на рынке ценных бумаг, установление обязательных требований как к участникам сделки, так и  к порядку осуществления сделок, а также лицензирование деятельности компаний, которые осуществляют сделки с ценными бумагами.

Еще одной из важнейших  функций при правовом регулировании  рынка ценных бумаг является налогообложение  участников сделки, что позволяет  регулировать активность на рынке ценных бумаг.

Кроме правового регулирования  рынка ценных бумаг, существует и  саморегулирование, которое производится с помощью действия различных  объединений компаний, которые осуществляют сделки на рынке ценных бумаг. Принцип саморегулирования представлен на рисунке 3.

Рисунок 3 – «Саморегулирование РЦБ»

 

Правовое регулирование  в данной сфере осуществляется законодательными и подзаконными нормативными актами, такими как:

  1. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о РЦБ) регулирует отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг, при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также устанавливает основы государственного регулирования данного рынка.
  2. Федеральный закон от 5 марта 1999 г. "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" устанавливает меры, направленные на обеспечение государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги, а также определяет порядок выплаты компенсаций и предоставления иных форм возмещения ущерба инвесторам - физическим лицам, причиненного противоправными действиями профессиональных участников рынка ценных бумаг.
  3. Предметом регулирования Федерального закона от 23 июня 1999 г. "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" являются отношения, влияющие на конкуренцию на рынке финансовых услуг, в том числе услуг на рынке ценных бумаг.
  4. Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N° 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" устанавливает порядок возникновения в результате эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и исполнения обязательств Российской Федерации, субъектами РФ, муниципальными образованиями; процедуру эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и особенности их обращения; порядок раскрытия информации эмитентами указанных ценных бумаг.
  5. Подзаконный нормативный акт - Указ Президента РФ от 4 ноября 1994 г. № 2063 "О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации", Указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. N° 1210 "О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера", Постановление Правительства РФ от 12 августа 1998 г. № 934 "Об утверждении порядка наложения ареста на ценные бумаги".

Федеральный закон «О рынке  ценных бумаг» закрепляет также ряд  требований к деятельности фондовой биржи:

1) Юридическое лицо, осуществляющее деятельность фондовой биржи, не вправе совмещать указанную деятельность с иными видами деятельности, за исключением деятельности валютной биржи, товарной биржи, клиринговой деятельности.

В случае совмещения юридическим  лицом деятельности валютной биржи  и/или товарной биржи (деятельности по организации биржевой торговли) и/или клиринговой деятельности с деятельностью фондовой биржи  для осуществления каждого из указанных видов деятельности должно быть создано отдельное структурное  подразделение. Таким образом, фондовая биржа является субъектом исключительной компетенции.

2) Фондовая биржа действует на основе лицензии, выдаваемой Федеральной службой по финансовым рынкам РФ.

3) Участниками торгов на фондовой бирже могут быть только брокеры, дилеры и управляющие. Иные лица могут совершать операции на фондовой бирже исключительно при посредничестве брокеров, являющихся участниками торгов.

4) Фондовая биржа обязана утвердить:

а) правила допуска к  участию в торгах на фондовой бирже;

б) правила проведения торгов на фондовой бирже, которые должны содержать  правила совершения и регистрации  сделок, меры, направленные на предотвращение манипулирования ценами и использования служебной информации.

Фондовая биржа обязана  регистрировать указанные документы  в Федеральной службе по финансовым рынкам.

5) Фондовая биржа должна осуществлять постоянный контроль за совершаемыми на фондовой бирже сделками в целях выявления случаев использования служебной информации, манипулирования ценами и за соблюдением участниками торгов и эмитентами, ценные бумаги которых включены в котировальные списки, требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Участники торгов обязаны  предоставлять фондовой бирже по ее требованию информацию, необходимую  для осуществления ею контроля в  соответствии с правилами проведения торгов на фондовой бирже.

6) Фондовая биржа обязана обеспечивать гласность и публичность проводимых торгов путем оповещения участников торгов о месте и времени проведения торгов, списке и котировке ценных бумаг, допущенных к торгам на фондовой бирже, результатах торговых сессий, а также предоставлять другую информацию в соответствии с законодательством.

7) Фондовая биржа вправе устанавливать размер и порядок взимания с участников торгов взносов, сборов и других платежей за оказываемые ею услуги, а также размер и порядок взимания штрафов за нарушение установленных ею правил.

Фондовая биржа не вправе устанавливать размер вознаграждения, взимаемого участниками торгов за совершение биржевых сделок.

8) Фондовые биржи, являющиеся некоммерческими партнерствами, могут быть преобразованы в акционерные общества. Решение о таком преобразовании принимается членами такой фондовой биржи большинством в три четверти голосов всех членов этой фондовой биржи.

 

Глава 2. Анализ состояния  РЦБ

 

2.1. Модели РЦБ

 

Модель рынка ценных бумаг  – это тип организации фондового  рынка в зависимости от вида институтов, выполняющих функции финансовых посредников.

Рыночные экономики демонстрируют  различные модели рынка ценных бумаг. Чаще всего выделяют 3 типа моделей:

1) англо-американскую;

2) германскую;

3) смешанные модели.

Англо-американская модель рынка ценных бумаг (небанковская) –  это такая его организация, при  которой функцию финансовых посредников (брокеров-дилеров) выполняют небанковские финансовые институты, специализированные компании по ценным бумагам.

Основные характерные  черты англо-американской модели:

1) в англо-американской  модели существенно выше в  структуре собственности доля  розничных инвесторов и представляющих  их институтов коллективного  инвестирования ниже доля собственности  государства и крупных корпоративных  структур или банков;

2) существенно меньшее  значение в составе акционерных  капиталов имеют контрольные  пакеты. Обеспечивается высокая  степень дробности в собственности  на акционерные капиталы. Важнейшим  стимулом и источником доходов  для акционеров и менеджмента  является повышение рыночной  стоимости компаний, выявляемое  на открытом рынке акций;

3) англо-американская модель  традиционно отличается большей  открытостью, меньшим провинциализмом  (меньше ограничений на трансграничное  движение капиталов, конвертируемость  валюты, свободнее доступ иностранных  эмитентов, инвесторов и финансовых  посредников). При этом на либерализованных рынках возникает сильный государственный надзор, обеспечивающий честное ведение бизнеса и снижение рисков;

4) более высокой является  насыщенность хозяйственного оборота  денежными ресурсами (монетизация). Возникает устойчивая тенденция  к диверсификации структуры финансового  рынка, росту его объемов, позитивной  конъюнктуре цен, снижению рисков, возникновению новых сегментов  и инновационных финансовых продуктов;

5) рынок ценных бумаг  является массовым, ликвидным, он  во всё большей мере приобретает  международный характер. Фондовый  рынок становится основным источником  инвестиций в реальный сектор (доля банковских кредитов в  финансировании сокращается);

6) наиболее крупным сегментом  рынка ценных бумаг становится  рынок акций, долговые инструменты  начинают носить подчиненный  характер. Начинают быстро нарастать  ресурсы институтов коллективного  инвестирования; всё более крупными  и устойчивыми становятся банки  и другие финансовые институты;  доля коммерческих и сберегательных  банков и традиционных банковских  продуктов в финансовых активах,  в структуре финансирования хозяйства  быстро снижается. Финансирование  венчурных проектов - новых компаний, несущих на себе высокие уровни  риска - в значительной мере  осуществляется через рынок акций;

7) характерно большее  отделение коммерческих банков  от рынка корпоративных ценных  бумаг, страховых продуктов и  др. Финансовые институты являются  более специализированными в  сравнении с Германской моделью  и в целом в континентальной  Европе, широко используется концепция  специализированных банков (например, инвестиционных банков или, что  то же самое, брокерско-дилерских  компаний).

Примерами являются рынки  ценных бумаг США, Великобритании, Канады, Австралии.

Германская модель рынка  ценных бумаг (банковская) – это  такая его организация, при которой  функцию финансовых посредников (брокеров-дилеров) выполняют коммерческие банки.

Основные характерные  черты германской модели:

1) существенно ниже в  структуре собственности доля  розничных инвесторов и представляющих  их институтов коллективного  инвестирования; выше доля собственности  государства и крупных корпоративных  структур;

2) существенно большее  значение в составе акционерных  капиталов имеют контрольные  пакеты и вертикальные участия.  Соответственно, важнейшую роль  начинают играть банки как  крупные инвесторы в акционерные  капиталы хозяйства. Повышение  рыночной стоимости компании  на открытом рынке не является  важнейшей целью менеджмента,  большее внимание отдается росту  объемов, производительности, качеству  продукции;

3) несмотря на то, что  все атрибуты рыночной экономики  налицо, степень централизации в  принятии решений, роль в этом  государства и немногих крупнейших  собственников, масштабы административного  вмешательства и размеры государственной  собственности выше, чем в англо-американской  модели;

Информация о работе Российский Рынок ценных бумаг